<адрес> 18 марта 2024 года
УИД:47RS0№-32
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гражданское дело №2-217/2024
Лужский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Скопинской Л.В.
при помощнике судьи Трифоновой О.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО к Администрации Лужского муниципального района <адрес> об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
ФИО обратился в Лужский городской суд с исковым заявлением к администрации Лужского муниципального района <адрес> (далее – ответчик) об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение.
В обоснование заявленных требований истец указал, что с 2016 г. является собственником двухкомнатной квартиры, площадью 43,1 кв. метров, с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес>. Жилой дом по указанному адресу был признан аварийным и включен в адресную региональную программу. В целях получения жилого помещения в собственность, истец обратился в администрацию с заявлением. По итогам рассмотрения обращения истца, администрация отказала истцу в предоставлении жилого помещения в собственность. Считая, что права и законные интересы его нарушены, истец обратился в суд с настоящим иском.
Истец – ФИО, в ходе судебного разбирательства на заявленных требованиях настаивал.
Ответчик – Администрация Лужского муниципального района <адрес>, уведомленная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание своего представителя не направила.
Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не сообщили суду о причинах неявки, не ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия, не ходатайствовали об отложении судебного заседания, суд определил о рассмотрении дела при данной явке.
Установив юридически значимые обстоятельства, выслушав объяснения истца, огласив письменные материалы дела и дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на их всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Право на жилище относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 40 Конституции Российской Федерации. При этом никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда» статья 32 ЖК РФ дополнена ч.8.2. Указанная норма вступила в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч.8.2 ст.32 ЖК РФ, граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 указанной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 указанной статьи в отношении таких граждан не применяются.
В соответствии с ч.1 ст.6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», часть 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, преобразование отношений в той или иной сфере жизнедеятельности не может осуществляться вопреки нашедшему отражение в статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации общему
(основному) принципу действия закона во времени, который имеет целью обеспечение правовой определенности и стабильности законодательного регулирования в России как правовом государстве (статья 1, часть 1 Конституции Российской Федерации) и означает, что действие закона распространяется на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу (ретроактивность), либо, напротив, допустить в определенных случаях возможность применения утративших силу норм (ультраактивность).
При этом осуществляемое законодателем правовое регулирование - в силу конституционных принципов правового государства, верховенства закона и юридического равенства - должно отвечать требованиям определенности, ясности и непротиворечивости, а механизм его действия должен быть понятен субъектам соответствующих правоотношений из содержания конкретного нормативного положения или системы находящихся в очевидной взаимосвязи нормативных положений, поскольку конституционное равноправие может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 11-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 15-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 29-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 12-П и др.).
Таким образом, с учетом приведенных положений закона, необходимо принимать во внимание, в какой момент возникло право собственности на жилье, а в случае, когда квартиру приобрели после признания дома аварийным, то нужно учитывать дату совершения сделки. Если это произошло до вступления в силу ч.8.2. ст.32 ЖК РФ, введенного в действие Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №473-ФЗ, то собственник вправе выбрать по своему усмотрению либо аналогичное помещение, либо денежную выплату. После вступления в силу ч.7.2 ст.32 ЖК РФ собственник может получить только компенсацию в размере стоимости покупки помещения.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО и ФИО был заключен Договор купли-продажи в пользу третьего лица, по условиям которого в пользу третьего лица ФИО была приобретена двухкомнатная квартира с кадастровым номером 47№, находящаяся по адресу: Россия, <адрес> (л.д.11-12).
Право собственности на квартиру зарегистрировано за ФИО в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации № (л.д.10).
ФИО обратился в администрацию с заявлением о предоставлении ему жилого помещения по программе расселения аварийного жилого помещения в рамках реализации региональной программы.
В своем ответе администрация Лужского муниципального района, ссылается на обстоятельства того, что у администрации отсутствуют правовые основания для предоставления истцу нового жилого помещения взамен принадлежащего истцу на праве собственности <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, поскольку право собственности на <адрес> зарегистрировано за истцом в 2016, т.е. после признания дома аварийного и подлежащего сносу (л.д.13, оборот).
С учетом установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств дела, принимая во внимание, что право собственности истца на жилое помещение возникло до внесения изменений в ст.32 ЖК РФ, истец имеет право выбора способа обеспечения своих жилищных прав - предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкупа.
Необходимо указать, что постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, утверждена региональная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес> в 2019-2025 годах».
Региональная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес> в 2019-2025 годах» включает в себя шесть этапов реализации программы по сокращению непригодного для проживания жилищного фонда на территории <адрес>:
1 этап – 2019-2020 г;
2 этап - 2020 – 2021 г.;
3 этап – 2021 – 2022 г.;
4 этап – 2022 – 2023 г.;
5 этап – 2023 -2024 г.;
6 этап - 2024-2025.
Согласно утвержденной программе в 2019 г запланировано к переселению жителей – 256 человек; в 2020 год – 1340 человек; в 2021 году – 1898 человек; в 2022 году – 3220 человек; в 2023 году -3182 человек; в 2024 году – 1744 кв. метров; в 2025 году – 3447 человек.
По каждому этапу предусмотрено своё финансирование, общая площадь к расселению в рамках программы составила: 23 5151,05 кв. метров.
Из программы усматривается, что каждый дом, который попал в программу, имеет свой период расселения согласно этапности по финансированию.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, назначенной Постановлением администрации Лужского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ, составленным на основании Акта обследования помещения, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным (л.д.26, оборот).
ДД.ММ.ГГГГ, администрацией Лужского муниципального района <адрес> вынесено постановление № о расселении и сносе многоквартирных домов аварийного фонда Лужского городского поселения (л.д.22-23).
Согласно Приложения № перечня многоквартирных домов, призванных аварийными до ДД.ММ.ГГГГ, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес> в 2019-2025 годах», утвержденную постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
В разделе 1 утвержденной региональной адресной программы предусмотрено, что Федеральным законом предусмотрена обязанность субъекта Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ расселить все многоквартирные дома, признанные в установленном порядке до ДД.ММ.ГГГГ аварийными и подлежащими сносу.
Согласно Приложению № к утвержденной адресной программе <адрес> по адресу: <адрес>, Солецкая, должен быть расселен ДД.ММ.ГГГГ
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
Поскольку многоквартирный жилой дом, в котором расположено спорное жилое помещение, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, срок по расселения дома на дату принятия решения прошел (ДД.ММ.ГГГГ), а ФИО стал собственником данной квартиры до вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 473-ФЗ, они имеют право выбора способа обеспечения своих жилищных прав - предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп, при этом ФИО выбрал способ обеспечения путем предоставления в собственность другого благоустроенного жилого помещения взамен жилого помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания, в связи с чем, требования истца подлежат удовлетворению, предоставляемое истцу другое жилое помещение должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, т.е. общей площадью не менее 43,1 кв.м., отвечающим санитарным и техническим правилам, благоустроенным применительно к условиям населенного пункта <адрес>.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО к Администрации Лужского муниципального района <адрес> об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение, удовлетворить.
Обязать администрацию Лужского муниципального района <адрес> предоставить ФИО ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца д. <адрес> в собственность равнозначное благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 43,1 кв. метров, расположенное в границах <адрес>, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по городу Луги в соответствии с адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес> в 2019-2025 годах», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, взамен их жилого помещения, признанного аварийным.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Лужский городской суд.
Председательствующий подпись
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий подпись