Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1539/2024 ~ М-695/2024 от 27.02.2024

56RS0009-01-2024-001344-41

№2-1539/2024

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

16 мая 2024 года                                                                      г. Оренбург

Дзержинский районный суд г. Оренбурга в составе председательствующего судьи Федулаевой Н.А.,

при секретаре Урясовой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кондратенко Екатерины Викторовны к Государственному казенному учреждению Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения», отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области о признании решения об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Кондратенко Е.В. обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением к Государственному казенному учреждению Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» о признании решения об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты незаконным, указав в обоснование, что 08.09.2023, 29.09.2023 и 19.10.2023 она обращалась с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением и воспитанием ребенка.

В назначении выплаты ей было отказано по причине отсутствия у заявителя и трудоспособных членов семьи доходов, а также по причине наличия зарегистрированных на заявителя или членов его семьи двух и более автотранспортных средств. С отказом не согласна, считает его незаконным. В семье имеется только один автомобиль – Toyota Land Cruiser, 2008 года выпуска.

Просит суд признать незаконным решение ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» об отказе Кондратенко Е.В. в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно. Обязать ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» произвести расчет ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет за период с 08.09.2023 по 31.03.2024. Взыскать с ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» в пользу Кондратенко Е.В. денежную выплату на ребенка в возрасте от трех до семи лет за период с 08.09.2023 по 31.03.2024; расходы на оплату услуг представителя 15 000 руб. и расходы по оплате государственной пошлины 300 руб.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области.

Уточнив исковые требования, Кондратенко Е.В. просила суд определить надлежащего ответчика и признать незаконным решение об отказе Кондратенко Е.В. в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно. Обязать ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» произвести расчет ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет за период с 08.08.2023 по 16.04.2024. Взыскать надлежащего ответчика в ее пользу денежную выплату на ребенка в возрасте от трех до семи лет за период с 08.08.2023 по 16.04.2024; расходы на оплату услуг представителя 15 000 руб. и расходы по оплате государственной пошлины 300 руб.

Истец Кондратенко Е.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель истца Аксенова Е.П. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель ответчика ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» Баловнев Д.О. в судебном заседании против иска возражал, полагал, что ГКУ является ненадлежащим ответчиком по делу.

Представитель ответчика отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области Хмельницкий А.В. в судебном заседании против удовлетворения иска возражал по основаниям, изложенным в отзыве на иск.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие истца в порядке ст.167 ГПК РФ.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Кондратенко Е.В. является матерью несовершеннолетнего ребенка Кондратенко Тимофея Максимовича, <Дата обезличена> года рождения.

08.09.2023, 29.09.2023 и 19.10.2023 истец через портал федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг» обращалась с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением и воспитанием ребенка в возрасте от трех до семи лет.

В назначении выплаты ей было отказано по причине отсутствия у заявителя и трудоспособных членов семьи доходов, а также по причине наличия зарегистрированных на заявителя или членов его семьи двух и более автотранспортных средств.

Полагая отказ в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка незаконным, истец обратилась в суд с настоящим иском.

Оценивая доводы сторон относительно обоснованности заявленных требований, суд приходит к следующим выводам.

Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее - Федеральный закон N 81-ФЗ) устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

Федеральным законом N 455-ФЗ от 21.11.2022 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» в часть 1 статьи 3 внесены изменения - к видам государственных пособий гражданам, имеющим детей, с 01.01.2023 г. отнесено ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ право на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка предоставляется нуждающимся в социальной поддержке беременным женщинам и лицам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, при условии, если они являются гражданами Российской Федерации и постоянно проживают на территории Российской Федерации (часть 1); назначение и выплата ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка осуществляются одному из родителей (усыновителей, опекунов (попечителей) ребенка в возрасте до 17 лет, являющегося гражданином Российской Федерации и постоянно проживающего на территории Российской Федерации (часть3); право на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка возникает в случае, если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный в соответствии с частью шестой настоящей статьи, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» на дату обращения за назначением указанного пособия (часть 6).

Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области (далее - Отделение) 13.09.2023, 02.10.2023 и 25.10.2023 приняты решения об отказе в назначении ежемесячного пособия в соответствии с подпунктами «и» (наличие зарегистрированных на заявителя и (или) членов его семьи 2 и более автотранспортных средств) и «л» (отсутствие у заявителя и (или) трудоспособных членов его семьи (за исключением детей в возрасте до 18 лет) доходов) пункта 31 Правил.

Расчетным периодом для исчисления среднедушевого дохода семьи дохода семьи Кондратенко является период с 01.08.2022 г. по 31.07.2023 г. по заявлениям от 09.2023, 29.09.2023 и период с 01.09.2022 г. по 31.08.2023 г. по заявлению от 19.10.2023.

Постановлением Правительства РФ от 16.12.2022 № 2330 «О порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка» утверждены Правила назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в части, не определенной Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». (Далее -Правила).

Согласно пп. «а» п. 4 Правил назначение и выплата ежемесячного пособия осуществляется Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации (его территориальными органами).

Согласно п. 8 Правил в случае если в субъекте Российской Федерации в соответствии со статьей 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» и пунктом 11 Правил установления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъектах Российской Федерации на очередной год, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2021 г. N 1022 «Об утверждении Правил установления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъектах Российской Федерации на очередной год», величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения устанавливаются дифференцированно с учетом социально-экономических особенностей и природно-климатических условий местностей, расположенных в таких субъектах Российской Федерации, то при определении права на назначение и размера ежемесячного пособия используются величина прожиточного минимума на душу населения и величина прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения, установленные по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя, указанному в заявлении о назначении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка, форма которого утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 г. N 2330 «О порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка» (далее - заявление о назначении ежемесячного пособия).

Согласно п. 54 Правил доходы каждого члена семьи учитываются до вычета налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 34 Правил решение о назначении либо об отказе в назначении ежемесячного пособия принимается органом, осуществляющим назначение и выплату ежемесячного пособия, в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления о назначении ежемесячного пособия. Срок принятия решения о назначении либо об отказе в назначении ежемесячного пособия продлевается на 20 рабочих дней в случае непоступления документов (сведений), запрашиваемых в рамках межведомственного электронного взаимодействия, или недостающих документов (сведений), представленных позднее 5 рабочих дней со дня регистрации заявления о назначении ежемесячного пособия.

В п. 31 Правил приведен перечень оснований для отказа в назначении ежемесячного пособия.

Подпунктом «л» п. 31 Правил установлено, что основанием для отказа является отсутствие у заявителя и (или) трудоспособных членов его семьи (за исключением детей в возрасте до 18 лет) доходов, предусмотренных подпунктами «а», «б» (в части пенсий), «в» (в части стипендий и компенсационных выплат в период нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям), «е», «к», «м» - «о» и «р» пункта 47 настоящих Правил (а также их эквивалентов, полученных за рубежом), за расчетный период, предусмотренный пунктом 48 настоящих Правил, за исключением следующих случаев (их совокупности), приходящихся на указанный период:

заявитель и (или) члены его семьи не более 6 месяцев имели статус безработного, ищущего работу;

заявитель и (или) члены его семьи осуществляли уход за ребенком до достижения им возраста 3 лет;

заявитель и (или) члены его семьи младше 23 лет обучались в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения (за исключением обучения только по дополнительным образовательным программам) и не получали стипендию;

заявитель и (или) члены его семьи осуществляли уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, или инвалидом с детства I группы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы»;

заявитель и (или) члены его семьи осуществляли уход за инвалидом I группы, или престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами»;

заявитель и (или) члены его семьи проходили непрерывное лечение длительностью свыше 3 месяцев, вследствие чего временно не могли осуществлять трудовую деятельность. Этот случай распространяется только на заявителя или только на одного из членов его семьи в случае, если ребенок, входящий в состав семьи, проходил непрерывное лечение длительностью свыше 3 месяцев;

заявитель и (или) члены его семьи проходили военную службу (включая период не более 3 месяцев со дня демобилизации);

заявитель и (или) члены его семьи были лишены свободы или находились под стражей (включая период не более 3 месяцев со дня освобождения);

заявитель являлся (является) единственным родителем (законным представителем), имеющим несовершеннолетнего ребенка (детей);

семья заявителя являлась (является) многодетной. Этот случай распространяется только на заявителя или только на одного из членов его семьи;

заявитель-женщина и (или) члены семьи заявителя были беременны (при условии продолжительности беременности в течение 6 месяцев и более, приходящихся на расчетный период, предусмотренный пунктом 48 настоящих Правил, или при условии, что на день подачи заявления о назначении ежемесячного пособия срок беременности женщины - 12 недель и более, решение об отказе в назначении ежемесячного пособия по основанию, указанному в настоящем подпункте, не принимается);

заявитель и (или) члены его семьи относятся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, ведут традиционный образ жизни и традиционную хозяйственную деятельность в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживает коренной малочисленный народ и подано заявление о назначении ежемесячного пособия.

Согласно п. 47 Правил при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются следующие виды доходов, полученные в денежной форме:

а) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в рамках гражданско-правового договора, в том числе по договору об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях (договору о приемной семье, договору о патронатной семье). При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) - налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производилась выплата указанного вознаграждения;

б) пенсии, пособия и иные аналогичные выплаты, в том числе выплаты по обязательному социальному страхованию и выплаты компенсационного характера, полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации, актами (решениями) органов местного самоуправления;

в) стипендии и иные денежные выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, выплачиваемые лицам, обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, лицам, обучающимся по очной форме по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров, лицам, обучающимся в духовных образовательных организациях, а также компенсационные выплаты указанным категориям граждан в период их нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям;

е) денежное довольствие (денежное содержание) военнослужащих, граждан, пребывающих в добровольческих формированиях, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, органов принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также дополнительные выплаты, имеющие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством Российской Федерации (при наличии);

к) доходы от осуществления предпринимательской деятельности, включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе созданного без образования юридического лица, и доходы от занятия частной практикой (за исключением грантов, субсидий и других поступлений, имеющих целевой характер расходования и предоставляемых в рамках поддержки предпринимательства, документы (сведения) о которых заявитель или члены его семьи вправе представить);

м) доходы по договорам авторского заказа, об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности и лицензионным договорам;

н) доходы, полученные в рамках применения специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»;

о) ежемесячное пожизненное содержание судей, вышедших в отставку;

р) доход, полученный заявителем или членами его семьи за пределами Российской Федерации;

Согласно п. 48 Правил среднедушевой доход семьи при назначении ежемесячного пособия рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествовавших месяцу перед месяцем обращения за назначением ежемесячного пособия, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.

Согласно п. 23 Правил необходимые для назначения и выплаты ежемесячного пособия, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 г. N 2330 «О порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка», запрашиваются органом, осуществляющим назначение и выплату ежемесячного пособия, в рамках межведомственного электронного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся, и (или) представляются заявителем в соответствии с перечнем (в зависимости от сложившейся конкретной жизненной ситуации).

Проверяя правомерность отказа ответчика, суд установил, что в собственности семьи Кондратенко находится одно транспортное средство в связи с чем указание на несоблюдение истцом требований пункта «и» Правил несостоятельно.

Вместе с тем, стороной истца не оспаривалось, что в расчетный период с 01.08.2022 г. по 31.07.2023 г. по заявлениям от 09.2023, 29.09.2023 и период с 01.09.2022 г. по 31.08.2023 г. по заявлению от 19.10.2023 Кондратенко Е.В. и ее супруг не имели дохода.

Согласно пп. «л» п. 31 Правил само по себе отсутствие у трудоспособного члена семьи заявителя (супруга) за расчетный период признано основанием для отказа в назначении пособия, если заявитель не докажет обстоятельства, перечисленные в этом же пункте, которые по своему характеру должны подтвердить уважительные причины отсутствия доходов у трудоспособного члена семьи.

В ходе рассмотрения дела истец также не подтвердил наличие исключительных случаев, установленных пп. «л» п. 31 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.12.2022 № 2330, наличие которых позволило бы назначить пособие и при отсутствии доходов у истца и ее супруга, в связи с чем в иске суд отказывает.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований Кондратенко Екатерины Викторовны к Государственному казенному учреждению Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения», отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области о признании решения об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты незаконным отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Дзержинский районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья                           подпись                                   Н.А. Федулаева

В окончательной форме решение суда принято 23 мая 2024 года.

2-1539/2024 ~ М-695/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кондратенко Екатерина Викторовна
Ответчики
Фонд Социального страхования Оренбургской области
Государственное казенное учреждение "Центр социальной поддержки населения"
Суд
Дзержинский районный суд г. Оренбурга
Судья
Федулаева Наталья Альбертовна
Дело на сайте суда
dzerzhinsky--orb.sudrf.ru
27.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.02.2024Передача материалов судье
05.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.03.2024Судебное заседание
16.04.2024Судебное заседание
14.05.2024Судебное заседание
16.05.2024Судебное заседание
23.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее