№ 2-91/2024
24RS0056-01-2022-008793-27
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 февраля 2024 года г. Красноярск
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего Коваленко В.А.,
при секретаре Рудове Д.Е.,
с участием представителя истца Енисейского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования – Деменченок С.Г., ответчика Медяника П.В., ответчика Селиванова С.Н., представителя ответчика ДНТ «Мираж» – Чебоксаровой М.А., представителя ответчика Медяник Л.Ф. - Солдатенко А.В., представителя третьего лица – Финансового управляющегоБоброва М.В. - Доценко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Енисейского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования к ДНТ «Мираж», Селиванову Сергею Николаевичу, Медяник Павлу Владимировичу, Медяник Людмиле Федоровне о взыскании вреда, причиненного окружающей среде,
У С Т А Н О В И Л:
Енисейское межрегиональное Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования обратилось в суд с иском (с учетом уточнений) к ДНТ «Мираж», Селиванову Сергею Николаевичу, Медяник Павлу Владимировичу, Медяник Людмиле Федоровне о взыскании вреда, причиненного окружающей среде.
Требования мотивированы тем, что Енисейским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в связи с поступлением жалобы об отсыпке строительными отходами земельных участков, расположенных по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, Емельяновский район, п. Солонцы, в соответствии с приказом от 02.08.2018 № 877, в период с 02 по 24 августа 2018 года проведено обследование земельных участков, кадастровые номера: 24<данные изъяты>, из состава земель населенных пунктов. Результаты обследования оформлены актом от 24.08.2018 №ЗВ-877. На основании распоряжения от 17.10.2018 № 559-р/п., проведена внеплановая выездная проверка ДНТ «Мираж», в границах которого находятся вышеперечисленные земельные участки. Результаты проверки оформлены актом от 26.11.2018 № 3-559в.
Проверкой установлено, что земельный участок, кадастровый номер <данные изъяты> площадью 6 199 кв. м находится в собственности публично-правовых образований, по договору аренды от <данные изъяты> предоставлен ответчику ДНТ «Мираж» сроком на 20 лет, земельный участок кадастровый номер <данные изъяты> площадью 8 259 кв. м, участок № <данные изъяты>, предоставлен для общего пользования (уличная сеть), сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.
Ответчику Селиванову Сергею Николаевичу на праве частной собственности принадлежат следующие земельные участки, расположенные по адресу: <адрес>»:
- <данные изъяты> площадью 1 037 кв. м., участок <данные изъяты>;
- <данные изъяты> площадью 1 243 кв. м., участок <данные изъяты>
Ответчику Медянику Павлу Владимировичу на праве частной собственности принадлежат следующие земельные участки, расположенные по адресу: <адрес>», предоставленные для ведения дачного хозяйства:
- <данные изъяты> площадью 1 385 кв. м., участок <данные изъяты>;
- <данные изъяты> площадью 1 861 кв.м., участок <данные изъяты>;
- <данные изъяты> площадью 1 246 кв.м., участок <данные изъяты>;
- <данные изъяты> площадью 1243 кв.м., участок <данные изъяты>
- <данные изъяты> площадью 1 332 кв.м., участок <данные изъяты>
- <данные изъяты> площадью 1291 кв.м., участок <данные изъяты>;
- <данные изъяты> площадью 1133 кв.м., участок <данные изъяты>
- <данные изъяты> площадью 3 082 кв.м.;
- <данные изъяты> площадью 1 315 кв. м., участок <данные изъяты>;
- <данные изъяты> площадью 1 305 кв. м., участок <данные изъяты>;
- <данные изъяты> площадью 1 502 кв. м., участок <данные изъяты>
- <данные изъяты> площадью 3 371 кв. м.;
- <данные изъяты> площадью 1 033 кв. м., участок <данные изъяты>
- <данные изъяты> площадью 4 626 кв.м;
Ответчику Медяник Людмиле Федоровне на праве частной собственности принадлежат следующие земельные участки, расположенные по адресу: <адрес>», предоставленные для дачного строительства:
- <данные изъяты> площадью 1 385 кв. м, участок <данные изъяты>
- <данные изъяты> площадью 1 336 кв. м, участок <данные изъяты>
Проверкой установлено, что земельные участки находятся в водоохранной зоне <данные изъяты>, часть земельных участков в прибрежной защитной полосе данного водного объекта. Их границы в натуре не обозначены. При проведении осмотра участков установлена их отсыпка строительными отходами, основную часть составляют отходы, полученные после проведения работ по строительству, реконструкции и ремонту дорог, а также восстановлению нарушенного благоустройства (арматура, бетонные изделия, лом асфальтовых и асфальтобетонных покрытий, бордюр). В ходе проверки привлеченными специалистами ЦЛАТИ по Енисейскому региону проведено измерение координат и площади участка, отсыпанного отходами. Измерение координат оформлено протоколом измерений от 01.11.2018 № 79г-П, схемой измерений от 01.11.20218 № 12г-П, а также протоколом измерений от 06.11.2018 № 154г-П.
Специалистами ЦЛАТИ по Енисейскому региону отобрано 10 объединенных проб строительных отходов, оформленных протоколом отбора проб от 01.11.2018 № -О.
По результатам биотестирования (протоколы биотестирования от 06.11.2018 №60г-О(Т) - № 69г-О(Т) и заключений по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний от 06.11.2018 № 292г - № 301г) установлено наличие острого токсического действия на тест-объекты Ceriodaphnia affinis и Chlorella vulgaris водной вытяжки из отходов.
В соответствии с протоколами расчета класса опасности отходов, произведенных на основании анализа проб (протоколы анализа от 06.11.2018 №60г-О-69г-О), руководствуясь приказом Минприроды России от 04.12.2014 № 536 «Об утверждении критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду» (п.п. 12 - 14, 17), все исследованные пробы отходов, кроме отхода № 4, относятся к 4 классу опасности, проба отхода № 4 относится к 5 классу опасности.
Проверкой установлен факт захламления строительными отходами земельных участков с кадастровыми номерами: <данные изъяты>.
Таким образом, ответчиками в ходе отсыпки строительными отходами земельных участков в границах водоохранной зоны, частично прибрежной защитной полосы <данные изъяты> допущена порча почв при их захламлении, возникшая при складировании на поверхности почвы или почвенной толще отходов производства и потребления, сумма которого составила 102 677 912 рублей.
На основании изложенного выше, истец, с учетом уточнений, просит взыскать с ответчиков сумму вреда, причинённого окружающей среде (почве), в размере 102 677 912 рублей.
Протокольным определением Центрального районного суда г. Красноярска от 25.09.2023 произведена замена ненадлежащего ответчика Юрьева Василия Олеговича, а также в части требований иска о возмещении вреда почве на земельных участках с кадастровыми номерами <данные изъяты> ненадлежащего ответчика Селиванова Сергея Николаевича на надлежащего ответчика Медяника Павла Владимировича.
В судебном заседании представитель истца Енисейского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования –Деменченок С.Г. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика ДНТ «Мираж» - Чебоксарова М.А., ответчик Медяник П.В., ответчик Селиванов С.Н., представитель ответчика Медяник Л.Ф. - Солдатенко А.В., представитель третьего лица – Финансового управляющегоБоброва М.В. - Доценко А.А., в судебном заседании возражали по поводу удовлетворения исковых требований, просили отказать истцу в заявленных требования, в связи с тем, что в настоящее время, согласно акту №З-1394 от 26.12.2023 и протоколу №3-1394 от 22.12.2023, территории земельных участков освобождены от строительных отходов, что подтверждается фотоматериалами.
Третьи лица Юрьев В.О., Недбай К.С., МО Емельяновского района Красноярского края, в судебное заседание не явились, извещены надлежаще и своевременно, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Дело, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав сторон, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право и создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
В соответствии со статьей 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).
Особенность порядка возмещения вреда, причиненного окружающей среде, заключается в том, что он возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке методиками исчисления вреда, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Нормы природоохранного законодательства о возмещении вреда окружающей среде применяются с соблюдением правил, установленных общими нормами гражданского законодательства, регулирующими возмещение ущерба, в том числе внедоговорного вреда. Доказывание таких убытков производится в общем порядке, установленном статьями 15 и 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Для применения ответственности в виде взыскания убытков, предусмотренных указанными нормами ГК РФ, необходимо наличие состава правонарушения, включающего наличие вреда, противоправность поведения причинителя вреда и его вину, подверженность размера причиненного вреда, а также причинную связь между противоправными действиями и наступившими неблагоприятными последствиями. Отсутствие одного из перечисленных условий служит основанием для отказа в удовлетворении иска о взыскании ущерба.
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 №49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» Основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Закона об охране окружающей среды).
Из материалов дела следует, Енисейским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в связи с поступлением жалобы об отсыпке строительными отходами земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, в соответствии с приказом от 02.08.2018 № 877, в период с 02 по 24 августа 2018 года проведено обследование земельных участков, кадастровые номера: <данные изъяты>, из состава земель населенных пунктов.
Результаты обследования оформлены актом от <данные изъяты>.
На основании распоряжения от <данные изъяты>., проведена внеплановая выездная проверка ДНТ «Мираж», в границах которого находятся вышеперечисленные земельные участки.
Результаты проверки оформлены актом от 26.11.2018 № 3-559в.
В ходе обследования установлено, что земельные участки находятся в водоохранной зоне р. Кача, часть земельных участков в прибрежной защитной полосе данного водного объекта. Их границы в натуре не обозначены.
При проведении осмотра участков установлена их отсыпка строительными отходами, основную часть составляют отходы, полученные после проведения работ по строительству, реконструкции и ремонту дорог, а также восстановлению нарушенного благоустройства (арматура, бетонные изделия, лом асфальтовых и асфальтобетонных покрытий, бордюр).
Плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий согласно пункту 1 части 1 статьи 8.3 Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту - ФЗ № 294-ФЗ) отнесены к мероприятиям по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Частью 2 статьи 8.3 ФЗ № 294-ФЗ определено, что такие мероприятия по контролю проводятся уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора) в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора).
Согласно части 4 статьи 8.3 ФЗ № 294-ФЗ порядок оформления и содержание этих заданий и порядок оформления результатов мероприятия, в том числе результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора).
Порядок оформления и содержания плановых (рейдовых) осмотров (обследований) (далее - Порядок), а также оформления их результатов для органов Росприроднадзора утвержден приказом Минприроды России от 25.05.2015 № 237, зарегистрированным в Минюсте России от 27.07.2015 № 38185.
При этом Порядок оформления и содержание плановых (рейдовых) заданий является приложением №1 к приказу, а порядок оформления их результатов - приложением № 2.
Поскольку пунктом 1 части 1 статьи 8.3 Федерального закона № 294-ФЗ рейдовое мероприятие, по результатам которого заявлен настоящий иск, отнесено к мероприятиям по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, предварительное уведомление юридического лица о его проведении не предусмотрено.
В соответствии с договором аренды от <данные изъяты>, дачному некоммерческому товариществу «Мираж» (далее – ДНТ «Мираж») предоставлен в пользование участок в водоохраной зоне р. Кача для его использования.
Согласно представленному в материалы дела договору аренды земельного участка от 11.04.2016 № 29 земельный участок (категория - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – коммунальное обслуживание), расположенный по адресу: <адрес> площадью 6 199 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, предоставлен ДНТ «Мираж». Срок договора аренды составляет 20 лет и исчисляется с даты государственной регистрации в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю.
В ходе проверки привлеченными специалистами ЦЛАТИ по Енисейскому региону проведено измерение координат и площади участка, отсыпанного отходами.
Измерение координат оформлено протоколом измерений от 01.11.2018 № 79г-П, схемой измерений от 01.11.20218 № 12г-П, а также протоколом измерений от 06.11.2018 № 154г-П.
Специалистами ЦЛАТИ по Енисейскому региону отобрано 10 объединенных проб строительных отходов, оформленных протоколом отбора проб от 01.11.2018 № -О.
Согласно протоколам анализа от 06.11.2018 морфологический состав массовая доля) отхода, определенный весовым методом, составляет:
протокол № 60г-О (наименование отхода - отход № 1): асфальт - 24,07%, бетон - 58,20%, гравий - 8,03%, песок - 5,49%, кирпич - 1,76%, сталь - 2,45%;
протокол № 61г-0 (наименование отхода - отход № 2): асфальт - 38,02%, бетон - 55,32%, древесина - 3,16%, железо - 1,57%, полимерные материалы - 1,93%;
протокол № 62г-0 (наименование отхода - отход № 3): асфальт - 8,35%, бетон - 51,21%, гравий - 16,38%, глина - 9,98%, кирпич - 12,02%, сталь - 2,06%;
протокол № 63г-0 (наименование отхода - отход № 4): земля - 16,06%, бетон - 51,91%, камни - 17,70%, кирпич - 14,33%;
протокол № 64г-0 (наименование отхода - отход № 5): железо - 2,68%, бетон - 54,13%, асфальт - 43,19%;
протокол № 65г-0 (наименование отхода - отход № 6): пенопласт - 3,29%, бетон - 39,88%, кирпич - 17,92%, песок - 4,48%, цемент - 13,11%, шифер - 3,55%, алюминий - 3,77%, битум - 12,46%, сталь - 1,54%;
протокол № 66г-0 (наименование отхода - отход № 7): асфальт - 32,37%, бетон - 38,67%, глина - 17,37%, земля - 11,59%;
протокол № 61г-0 (наименование отхода - отход № 8): асфальт - 21,14%, бетон - 23,13; камни - 25,66%, песок - 28,06%, кирпич - 2,01%;
протокол № 68г-0 (наименование отхода - отход № 9): керамика - 6,96%, камни - 32,97%, бетон - 34,09%, песок - 21,98%, древесина - 4,00%;
протокол № 69г-0 (наименование отхода - отход № 10): асфальт - 17,37%, гипсокартон - 6,51%, железо - 5,59%, бетон - 43,55%, керамзит - 26,98%.
В соответствии с протоколами расчета класса опасности отходов, произведенных на основании анализа проб (протоколы анализа от 06.11.2018 №60г-О-69г-О), руководствуясь приказом Минприроды России от 04.12.2014 № 536 «Об утверждении критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду» (п.п. 12 - 14, 17), все исследованные пробы отходов, кроме отхода № 4, относятся к 4 классу опасности, проба отхода № 4 относится к 5 классу опасности.
В ходе проверки привлеченными специалистами ЦЛАТИ по Енисейскому региону проведено измерение координат и площади участка, отсыпанного отходами.
Измерение координат оформлено протоколом измерений от 01.11.2018 № 79г-П, схемой измерений от 01.11.20218 № 12г-П, а также протоколом измерений от 06.11.2018 № 154г-П.
На основании экспертного заключения от 12.11.2018 № 77, общая площадь земельных участков, отсыпанных отходами по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, п. Солонцы, ДНТ «Мираж», составляет 48 368 кв.м.
Таким образом, обращаясь с настоящим иском, истец указывает, ответчиками в ходе отсыпки отходами участков водоохранной зоны реки Кача допущена порча почв при их захламлении, возникшего при складировании на поверхности почвы или почвенной толще отходов производства и потребления.
Вред, причиненный почве, допущен в результате несоблюдения ответчиками федерального законодательства.
В результате действий ответчиков, согласно расчету истца, нанесен вред окружающей среде (почве) на сумму 102 677 912 рублей.
Требованием от 08.04.2022 года ответчикам предложено добровольно возместить сумму вреда в течение 30 дней со дня получения претензии.
05.05.2022 претензия с приложением получена Юрьевым В.О., 19.05.2022 претензия с приложением получена Селивановым С.Н.
В добровольном порядке требования претензии до настоящего времени ответчики не исполнили.
Суд, разрешая спор, оценив представленные в материалы доказательства, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований на основании следующего.
Согласно части 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ (далее по тексту - Кодекс) настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах:
1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации...».
Частью 1 статьи 13 Кодекса определено, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Статьей 12 Кодекса целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель
Статьей 42 Кодекса на собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, возложена обязанность не допускать загрязнение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно части 1 статьи 76 Земельного кодекса РФ юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.
В соответствии со ст. 75 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (далее по тексту - Федеральный закон) установлена имущественная, дисциплинарная административная и уголовная ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Статьей 77 Закона об охране окружающей среды предусмотрена обязанность полного возмещения вреда окружающей среде. Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (часть 2,3 статьи 78 Закона об охране окружающей среды).
Согласно статье 78 Закона об охране окружающей среды компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Пунктом 3 ст. 78 Федерального закона установлено, что иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет. Вред, причиненный почве в результате порчи при их захламлении, возникшем при складировании на поверхности почвы или почвенной толще отходов производства и потребления, определен согласно «Методике исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды», утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08.07.2010 № 238 (в редакции приказа от 25.04.2014 № 194), зарегистрированной в Минюсте России 07.09.2010 № 18364.
Предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, отнесено ст. 5 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов государственной власти РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.
Согласно ст. 1 вышеназванного Закона, содержащей основные понятия: окружающая среда - это совокупность компонентов природной среды, природных и природноантропогенных объектов, а также антропогенных объектов; компоненты природной среды - земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды и т.д.
В соответствии со ст. 4 Закона объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются, в том числе компоненты природной среды.
Пунктом 1 «Положения о государственном земельном надзоре» (утверждено постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 № 1) одним из органов, осуществляющих государственный земельный надзор, определена Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (далее по тексту - Федеральная служба) и ее территориальные органы.
Согласно п. 4 Положения Федеральная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
В соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 10.06.2019 № 286 Межрегиональное управление Росприроднадзора по Красноярскому краю и Республике Тыва и Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Хакасия реорганизованы в форме присоединения Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Хакасия к Межрегиональному управлению Росприроднадзора по Красноярскому краю и Республике Тыва, с переименованием последнего в Енисейское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27.08.2019 № 496 утверждено Положение о Енисейском межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
02.10.2019 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации Енисейского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Согласно Единому государственному реестру юридических лиц Енисейское межрегиональное управление Росприроднадзора создано путем реорганизации в форме присоединения Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Хакасия к Межрегиональному управлению Росприроднадзора по Красноярскому краю и Республике Тыва.
В соответствии с пунктом 1 «Положения о Енисейском межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования», утвержденного приказом Федеральной службы от 27.08.2019 № 496, Межрегиональное управление является территориальным органом Федеральной службы межрегионального уровня, осуществляющим отдельные функции Федеральной службы на территории Красноярского края, Республике Тыва и Республике Хакасия.
Согласно пункту 4 Положения: «Управление осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: п.п. 4.1.2 государственный земельный надзор». В связи с изложенным, Межрегиональное Управление в силу ст. 5 Федерального закона «Об охране окружающей среды» вправе предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах своей компетенции.
В судебном заседании 15.02.2024 представитель истца пояснил, что несанкционированная свалка строительных отходов на земельных участках ликвидирована.
Так, в материалы дела представлен акт обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований от 26.12.2023 №З-1394 и акт обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований от 13.02.2024 №З-124, составленный Долгановой Л.В. (заместителем начальника отдела государственного земельного надзора и надзора в области использования и охраны водных объектов по Красноярскому краю, государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора, удостоверение №6618, выдано 10.10.2019 Енисейским межрегиональным управлением Росприроднадзора) в присутствии ответчиков Селиванова С.Н., Медяник Л.Ф. В ходе проверки проводилась фотосъемка.
В ходе обследования, проведенного 22.12.2023, установлено, что территории земельных участков освобождены от строительных отходов и приведены в надлежащее санитарнотехническое состояние, что подтверждается фотоматериалами (имеются в материалах дела).
Вышеуказанное обстоятельство истцом и ответчиками не оспаривается.
Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства складирования строительных отходов на территории ДНТ «Мираж», несанкционированная свалка ликвидирована, доказательства засорения почвы и причинения вреда отсутствуют, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения настоящего иска.
Вопрос о взыскании государственной пошлины не рассматривается, так как истец в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Енисейского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования к ДНТ «Мираж», Селиванову Сергею Николаевичу, Медяник Павлу Владимировичу, Медяник Людмиле Федоровне о взыскании вреда, причиненного окружающей среде, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий В.А. Коваленко
Мотивированное решение составлено 05.03.2024
Копия верна
Судья В.А. Коваленко