Судебный акт #1 (Определение) по делу № 21-400/2024 от 24.06.2024

     № 21-400/2024

РЕШЕНИЕ

24 июля 2024 года г. Оренбург

Судья Оренбургского областного суда Каширская Е.Н., при секретаре Лоблевской Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, начальника отдела государственного экологического надзора по Оренбургской области Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Б.А.С. на решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 07 марта 2024 года, вынесенное по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.1 и ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Оренбург Водоканал»,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, начальника отдела государственного экологического надзора по Оренбургской области Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 24 марта 2023 года общество с ограниченной ответственностью «Оренбург Водоканал» (далее - ООО «Оренбург Водоканал», общество) признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. 8.1 и ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание по правилам ч. 2 и ч. 6 ст. 4.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.

24 марта 2023 года должностное лицо указанного органа, руководствуясь ст. 29.13 КоАП РФ, вынесло в адрес общества представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 07 марта 2024 года указанное постановление и представление должностного лица отменены, производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, должностное лицо, вынесшее постановление о назначении административного наказания, выражает несогласие с вынесенным в отношении общества по настоящему делу об административном правонарушении судебным решением, просит его отменить.

Законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административных правонарушениях, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, состоявшегося 24 июля 2024 года, в суд не явились.

В судебном заседании приняли участие: С.Ю.В. - главный специалист эксперт Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора по доверенности, поддержавшая доводы жалобы, Митькова Э.Э. и Нестеренко Ю.А. - защитники общества по доверенности, возражавшие против доводов жалобы.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав участников процесса, прихожу к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что на основании решения заместителя руководителя Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 15 февраля 2023 года в период с 21 февраля по 09 марта 2023 года должностными лицами данного органа в рамках осуществления федерального государственного экологического контроля (надзора) проведена внеплановая выездная проверка в отношении объекта негативного воздействия на окружающую среду (далее - НВОС) - объекта НВОС I категории - «Очистные сооружения канализации ЦОС и КС ООО «Оренбург Водоканал» (код объекта: ), эксплуатируемого контролируемым лицом - ООО «Оренбург Водоканал». Проверка согласована с органом прокуратуры.

По результатам проверки выявлены нарушения, зафиксированные в акте проверки от 09 марта 2023 года , послужившие основанием для составления в отношении общества протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.1 и ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, привлечения юридического лица к административной ответственности по этим нормам.

Так, по результатам проверки должностным лицом установлено, что в результате механической и биологической очистки городских сточных вод на очистных сооружениях ООО «Оренбург Водоканал» образуются осадки, содержащие органические вещества. Сырой осадок и избыточный уплотненный ил поступают в приемное отделение насосной по перекачке осадка сточных вод, затем перекачиваются на производственную площадку «иловые поля» очистных сооружений канализации ЦОС И КС ООО «Оренбург Водоканал», расположенную по адресу: (адрес), где общество осуществляет подсушку осадка естественным путем с помощью испарения и поверхностного отвода иловой воды. По мере подсушивания осадка и достижения показателей ТУ образуется агрохимикат - органическое удобрение «Супер Флора».

Согласно паспорту безопасности химической продукции органического удобрения на основе осадков сточных вод «Супер Флора», утвержденному исполнительным директором общества, основным опасным компонентом для которого установлено ПДК рабочей зоны является пыль растительного и животного происхождения - 4 класс опасности. За период с 01 сентября 2021 года по 16 августа 2022 года образовано названного удобрения - 64943,421 куб.м.

Длительность процесса обезвоживания осадка на иловых картах до необходимой влажности зависит от климатических факторов и составляет около 3-х лет. Иловые карты очищаются от высушенного осадка не позднее 6 месяцев с момента вывода из технологического процесса, удобрение вывозится автотранспортом, временно складируется на картах 1 очереди и реализуется. При этом происходит выброс загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух: - при погрузочно-разгрузочных работах во время очистки иловых карт от обезвоженного осадка сточных вод; - при хранении на открытой площадке органического удобрения «Супер Флора»; - упаковке мешков с минеральными удобрениями, отгружаемых погрузчиками в месте хранения на территории предприятия.

В атмосферный воздух выделяются следующие вещества: азот общий, фосфор, оксид натрия, оксид магния, оксид цинка, оксид железа общего, оксид мышьяка и другие.

Кроме того, установлено, что технологический процесс на очистных сооружениях общества с 26 мая 2021 года изменен в части отказа от эксплуатации в технологическом процессе источников 0308, 0309, 0317 и ввода в эксплуатацию источника 0327, что отражено в Отчете по инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для объектов НВОС I категории - «Очистные сооружения канализации ЦОС и КС ООО «Оренбург Водоканал», утвержденного 25 декабря 2021 года. Однако заявление по корректировке установленных нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ от общества в Южно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора не поступало. В связи с изменением технологического процесса на очистных сооружениях с 26 мая 2021 года, максимально разовые выбросы источников изменились более чем на 25%.

Признавая общество виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. 8.1 и ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, должностное лицо пришло к следующим выводам:

- общество в период с 16 сентября 2022 года по 09 марта 2023 года не провело инвентаризацию источников выбросов и выбросов взвешенных веществ (пыль растительного и животного происхождения) при погрузочно-разгрузочных работах во время очистки иловых карт от обезвоженного осадка сточных вод, а также при хранении от открытой площадке органического удобрения «Супер Флора» (ст.ст. 22, 25 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон № 96-ФЗ), п.п. 1, 3, 4 приказа Минприроды России от 19 ноября 2021 года № 871 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки»;

- в период с 16 сентября 2022 года по 09 марта 2023 года общество осуществляло деятельность на объекте НВОС I категории - «Очистные сооружения канализации ЦОС и КС ООО «Оренбург Водоканал» в отсутствие корректировки утвержденных нормативов предельно допустимых выбросов; в отсутствии установленных нормативов выбросов взвешенных веществ (пыль растительного и животного происхождения) при погрузочно-разгрузочных работах во время очистки иловых карт от обезвоженного осадка сточных вод и при хранении от открытой площадке органического удобрения «Супер Флора» (ст. 22 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ), ст.ст. 12, 30 Закона № 96-ФЗ, п. 1.1 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 219-ФЗ), п. 11 Методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденной приказом Минприроды России от 11 августа 2020 года № 581) (далее - Методика № 581);

- программа производственного экологического контроля для объекта НВОС I категории - «Очистные сооружения канализации ЦОС и КС ООО «Оренбург Водоканал» (актуализированная 25 декабря 2021 года) не содержит информацию о выбросах взвешенных веществ (пыль растительного и животного происхождения) при погрузочно-разгрузочных работах во время очистки иловых карт от обезвоженного осадка сточных вод и при хранении от открытой площадке органического удобрения «Супер Флора» (п.п. 2, 4 приказа Минприроды России от 18 февраля 2022 года № 109 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля»);

- в период с 16 сентября 2022 года по 09 марта 2023 года общество не осуществило корректировку мероприятий по сокращению выбросов при НМУ для объекта НВОС I категории - «Очистные сооружения канализации ЦОС и КС ООО «Оренбург Водоканал» в связи с изменением технологического процесса работы объекта НВОС, выводом из эксплуатации источников выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух 0301, 0308,0309, 0317 (ст. 19 Закона № 96-ФЗ, п. 21 Требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утвержденным приказом Минприроды России от 28 ноября 2019 года № 811).

Нарушения названных требований послужили основанием для привлечения общества постановлением должностного лица к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ.

Кроме того, должностное лицо установило, что обществом разрешение на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух в связи с изменением технологического процесса, выразившегося в исключении источников 0301, 0308, 0309, 0317 по состоянию на 09 марта 2023 года не получено. Из чего сделан вывод о том, что в период с 16 сентября 2022 года по 09 марта 2023 года общество осуществляло выбросы вредных веществ от источников объекта НВОС I категории - «Очистные сооружения канализации ЦОС и КС ООО «Оренбург Водоканал» в отсутствии как комплексного экологического разрешения, так и разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, полученных с учетом изменений в технологическом процессе. А также в отсутствии как комплексного экологического разрешения, так и специального разрешения на выброс взвешенных веществ (пыль растительного и животного происхождения) при погрузочно-разгрузочных работах во время очистки иловых карта и при хранении на открытой площадке органического удобрения «Супер Флора» (ст. 11 Закона № 219-ФЗ, п. 10 и п. 11 ст. 3.1 Закона № 7-ФЗ, п.п. 11, 16-19 Положения о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09 декабря 2020 года № 2055).

Нарушения названных требований послужили основанием для привлечения общества постановлением должностного лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.

Отменяя постановление и представление должностного лица, судья установил, что ранее постановлением должностного лица от 18 августа 2023 года общество уже было привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, за осуществление выбросов вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения, полученного с учетом изменений в технологическом процессе, наличия выбросов взвешенных веществ (пыль растительного и животного происхождения) при погрузочно-разгрузочных работах во время очистки иловых карта и при хранении на открытой площадке органического удобрения «Супер Флора».

До вступления в законную силу постановление от 18 августа 2023 года было оспорено обществом, вступило в законную силу 28 февраля 2024 года.

Таким образом, как установил судья районного суда, к моменту вынесения должностным лицом оспариваемого по настоящему делу постановления от 24 марта 2023 года , ранее вынесенное постановление от 18 августа 2023 года не вступило в законную силу. Ссылаясь на разъяснения, изложенные в ответе на 21 вопрос Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 07 марта 2007 года, судья пришел к выводу о том, что в рассматриваемой ситуации административный орган не мог привлекать общество к ответственности постановлением от 24 марта 2023 года по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.

Кроме того, судья пришел к выводу о том, что выбросы взвешенных веществ при погрузочно-разгрузочных работах во время очистки иловых карт от обезвоженного осадка сточных вод и при хранении на открытой площадке органического удобрения «Супер Флора» отсутствуют. При этом судья исходил из того, что согласно результатам проведенных обществом измерений процент влажности осадка с карты 1 иловых полей составляет 64,91%, в соответствии с Методическим пособием по расчету выбросов от неорганизованных источников в промышленности, строительных материалов, разработанным ЗАО «НИПИОТСТРОМ», Новороссийск, 2001, выбросы от почвогрунта с такой влажностью следует считать равными 0.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, судья пришел к выводу об отсутствии оснований для привлечения общества к административной ответственности по ст. 8.1 и ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.

Оснований согласиться с выводами судьи не имеется по следующим основаниям.

Разъяснения, данные в вопросе 21 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 07 марта 2007 года, в рассматриваемой ситуации не подлежали применению.

Поскольку на момент вынесения обжалуемого постановления от 24 марта 2023 года постановление, вынесенное по результатам ранее проведенной проверки, было отменено и дело направлено на новое рассмотрение должностному лицу. Постановление должностного лица, на которое в судебном акте ссылается судья (от 18 августа 2023 года ), вынесено позже даты принятия постановления в рамках настоящего дела.

Указанному обстоятельству судьей районного суда не дана правовая оценка, вместе с тем, это обстоятельство имеет существенное значение для правильного рассмотрения дела.

Не соглашаясь с выводами должностного лица в отношении нарушения, выразившегося в наличии у общества взвешенных веществ при погрузочно-разгрузочных работах во время очистки иловых карт от обезвоженного осадка сточных вод и при хранении на открытой площадке органического удобрения «Супер Флора», судья, исследовав выписку из Журнала регистрации результатов КХА, указал, что влажность осадка на карте 1 иловых полей составляет 64,91%. Вместе с тем в суде второй инстанции установлено, что в данном журнале регистрируются результаты измерений иловых карт второй и третьей очереди, тогда как удобрение «Супер Флора» перемещено и его хранение осуществляется на иловых картах первой очереди.

Методическое пособие по расчету выбросов от неорганизованных источников, на которое сослался в своем решении судья, применяется в отношении строительных материалов. В отношении почвогрунта, к которому относится означенное удобрение, методика расчета выбросов от неорганизованных источников не разработана.

В тоже время согласно паспорту безопасности химической продукции органического удобрения «Супер Флора», основным опасным компонентом этого удобрения является пыль растительного и животного происхождения (пылящая фракция).

В соответствии с п. 3 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденного приказом Минприроды России от 19 ноября 2021 года , при проведении инвентаризации выбросов выявляются и учитываются все стационарные и передвижные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, устанавливаются их характеристики, а также определяются количественные и качественные показатели выбросов из всех стационарных, а также передвижных ИЗАВ, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте НВОС, систематизируются и документируются полученные результаты.

Судьей не дана оценка соблюдению обществом названных требований.

Поскольку допущенные судьей районного суда нарушения носят существенный характер, повлияли на выводы, сделанные по данному делу об административном правонарушении, решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 07 марта 2024 года не может быть признано законным и подлежит отмене.

При этом также подлежит отмене постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, начальника отдела государственного экологического надзора по Оренбургской области Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 24 марта 2023 года о привлечении общества к административной ответственности, отмененное названным выше решением судьи районного суда, которое в рамках рассмотрения настоящей жалобы признано незаконным, поскольку иное повлекло бы ухудшение положения лица, в отношении которого ранее было прекращено производство по делу об административном правонарушении, что недопустимо.

В настоящее время исключена возможность устранения допущенных судьей ошибок путем возвращения дела на новое рассмотрение, поскольку установленный для данной категории дел ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности истек, возвращение дела на новое рассмотрение и возобновление производства по делу исключены.

С учетом того, что на момент рассмотрения в Оренбургском областном суде настоящей жалобы срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, истек, производство по настоящему делу в силу положений п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 16 сентября 2009 года № 9-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан М.Ю. Карелина, В.К. Рогожкина и М.В. Филандрова», лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено ввиду истечения сроков давности, считается невиновным, то есть государство, отказываясь от преследования лица за административное правонарушение, не ставит более под сомнение его статус в качестве невиновного и, более того, признает, что не имеет оснований для опровержения его невиновности.

Руководствуясь ст.ст. 30.9, 30.1 - 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, начальника отдела государственного экологического надзора по Оренбургской области Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 24 марта 2023 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 07 марта 2024 года, вынесенные в отношении ООО «Оренбург Водоканал» по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.1 и ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.12 - 30.14 КоАП РФ, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Оренбургского

областного суда                          Е.Н. Каширская

21-400/2024

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
ООО "Оренбург Водоканал"
Суд
Оренбургский областной суд
Судья
Каширская Елена Николаевна
Статьи

ст.8.21 ч.1 КоАП РФ

Дело на сайте суда
oblsud--orb.sudrf.ru
27.06.2024Материалы переданы в производство судье
17.07.2024Судебное заседание
24.07.2024Судебное заседание
05.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.08.2024Дело оформлено
06.08.2024Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее