УИД 10RS0011-01-2023-012875-38
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 мая 2024 года г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Мамонова К.Л. при ведении протокола помощником судьи Кувшиновым В.Н. с участием прокурора Гутова А.В., представителей ответчиков Жуковой В.В. и Шляминой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-793/2024 по иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия и Бюджетному природоохранному рекреационному учреждению Республики Карелия «Дирекция особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Карелия» (БПРУ РК «Дирекция ООПТ») об обязании совершить определенные действия,
установил:
Карельский межрайонный природоохранный прокурор в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд с указанным иском к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия в интересах неопределенного круга лиц, сославшись на то, что в нарушение установленных требований ответчик, не обеспечивая охрану лесных территорий, допустил обнаруженные в марте 2023 года в границах государственного природного заказника регионального значения «Сорокский» лесонарушения, выразившиеся в возведении на землях лесного фонда в квартале 21 выдел 24 и квартале 21 выдел 25 Сумского участкового лесничества Беломорского центрального лесничества самовольных построек. В качестве способа судебной защиты от негативных последствий нарушений лесного законодательства истцом обозначено возложение на Министерство обязанности организовать и обеспечить реализацию мероприятий по охране земель лесного фонда путем освобождения земельных участков от самовольно возведенных строений и приведения их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению и в соответствии с разрешенным использованием.
В качестве соответчика по спору привлечено БПРУ РК «Дирекция ООПТ».
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал, представители ответчиков, подтверждая факты природоохранных нарушений, иск не признали, полагая каждый, что представляемая ими организация не является надлежащим ответчиком. Остальные участвующие в деле лица (третьи лица Федеральное агентство лесного хозяйства, Балтийско-Арктическое межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Мурманской области и Республики Карелия, Администрация Беломорского муниципального района Республики Карелия и Государственное казенное учреждение Республики Карелия «Беломорское центральное лесничество»), извещенные о месте и времени разбирательства, в том числе с учетом ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», своих представителей в суд не направили.
Заслушав пояснения прибывших на разбирательство лиц и исследовав представленные письменные материалы, суд считает, что разрешаемое обращение прокурора подлежит частичному удовлетворению.
В Беломорском районе Республики Карелия на территории Сумского и Сосновецкого лесхозов и акватории Белого моря с островами по береговой линии материка на основании Постановления Правительства Республики Карелия от 06 февраля 1996 года № 96 создан и функционирует государственный комплексный морской заказник регионального значения «Сорокский».
Положением о заказнике определено, что охрана его территории, организация использования лесов, их охраны, воспроизводства на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства на этих землях на территории заказника, а также осуществление природоохранных мероприятий осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Карелия. А Лесохозяйственным регламентом Беломорского лесничества Республики Карелия, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 30 сентября 2020 года № 1724, предусмотрено, что государственный природный заказник «Сорокский» располагается в том числе на территории кварталов 19-21 Сумского участкового лесничества Беломорского центрального лесничества. Цель создания данной особо охраняемой природной территории – сохранение уникальных мест скопления водоплавающих птиц в Онежском заливе Белого моря, биологических ресурсов моря, материковой и островной частей заказника, поддержание общего экологического баланса, оптимизация режима использования природных ресурсов, развитие туризма и создание условий для активного отдыха населения.
В марте 2023 года БПРУ РК «Дирекция ООПТ», подведомственным Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия, при осуществлении государственного контроля (надзора) в области охраны особо охраняемых природных территорий в результате обследования территории государственного природного заказника регионального значения «Сорокский» установлены факты самовольного возведения (создания) избы и автомобильного кунга на о.Ламбостров на землях лесного фонда в квартале 21 выдел 24 Сумского участкового лесничества Беломорского центрального лесничества в месте с географическими координатами N 64?25.685? E 35?03.122? и избы на землях лесного фонда в квартале 21 выдел 25 Сумского участкового лесничества Беломорского центрального лесничества в месте с географическими координатами N 64?26.449? E 35?05.067?. Актуальность этих лесонарушений подтверждена актом патрулирования лесов от ДД.ММ.ГГГГ, зафиксировавшим в квартале 21 выдел 24 на обозначенном месте также постройку туалета.
Земельные участки, на которых находятся перечисленные строения, относятся к землям государственного лесного фонда и в силу ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации являются федеральной собственностью. Охрана лесов от негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «Об охране окружающей среды». Причем, этими нормативными актами предусмотрена передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области лесных отношений и в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ст. 83 кодекса, ст. 5.1 закона). В Республике Карелия таким органом является региональное Министерство природных ресурсов и экологии (Постановление Правительства Республики Карелия от 23 октября 2017 года № 367-П).
В то же время обеспечение деятельности по реализации полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации исходя из Федерального закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» осуществляется в том числе через учреждаемые этими органами государственные учреждения. В частности, для реализации полномочий Республики Карелия по управлению, охране и использованию особо охраняемых природных территорий регионального значения в развитие предписания п. 8 ст. 22 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» в 2011 году создано БПРУ РК «Дирекция ООПТ», которое фактическим их управлением обеспечивает функционирование этих территорий, соблюдение режимов их особой охраны и других правил охраны и использования природных ресурсов на этих территориях.
С учетом приведенного, поскольку до сих пор не установлены лица, возведшие и обустроившие в заказнике строения, о которых заявлен иск, а само их возведение недопустимо (ст. 24 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, утвержденные Приказом Минприроды России от 12 августа 2021 года № 558), восстановление заявленного прокурором к судебной защите общего гарантированного Конституцией Российской Федерации (ст. 42) законного интереса на благоприятную окружающую среду посредством организации мероприятий по устранению последствий этих нарушений – обязанность БПРУ РК «Дирекция ООПТ». При этом отмечается, что согласно ст. 33 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» региональный государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий осуществляется именно управляемыми ими государственными бюджетными учреждениями. Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, то есть в настоящем случае Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, такой государственный контроль (надзор) распространяют только на особо охраняемые природные территории регионального значения, которые не находятся под управлением государственных бюджетных учреждений.
Кроме того, признавая надлежащим ответчиком по спору только БПРУ РК «Дирекция ООПТ» и, соответственно, отказывая в остальной части иска – в иске к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия – суд исходит из специальной правоспособности бюджетных учреждений. В силу п. 2 ст. 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» они осуществляет свою деятельность исключительно в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.
Констатируется, что уставной целью деятельности БПРУ РК «Дирекция ООПТ» закреплена реализация полномочий Республики Карелия по управлению, охране и использованию особо охраняемые природных территорий регионального значения, достижению которой, в частности, служит деятельность по проведению мероприятий по обеспечению охраны и соблюдению установленных режимов особой охраны особо охраняемые природные территории регионального значения Республики Карелия и их охранных зон. В учреждении сформирован штат сотрудников, обеспечено его финансирование, среди прочего закреплены правомочия по самостоятельной на основе конкурсных процедур закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд. Наконец, организации ежегодно выдаются обязательные для нее согласно п. 3 ст. 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» государственные задания и планы, которые и на 2023 год, и на 2024 год предписывали/предписывают работы по обеспечению соблюдения режима особо охраняемых природных территорий регионального значения, в том числе как работ по сохранению природных комплексов, уникальных природных участков и объектов.
Как следствие, довод БПРУ РК «Дирекция ООПТ» об отсутствии у учреждения компетенции по сносу спорных построек признается несостоятельным и отказу в иске к этой организации служить не может.
Исходя из ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с учетом мнения участвующих в деле лиц суд считает возможным определить десять месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу сроком исполнения БПРУ РК «Дирекция ООПТ» возлагаемой на него обязанности. Данный временной период учитывает отдаленность и труднодоступность мест лесонарушений, значимость в этом вопросе климатических особенностей территории, но, с другой стороны, – разумен и достаточен как для эффективного проведения необходимых предварительных организационных процедур, так и собственно выполнения соответствующих работ. Принимается также во внимание длительность объективного бездействия ответчика в результативном разрешении сложившейся ситуации.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 и 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск Карельского межрайонного природоохранного прокурора к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия (ИНН 1001016090) и Бюджетному природоохранному рекреационному учреждению Республики Карелия «Дирекция особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Карелия» (ИНН 1007003524) об обязании совершить определенные действия удовлетворить частично.
Обязать Бюджетное природоохранное рекреационное учреждение Республики Карелия «Дирекция особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Карелия» (ИНН 1007003524) в течение десяти месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу организовать и обеспечить реализацию мероприятий по охране земель лесного фонда путем освобождения от самовольно возведенных строений и приведения в состояние, пригодное для использования по целевому назначению и в соответствии с разрешенным использованием земельных участков:
- на о.Ламбостров на землях лесного фонда в квартале 21 выдел 24 Сумского участкового лесничества Беломорского центрального лесничества в месте с географическими координатами N 64?25.685? E 35?03.122? от самовольных построек – избы, кунга (автомобильного), туалета;
- на землях лесного фонда в квартале 21 выдел 25 Сумского участкового лесничества Беломорского центрального лесничества в месте с географическими координатами N 64?26.449? E 35?05.067? от самовольной постройки – избы.
В остальной части иска (в иске к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия (ИНН 1001016090)) отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение одного месяца.
Судья
К.Л.Мамонов