Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-604/2023 ~ М-54/2023 от 10.01.2023

Дело №2-604/2023

УИД: 51RS0002-01-2023-000066-87

Решение в окончательной форме изготовлено 10 марта 2023 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

3 марта 2023 г.                                                                   город Мурманск

Первомайский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего судьи Пановой М.Г.,

при секретаре Малофеевой Ю.Н.,

с участием:

представителя истца – старшего помощника Мурманского межрайонного природоохранного прокурора Шомполовой А.В.,

представителя ответчика Администрации города Мурманска и третьего лица Комитета по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска Могиленко Р.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мурманского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Мурманскому муниципальному бюджетному учреждению «Экосистема» о возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Мурманский межрайонный природоохранный прокурор Мурманской области обратился в суд с иском к Мурманскому муниципальному бюджетному учреждению «Экосистема» (далее - ММБУ «Экосистема») о возложении обязанности совершить определенные действия.

В обоснование заявленных требований указано, что природоохранной прокуратурой в ходе мониторинга реализации Министерством природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства адрес*** мероприятий региональных проектов национального проекта «Экология» установлено, что администрацией г.Мурманска и ММБУ «Экосистема» не обеспечено исполнение природоохранного законодательства при реализации запланированных работ в рамках регионального проекта «Чистая страна». В нарушение части 3 статьи 80.2 Федерального закона от *** № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункта 7 Правил организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от *** №***, администрацией адрес*** и ММБУ «Экосистема» не обеспечена разработка соответствующего проекта ликвидации объекта накопленного вреда окружающей среды, согласование и утверждение с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

Истец просит суд возложить обязанность на администрацию адрес*** в срок до *** обеспечить финансирование разработки проекта работ по ликвидации объекта накопленного вреда окружающей среде – «Городская свалка твердых бытовых отходов, расположенная по адресу: адрес***», его согласование и утверждение с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. Также, просит возложить обязанность на ММБУ «Экосистема» в срок до *** обеспечить разработку проекта по ликвидации объекта накопленного вреда окружающей среде – «Городская свалка твердых бытовых отходов, расположенная по адресу: адрес***», его согласование и утверждение с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

    Определением суда от *** к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация адрес***.

    Определением, отраженным в протоколе судебного заседания от *** к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен Комитет по развитию городского хозяйства администрации адрес***.

    Определением суда от *** производство по делу в части исковых требований к Администрации адрес*** прекращено в связи с отказом истца от исковых требований в указанной части.

    Представитель истца старший помощник Мурманского межрайонного природоохранного прокурора Шомполова А.В. в судебном заседании уточнила исковые требования, просила возложить обязанность на ММБУ «Экосистема» в срок до *** обеспечить разработку проекта работ по ликвидации объекта накопленного вреда окружающей среде - «Городская свалка твердых бытовых отходов, расположенная по адресу: адрес***», его согласование и утверждение с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

Представитель ответчика Администрации адрес*** и третьего лица Комитета по развитию городского хозяйства администрации адрес*** Могиленко Р.В в судебном заседании не возражала против удовлетворения уточненных исковых требований.

Представитель ответчика ММБУ «Экосистема» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, возражений по иску не представил.

Третье лицо – представитель «Балтийско-Арктическое межрегиональное управление Росприроднадзора» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ранее представил отзыв на иск, в котором исковые требования поддержал в полном объеме.

Третье лицо – представитель Министерства природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства адрес*** в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, возражений по иску не представил.

Заслушав представителя истца, представителя ответчика и третьего лица, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Настоящий иск предъявлен в защиту интересов неопределенного круга лиц, в связи с чем, суд приходит к выводу, что иск подан прокурором в пределах своих полномочий.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определены Федеральным законом от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьей 3 которого предусмотрено, что деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов: обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц; ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под накопленным вредом окружающей среде понимается вред окружающей среде, возникший в результате прошлой экономической и иной деятельности, обязанности по устранению, которого не были выполнены либо были выполнены не в полном объеме.

Объекты накопленного вреда окружающей среде - это территории и акватории, на которых выявлен накопленный вред окружающей среде, объекты капитального строительства и объекты размещения отходов, являющиеся источником накопленного вреда окружающей среде.

В соответствии с положениями статьи 80.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» выявление объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством инвентаризации и обследования территорий и акваторий, на которых в прошлом осуществлялась экономическая и иная деятельность и (или) на которых расположены бесхозяйные объекты капитального строительства и объекты размещения отходов (пункт 1).

Учет объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством их включения в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, который ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 4),

Правила ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2017 г. № 445 (далее - Правила № 445).

Согласно пункту 3 Правил № 445 государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде ведется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации на основе материалов выявления и оценки объектов.

В соответствии со статьей 80.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ликвидация накопленного вреда окружающей среде осуществляется на объектах накопленного вреда окружающей среде, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (пункт 1).

Организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде вправе осуществлять органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления (пункт 2).

Организация работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде включает в себя проведение необходимых обследований, в том числе инженерных изысканий, разработку проекта работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, его согласование и утверждение, проведение работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, контроль и приемку выполненных работ (пункт 3).

Порядок организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2018 г. № 542 (далее - Правила организации работ), в соответствии с пунктом 3 которых организация работ по ликвидации накопленного вреда включает в себя: а) проведение необходимых обследований объекта, в том числе инженерных изысканий; б) разработку проекта работ по ликвидации накопленного вреда (далее - проект); в) согласование и утверждение проекта; г) проведение работ по ликвидации накопленного вреда; д) осуществление контроля и приемку проведенных работ по ликвидации накопленного вреда.

Проведение работ, указанных в подпунктах "б" и "г" пункта 3 указанных Правил, осуществляется исполнителем, определяемым органами, указанными в пункте 2 данных Правил (далее - заказчик), в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - исполнитель) (пункт 4).

Исполнитель согласовывает проект с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (пункт 7 Правила организации работ).

Работы по ликвидации накопленного вреда проводятся исполнителем в соответствии с проектом в сроки, предусмотренные государственным или муниципальным контрактом на проведение таких работ (пункт 13 Правила организации работ).

Заказчик осуществляет контроль за выполнением государственного или муниципального контракта на проведение работ по ликвидации накопленного вреда в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоящими Правилами (пункт 14 Правила организации работ).

Акт о приемке работ по ликвидации накопленного вреда на объекте подписывается заказчиком и исполнителем.

Указанный акт направляется заказчиком в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении для исключения объекта из государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде, предусмотренного пунктом 2 настоящих Правил, за исключением случаев, когда заказчиком организации работ по ликвидации накопленного вреда является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (пункт 15 Правила организации работ).

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, природоохранной прокуратурой в ходе мониторинга реализации Министерством природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства адрес*** мероприятий региональных проектов национального проекта «Экология» установлено, что администрацией адрес*** и ММБУ «Экосистема» не обеспечено исполнение природоохранного законодательства при реализации запланированных работ в рамках регионального проекта «Чистая страна».

В рамках Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» реализуется национальный проект «Экология».

В структуру национального проекта «Экология» включен проект «Чистая страна», который направлен на ликвидацию наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде.

В Мурманской области действует региональный проект «Чистая страна», финансирование и реализация которого осуществляется в рамках государственной программы Мурманской области «Охрана окружающей среды и воспроизводство природных ресурсов», утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 30 сентября 2013 г. №570-ПП.

Указанным региональным проектом предусмотрено мероприятие по рекультивации городской свалки твердых бытовых отходов, расположенной по адресу: адрес***.

Объект «Городская свалка твердых отходов адрес***» отнесен к объектам накопленного вреда окружающей среды и приказом Минприроды России от *** №*** включен в соответствующий государственный реестр.

В целях обеспечения исполнения мероприятия по рекультивации объекта накопленного вреда окружающей среды администрацией адрес*** посредством ММБУ «Экосистема» *** заключен договор с АО «Монолитное строительное управление-1» на выполнение в соответствии с проектной документацией, разработанной ООО «ГеоТехПроект».

При этом в ходе мониторинга установлено, что в нарушение части 3 статьи 80.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункта 7 Правил организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2018 г. № 542, администрацией г.Мурманска и ММБУ «Экосистема» не обеспечена разработка соответствующего проекта ликвидации объекта накопленного вреда окружающей среды, согласование утверждение с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

По факту выявленных нарушений лесного законодательства *** прокуратурой в адрес ММБУ «Экосистема» внесено представление, которое рассмотрено, доводы прокурора признаны обоснованными, вместе с тем нарушения Учреждением не устранены.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспаривались в судебном заседании.

Факт неисполнения требований законодательства об охране окружающей среды нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, доказательств обратному ответчиком ММБУ «Экосистема» в нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено.

Таким образом, суд находит установленным факт того, что реализация мероприятия по рекультивации городской свалки твердых бытовых отходов осуществляется в отсутствие проектной документации, что повлечет невозможность приема работ по ликвидации накопленного вреда на объекте и направления соответствующего акта для исключения объекта из государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде.

Принимая во внимание установленный факт ненадлежащего исполнения ММБУ «Экосистема» требований действующего законодательства в части осуществления разработки проекта работ по ликвидации объекта накопленного вреда окружающей среде - «Городская свалка твердых бытовых отходов, расположенная по адресу: ***», суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

В соответствии со статьёй 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Согласно информации, представленной Администрацией адрес***, в силу статьи 52 Устава муниципального образования городской округ город-герой Мурманск, утвержденного решением Совета депутатов адрес*** от *** №***, полномочия администрации города в конкретных сферах управления, а также обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляются территориальными, функциональными органами и иными структурными подразделениями администрации города (комитеты, управления, отделы, сектора). Структурные подразделения администрации города действуют на основании Положений, утверждаемых главой администрации города.

Комитет по развитию городского хозяйства администрации адрес*** является муниципальным казенным учреждением, созданным для осуществления управленческих функций, входит в структуру администрации адрес*** и действует в пределах своих полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, Уставом муниципального образования городской округ город-герой Мурманск, решениями Совета депутатов адрес***, постановлениями и распоряжениями администрации адрес***, Положением о комитете по развитию городского хозяйства администрации адрес***, утвержденным распоряжением администрации адрес*** от *** №***-р,

Согласно пункту 2.4. Положения о Комитете основными целями и задачами Комитета являются, в том числе, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах адрес***, в том числе по сохранению полезных функций городских лесов.

В силу пункта 1.4. Положения Комитет финансируется за счет средств бюджета муниципального образования адрес***, осуществляет полномочия главного распорядителя бюджетных средств в отношении подведомственных ему получателей бюджетных средств.

ММБУ «Экосистема» является подведомственным учреждением Комитета по развитию городского хозяйства администрации адрес***.

По информации Комитета в части заявленных исковых требований о разработке проекта работ по ликвидации объекта накопленного вреда окружающей среде - «Городская свалка твердых бытовых отходов» (далее - проект ликвидации ОНВОС), расположенная по адресу: ***», ММБУ «Экосистема» собраны коммерческие предложения для заключения муниципального контракта (договора) на выполнение работ по разработке и согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования проекта ликвидации ОНВОС. Начальная максимальная цена контракта составила - 300 000 рублей.

В целях финансирования проекта ликвидации ОНВОС Комитетом предусмотрены соответствующие изменения в План мероприятий, указанных в статьях 16.6, 75.1, 78.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Мурманской области на 2023 - 2025 годы, что подтверждается представленными в материалы дела документами.

В соответствии с положениями части 4 статьи 93 Федерального закона № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заключение контракта ММБУ «Экосистема» планируется с единственным исполнителем, ориентировочный срок для заключения контракта – третья декада марта месяца 2023 г.

Согласно пункту 5.1 Договора датой начала работ является дата перечисления авансового платежа. Авансовый платеж согласно пункту 4.1 договора выплачивается в течение 10 рабочих дней с даты заключения Договора.

В соответствии с пунктом 5.2 Договора работы, предусмотренные пунктом 1.1.1 Договора выполняются в течение 30 рабочих дней с даты начала работ.

Согласно пункту 5.3 Договора работы, предусмотренные пунктом 1.1.2 Договора выполняются в сроки, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от *** №*** «Об утверждении Правил организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде», а именно в течение 30 рабочих дней с даты окончания выполнения работ по пункту 1.1.1 Договора.

Таким образом, в случае заключения Договора в третьей декаде марта 2023 г. и выполнении подрядчиком условий пунктов 5.2, 5.3 Договора, отсутствии обстоятельств, при которых выполнение Договора становится невозможным, срок исполнения контракта – не ранее ***

Согласно направленному администрацией адрес*** письму от *** №*** в адрес министра природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства адрес*** о направлении предложений по внесению в План мероприятий, указанных в статьях 16.6, 75.1, 78.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» на 2023-2025 годы, ликвидация объекта накопленного вреда окружающей среде в соответствии со статьей 80.2 Федерального закона от 110 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2018 г. № 542 «Об утверждении Правил организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде» в рамках федерального проекта «Чистая страна» национального проекта «Экология», разработка проектно-сметной документации по ликвидации накопленного вреда окружающей среде: «Выполнение работ по разработке проектной документации «Ликвидация объекта накопленного вреда окружающей среде. Рекультивация городской свалки твердых отходов, расположенной по адресу: адрес***, муниципальное образование адрес***, сооружение 1, организуется в рамках мероприятий код 1.03 - Рекультивация городской свалки твердых отходов расположенной по адресу: адрес***, муниципальное образование адрес***, сооружение 1, код 1.02 - организация работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде (сроки реализации мероприятий – ***).

В целях реального исполнения судебного акта, принимая во внимание объем работ, которые необходимо выполнить ответчику, суд находит установленный истцом срок до ***, в течение которого ответчику необходимо произвести действия, направленные на разработку проекта работ по ликвидации объекта накопленного вреда окружающей среде - «Городская свалка твердых бытовых отходов, расположенная по адресу: адрес***», его согласование и утверждение с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, разумным и достаточным.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Мурманского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Мурманскому муниципальному бюджетному учреждению «Экосистема» о возложении обязанности совершить определенные действия – удовлетворить.

    Возложить на Мурманское муниципальное бюджетное учреждение «Экосистема» (***) обязанность в срок до *** обеспечить разработку проекта работ по ликвидации объекта накопленного вреда окружающей среде - «Городская свалка твердых бытовых отходов, расположенная по адресу: ***», его согласование и утверждение с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                                М.Г.Панова

2-604/2023 ~ М-54/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Мурманский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Администрация г. Мурманска
ММБУ "Экосистема"
Другие
Балтийско-Арктическое межрегиональное управление Росприроднадзора
Министерство природный ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области
Комитет по развитию городского хозяйства
Суд
Первомайский районный суд г. Мурманска
Судья
Панова Мария Георгиевна
Дело на странице суда
perv--mrm.sudrf.ru
10.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.01.2023Передача материалов судье
17.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.02.2023Судебное заседание
02.03.2023Судебное заседание
03.03.2023Судебное заседание
10.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.03.2023Дело оформлено
20.12.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее