Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-945/2023 ~ М-274/2023 от 18.01.2023

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Самара                                 13 июля 2023 года

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Щетинкиной И.А.,

при секретаре судебного заседания Рогаткове М.В.,

с участием представителя административного истца Старостина Ф.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-945/2023 по административному исковому заявлению Старостиной Татьяны Викторовны об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

у с т а н о в и л:

Административный истец обратилась в Самарский областной суд с административным иском о пересмотре и об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под фермы нетелей, площадью 20 987 кв.м, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимостью по состоянию на 01.01.2020 в размере 25 289 335 рублей; обязать административных ответчиков совершать необходимые действия и внести в ЕГРН сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, установленной судом.

В обоснование заявленных требований административный истец указала, что является собственником указанного земельного участка, кадастровая стоимость которого определена в размере 59 177 043 рублей 90 коп. по состоянию на 01.01.2020. Установленная кадастровая стоимость не соответствует рыночной стоимости, что подтверждается отчетом об оценке, результатами судебной экспертизы, чем нарушаются права и законные интересы административного истца, поскольку налоги исчисляются исходя из кадастровой стоимости объекта.

В судебном заседании представитель административного истца Старостин Ф.Н., действующий на основании доверенности и ордера № 9/06 от 10.05.2023, административные исковые требования уточнил в части установления кадастровой стоимости сорного объекта равной его рыночной, определенной по результатам судебной экспертизы в размере 23 967 154 рублей.

Административные ответчики министерство имущественных отношений Самарской области, Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки», а также заинтересованные лица администрация м.р. Красноярский Самарской области, администрация г.п. Волжский м.р. Красноярский Самарской области, ППК Роскадастр в лице филиала ППК «Роскадастр» по Самарской области, МИФНС России № 20 по Самарской области извещены о рассмотрении административного дела в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), в судебное заседание представителей не направили, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении не поступило.

В письменном отзыве на иск ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки» с учетом дополнительных пояснений разрешение административного иска оставил на усмотрение суда, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, указав, что стоимость спорного объекта, определенная в заключении эксперта, находится в диапазоне рыночных цен для сегмента рынка, к которому относится рассматриваемый объект.

Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав представителя административного истца, оценив имеющиеся в деле доказательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В силу положений части 1 статьи 245 КАС РФ, части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, часть 7 статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона № 237-ФЗ решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Самарской области от 28 февраля 2018 года № 106 «О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ –1 марта 2018 года.

Из материалов дела следует, что административный истец является правообладателем земельного участка с кадастровым номером , местоположение по почтовому адресу ориентира: <адрес>, площадью 20 987 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для строительства жилищного комплекса.

Постановлением Правительства Самарской области № 935 от 27.11.2020 «Об утверждении результатов определения государственной кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в Самарской области» по состоянию на 01.01.2020 определена кадастровая стоимость земельного участка в размере 59 177 043 рублей 90 коп., о чем внесены сведения в ЕГРН 22.01.2022.

Административный истец, будучи сособственником указанного объекта, является плательщиком земельного налога, зачисляемого в бюджет муниципального образования, исчисляемого от кадастровой стоимости объекта, что подтверждается материалами дела. Установление кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества в размере рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца от недостоверной, экономически необоснованной базы для определения размера налога на имущество.

Согласно статье 22 Федерального закона № 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или суде по заявлению об оспаривании.

Заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.

Административный истец воспользовался предоставленным статьей 22 Федерального закона № 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости и 13.01.2023 обратился с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в суд.

В соответствии с п.1 ст.22 Федерального закона № 237-ФЗ для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

При таких обстоятельствах, обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной их рыночной стоимости является обоснованным.

Целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Административным истцом в обоснование заявленных требований представлен отчет об оценке № 123-11/2022 оценщика Мартыновой Г.В. независимой оценочной компании ООО «Март-Оценка» определена рыночная стоимость помещения по состоянию на 01.01.2020 в размере 25 289 335 рублей.

По инициативе заинтересованного лица администрации г.п. Волжский м.р. Красноярский Самарской области определением суда от 04.04.2023 по делу назначена судебная экспертиза.

Заключением эксперта № 4/23 от 19.05.2023, выполненным экспертом Сафоновой О.В. экспертного учреждения ООО «Независимый кадастровый центр», определена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером , местоположение по адресу почтового ориентира: <адрес>, на 01.01.2020 в размере 23 967 154 рублей.

Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд учитывает, что при оценке объекта недвижимого имущества эксперт руководствовался федеральными стандартами оценки; заключение эксперта основывается на результатах достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки; содержит анализ существующей методологии по определению рыночной стоимости помещения, описание качественных и количественных характеристик объекта оценки, анализ рынка в сегменте объекта оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на стоимость; анализ наиболее эффективного использования объекта исследования, обоснование выбора объектов-аналогов и используемого подхода к оценке, согласование результатов расчётов, объективные выводы, дающие исчерпывающий ответ на поставленный вопрос с возможностью проверки их обоснованности.

Возражений, замечаний относительно выводов судебной экспертизы от участников дела не поступило. Административный истец уточнил исковые требования по выводам судебной экспертизы.

Суд полагает, что заключение эксперта о рыночной стоимости объекта недвижимого имущества является полным и аргументированным, отвечает требованиям действующего законодательства, у суда не имеется оснований подвергать сомнению выводы эксперта, будучи предупрежденного об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, заинтересованность в исходе дела не установлена, в связи с чем данное заключение принимает в качестве доказательства установления рыночной стоимости объекта.

Суд также учитывает, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим, установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта, в том числе в целях налогообложения, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что уточненные требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, определенной заключением эксперта, подлежат удовлетворению.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 13.01.2023, что следует отразить в резолютивной части решения.

Судом не усматривается оснований для разрешения требований административного истца о возложении на административных ответчиков обязанность по совершению необходимых действий и внесению в ЕГРН сведения о кадастровой стоимости земельного участка, поскольку является излишне заявленным. В порядке исполнения судебного акта уполномоченные органы производят необходимые действия.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

административный иск Старостиной Татьяны Викторовны удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , местоположение по почтовому адресу ориентира: <адрес> равной его рыночной стоимостью по состоянию на 01.01.2020 в размере 23 967 154 (двадцать три миллиона девятьсот шестьдесят семь тысяч сто пятьдесят четыре) рублей.

Датой подачи заявления в суд считать 13.01.2023.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 24.07.2023.

Судья                                И.А. Щетинкина

3а-945/2023 ~ М-274/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Старостина Т.В.
Ответчики
Министерство Имущественных Отношений Самасркой области
Правительство Самарской области
Управление Росреестра по Самарской области
ГБУ СО "ЦКО"
Другие
Администрация пгт Волжский м.р. Красноярский Самарской области
МИИФНС России №20
Администрация м.р. Красноярский Самарской области
ППК "Роскадастр" в лице филиала ППК "Роскадастр" по Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Судья
Щетинкина И. А.
Дело на сайте суда
oblsud--sam.sudrf.ru
18.01.2023Регистрация административного искового заявления
19.01.2023Передача материалов судье
20.01.2023Решение вопроса о принятии к производству
20.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.02.2023Судебное заседание
04.04.2023Судебное заседание
19.06.2023Производство по делу возобновлено
27.06.2023Судебное заседание
13.07.2023Судебное заседание
24.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.11.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
27.11.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
12.12.2023Судебное заседание
28.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее