Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-91/2024 (2-2445/2023; 2-8971/2022;) ~ М-6207/2022 от 24.11.2022

№ 2-91/2024

24RS0056-01-2022-008793-27

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 февраля 2024 года                                                                                    г. Красноярск

Центральный районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего Коваленко В.А.,

при секретаре Рудове Д.Е.,

с участием представителя истца Енисейского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования – Деменченок С.Г., ответчика Медяника П.В., ответчика Селиванова С.Н., представителя ответчика ДНТ «Мираж» – Чебоксаровой М.А., представителя ответчика Медяник Л.Ф. - Солдатенко А.В., представителя третьего лица – Финансового управляющегоБоброва М.В. - Доценко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Енисейского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования к ДНТ «Мираж», Селиванову Сергею Николаевичу, Медяник Павлу Владимировичу, Медяник Людмиле Федоровне о взыскании вреда, причиненного окружающей среде,

У С Т А Н О В И Л:

Енисейское межрегиональное Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования обратилось в суд с иском (с учетом уточнений) к ДНТ «Мираж», Селиванову Сергею Николаевичу, Медяник Павлу Владимировичу, Медяник Людмиле Федоровне о взыскании вреда, причиненного окружающей среде.

Требования мотивированы тем, что Енисейским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в связи с поступлением жалобы об отсыпке строительными отходами земельных участков, расположенных по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, Емельяновский район, п. Солонцы, в соответствии с приказом от 02.08.2018 № 877, в период с 02 по 24 августа 2018 года проведено обследование земельных участков, кадастровые номера: 24<данные изъяты>, из состава земель населенных пунктов. Результаты обследования оформлены актом от 24.08.2018 №ЗВ-877. На основании распоряжения от 17.10.2018 № 559-р/п., проведена внеплановая выездная проверка ДНТ «Мираж», в границах которого находятся вышеперечисленные земельные участки. Результаты проверки оформлены актом от 26.11.2018 № 3-559в.

Проверкой установлено, что земельный участок, кадастровый номер <данные изъяты> площадью 6 199 кв. м находится в собственности публично-правовых образований, по договору аренды от <данные изъяты> предоставлен ответчику ДНТ «Мираж» сроком на 20 лет, земельный участок кадастровый номер <данные изъяты> площадью 8 259 кв. м, участок № <данные изъяты>, предоставлен для общего пользования (уличная сеть), сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.

Ответчику Селиванову Сергею Николаевичу на праве частной собственности принадлежат следующие земельные участки, расположенные по адресу: <адрес>»:

- <данные изъяты> площадью 1 037 кв. м., участок <данные изъяты>;

- <данные изъяты> площадью 1 243 кв. м., участок <данные изъяты>

Ответчику Медянику Павлу Владимировичу на праве частной собственности принадлежат следующие земельные участки, расположенные по адресу: <адрес>», предоставленные для ведения дачного хозяйства:

- <данные изъяты> площадью 1 385 кв. м., участок <данные изъяты>;

- <данные изъяты> площадью 1 861 кв.м., участок <данные изъяты>;

- <данные изъяты> площадью 1 246 кв.м., участок <данные изъяты>;

- <данные изъяты> площадью 1243 кв.м., участок <данные изъяты>

- <данные изъяты> площадью 1 332 кв.м., участок <данные изъяты>

- <данные изъяты> площадью 1291 кв.м., участок <данные изъяты>;

- <данные изъяты> площадью 1133 кв.м., участок <данные изъяты>

- <данные изъяты> площадью 3 082 кв.м.;

- <данные изъяты> площадью 1 315 кв. м., участок <данные изъяты>;

- <данные изъяты> площадью 1 305 кв. м., участок <данные изъяты>;

- <данные изъяты> площадью 1 502 кв. м., участок <данные изъяты>

- <данные изъяты> площадью 3 371 кв. м.;

- <данные изъяты> площадью 1 033 кв. м., участок <данные изъяты>

- <данные изъяты> площадью 4 626 кв.м;

Ответчику Медяник Людмиле Федоровне на праве частной собственности принадлежат следующие земельные участки, расположенные по адресу: <адрес>», предоставленные для дачного строительства:

- <данные изъяты> площадью 1 385 кв. м, участок <данные изъяты>

- <данные изъяты> площадью 1 336 кв. м, участок <данные изъяты>

Проверкой установлено, что земельные участки находятся в водоохранной зоне <данные изъяты>, часть земельных участков в прибрежной защитной полосе данного водного объекта. Их границы в натуре не обозначены. При проведении осмотра участков установлена их отсыпка строительными отходами, основную часть составляют отходы, полученные после проведения работ по строительству, реконструкции и ремонту дорог, а также восстановлению нарушенного благоустройства (арматура, бетонные изделия, лом асфальтовых и асфальтобетонных покрытий, бордюр). В ходе проверки привлеченными специалистами ЦЛАТИ по Енисейскому региону проведено измерение координат и площади участка, отсыпанного отходами. Измерение координат оформлено протоколом измерений от 01.11.2018 № 79г-П, схемой измерений от 01.11.20218 № 12г-П, а также протоколом измерений от 06.11.2018 № 154г-П.

Специалистами ЦЛАТИ по Енисейскому региону отобрано 10 объединенных проб строительных отходов, оформленных протоколом отбора проб от 01.11.2018 № -О.

По результатам биотестирования (протоколы биотестирования от 06.11.2018 №60г-О(Т) - № 69г-О(Т) и заключений по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний от 06.11.2018 № 292г - № 301г) установлено наличие острого токсического действия на тест-объекты Ceriodaphnia affinis и Chlorella vulgaris водной вытяжки из отходов.

В соответствии с протоколами расчета класса опасности отходов, произведенных на основании анализа проб (протоколы анализа от 06.11.2018 №60г-О-69г-О), руководствуясь приказом Минприроды России от 04.12.2014 № 536 «Об утверждении критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду» (п.п. 12 - 14, 17), все исследованные пробы отходов, кроме отхода № 4, относятся к 4 классу опасности, проба отхода № 4 относится к 5 классу опасности.

Проверкой установлен факт захламления строительными отходами земельных участков с кадастровыми номерами: <данные изъяты>.

Таким образом, ответчиками в ходе отсыпки строительными отходами земельных участков в границах водоохранной зоны, частично прибрежной защитной полосы <данные изъяты> допущена порча почв при их захламлении, возникшая при складировании на поверхности почвы или почвенной толще отходов производства и потребления, сумма которого составила 102 677 912 рублей.

На основании изложенного выше, истец, с учетом уточнений, просит взыскать с ответчиков сумму вреда, причинённого окружающей среде (почве), в размере 102 677 912 рублей.

Протокольным определением Центрального районного суда г. Красноярска от 25.09.2023 произведена замена ненадлежащего ответчика Юрьева Василия Олеговича, а также в части требований иска о возмещении вреда почве на земельных участках с кадастровыми номерами <данные изъяты> ненадлежащего ответчика Селиванова Сергея Николаевича на надлежащего ответчика Медяника Павла Владимировича.

В судебном заседании представитель истца Енисейского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования –Деменченок С.Г. исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика ДНТ «Мираж» - Чебоксарова М.А., ответчик Медяник П.В., ответчик Селиванов С.Н., представитель ответчика Медяник Л.Ф. - Солдатенко А.В., представитель третьего лица – Финансового управляющегоБоброва М.В. - Доценко А.А., в судебном заседании возражали по поводу удовлетворения исковых требований, просили отказать истцу в заявленных требования, в связи с тем, что в настоящее время, согласно акту №З-1394 от 26.12.2023 и протоколу №3-1394 от 22.12.2023, территории земельных участков освобождены от строительных отходов, что подтверждается фотоматериалами.

Третьи лица Юрьев В.О., Недбай К.С., МО Емельяновского района Красноярского края, в судебное заседание не явились, извещены надлежаще и своевременно, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Дело, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав сторон, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право и создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

В соответствии со статьей 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).

Особенность порядка возмещения вреда, причиненного окружающей среде, заключается в том, что он возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке методиками исчисления вреда, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Нормы природоохранного законодательства о возмещении вреда окружающей среде применяются с соблюдением правил, установленных общими нормами гражданского законодательства, регулирующими возмещение ущерба, в том числе внедоговорного вреда. Доказывание таких убытков производится в общем порядке, установленном статьями 15 и 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Для применения ответственности в виде взыскания убытков, предусмотренных указанными нормами ГК РФ, необходимо наличие состава правонарушения, включающего наличие вреда, противоправность поведения причинителя вреда и его вину, подверженность размера причиненного вреда, а также причинную связь между противоправными действиями и наступившими неблагоприятными последствиями. Отсутствие одного из перечисленных условий служит основанием для отказа в удовлетворении иска о взыскании ущерба.

Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 №49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» Основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Закона об охране окружающей среды).

Из материалов дела следует, Енисейским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в связи с поступлением жалобы об отсыпке строительными отходами земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, в соответствии с приказом от 02.08.2018 № 877, в период с 02 по 24 августа 2018 года проведено обследование земельных участков, кадастровые номера: <данные изъяты>, из состава земель населенных пунктов.

Результаты обследования оформлены актом от <данные изъяты>.

На основании распоряжения от <данные изъяты>., проведена внеплановая выездная проверка ДНТ «Мираж», в границах которого находятся вышеперечисленные земельные участки.

Результаты проверки оформлены актом от 26.11.2018 № 3-559в.

В ходе обследования установлено, что земельные участки находятся в водоохранной зоне р. Кача, часть земельных участков в прибрежной защитной полосе данного водного объекта. Их границы в натуре не обозначены.

При проведении осмотра участков установлена их отсыпка строительными отходами, основную часть составляют отходы, полученные после проведения работ по строительству, реконструкции и ремонту дорог, а также восстановлению нарушенного благоустройства (арматура, бетонные изделия, лом асфальтовых и асфальтобетонных покрытий, бордюр).

Плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий согласно пункту 1 части 1 статьи 8.3 Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту - ФЗ № 294-ФЗ) отнесены к мероприятиям по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Частью 2 статьи 8.3 ФЗ № 294-ФЗ определено, что такие мероприятия по контролю проводятся уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора) в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора).

Согласно части 4 статьи 8.3 ФЗ № 294-ФЗ порядок оформления и содержание этих заданий и порядок оформления результатов мероприятия, в том числе результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора).

Порядок оформления и содержания плановых (рейдовых) осмотров (обследований) (далее - Порядок), а также оформления их результатов для органов Росприроднадзора утвержден приказом Минприроды России от 25.05.2015 № 237, зарегистрированным в Минюсте России от 27.07.2015 № 38185.

При этом Порядок оформления и содержание плановых (рейдовых) заданий является приложением №1 к приказу, а порядок оформления их результатов - приложением № 2.

Поскольку пунктом 1 части 1 статьи 8.3 Федерального закона № 294-ФЗ рейдовое мероприятие, по результатам которого заявлен настоящий иск, отнесено к мероприятиям по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, предварительное уведомление юридического лица о его проведении не предусмотрено.

В соответствии с договором аренды от <данные изъяты>, дачному некоммерческому товариществу «Мираж» (далее – ДНТ «Мираж») предоставлен в пользование участок в водоохраной зоне р. Кача для его использования.

Согласно представленному в материалы дела договору аренды земельного участка от 11.04.2016 № 29 земельный участок (категория - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – коммунальное обслуживание), расположенный по адресу: <адрес> площадью 6 199 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, предоставлен ДНТ «Мираж». Срок договора аренды составляет 20 лет и исчисляется с даты государственной регистрации в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю.

В ходе проверки привлеченными специалистами ЦЛАТИ по Енисейскому региону проведено измерение координат и площади участка, отсыпанного отходами.

Измерение координат оформлено протоколом измерений от 01.11.2018 № 79г-П, схемой измерений от 01.11.20218 № 12г-П, а также протоколом измерений от 06.11.2018 № 154г-П.

Специалистами ЦЛАТИ по Енисейскому региону отобрано 10 объединенных проб строительных отходов, оформленных протоколом отбора проб от 01.11.2018 № -О.

Согласно протоколам анализа от 06.11.2018 морфологический состав массовая доля) отхода, определенный весовым методом, составляет:

протокол № 60г-О (наименование отхода - отход № 1): асфальт - 24,07%, бетон - 58,20%, гравий - 8,03%, песок - 5,49%, кирпич - 1,76%, сталь - 2,45%;

протокол № 61г-0 (наименование отхода - отход № 2): асфальт - 38,02%, бетон - 55,32%, древесина - 3,16%, железо - 1,57%, полимерные материалы - 1,93%;

протокол № 62г-0 (наименование отхода - отход № 3): асфальт - 8,35%, бетон - 51,21%, гравий - 16,38%, глина - 9,98%, кирпич - 12,02%, сталь - 2,06%;

протокол № 63г-0 (наименование отхода - отход № 4): земля - 16,06%, бетон - 51,91%, камни - 17,70%, кирпич - 14,33%;

протокол № 64г-0 (наименование отхода - отход № 5): железо - 2,68%, бетон - 54,13%, асфальт - 43,19%;

протокол № 65г-0 (наименование отхода - отход № 6): пенопласт - 3,29%, бетон - 39,88%, кирпич - 17,92%, песок - 4,48%, цемент - 13,11%, шифер - 3,55%, алюминий - 3,77%, битум - 12,46%, сталь - 1,54%;

протокол № 66г-0 (наименование отхода - отход № 7): асфальт - 32,37%, бетон - 38,67%, глина - 17,37%, земля - 11,59%;

протокол № 61г-0 (наименование отхода - отход № 8): асфальт - 21,14%, бетон - 23,13; камни - 25,66%, песок - 28,06%, кирпич - 2,01%;

протокол № 68г-0 (наименование отхода - отход № 9): керамика - 6,96%, камни - 32,97%, бетон - 34,09%, песок - 21,98%, древесина - 4,00%;

протокол № 69г-0 (наименование отхода - отход № 10): асфальт - 17,37%, гипсокартон - 6,51%, железо - 5,59%, бетон - 43,55%, керамзит - 26,98%.

В соответствии с протоколами расчета класса опасности отходов, произведенных на основании анализа проб (протоколы анализа от 06.11.2018 №60г-О-69г-О), руководствуясь приказом Минприроды России от 04.12.2014 № 536 «Об утверждении критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду» (п.п. 12 - 14, 17), все исследованные пробы отходов, кроме отхода № 4, относятся к 4 классу опасности, проба отхода № 4 относится к 5 классу опасности.

В ходе проверки привлеченными специалистами ЦЛАТИ по Енисейскому региону проведено измерение координат и площади участка, отсыпанного отходами.

Измерение координат оформлено протоколом измерений от 01.11.2018 № 79г-П, схемой измерений от 01.11.20218 № 12г-П, а также протоколом измерений от 06.11.2018 № 154г-П.

На основании экспертного заключения от 12.11.2018 № 77, общая площадь земельных участков, отсыпанных отходами по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, п. Солонцы, ДНТ «Мираж», составляет 48 368 кв.м.

Таким образом, обращаясь с настоящим иском, истец указывает, ответчиками в ходе отсыпки отходами участков водоохранной зоны реки Кача допущена порча почв при их захламлении, возникшего при складировании на поверхности почвы или почвенной толще отходов производства и потребления.

Вред, причиненный почве, допущен в результате несоблюдения ответчиками федерального законодательства.

В результате действий ответчиков, согласно расчету истца, нанесен вред окружающей среде (почве) на сумму 102 677 912 рублей.

Требованием от 08.04.2022 года ответчикам предложено добровольно возместить сумму вреда в течение 30 дней со дня получения претензии.

05.05.2022 претензия с приложением получена Юрьевым В.О., 19.05.2022 претензия с приложением получена Селивановым С.Н.

В добровольном порядке требования претензии до настоящего времени ответчики не исполнили.

Суд, разрешая спор, оценив представленные в материалы доказательства, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований на основании следующего.

Согласно части 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ (далее по тексту - Кодекс) настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах:

1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации...».

Частью 1 статьи 13 Кодекса определено, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

Статьей 12 Кодекса целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель

Статьей 42 Кодекса на собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, возложена обязанность не допускать загрязнение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно части 1 статьи 76 Земельного кодекса РФ юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.

В соответствии со ст. 75 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (далее по тексту - Федеральный закон) установлена имущественная, дисциплинарная административная и уголовная ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Статьей 77 Закона об охране окружающей среды предусмотрена обязанность полного возмещения вреда окружающей среде. Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (часть 2,3 статьи 78 Закона об охране окружающей среды).

Согласно статье 78 Закона об охране окружающей среды компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Пунктом 3 ст. 78 Федерального закона установлено, что иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет. Вред, причиненный почве в результате порчи при их захламлении, возникшем при складировании на поверхности почвы или почвенной толще отходов производства и потребления, определен согласно «Методике исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды», утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08.07.2010 № 238 (в редакции приказа от 25.04.2014 № 194), зарегистрированной в Минюсте России 07.09.2010 № 18364.

Предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, отнесено ст. 5 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов государственной власти РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.

Согласно ст. 1 вышеназванного Закона, содержащей основные понятия: окружающая среда - это совокупность компонентов природной среды, природных и природноантропогенных объектов, а также антропогенных объектов; компоненты природной среды - земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды и т.д.

В соответствии со ст. 4 Закона объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются, в том числе компоненты природной среды.

Пунктом 1 «Положения о государственном земельном надзоре» (утверждено постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 № 1) одним из органов, осуществляющих государственный земельный надзор, определена Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (далее по тексту - Федеральная служба) и ее территориальные органы.

Согласно п. 4 Положения Федеральная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

В соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 10.06.2019 № 286 Межрегиональное управление Росприроднадзора по Красноярскому краю и Республике Тыва и Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Хакасия реорганизованы в форме присоединения Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Хакасия к Межрегиональному управлению Росприроднадзора по Красноярскому краю и Республике Тыва, с переименованием последнего в Енисейское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27.08.2019 № 496 утверждено Положение о Енисейском межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

02.10.2019 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации Енисейского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Согласно Единому государственному реестру юридических лиц Енисейское межрегиональное управление Росприроднадзора создано путем реорганизации в форме присоединения Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Хакасия к Межрегиональному управлению Росприроднадзора по Красноярскому краю и Республике Тыва.

В соответствии с пунктом 1 «Положения о Енисейском межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования», утвержденного приказом Федеральной службы от 27.08.2019 № 496, Межрегиональное управление является территориальным органом Федеральной службы межрегионального уровня, осуществляющим отдельные функции Федеральной службы на территории Красноярского края, Республике Тыва и Республике Хакасия.

Согласно пункту 4 Положения: «Управление осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: п.п. 4.1.2 государственный земельный надзор». В связи с изложенным, Межрегиональное Управление в силу ст. 5 Федерального закона «Об охране окружающей среды» вправе предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах своей компетенции.

В судебном заседании 15.02.2024 представитель истца пояснил, что несанкционированная свалка строительных отходов на земельных участках ликвидирована.

Так, в материалы дела представлен акт обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований от 26.12.2023 №З-1394 и акт обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований от 13.02.2024 №З-124, составленный Долгановой Л.В. (заместителем начальника отдела государственного земельного надзора и надзора в области использования и охраны водных объектов по Красноярскому краю, государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора, удостоверение №6618, выдано 10.10.2019 Енисейским межрегиональным управлением Росприроднадзора) в присутствии ответчиков Селиванова С.Н., Медяник Л.Ф. В ходе проверки проводилась фотосъемка.

В ходе обследования, проведенного 22.12.2023, установлено, что территории земельных участков освобождены от строительных отходов и приведены в надлежащее санитарнотехническое состояние, что подтверждается фотоматериалами (имеются в материалах дела).

Вышеуказанное обстоятельство истцом и ответчиками не оспаривается.

Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства складирования строительных отходов на территории ДНТ «Мираж», несанкционированная свалка ликвидирована, доказательства засорения почвы и причинения вреда отсутствуют, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения настоящего иска.

Вопрос о взыскании государственной пошлины не рассматривается, так как истец в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Енисейского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования к ДНТ «Мираж», Селиванову Сергею Николаевичу, Медяник Павлу Владимировичу, Медяник Людмиле Федоровне о взыскании вреда, причиненного окружающей среде, отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий                    В.А. Коваленко

Мотивированное решение составлено 05.03.2024

Копия верна

Судья                                 В.А. Коваленко

2-91/2024 (2-2445/2023; 2-8971/2022;) ~ М-6207/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Енисейское межрегиональное управление Росприроднадзора
Ответчики
Медяник Людмила Федоровна
ДНТ "Мираж"
Селиванов Сергей Николаевич
Медяник Павел Владимирович
Другие
Доценко Анжела Александровна
Юрьев Василий Олегович
Солдатенко Алексей Васильевич
Финансовый управляющий Бобров Максим Васильевич
Суд
Центральный районный суд г. Красноярска
Судья
Коваленко Вероника Александровна
Дело на сайте суда
centr--krk.sudrf.ru
24.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.11.2022Передача материалов судье
28.11.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.11.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
12.04.2023Предварительное судебное заседание
08.08.2023Предварительное судебное заседание
08.08.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
25.09.2023Предварительное судебное заседание
25.10.2023Предварительное судебное заседание
25.10.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
15.02.2024Предварительное судебное заседание
20.02.2024Судебное заседание
05.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее