Дело № 2-257/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 апреля 2022 г. с. Турочак
Турочакский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Албанчиновой К.В.,
при секретаре Нечаевой А.С.,
с участием процессуального истца – помощника прокурора Турочакского района Республики Алтай Шиховой А.Ю.,
представителя ответчика Скляровой О.Н., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Турочакского района Республики Алтай в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Турочакский район» о возложении обязанности устранения нарушений законодательства о безопасности дорожного движения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Турочакского района Республики Алтай в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился с иском к администрации МО «Турочакский район» о возложении обязанности устранения нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения на территории района, входе которой установлено, что администрацией МО «Турочакский район» не обеспечено наличие технических паспортов, составленных в соответствии с ГОСТ 33388-2015, на все автомобильные дороги общего пользования местного значения населенных пунктов Турочакского района Республики Алтай. По указанному факту прокурором района 10.09.2021 в адрес главы МО «Турочакский район» внесено представление. Согласно ответа на представление от 15.10.2021 следует, что администрацией Турочакского района проводятся мероприятия по определению стоимости работ по подготовке технических паспортов автомобильных дорог. При формировании бюджета на 2022 год, данное финансирование будет учтено. Однако до настоящего времени администрацией МО «Турочакский район» не обеспечено наличие технических паспортов на все автомобильные дороги общего пользования местного значения населенных пунктов Турочакского района, включенные в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Турочакского района, утвержденных Распоряжением главы МО «Турочакский район №917-р от 25.12.2017 и №137-р от 09.04.2020. Данное бездействие создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан, нарушает права граждан на безопасные условия движения по дорогам, способствует возникновению аварийной ситуации на указанных автомобильных дорогах. На основании изложенного, прокурор просит суд возложить на администрацию МО «Турочакский район» обязанность по устранению нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения путем проведения паспортизации автомобильных дорог, включенных в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Турочакского района Республики Алтай, утвержденный Распоряжением №917-р от 25.12.2017 и Распоряжением №137-р от 09.04.2020 в новой редакции главы МО «Турочакский район», в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании процессуальный истец помощник прокурора Турочакского района Шихова А.Ю. исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Склярова О.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что паспортизация автомобильных дорог местного значения требует значительных финансовых затрат, дефицит бюджета муниципального района не позволяет произвести паспортизацию дорог местного значения, паспортизация запланирована на 2022 год, проводятся мероприятия по определению стоимости работ по подготовке технических паспортов автомобильных дорог.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из п. 4 ст. 27 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» следует, что в случае нарушения прав и свобод значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств, если нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из материалов дела следует, что в ходе проведенной прокуратурой Турочакского района Республики Алтай проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения на территории района в деятельности администрации МО «Турочакский район» выявлены нарушения, выразившиеся в не обеспечении технических паспортов на все автомобильные дороги общего пользования местного значения населенных пунктов Турочакского района Республики Алтай.
10 сентября 2021 г. прокурором района в адрес администрации «МО Турочакский район» по факту выявленных нарушений вынесено представление об их устранении.
Не устранение допущенных нарушений в сфере безопасности дорожного движения послужили поводом для обращения прокурора в интересах неопределенного круга лиц с данным иском.
Согласно ч.10 ст. 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ) к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Пунктом 6 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
В силу положений ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон от 10.12.1995 №196-ФЗ) задачами настоящего Федерального закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Статьей 5 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ определено, что обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Частью 11 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ установлено, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
Согласно ч. 10 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.
В соответствии с подп.5 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ, ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, осуществление иных полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, на местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) как на орган местного самоуправления федеральный законодатель возложил обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городских поселений, муниципальных районов, городских округов и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая ремонт и их содержание (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2021), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 07 апреля 2021 г.).
Согласно подп. 4 п. 9 раздела IV Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 г. № 402, в работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Как определено в пункте 1.1 Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности и техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизация проводится по каждой автомобильной дороге в отдельности (пункт 1.2 Типовой инструкции).
В паспорта дорог и документы технического учета ежегодно вносят изменения по состоянию на 1 января (пункт 2.9 Типовой инструкции).
Аналогичные нормы закреплены в приказе Минтранса России от 07 августа 2020 г. № 288 «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог», а также в пунктах 4.2.1, 4.2.2, 9.1 «ГОСТ 33388-2015. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации», введенного в действие с 08 сентября 2016 г. приказом Росстандарта от 31 августа 2016 г. № 1004-ст.
В соответствии с пунктами 1, 3, 5 ст. 5 Устава МО «Турочакский район» к вопросам местного значения муниципального района, в том числе относятся составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Распоряжением администрации МО «Турочакский район» от 25 декабря 2017 № 917-р, а также Распоряжением от 09.04.2020 утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Турочакского района Республики Алтай.
В указанный Перечень включены все дороги населенных пунктов, расположенных в границах МО «Турочакский район», с указанием наименования населенного пункта (муниципальные образования - сельские поселения), протяженности автомобильной дороги, идентификационного номера.
Согласно ответа администрации МО «Турочакский район» от 10.09.2021 прокурору района по факту рассмотрения представления, следует, что факт отсутствия технических паспортов всех автомобильных дорог местного значения нашло свое подтверждение, проводится комплекс мероприятий по определению стоимости работ по подготовке технических паспортов автомобильных дорог, который будет завершен в срок до 01.11.2022. При формировании бюджета МО «Турочакский район» на 2022, данное финансирование будет учтено.
Ответчиком в судебное заседание не представлены доказательства о принятии всех необходимых мер к соблюдению требований в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что автомобильные дороги, указанные в Перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения Турочакского района Республики Алтай, относится к собственности МО «Турочакский район» и в силу прямого указания закона, ответчик должного контроля за содержанием указанных дорог не осуществляет, технический паспорт на указанные автомобильные дороги, являющийся единственным документом технического учета дорог на автомобильные дороги не разрабатывались, отсутствует.
Отсутствие технического паспорта влечет ненадлежащее выполнение администрацией МО «Турочакский район» предусмотренных законом обязанностей по содержанию автомобильной дороги, что со всей очевидностью нарушает права неопределенного круга лиц на гарантированные государством безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации и обеспечиваемые путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения. Положения ГОСТ 33388-2015 «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации» не носят рекомендательного характера для ответчика.
По существу технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы. Отсутствие технического паспорта на автомобильные дороги создает неопределенность при использовании прилегающих к дороге земельных участков, не позволяет объективно оценивать состояние дороги и дорожных сооружений, приводит к ненадлежащему содержанию автомобильной дороги.
На день рассмотрения дела, ответчиком не представлено, судом не добыто доказательства, подтверждающие делегирование возложенных на него полномочий в сфере дорожной деятельности, в частности заключение соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Доводы представителя ответчика об отсутствии в бюджете МО «Турочакский район» денежных средств, паспортизация автомобильных дорог требует значительные финансовые и временные затраты, администрацией района проводятся мероприятия по определению стоимости работ по подготовке технических паспортов автомобильных дорог, суд находит несостоятельными.
Представитель ответчика в нарушение требований положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представил относимых, допустимых доказательств, опровергающих обоснованность требований прокурора.
Оценив представленные сторонами доказательства, учитывая вышеуказанные нормы во взаимосвязи со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, суд приходит к выводу, что поскольку в силу прямого указания в законе содержание и оценка технического состояния автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Турочакского района Республики Алтай относится к вопросам местного значения, работы по паспортизации дорог должны проводиться администрацией МО «Турочакский район», в административных границах которого имеются дороги местного значения.
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определённые действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Разрешая вопрос о предлагаемом прокурором сроке возложения обязанности на ответчика, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, суд оценивает данный срок, как разумный, позволяющий ответчику провести комплекс мероприятий по подготовке технических паспортов автомобильных дорог.
При таких обстоятельствах, суд считает исковые требования прокурора обоснованными, заявленными в соответствии с требованиями закона и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Турочакского района Республики Алтай в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Турочакский район» о возложении обязанности устранения нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, удовлетворить.
Возложить на администрацию МО «Турочакский район» обязанность по устранению нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения путем проведения паспортизации автомобильных дорог, включенных в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Турочакского района Республики Алтай, утвержденный Распоряжением №917-р от 25.12.2017 и Распоряжением №137-р от 09.04.2020 в новой редакции главы МО «Турочакский район», в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Турочакский районный суд Республики Алтай.
Мотивированное решение изготовлено 12 апреля 2022 г.
Судья К.В. Албанчинова