УИД 58RS0003-01-2023-000039-37,
№ 2-91/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Белинский Пензенской области 22 февраля 2023 года
Белинский районный суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Гараниной Л.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Журавлевой Н.А.,
с участием представителя истца адвоката Карамян Т.В., действующего по ордеру № 241 от 16.02.2023,
представителя ответчика Булаева Н.С., действующего по доверенности от 08.02.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Белинский Пензенской области в помещении суда гражданское дело УИД 58RS0003-01-2023-000039-37 по исковому заявлению Карамян А.А. к прокуратуре Пензенской области о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Карамян А.А. обратилась в суд с иском к прокуратуре Пензенской области о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований истец Карамян А.А. указала, что согласно заключенному 01.09.2017 с ней прокуратурой Пензенской области срочному служебному контракту № на период нахождения ФИО9 в отпуске по уходу за ребенком, она была принята на должность главного специалиста прокуратуры Белинского района Пензенской области. С 01.09.2022 она находилась в отпуске по беременности и родам. ДД.ММ.ГГГГ у нее родился ребенок, о чем она поставила в известность работодателя. 18.11.2022 она была ознакомлена с уведомлением работодателя о расторжении с ней срочного служебного контракта в связи с истечением срока его действия с последующим увольнением с государственной гражданской службы 18.11.2022. В указанном уведомлении в тот же день она указала, что считает расторжение срочного служебного контракта незаконным, так как это противоречит Трудовому кодексу РФ. Затем ей в ходе телефонного разговора из прокуратуры Пензенской области пояснили, что работодатель продлевает с ней контракт на два месяца в связи с ее нахождением в отпуске по беременности и родам. 21.01.2023 почтовым отправлением она получила сопроводительное письмо с приказом об освобождении и увольнении № от 18.01.2023, в котором указано, что она уволена в связи с истечением срока срочного служебного контракта. С данным приказом об освобождении и увольнении она не согласна, считает его незаконным, поскольку ей никакие другие вакантные должности прокуратуры Пензенской области не предлагались, и об отсутствии вакантных должностей также не сообщалось.
Ссылаясь на абз. 2 ч. 2 ст. 59, ч. 1, ч. 3 ст. 79, ст. 237, ч. 3 ст. 261 Трудового кодекса РФ, просила признать приказ прокурора Пензенской области <данные изъяты> ФИО7 от 18.01.2023 № «Об освобождении и увольнении» ее с должности главного специалиста прокуратуры Белинского района незаконным. Восстановить ее в должности главного специалиста прокуратуры Белинского района Пензенской области. Взыскать с прокуратуры Пензенской области в ее пользу компенсацию морального вреда в размере 50000 руб.
Истец Карамян А.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом и своевременно.
Представитель истца - адвокат Карамян Т.В., действующий по ордеру № 241 от 16.02.2023, в судебном заседании исковые требования Карамян А.А. поддержал, по изложенным в иске основаниям, дополнительно суду пояснил, что в нарушение ч. 3 ст. 261 Трудового кодекса РФ работодатель при направлении уведомления об увольнении по состоянию на 03.11.2022 не предложил Карамян А.А. вакантную должность, соответствующую ее квалификации. Также 18.01.2023 ей не была предложена иная вакантная должность. Просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика прокуратуры Пензенской области Булаев Н.С., действующий по доверенности от 08.02.2023, в судебном заседании исковые требования не признал, указав, что Карамян А.А. была принята на федеральную государственную гражданскую службу в прокуратуру области 01.09.2017 и назначена на должность главного специалиста прокуратуры Белинского района временно, на период нахождения ФИО9 в отпуске по уходу за ребенком (приказ прокуратуры области от 25.08.2017 №, служебный контракт от 01.09.2017 №). Приказом и.о. прокурора области от 01.09.2022 № Карамян А.А. на основании листка нетрудоспособности от 01.09.2022 № и ее заявления предоставлен отпуск по беременности и родам с 01.09.2022 по 18.01.2023. Главный специалист прокуратуры Белинского района ФИО9 (основной работник) с 21.11.2022 приступила к исполнению своих служебных обязанностей после выхода из отпуска по уходу за ребенком (приказ прокурора области от 27.10.2022 №). Приказом прокурора области от 18.01.2023 № Карамян А.А. в день окончания отпуска по беременности и родам освобождена от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы и уволена из прокуратуры области в связи с истечением срока срочного служебного контракта (пункт 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). Полагал, что довод истца о несоблюдении работодателем требований статьи 261 Трудового кодекса РФ в части предложения ей вакансий, имеющихся в данной местности, несостоятелен, поскольку Карамян А.А. на дату увольнения не относилась к категории женщин, обозначенной в указанной норме закона. Каких-либо требований, обязывающих работодателя предлагать все имеющиеся вакансии женщинам по истечении периода беременности, отпуска по уходу за ребенком, действующее законодательство не содержит. Просил в удовлетворении исковых требований Карамян А.А. отказать.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1). Данное право может быть реализовано гражданином в различных формах, в том числе путем поступления на государственную гражданскую службу.
В соответствии с ч. 7 ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 25 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» для замещения должности гражданской службы представитель нанимателя может заключать с гражданским служащим срочный служебный контракт.
Согласно части 3 статьи 25 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Пунктом 2 части 4 статьи 25 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ срочный служебный контракт заключается в случае замещения должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами сохраняется должность гражданской службы.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются, в том числе истечение срока действия срочного служебного контракта (статья 35 настоящего Федерального закона).
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 35 указанного Федерального закона срочный служебный контракт расторгается по истечении срока его действия, о чем гражданский служащий должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за семь дней до дня освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Срочный служебный контракт, заключенный на период замещения отсутствующего гражданского служащего, за которым в соответствии с настоящим Федеральным законом сохраняется должность гражданской службы, расторгается с выходом этого гражданского служащего на службу, гражданский служащий, замещавший указанную должность, освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы, что не относится к основаниям расторжения контракта по инициативе работодателя, а является самостоятельным основанием прекращения трудовых отношений между работником и работодателем.
Статьей 73 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Согласно абзацу 2 пункта 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» исходя из положений статьи 73 названного Федерального закона Трудовой кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Как следует из материалов дела, 21.08.2017 Карамян А.А. обратилась в прокуратуру Пензенской области с заявлением, в котором просила принять ее с 01.09.2017 на федеральную государственную гражданскую службу в органы прокуратуры РФ и назначить ее на должность главного специалиста прокуратуры Белинского района, временно, на период нахождения ФИО9 в отпуске по уходу за ребенком.
В соответствии со служебным распорядком прокуратуры Пензенской области для федеральных государственных гражданских служащих, утвержденным приказом прокурора Пензенской области от 09.12.2015 №, представителем нанимателя, осуществляющим полномочия нанимателя от имени Российской Федерации, является прокурор Пензенской области (п. 1.3 Служебного распорядка).
Как следует из сообщений начальника отдела кадров прокуратуры Пензенской области от 09.02.2023 № и от 17.02.2023 № в прокуратуре Пензенской области выборный профсоюзный орган отсутствует, коллективный договор не заключался.
Приказом прокурора Пензенской области от 25.08.2017 № «О приеме на службу и установлении надбавок» Карамян А.А. с 01.09.2017 принята на федеральную государственную гражданскую службу в прокуратуру Пензенской области и назначена на должность главного специалиста прокуратуры Белинского района временно по срочному служебному контракту на период нахождения ФИО9 в отпуске по уходу за ребенком.
01.09.2017 прокуратурой Пензенской области в лице и.о. прокурора Пензенской области ФИО10 (представитель нанимателя) с Карамян А.А. был заключен служебный контракт №, согласно которому она обязалась исполнять должностные обязанности по должности главного специалиста прокуратуры Белинского района на определенный срок – временно на период нахождения ФИО9 в отпуске по уходу за ребенком (п. 2, подп. «б» п. 12 служебного контракта).
06.12.2019 Карамян А.А. обратилась в прокуратуру Пензенской области с заявлением, в котором просилась назначить ее на должность главного специалиста прокуратуры Белинского района с 06.12.2019 временно на период нахождения ФИО9 в отпуске по беременности и родам.
На основании заявления Карамян А.А., соглашения № об изменении условий служебного контракта от 01.09.2017 № Карамян А.А. назначена <данные изъяты> с 06.12.2019 на должность главного специалиста прокуратуры Белинского района временно на период нахождения ФИО9 в отпуске по беременности и родам.
20.04.2020 на основании заявления Карамян А.А. от 14.04.2020 прокуратурой Пензенской области приказом № Карамян А.А. с 24.04.2020 назначена на должность главного специалиста прокуратуры Белинского района временно на период нахождения ФИО9 в отпуске по уходу за ребенком. 24.04.2020 сторонами подписано соглашение № об изменении условий служебного контракта от 01.09.2017 №, согласно которому подпункт «б» пункта 12 служебного контракта изложен в следующей редакции: «служебный контракт заключается на определенный срок временно на период нахождения ФИО9 в отпуске по уходу за ребенком».
01.09.2022 Карамян А.А. обратилась к работодателю с заявлением, в котором просила предоставить ей с 01.09.2022 по 18.01.2023 отпуск по беременности и родам.
Приказом № от 01.09.2022 и.о. прокурора Пензенской области Карамян А.А. предоставлен отпуск по беременности и родам с 01.09.2022 по 18.01.2023.
Из табелей учета использования рабочего времени прокуратуры Белинского района за 2022 год следует, что Карамян А.А. в период с 23 июля по 31 августа 2022 года находилась в ежегодном оплачиваемом отпуске, а в период с 01.09.2022 – в отпуске по беременности и родам, что соответствует требованиям абз. 2 ч. 3 ст. 122, ст. 260 ТК РФ
Как следует из свидетельства о рождении , у Карамян А.А. ДД.ММ.ГГГГ родился сын.
На основании рапорта ФИО9 от 21.10.2022, приказом прокурора Пензенской области от 27.10.2022 № постановлено считать ФИО9 приступившей к исполнению своих служебных обязанностей после выхода из отпуска по уходу за ребенком с 21.11.2022.
Уведомлением от 03.11.2022 № работодатель в соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предупредил Карамян А.А. о расторжении срочного служебного контракта в связи с истечением срока его действия с последующим увольнением с государственной гражданской службы 18.11.2022.
18.11.2022 Карамян А.А. была ознакомлена с указанным уведомлением, указав, что считает его незаконным и противоречащим Трудовому кодексу РФ.
В силу ч. 2 ст. 261 Трудового кодекса РФ в случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель обязан по ее письменному заявлению и при предоставлении медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок действия трудового договора до окончания беременности, а при предоставлении ей в установленном порядке отпуска по беременности и родам - до окончания такого отпуска.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 № 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних» с учетом положений части второй статьи 261 ТК РФ срочный трудовой договор не может быть расторгнут до окончания беременности. Состояние беременности подтверждается медицинской справкой, предоставляемой женщиной по запросу работодателя, но не чаще чем один раз в три месяца.
Срочный трудовой договор с беременной женщиной может быть расторгнут в случае его заключения на время исполнения обязанностей отсутствующего работника и невозможности ее перевода до окончания беременности на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации женщины, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую она может выполнять с учетом состояния здоровья (часть третья статьи 261 ТК РФ).
Срочный трудовой договор продлевается до окончания беременности женщины независимо от причины окончания беременности (рождение ребенка, самопроизвольный выкидыш, аборт по медицинским показаниям и др.).
В случае рождения ребенка увольнение женщины в связи с окончанием срочного трудового договора производится в день окончания отпуска по беременности и родам. В иных случаях женщина может быть уволена в течение недели со дня, когда работодатель узнал или должен был узнать о факте окончания беременности.
Приказом прокурора Пензенской области от 18.01.2023 № прекращено действие срочного служебного контракта от 01.09.2017 № с главным специалистом прокуратуры Белинского района <данные изъяты> Карамян А.А., назначенной на период нахождения ФИО9 в отпуске по уходу за ребенком, Карамян А.А. была освобождена от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы после окончания отпуска по беременности и родам и уволена из прокуратуры области в связи с истечением срока срочного служебного контракта с 18.01.2023 в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Кроме того, указанным приказом Карамян А.А. выплачена денежная компенсация за неиспользованный отпуск за период службы с 01.09.2022 по 18.01.2023 продолжительностью 17 дней пропорционально отработанному времени (ч. 13 ст. 46 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»), размер которой, как следует из справки № от 20.02.2023, составил <данные изъяты> руб.
19.01.2023 прокуратура Пензенской области уведомила Карамян А.А. (№) о необходимости явиться в отдел кадров за трудовой книжкой и необходимости сдать в отдел кадров служебное удостоверение.
В связи с тем, что поводом к увольнению истца послужил выход на работу основного работника ФИО9, у ответчика (прокуратуры Пензенской области) имелись достаточные основания для расторжения служебного контракта с истцом Карамян А.А., у которой состояние беременности прекратилось ДД.ММ.ГГГГ, и отсутствовали препятствия по ее увольнению по окончании отпуска по беременности и родам 18.01.2023 в силу прямого указания закона.
Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 29.09.2022 № 2279-О гражданин, давая согласие на заключение служебного контракта на определенный срок в установленных законодательством случаях, знает о его прекращении по истечении заранее оговоренного периода и соглашается на прохождение государственной гражданской службы на оговоренных в служебном контракте условиях. При этом истечение срока действия срочного служебного контракта, в том числе в случае выхода на службу отсутствовавшего государственного гражданского служащего, за которым в соответствии с названным Федеральным законом сохраняется должность государственной гражданской службы (часть 3 статьи 35 указанного Федерального закона), является объективным событием, наступление которого не зависит от воли представителя нанимателя, а потому увольнение государственного гражданского служащего по данному основанию отнесено к общим основаниям прекращения служебного контракта.
Доводы истца о том, что ей в связи с выходом основного работника не была предложена иная вакантная должность, основаны на неверном толковании норм трудового права, поскольку ч. 3 ст. 261 Трудового кодекса РФ предоставляет гарантии работающей женщине, принятой по срочному трудовому договору, в период ее беременности. По состоянию на 03.11.2022 Карамян А.А. находилась в отпуске по беременности и родам, предусмотренном ст. 255 Трудового кодекса РФ, а на момент предполагаемого увольнения (18.11.2022) и выхода ФИО9 из отпуска (21.11.2022), Карамян А.А. не относилась к числу беременных женщин, поскольку ДД.ММ.ГГГГ родила.
Таким образом, оснований, предусмотренных законом, для удовлетворения заявленных Карамян А.А. требований о признании приказа об увольнении с 18.01.2023 незаконным, о восстановлении на работе не имеется, поскольку увольнение Карамян А.А. произведено с соблюдением установленного порядка и требований Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», нарушений трудовых прав истца в связи с ее увольнением не установлено.
Поскольку суд пришел к выводу об отсутствии оснований для восстановления на работе, признал увольнение истца законным, то в силу положений ст. ст. 237, 394 Трудового кодекса Российской Федерации, отсутствуют основания для удовлетворения требований о взыскании компенсации морального вреда.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Карамян А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт <данные изъяты>) к прокуратуре Пензенской области (ОГРН 1035803503075, ИНН 5836010138) о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Белинский районный суд Пензенской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме – 22.02.2023.
Судья: Гаранина Л.Н.