Судья Камаева Г.Н. дело № 7п-226/2021
РЕШЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 23 сентября 2021 года
Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Смышляева И.Н.,
при секретаре Муравьевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Никитина А.Ю. на постановление судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 6 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Никитина А.Ю., родившегося <дата> в <...>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 6 августа 2021 года Никитин А.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 1000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл,
Никитин А.Ю. просит постановление судьи городского суда отменить, в связи с отсутствием события административного правонарушения. Указывает, что обязанность обеспечить граждан средствами индивидуальной защиты возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а в случае нахождения на территории организаций на эти организации, при входе в торговый центр «Плаза» средства индивидуальной защиты органов дыхания ему предоставлены не были. Ссылается на положения Временного руководства ВОЗ от 19 марта 2020 года «Рекомендации по использованию масок в сообществах, во время ухода на дому и в медицинских учреждениях в контексте COVID-19», указывает, что является здоровым человеком, прошел вакцинацию от COVID-19. Отмечает, что на представленном в материалы дела фотоснимке указана дата и время 15 июля 2021 года 14 часов 32 минуты, в протоколе об административном правонарушении указано время совершения правонарушения около 13 часов 00 минут. Полагает, что Указ Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 239 не содержит конкретных указаний по введению режима повышенной готовности. Указ Главы Республики Марий Эл от 17 марта 2020 года № 39 применению не подлежит, поскольку указанное в его названии наименование инфекции (COVID-19), отличается от наименования инфекции, включенной в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих – (2019nCoV). Также указал на отказ в предоставлении бесплатной юридической помощи было отказано.
В судебном заседании Никитин А.Ю. доводы жалобы поддержал, просил ее удовлетворить, дополнил к доводам жалобы, что ему вменяется нарушение Указ Главы Республики Марий Эл от 17 марта 2020 года № 39, за нарушение которого ответственность не установлена.
Представитель УМВД России по г. Йошкар-Оле для рассмотрения жалобы не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем дело рассмотрено без участия представителя административного органа.
Выслушав Никитина А.Ю., изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении № 5-2818/2021, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих» коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих».
Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года
№ 239 в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации на высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений данного Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, возложена обязанность обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в том числе: определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - соответствующая территория), в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации; установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки.
Указом Главы Республики Марий Эл от 17 марта 2020 года № 39
«О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Республики Марий Эл в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (в редакции от 2 июля 2021 года) до 9 августа 2021 года включительно на территории Республики Марий Эл введен режим повышенной готовности. В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 данного Указа на граждан возложена обязанность использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) при посещении зданий, строений, сооружений (помещений в них), на парковках, в лифтах, в местах массового пребывания людей, при нахождении в транспорте общего пользования, на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта, в легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу, а также соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1,5 метра (социальное дистанцирование) в указанных объектах и местах (социальное дистанцирование не применяется в случае оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа).
Как следует из материалов дела, 15 июля 2021 года в 13 часов
00 минут, в период осуществления на территории Республики Марий Эл ограничительных мероприятий в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19, Никитин А.Ю. находился на первом этаже торгового центра «<...>», расположенного по адресу: <адрес>, без средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респиратора).
15 июля 2021 года УУП УМВД России по г. Йошкар-Оле И.Д.Н. в отношении Никитина А.Ю. составлен протокол <№> об административном правонарушении, предусмотренном частью 1
статьи 20.6.1 КоАП РФ, по факту нарушения требований подпункта «а» пункта 5 Указа Главы Республики Марий Эл от 17 марта 2020 года № 39 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Республики Марий Эл в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (СOVID-19)».
Факт нарушения Никитиным А.Ю. требований подпункта «а»
пункта 5 Указа Главы Республики Марий Эл от 17 марта 2020 года № 39 подтверждается объяснением Никитина А.Ю. от 15 июля 2021 года о нахождении в торговом зале без средств индивидуальной защиты органов дыхания.
Также факт совершения Никитиным А.Ю. указанного правонарушения подтверждается рапортом полицейского ОБ ППСП Федоровой А.А. от 15 июля 2021 года, объяснениями полицейского ОБ ППСП УМВД России по г. Йошкар-Оле Е.В.А.
При рассмотрении дела судьей городского суда, имеющимся в деле доказательствам, дана правильная оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ в совокупности с иными материалами дела.
Действия Никитина А.Ю. правильно квалифицированы судьей городского суда по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, поскольку нарушение требований об использовании средств индивидуальной защиты в зданиях и помещениях, а также иных местах массового пребывания людей образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена указанной нормой закона.
Вышеуказанные меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Республики Марий Эл в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) закреплены Указом Главы Республики Марий Эл от 17 марта 2020 года № 39 во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 239, в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» являются правилами поведения, обязательными для исполнения всеми находящимися на территории Республики Марий Эл органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными органами, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Обсуждение законности принятых органами исполнительной власти нормативных правовых актов не является предметом рассмотрения по настоящему делу.
Позиция, изложенная в жалобе, о том, что граждане обязаны использовать средства индивидуальной защиты только в случае их предоставления органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, основана на ошибочном толковании подпункта «в» пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации № 417 от 2 апреля 2020 года
«Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации».
Предписанное гражданам Указом Главы Республики Марий Эл
от 17 марта 2020 года № 39 требование об использовании средств индивидуальной защиты органов дыхания (масок, респираторов) при посещении зданий, строений, сооружений (помещений в них) не обусловлено предоставлением указанных средств индивидуальной защиты органами исполнительной власти, местного самоуправления или юридическим лицом.
Ссылка в жалобе на положения временного руководства Всемирной организации здоровья от 19 марта 2020 года «Рекомендации по использованию масок в сообществах, во время ухода на дому и в медицинских учреждениях в контексте COVID-19», предусматривающие, что медицинская маска не требуется для тех, кто не болен, так как нет данных о ее полезности для защиты здоровых людей, является несостоятельной, поскольку указанные рекомендации предусматривают для профилактики COVID-19 использование маски в условиях широкой циркуляции инфекции и трудностей обеспечения физического дистанцирования, например, в общественном транспорте, магазинах, в замкнутом пространстве или местах большого скопления людей, и не противоречат им. Кроме того, в данных рекомендациях отмечено, что «ношение масок должно стать элементом комплекса мероприятий, направленных на прерывание передачи инфекции и спасение жизней; одного только применения масок недостаточно для обеспечения надлежащей защиты от COVID-19». Указанная позиция также отражена в Апелляционном определении Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2021 года № АПЛ21202.
Положения Указа Главы Республики Марий Эл от 17 марта 2020 года № 39 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Республики Марий Эл в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» не связывают обязанность гражданина использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания с наличием или отсутствием поблизости от него других людей, и не ставят в зависимость от прохождения процедуры вакцинации.
Различное указание времени совершения административного правонарушения в протоколе об административном правонарушении и на фотоснимке, в данном случае на законность оспариваемого постановления не влияет, поскольку с учетом совокупности имеющейся доказательств, сомнений во времени совершения административного правонарушения, указанном в протоколе, не имеется. Дата и время, указанные в фототаблице, отражают момент её печати.
Вопреки приведенному в жалобе нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено предоставление лицу, привлекаемому к административной ответственности, бесплатной юридической помощи. На судью, орган, должностное лицо не возложена обязанность обеспечивать этому лицу такую помощь.
Иные доводы жалобы основаны на ином толковании норм права, не могут служить основанием для отмены правильного по существу постановления судьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом положений части 2 статьи 3.4 КоАП РФ назначение наказания в виде предупреждения допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется, поскольку невыполнение гражданином требований законодательства, направленного на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Республики Марий Эл в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), создает непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, способствует созданию чрезвычайной ситуации.
Из материалов дела следует, что Никитин А.Ю. находился без средств индивидуальной защиты органов дыхания в здании магазина – месте массового посещения граждан в период возникновения угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для жизни и здоровья населения.
При назначении административного наказания судья городского суда учел характер и обстоятельства совершенного административного правонарушения, наличие смягчающих административную ответственность обстоятельств, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено Никитину А.Ю. с соблюдением требований статьи 4.1 КоАП РФ в пределах санкции части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, является минимальным.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было.
С учетом изложенного оснований для отмены либо изменения постановления не имеется, жалоба Никитина А.Ю. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 6 августа 2021 года по делу об административном правонарушения, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Никитина А.Ю. оставить без изменения, жалобу Никитина А.Ю. – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно со дня его вынесения.
Судья И.Н. Смышляева