Дело № 2-697/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Нытва 10 августа 2020 года
Нытвенский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Пищиковой Л.А.,
при секретаре Головниной В.В.,
с участием истца – старшего помощника прокурора Нытвенского района Якимовой П.О.,
представителя ответчика – Ермаковой М.В., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в судебном заседании материалы гражданского дела по иску Прокурора Нытвенского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному образованию «Нытвенский городской округу» в лице Администрации Нытвенского городского округа Пермского края о возложении обязанности привести автомобильную дорогу в <адрес> в соответствии с требованиями законодательства,
установил:
Прокурор Нытвенского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному образованию «Нытвенский городской округ» в лице администрации Нытвенского городского округа о возложении обязанности привести автомобильную дорогу по <адрес> в соответствие с требованиями «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», Свода правил СП 34.13330.2012 "СНиП 2.05.02-85*. Автомобильные дороги". Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85* (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 30 июня 2012 г. N 266) (с изменениями и дополнениями), в срок до 30 октября 2020 года.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Нытвенского района по обращению ФИО2 поступившего от депутата Законодательного Собрания Пермского края ФИО1 о ненормативном состоянии дороги в <адрес> проведена проверка исполнения администрацией
Нытвенского городского округа законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, в ходе которой выявлены нарушения названного законодательства. 17 июня 2020 года прокуратурой района проведено обследование состояния автомобильных дорог в <адрес>. В ходе обследования установлено, что автомобильная дорога общего пользования местного значения по <адрес> включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, утвержденный распоряжением Управления земельно-имущественных отношений и градостроительства администрации Нытвенского городского округа от 31.12.2019 №. Дорожное полотно на всем протяжении имеет неровности, келейность. В районе домов <адрес> имеются просадки, превышающие нормативно допустимые размеры. Кроме того, с указанного участка автомобильной дороги не обеспечивается отвод талых и ливневых вод. В период намокания дорожного полотна вследствие выпадения осадков, таяния снегов, автомобильная дорога по <адрес> не позволяет осуществить проезд к домам №, следовательно, не обеспечивается возможность постоянного круглогодичного использования автомобильной дороги общего пользования, в том числе экстренными службами.
В судебном заседании старший помощник прокурора Якимова П.О. исковые требования поддержала по доводам, указанным в заявлении, пояснила, что администрацией длительное время требования не исполняются, прокурором выносилось представление, проводились выезды в <адрес> с целью оценки состояния дороги совместно с сотрудниками ГИБДД. На дороге имеются многочисленные просадки, выбоины. Нет возможности проехать транспорту, не может проехать скорая помощь. Длительное бездействие администрации привело к разрушению дороги. На возражение ответчика по сроку выполнения восстановительных работ, истец пояснил, что на момент предъявления иска прошло более 4 месяцев со дня вынесения представления, чтобы достаточно времени провести работы по организации торгов, закупке материалов, найти другого подрядчика.
Представитель ответчика администрации Нытвенского городского округа Ермакова М.В. пояснила, что с требования о возложении обязанности привести автомобильную дорогу в соответствии с требованиями ГОСТа ответчик признает, поддержала доводы возражения, указанные в письменном отзыве, в части срока исполнения. Представитель ответчика полдагает, что срок указанный прокурором для проведения работ является недостаточным, поскольку бюджет утверждается с дефицитом, требуются дополнительные ассигнования. На сегодняшний день муниципальный контракт нет возможности осуществить. Для проведения аукциона, заключения контракта требуется более 111 дней. Удовлетворение требований истца в части срока повлечет неисполнимость судебного решения. Установление срока до 30.10.2021г. будет отвечать требованиям исполнимости. Основная причина увеличения срока состоит в отсутствии денежных средств этом году.
Суд, заслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, считает исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 20.07.2020) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 01.03.2020) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: 1) автомобильные дороги федерального значения; 2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; 3) автомобильные дороги местного значения; 4) частные автомобильные дороги.
3. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 01.03.2020) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги.
В соответствии с п. 5.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации, Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст) покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.Предельные размеры отдельных повреждений (выбоин, просадок, проломов) не должны превышать по длине 15 см, глубиной 5 см, площадью равной или более 0,06 м2.
Согласно пункту 7.59 Свода правил СП 34.13330.2012 "СНиП 2.05.02-85*. Автомобильные дороги". Актуализированная редакция СНиП 2.05,02-85* (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 30 июня 2012 г. N 266) (с изменениями и дополнениями), для предохранения земляного полотна от переувлажнения поверхностными водами и размыва, а также для обеспечения производства работ по сооружению земляного полотна предусматривают системы (поверхностного водоотвода (планировку территории, устройство канав, лотков, быстротоков, испарительных бассейнов, поглощающих колодцев и т.д.).
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (ст.17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ).
В силу ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Согласно ч.1 ст.63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", первичные меры пожарной безопасности включают в себя: 1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; 6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
Согласно акту от 17.06.2020 г., старшим помощником прокурора Якимовой П.О., проведено обследование автодороги по <адрес>, в ходе обследования установлено, что автомобильная дорога общего пользования местного значения по <адрес> включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, утвержденный распоряжением Управления земельно-имущественных отношений и градостроительства администрации Нытвенского городского округа от 31.12.2019 №. На территории <адрес> имеются автомобильные дороги, выполненные в песчано-гравийном исполнении. 24.04.2020 прокуратурой совершен контрольный выезд в <адрес>. В связи с активным таянием снегов, обусловившим невозможность незамедлительного проведения работ по профилированию проезжей части, вопрос о принятии дополнительных мер реагирования оставлен на контроле до просыхания дорожного полотна. 27.05.2020 вновь совершен контрольный выезд. При выезде был установлен факт проведения подрядчиком работ по подсыпке проезжей части материалом – песчано-гравийной смесью. Дорожное полотно на всем протяжении имеет неровности, калейность. В районе домов <адрес> имеются просадки, превышающие нормативно допустимые размеры. Кроме того, с указанного участка автомобильной дороги не обеспечивается отвод талых и ливневых вод (л.д. 7).
15.01.2020 г. между МКУ УКС и МУП «КБ» заключен муниципальный контракт на содержание автомобильных дорог общего пользования в границах населенных пунктов <адрес>, в т.ч. <адрес> (л.д.8-13).
В судебном заседании обозрены фотографии автодороги <адрес> (л.д. 14-20).
Также в обоснование требований истцом представлено представление прокурора Нытвенского района от 04.02.2020 в адрес Главы администрации Нытвенского городского округа об устранении нарушений законодательства о дорогах и дорожной деятельности, транспортной доступности населенных пунктов (л.д. 21).
13.03.2020 администрацией Нытвенского городского округа дан ответ о рассмотрении представления, указано, что проезды по улицам <адрес> находятся в удовлетворительном состоянии, проезд по улицам обеспечен. По <адрес> и <адрес> наблюдались отложения рыхлого снега негативно влияющие на безопасное движение по улицам автотранспорта и пешеходов. Мероприятия по разработке проектов организации дорожного движения, замене дорожных знаков на территории <адрес>, на соответствующие ГОСТ Р 52290-2004, будут производиться МКУ «Благоустройство» в срок до 31.12.2020 г. (л.д. 26-29).
Представителем ответчика в обоснование своих возражений представлена выписка из Решения Думы Нытвенского городского округа от 20.12.2019 г. № «О бюджете Нытвенского городского округа на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», локальный сметный расчет на приведение к ГОСТ автомобильной дороги, муниципальный контракт на содержание автомобильных дорог от 15.01.2020, дополнительное соглашение.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что дорожное покрытие автодороги по <адрес> не соответствует требованиям действующего законодательства, что непосредственно влияет на безопасность движения, отсутствует обеспечение постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием в нормативном состоянии. Администрацией Нытвенского городского округа ненадлежащим образом принимаются меры по содержанию дороги в нормативном состоянии. Данный факт ответчиком не опровергнут.
На основании вышеизложенного суд признает требования прокурора Нытвенского района обоснованными, законными и возлагает на ответчика обязанность привести дорогу по <адрес> в соответствие с требованиями «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст), Свода правил СП 3413330.2012 «СНиП 2.05.02-85*. Автомобильные дороги» (актуализированная редакция утв. приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.06.2012 №266, с изменениями и дополнениями). Вместе с тем срок, предложенный истцом для приведения автомобильной дороги в соответствии с нормативными требованиями, суд считает недостаточным.
С учетом требований бюджетного законодательства и объема предстоящих работ, суд полагает необходимым установить срок для устранения нарушений до 01.07.2021. Установленный судом срок с учетом требования разумности объективно позволит ответчику исполнить решение суда.
Вопрос о продлении сроков исполнения решения суда в случае их недостаточности при возникновении исключительных обстоятельств, не связанных с недобросовестными действиями ответчика в процессе принятия мер, направленных на приведение автомобильной дороги в соответствии с нормативными требованиями, может быть разрешен на стадии исполнения судебного акта в порядке, предусмотренном статьей 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
решил:
Обязать Муниципальное образование «Нытвенский городской округ» в лице Администрации Нытвенского городского округа Пермского края:
- привести автомобильную дорогу по <адрес> в соответствие с требованиями «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст), Свода правил СП 3413330.2012 «СНиП 2.05.02-85*. Автомобильные дороги» (актуализированная редакция утв. приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.06.2012 №266, с изменениями и дополнениями) в срок до 01.07.2021.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме 17.08.2020.
Судья Л.А.Пищикова