РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Кырен 09 июня 2022 года
Тункинский районный суд Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Низовцева А.В.,
с участием прокурора Тункинского района Цыденова Г.В.,
представителя администрации МО СП «Аршан» Замбулаева Б.Г.,
при секретаре Александровой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-280/2022 по иску прокурора Тункинского района Республики Бурятия к МО СП «Аршан» об обязании произвести очистку от сухой растительности, поросли, произвести расчет количества и расположения источников наружного противопожарного водоснабжения, создать источники водоснабжения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тункинского района Республики Бурятия, обращаясь с исковым заявлением в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО СП «Аршан», просит обязать произвести очистку населенного пункта с. Аршан от сухой растительности, поросли в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу, обязать администрацию МО СП «Аршан» произвести расчет необходимого количества и расположения источников наружного противопожарного водоснабжения и создать источники наружного противопожарного водоснабжения в МОСП «Аршан» в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу.
Исковое заявление мотивировано тем, что прокуратурой Тункинского района на основании информации ОНДПР Тункинского района УНДПР ГУ МЧС России по Республике Бурятия проведена проверка соблюдения федерального законодательства о пожарной безопасности, по результатам которой установлено, что администрацией МО СП «Аршан» допускаются нарушения в указанной сфере.
В соответствии с п. 8, 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельских поселений отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, а также обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Проверкой установлено, что село Аршан МО СП «Аршан» входит в перечень населенных пунктов, подтвержденных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров (Постановление Правительства Республики Бурятия от 01.04.2021 года № 137). Однако администрацией МО СП «Аршан» надлежащим образом защита указанного населенного пункта от пожаров не осуществляется, не исполняются требования федерального законодательства о противопожарном обустройстве лесов.
В соответствии с п. 73 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 года № 1479 (далее - Правил) руководитель организации обеспечивает очистку объекта защиты от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности.
В нарушение указанного требования закона очистка населенного пункта с. Аршан от сухой растительности, поросли не произведены.
В соответствии с ч. 1 ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения.
Пунктом 75 Правил установлено, что органами местного самоуправления сельских поселений создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения.
В нарушение вышеуказанных требований закона источники наружного противопожарного водоснабжения с. Аршан МО СП «Аршан» в достаточном количестве не созданы.
Наличие выявленных нарушений в сфере пожарной безопасности недопустимо, поскольку существует реальная угроза жизни и здоровью жителей населенного пункта в случае возникновения вблизи населенного пункта природного пожара.
В судебном заседании прокурор Тункинского района Цыденов Г.В. исковые требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – МО СП «Аршан» Замбулаев Б.Г. с исковыми требованиями согласен.
Выслушав прокурора Цыденова Г.В., мнение представителя ответчика Замбулаева Б.Г., исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров.
Согласно ч. 7 ст. 51 Лесного кодекса РФ охрана лесов от пожаров осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьей 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а именно организация осуществления пожарной безопасности в лесах.
На основании п. 9 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения сельского поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 22.06.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со ст. 63 указанного Федерального закона.
Статьей 1 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 N 69-ФЗ предусмотрено, что под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров; под мерами пожарной безопасности понимается действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности; под обязательными требованиями пожарной безопасности понимается специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее Закон № 69-ФЗ) руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнить предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты.
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Согласно ст. 3 Закона № 69-ФЗ основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Часть 1 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ устанавливает, что предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Из содержания п. 3, 5 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ следует, что меры противопожарного обустройства лесов включают в себя прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос, устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения.
В соответствии с п. 73 Правил руководитель организации обеспечивает очистку объекта защиты от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности.
В силу ч. 1 ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что на основании информации ОНДПР Тункинского района УНДПР ГУ МЧС России по Республике Бурятия прокуратурой Тункинского района проведена проверка соблюдения федерального законодательства о пожарной безопасности, по результатам которой установлено, что администрацией МО СП «Аршан» допускаются нарушения в указанной сфере.
Согласно письму начальника ОНДПР Тункинского района УНДПР ГУ МЧС России по РБ Хальбаева А.К., во исполнение протокола оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации «О дополнительных мерах по повышению пожарной безопасности и снижения рисков возникновения чрезвычайных ситуаций паводковый период» от 27.01.2022 № Пр-195 была проведена внеплановая проверка в отношении местной администрации МО СП «Аршан». В ходе проведения проверки установлены следующие нарушения в области обеспечения первичных мер пожарной безопасности местной администрации МО СП «Аршан» на территории с. Аршан: территория поселения не обеспечена достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения, не обеспечивается уборка мусора, сухой растительности и покос травы на территориях, расположенных в границах населенного пункта, не обеспечена уборка территории, прилегающей к лесу от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов, не отделен лес противопожарной минерализованной полосой или иным противопожарным барьером, противопожарные расстояния до границ лесных насаждений от зданий, сооружений сельских населенных пунктов составляет менее 30 метров, не на всей территории населенного пункта обеспечивается оповещение населения о пожаре. Данные нарушения создают угрозу возникновения пожаров на территории населенных пунктов, жизни и здоровья граждан.
На основании указанных положений Законов и установленных в судебном заседании обстоятельств, суд пришел к выводу, что со стороны МО СП «Аршан» не приняты достаточные меры, направленные на предупреждение возникновения пожара и его своевременную ликвидацию, что в свою очередь создает реальную угрозу жизни и здоровью жителей населенного пункта в случае возникновения вблизи населенного пункта пожара.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым исковые требования прокурора Тункинского района Республики Бурятия удовлетворить.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковое заявление прокурора Тункинского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к МО СП «Аршан» об обязании произвести очистку сухой растительности, поросли, произвести расчет необходимого количества и расположения источников наружного противопожарного водоснабжения и создать источники наружного противопожарного водоснабжения.
Обязать МО СП «Аршан» произвести очистку населенного пункта с. Аршан от сухой растительности, поросли в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
Обязать администрацию МО СП «Аршан» произвести расчет необходимого количества и расположения источников наружного противопожарного водоснабжения и создать источники наружного противопожарного водоснабжения в МО СП «Аршан» в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
На решение может быть принесено апелляционное представление или подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Бурятия через Тункинский районный суд в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.
Судья А.В. Низовцев