Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3812/2023 ~ М-2926/2023 от 28.06.2023

Дело №2-3812/2023

    

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

07 августа 2023 года     г. Хабаровск

Центральный районный суд г. Хабаровска в составе: председательствующего судьи И.В. Пляцок,

при секретаре судебного заседания Суздальцевой Ю.А.,

с участием помощника прокурора Индустриального района г. Хабаровска Лобода Натальи Анатольевны,

третьего лица Федоткиной Валентины Геннадьевны,

представителя ответчика Министерства здравоохранения Хабаровского края Кондратюк Карины Вячеславовны, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах несовершеннолетней ФИО3, к Министерству здравоохранения <адрес> о возложении обязанности, компенсации морального вреда,

установил:

Прокурор <адрес> обратился в суд в интересах несовершеннолетней ФИО3 с иском к Министерству здравоохранения <адрес> о возложении обязанности, компенсации морального вреда. В обосновании исковых требований указано, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по обращению Федоткиной В.Г. о необеспечении ее дочери ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, страдающей сахарным диабетом 1 типа, медицинскими изделиями. Установлено, что ФИО3 является ребенком-инвалидом, диагноз Инсулинозависимый сахарный диабет без осложнений. Согласно медицинской справке по результатам консультации ФИО3 врачом-детским эндокринологом ГАУЗ «Детская областная больница» Паниным К.В. по жизненным показаниям ей необходимо использовать в терапии систему непрерывного мониторинга глюкозы Фристайл либра или аналогичные по решению региональных органов здравоохранения. При неиспользовании данной системы у ребенка возможно раннее развитие жизнеугрожающих осложнений сахарного диабета (полинейропатия, нефропатия, ангиопатия сетчатки, слепота, почечная недостачность). Согласно к инструкции к системе флеш-мониторинга, имеющей в Российской Федерации регистрационное удостоверение на медицинское - FreeStyle Libre срок использования 1 сенсора составляет 14 дней, в связи с чем в год необходимо 27 сенсоров. Система FreeStyle Libre является медицинским изделием, зарегистрированным на территории Российской Федерации, в сравнении с аналогами имеет наименьшую цену, доступна к закупке. Вместе с тем, согласно письму КГБУЗ «Детская городская поликлиника » министерства здравоохранения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, обеспечение отдельных (льготных) категорий граждан края сенсорами для мониторинга гликемии (ланцетами), а также системами непрерывного мониторирования глюкозы крови FreeStyle Libre не представляется возможным, ввиду того, что данные изделия не входят в перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утверждённых распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 №3053-р. По результатам письменного обращения Федоткиной В.Г. в учреждение с заявлением о созыве врачебной комиссии для решения вопроса об обеспечении ребенка-инвалида медицинскими изделиями, получила письменный отказ.

На основании изложенного просит возложить на Министерство здравоохранения <адрес> обязанность по обеспечению ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, медицинскими изделиями Freestyle Libre (Flash-мониторинг), обеспечивающими непрерывное мониторирование глюкозы: сканер Freestyle Libre системы Flash - мониторинга глюкозы FreeStyle Libre с принадлежностями; датчики системы Flash - мониторинга глюкозы FreeStyle Libre в количестве, необходимом для ежедневного использования - из расчета 27 датчиков в год, до отмены по медицинским показаниям применения инсулиновой помпы (помповой инсулинотерапии); взыскать с Министерства здравоохранения <адрес> компенсацию морального вреда, причиненного ФИО3, в размере 20 000 рублей.

В судебное заседание представители третьих лиц Министерства финансов <адрес>, КГБУЗ «Детская городская поликлиника » не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались судом надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении дела не заявляли, в письменном отзыве представитель Министерства финансов <адрес> просит о рассмотрении дела в его отсутствие.

На основании ст.167 ГПК РФ суд приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Лобода Н.А. требования уточнила, просила обеспечить ребенка системой непрерывного мониторирования глюкозы крови FreeStyle Libre из расчета 27 датчиков в год, поскольку сканер уже имеется.

В судебном заседании законный представитель несовершеннолетней ФИО3 – Федоткина В.Г. требования поддержала в части обеспечения ее дочери датчиками FreeStyle Libre, указала, что помпа ребенку была установлена, но ее убрали. С ДД.ММ.ГГГГ года пользуются системой FreeStyle Libre, которая удобна в использовании и позволяет вовремя отслеживать колебания глюкозы и принимать необходимые меры.

В судебном заседании представитель ответчика Министерства здравоохранения <адрес> требования не признала, указала, что программами государственных гарантий и распоряжением Правительства РФ от 31.12.2018 №3053-р бесплатное обеспечение медицинскими изделиями, обеспечивающими непрерывное мониторирование глюкозы, указанными в исковом заявлении, не предусмотрено. У ФИО3 отсутствуют основания на бесплатное обеспечение медицинскими изделиями, обеспечивающими непрерывное мониторирование глюкозы, ФИО3 обеспечена всеми медицинскими изделиями для проведения инсулиновой терапии и контроля уровня глюкозы в крови. Просит отказать в удовлетворении требований в полном объеме.

Согласно письменным возражениям представителя третьего лица Министерства финансов <адрес> - федеральное правовое регулирование не возлагает на субъект РФ обязанности по обеспечению больных диабетом такими медицинскими изделиями, как системы непрерывного мониторирования глюкозы, расходными материалами к ним, в связи с чем удовлетворение заявленных прокурором требований повлечет вмешательство в компетенцию органов исполнительной власти края, в том числе в сферу осуществления бюджетного процесса, что недопустимо.

Выслушав пояснения сторон, изучив и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с ч.1 ст.41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В силу ч.1 ст.25 Всеобщей декларации прав человека (принятой Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ) каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что согласно свидетельству о рождении ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является дочерью Федоткиной Валентины Геннадьевны, ФИО4.

ФИО3 является ребенком-инвалидом на основании справки , выданной ДД.ММ.ГГГГ. Дата очередного освидетельствования ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписному эпикризу из истории болезни КГБУЗ ДККБ им. ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ г.р., имеет основное заболевание сахарный диабет 1 тип (Е10.9), сопутствующие: кардиопатия с нарушением ритма и проводимости: синусовая брадиаритмия, СА-блокада 2 степени. НК0. Индивидуальный целевой уровень гликемического контроля: гликозилированный гемоглобин 7%. С целью стабилизации гликемии, достижения компенсации по сахарному диабету, с согласия родителей (мать), установлен инсулиновый дозатор (инсулиновая помпа) MiniMed 640G ДД.ММ.ГГГГ (помпа NG233454Н).

Согласно выписному эпикризу из истории болезни КГБУЗ ДККБ им. ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ г.р. имеет основной диагноз: сахарный диабет 1 тип (Е10.9), сопутствующий: кардиопатия с нарушением ритма и проводимости: синусовая брадиаритмия, СА-блокада 2 степени. НК0. Индивидуальный целевой уровень гликемического контроля: гликозилированный гемоглобин 7%. С целью стабилизации гликемии, достижения компенсации по сахарному диабету, с согласия родителей (мать), установлен инсулиновый дозатор (инсулиновая помпа) MiniMed 640G ДД.ММ.ГГГГ (помпа NG233454Н). Рекомендовано проведение непрерывной инсулиновой терапии (Аспарт) через инсулиновый дозатор (инсулиновая помпа) MiniMed 640G.

Согласно осмотра детского эндокринолога Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Детская областная больница» К.В. Панина - ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ г.р., наблюдается с диагнозом сахарный диабет ДД.ММ.ГГГГ, в <адрес>. У ребенка отмечается вариабельная гликемия в течение суток от 3.0 до 18 ммоль/л, (периодически гипогликемия до 2-3 раз в неделю получает базисболюсную инсулинотерапию фиасп и левемир) рекомендации выполняют постоянно, наблюдаются регулярно. Приверженность терапии удовлетворительная. Самостоятельно приобретают и используют НМГ Фри стайл либра за счет собственных средств. Время в целевом диапазоне 58%. Состояние средней степени тяжести по заболеванию. Кожные покровы чистые розовые. В легких дыхание везикулярное ЧД 20 мин ЧСС-64 в мин. Печень по краю реберной дуги. Уровень гликированного гемоглобина 6,99%. С учетом возраста ребенка по жизненным показаниям необходимо использовать в терапии систему непрерывного мониторинга глюкозы ФриСтайл Либра или аналогичные, по решению региональных органов здравоохранения. Применение данной системы прописано в Стандарте медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа (Приказ МЗ РФ № 22н от 22.01.20221 г.), который включает исследование крови методом непрерывного мониторирования у 85,5% детей. При неиспользовании данной системы у ребенка возможно раннее развитие жизнеугрожающих осложнений сахарного диабета (полинейропатия, нефропатия, ангиопатия сетчатки, слепота, почечная недостаточность).

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Федоткина В.Г. обратилась в КГБУЗ «Детская городская поликлиника » с заявлением о созыве врачебной комиссии, согласно которого просила обеспечить в рамках индивидуальной закупки ее ребенка-инвалида ФИО6 сенсорами для системы непрерывного мониторинга глюкозы FreeStyle Libre из расчета 1 сенсор на 14 дней, на регулярной основе.

Согласно заключения врачебной комиссии КГБУЗ «Детская городская поликлиника » от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 имеет диагноз инсулинозависимый сахарный диабет 1 типа, установленный в июне 2021 <адрес> в плановом порядке, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в КГБУЗ ДККБ, с целью стабилизации гликемии, достижения компенсации по сахарному диабету, с согласия родителей, установлен инсулиновый дозатор (инсулиновая помпа) MiniMed 640-G ДД.ММ.ГГГГ (помпа NG233454H). После установки инсулиновой помпы MiniMed 640-G рекомендован расходный материал к помпе: устройство для инфузии к помпе инсулиновой MiniMed 640-G, вариант исполнения: ММТ-943 из расчет 10 штук в месяц; резервуары для медтроник ММТ-332а (3 мл) – 10 штук. Рекомендована инсулинотерапия через помпу, тест полоски 150-180 штук на месяц, из расчета 6 раз измерений в сутки. На сегодняшний день помпой не пользуются, сняли самостоятельно в январе 2022 г. из-за нестабильной гликемии. Используют инсулинотерапию через шприц ручки, тест полоски и непрерывный мониторинг глюкозы FreeStyle Libre. В настоящее время непрерывный мониторинг глюкозы в реальном времени и флэш мониторинг глюкозы используются как дополнение к традиционному самоконтролю. полностью его не заменяют. ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ г.р. будет обеспечиваться льготными рецептами на непрерывный мониторинг глюкозы, когда будет разработан нормативно-правовой акт регламентирующий порядок обеспечения пациентов непрерывного мониторинга глюкозы.

Согласно ответа КГБУЗ ДГП <адрес> ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ г.р. состоит на учете по заболеванию «Сахарный диабет» с ДД.ММ.ГГГГ г. С ДД.ММ.ГГГГ имеет статус «ребенок-инвалид». Все лекарственные препараты и медицинские изделия выписывались в соответствии с рекомендациями эндокринологов и на основании выписного эпикриза после стационарного лечения и обследования. ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ г.р. обеспечивается тест полосками в полном объеме из расчета 6-7 измерений в сутки. Непрерывный мониторинг глюкозы не входит в данный перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг. ФИО3 непрерывный мониторинг глюкозы не был рекомендован в качестве самоконтроля уровня гликемии, рекомендовано измерение уровня глюкозы с применением тест-полосок не менее 4 раз в сутки, по потребности чаще. На ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обеспечена всеми льготными лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в соответствии с рекомендациями эндокринологов и на основании выписного эпикриза после стационарного лечения и обследования.

Согласно Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч.1 ст.41).

Аналогичные нормы содержит ст.18 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Пункт 5 ст.1 Федерального закона №323-ФЗ от 21.11.2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» устанавливает право граждан на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, гарантированный объем, которой предоставляется в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

В силу ст.ст.6.1,6.2 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды и дети-инвалиды.

В соответствии с предоставляемым гражданам из числа категорий, указанных в ст.6.1 настоящего ФЗ, набора социальных услуг включаются социальные услуги: дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского значения.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе, право на медицинскую помощь в гарантированном объёме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путём обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (ч. 1 ст. 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

По смыслу ст.10 Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН 13 декабря 2006 г. и ратифицированной Российской Федерацией Федеральным законом от 3 мая 2012 г. N46-ФЗ, государства-участники подтверждают неотъемлемое право каждого человека на жизнь и принимают все необходимые меры для обеспечения его эффективного осуществления инвалидами наравне с другими.

Исходя из ст.25 Конвенции о правах инвалидов, государства-участники признают, что инвалиды имеют право на наивысший достижимый уровень здоровья без дискриминации по признаку инвалидности. Государства-участники принимают все надлежащие меры для обеспечения доступа инвалидов к услугам в сфере здравоохранения, учитывающим гендерную специфику, в том числе к реабилитации по состоянию здоровья. В частности, государства-участники: предоставляют те услуги в сфере здравоохранения, которые необходимы инвалидам непосредственно по причине их инвалидности, включая раннюю диагностику, а в подходящих случаях - коррекцию и услуги, призванные свести к минимуму и предотвратить дальнейшее возникновение инвалидности, в том числе среди детей и пожилых; не допускают дискриминационного отказа в здравоохранении или услугах в этой области.

Статья 7 Конституции Российской Федерации устанавливает, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).

В силу положений пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, а также приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.

Министерство здравоохранения <адрес> в соответствии с Положением о министерстве здравоохранения, утвержденным Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -пр (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Положения о министерстве здравоохранения <адрес>», в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет полномочия в том числе: защищает права человека и гражданина в сфере охраны здоровья; разрабатывает и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения; принимает участие в формировании расходов областного бюджета на здравоохранение; осуществляет функции главного распорядителя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание министерства и реализацию возложенных на него задач и полномочий; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В силу части 15 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи 48 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 44 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» регулируется оказание медицинской помощи гражданам, которым предоставляются государственные гарантии в виде обеспечения лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания, в том числе гражданам, страдающим редкими (орфанными) заболеваниями.

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

В Приложении №1 к этому постановлению в виде таблицы представлены категории населения, которым гарантировано право на получение бесплатных лекарственных средств, и категорий заболеваний.

Так, в Разделе «Группы населения» указаны: инвалиды I группы, неработающие инвалиды II группы, дети - инвалиды в возрасте до 18 лет, а в графе «Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения» - все лекарственные средства, средства медицинской реабилитации, калоприемники, мочеприемники и перевязочные материалы (по медицинским показаниям).

Статьей 13 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

В силу пункта 5 части 2 статьи 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан» в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -пр утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ и на плановый период 2023 и 2024, в соответствии с которой обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством <адрес> отпускаются бесплатно.

Согласно пп.12 п.7 раздела II Положения о Министерстве здравоохранения <адрес> (далее - Положение), утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -пр, Министерство здравоохранения <адрес> (далее - Министерство) осуществляет функции организации обеспечения граждан лекарственными препаратами.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что на ответчика возложена обязанность по соблюдению прав граждан в области здравоохранения в части обеспечения за счет бюджетных ассигнований бюджета <адрес> зарегистрированными на территории Российской Федерации лекарственными препаратами граждан, страдающих заболеваниями, включенными в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, а также обеспечение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации инвалидов всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, однако назначенных по жизненным показаниям решением консилиума врачей федеральной специализированной медицинской организации.

Сахарный диабет (Е10 - Е14) входит в Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 №715.

Стандарт медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа (диагностика и лечение) утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.01.2021 №22н включает код медицинской услуги А ДД.ММ.ГГГГ «Исследование уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования». Исследование уровня глюкозы крови методом непрерывного мониторирования ДД.ММ.ГГГГ (инструментальные методы исследования) входит также в Стандарт специализированной медицинской помощи при инсулиннезависимом сахарном диабете, утвержденный приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ

МО «Федеральные клинические рекомендации по диагностике и лечению сахарного диабета 1 типа у детей и подростков» для контроля гликемии рекомендованы системы длительного (непрерывного) мониторирования глюкозы (НМГ), применение НМГ рекомендуется в реальном времени или флэш-мониторирование гликемии (ФМГ) пациентам с сахарным диабетом 1 типа для достижения индивидуальных целевых показателей гликемического контроля, снижения гипогликемии (в том числе тяжелой) и вариабельности гликемии, увеличения времени в целевом диапазоне, повышения качества жизни.

Системы непрерывного мониторинга глюкозы измеряют глюкозу в интерстициальной жидкости непрерывно с частотой 5-15 минут с помощью устанавливаемых подкожно электродов (сенсоров), НМГ позволяет отслеживать изменения уровня глюкозы в круглосуточном режиме, что позволяет получить представление о вариабельности гликемии, тенденциях в трендах, тем самым предотвратить эпизоды гипо- и гипергликемии, в том числе в ночное время.

В нарушение основных принципов охраны здоровья Министерством здравоохранения <адрес> не приняты необходимые меры по соблюдению прав ФИО3 в области охраны здоровья, направленные на реализацию его права по получению гарантий, предоставляемых Российской Федерации в виде предоставляемых бесплатно средств диагностики ребенку-инвалиду.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о наличии у ФИО3 права получать необходимые по жизненным показаниям средства диагностики системы непрерывного мониторинга глюкозы крови.

При этом суд считает необходимым отметить, что факт выдачи при установке ребенку ФИО3 инсулиновой помпы с системой непрерывного мониторинга глюкозы свидетельствует о признании ответчиком необходимости её использования одновременно с инсулиновой терапией. Однако, поскольку после предоставления указанной системы НМГ ФИО3 не обеспечена расходными материалами к ней, суд считает необходимым и наиболее целесообразным как с экономической точки зрения с учетом действующих расценок на датчики к указанной системе, а также на систему НМГ Freestyle Libre, так и с учетом удобства использования для ребенка, возложить на министерство здравоохранения <адрес> обязанность предоставлять ФИО3 средства диагностики системы непрерывного мониторинга глюкозы Freestyle Libre (Flash-мониторинг) из расчета 27 датчиков в год, до момента отмены инсулиновой терапии.

Разрешая требования о компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.

Статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

В силу ст.1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненного потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

По смыслу вышеуказанных норм приведенных правовых норм право на компенсацию морального вреда возникает, по общему правилу, при нарушении личных неимущественных прав гражданина или посягательства на иные принадлежащие ему нематериальные блага, и только в случаях, прямо предусмотренных законом, такая компенсация может взыскиваться при нарушении имущественных прав граждан.

Учитывая фактические обстоятельства дела, непредоставление расходных материалов необходимых по жизненным показателям для лечения несовершеннолетней ФИО3, с учетом требований разумности и справедливости, степени причиненных матери нравственных страданий, суд полагает необходимым определить размер денежной компенсации морального вреда в размере 20 000 руб., подлежащей взысканию с ответчика в пользу Федоткиной В.Г.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░3, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> (░░░ ) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░6, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ Freestyle Libre (Flash-░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ Flash-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ Freestyle Libre ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 27 ░░░░░░░░ ░ ░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> (░░░ ) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░, ░░░░░░░ , ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 20 000 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 14.08.2023 ░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░

░░░░░ ░░░░░

░░░░░:_____________________

(░.░. ░░░░░░)

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░

_______________( ░.░.░░░░░░░░░░░)

«____»_____________2023 ░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ 27RS0001-01-2023-003462-58

░░░░░░░ (░░) ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ №2-3812/2023 ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░

2-3812/2023 ~ М-2926/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Индустриального района г. Хабаровска
Федоткина Валентина Геннадьевна в интересах Федоткиной Арины Петровны
Ответчики
Министерство здравоохранения Хабаровского края
Другие
КГБУЗ "Детская городская поликлиника № 1"
Министерство финансов Хабаровского края
Суд
Центральный районный суд г. Хабаровска
Судья
Пляцок Инна Валерьевна
Дело на сайте суда
centralnyr--hbr.sudrf.ru
28.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.06.2023Передача материалов судье
03.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.07.2023Подготовка дела (собеседование)
17.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.08.2023Судебное заседание
14.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.09.2023Дело оформлено
18.09.2023Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее