Уникальный идентификатор дела
11RS0018-01-2023-000927-81
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
от 05 февраля 2024 года по делу № 2-105/2024
Усть-Куломский районный суд Республики Коми
под председательством судьи Барбуца О.В.,
при секретаре судебного заседания Тарабукиной В.М.,
с участием прокурора Тютеревой Е.А.,
представителя ответчика – руководителя администрации сельского поселения «Диасёръя» Опариной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом гражданское дело по исковому заявлению прокурора Усть-Куломского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Диасёръя» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о защите прав инвалидов,
установил:
Прокурор Усть-Куломского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Диасёръя» о возложении обязанности в срок до 01.12.2025 обеспечить беспрепятственный доступ к информации лиц, имеющих ограничения по зрению, путем размещения перед входами во внутренние помещения администрации сельского поселения «Диасёръя», расположенной по адресу: <адрес>ёръя, <адрес>, в которых оказываются услуги, информирующих тактильных табличек для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля. В обоснование иска указано, что в здании, в котором расположена администрация сельского поселения «Диасёръя» по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, оказываются муниципальные услуги в виде приема и регистрации обращений граждан, которые осуществляются в кабинете специалистов, личный приём граждан осуществляется главой сельского поселения в кабинете главы. При этом вход в здание администрации и вход непосредственно в помещения, в которых оказываются услуги, не оборудован информирующими тактильными табличками для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения. Таким образом, ответчиком не обеспечены условия для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, чем нарушены права и интересы неопределенного круга лиц на создание условий их доступности.
Участвующий в деле прокурор Тютерева Е.А. поддержала иск по указанным в нём основаниям.
Представитель администрации сельского поселения «Диасёръя» Опарина М.В. в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме, в том числе и по сроку исполнения судебного решения, пояснила, что заявку на изготовление табличек уже направили.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»), который гарантирует инвалидам социальную защиту, представляющую собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (часть 1 статьи 2).
Согласно статье 14 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалиду обеспечение беспрепятственного доступа к необходимой информации.
В соответствии с пунктами 5, 6 части 1 статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам надлежащее размещение носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, а также обеспечивают дублирование необходимой для инвалидов информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.
На основании пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг») основным из принципов предоставления государственных и муниципальных услуг является доступность обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг и предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 № 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» основным требованием к государственной политике субъектов Российской Федерации является обеспечение реализации комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, а также совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации, включая решение вопросов образования и занятости инвалидов, и государственной системы медико-социальной экспертизы в целях реализации их прав и основных свобод, что будет способствовать полноценному участию инвалидов в жизни страны.
Требования к обеспечению входа и передвижения инвалида в помещении закреплены в СП 59.13330 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденном приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр. Указанные требования подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений, а также территорий общего пользования. Они распространяются на функционально-планировочные элементы территорий общего пользования, зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг (обслуживания) и места приложения труда. Требования распространяются также на информационное и инженерное обустройство территорий общего пользования, зданий, сооружений и земельных участков.
В пункте 6.5.9 СП 59.13330.2020 указано, что информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения.
Частью 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Исходя из требований части 1 статьи 1 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг») настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.
Муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав (пункт 2 статьи 2 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).
Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, прокуратурой района в рамках осуществления надзорных функции проведена проверка исполнения на территории района законодательства о защите прав граждан, имеющих инвалидность, в части обеспечения доступности общественных и административных пространств для лиц из указанной категории, по результатам которой выявлены нарушения.
Проверкой установлено, что здание администрации сельского поселения «Диасёръя» расположено по адресу: <адрес> (кадастровый №). Помещения 7-14 указанного здания является муниципальным имуществом муниципального образования сельского поселения «Диасёръя» (выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ).
Ответчик в указанном здании оказывает муниципальные услуги, прием и регистрацию обращений граждан. Указанные услуги предоставляются в кабинете специалистов, личный приём граждан осуществляется главой сельского поселения в кабинете главы.
Вход в здание администрации сельского поселения «Диасёръя» и вход непосредственно в помещения, в которых оказываются услуги, не оборудованы информирующими тактильными табличками для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения.
Доказательств тому, что в настоящее время здание администрации сельского поселения «Диасёръя» обеспечено тактильными табличками для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля ответчиком не представлено. Выявленные нарушения ущемляют права и законные интересы граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ к объектам социальной инфраструктуры и не соответствуют направлениям социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.
Исходя из требований части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Прокурором заявлено об установлении срока исполнения решения суда - до 01.12.2025.
Суд соглашается с мнением прокурора об установлении разумного срока для исполнения заявленных требований – до 01.12.2025, в течение которого возможно исполнить решение суда.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о наличии законных оснований для удовлетворения исковых требований прокурора в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Усть-Куломского района удовлетворить.
Обязать администрацию сельского поселения «Диасёръя» (<данные изъяты>) в срок до 01.12.2025 обеспечить беспрепятственный доступ к информации лиц, имеющих ограничения по зрению, путем размещения перед входами во внутренние помещения администрации сельского поселения «Диасёръя», расположенные по адресу: <адрес>, в которых оказываются услуги, информирующих тактильных табличек для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, - апелляционное представление, в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Куломский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: подпись.
Мотивированное решение составлено 12 февраля 2024 года.
Копия верна. Судья О.В. Барбуца