Дело № 12-711/2019
Санкт-Петербург 15 октября 2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Кировского районного суда Санкт-Петербурга, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, д. 38, Сезева О.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале № 313 жалобу генерального директора ООО «Комтрейд» Алексеева Валерия Михайловича на постановление мирового судьи судебного участка № 70 Санкт-Петербурга Чирковой О.В. по делу об административном правонарушении № 5-818/2019-70 от 30.07.2019 года по ст. 15.6 ч. 1 КоАП РФ
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 70 Санкт-Петербурга Чирковой О.В. по делу об административном правонарушении № 5-818/2019-70 от 30.07.2019 года Алексеев В.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.6 ч. 1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 300 рублей.
Алексеев В.М. с постановлением не согласен, обратился с жалобой в Кировский районный суд Санкт-Петербурга, считает постановление незаконным и необоснованным, просит его отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения. Из жалобы следует, что для привлечения руководителя организации к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ необходимо установить, были ли им допущены какие-либо нарушения, связанные с организацией бухгалтерского учета. В ходе рассмотрения настоящего дела данный вопрос, имеющий значение для правильного разрешения дела, в нарушение требований ст.ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ исследован не был, в чем именно выразилось неисполнение, либо ненадлежащее исполнение генеральным директором ООО «Комтрейд» - Алексеевым В.М. своих служебных обязанностей не установлено. Как следует из представленных документов, в ООО «Комтрейд» предусмотрена должность главного бухгалтера, в должностные обязанности которого входит осуществление своевременной сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности предприятия на основе максимальной централизации учетно-вычислительных работ и применения современных технических средств и информационных технологий и своевременное осуществление перечисления платежей в бюджет всех уровней и внебюджетные фонды, главный бухгалтер начисляет налоги по заработной плате в ПФР и ФСС, оформляет и предоставляет форму 4-ФСС расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в сроки, предусмотренные законодательством, оформляет и предоставляет форму РСВ-1 ПФР расчет, СЗВ-М по начисленным и уплаченным страховым взносам в сроки, установленные законодательством, оформляет и предоставляет в ИФНС декларации по налогам в сроки, установленные законодательством (п.2.5, 2.6., 2.7.,2.8., 2.9.). Указанные обстоятельства подтверждаются приказом № б/н от 15 октября 2018 года, должностной инструкцией главного бухгалтера от 15 октября 2018 года, трудовым договором (контрактом) с работником от 01 октября 2018 года и дополнительным соглашением от 15 октября 2018 года, копией трудовой книжки. В указанный период времени главным бухгалтером ООО «Комтрейд» была Царенко Елена Евгеньевна. Таким образом, доказательств того, что генеральным директором ООО «Комтрейд» - Алексеевым В.М. были допущены нарушения, связанные с организацией представления в установленные сроки в налоговый орган документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, не добыто.
Генеральный директор ООО «Комтрейд» Алексеев В.М. в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы в суд не поступало, доверил представлять свои интересы защитнику Вашкевичу А.Б.
В соответствии с ч.2 ст.25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть рассмотрено в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, «если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела».
При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие Алексеева В.М.
В судебном заседании явился защитник Алексеева В.М. - Вашкевич А.Б., действующий на основании доверенности 78 АБ 6242778 от 11.10.2019 года, который доводы жалобы поддержал.
Изучив доводы жалобы, заслушав Вашкевича А.Б., суд считает жалобу Алексеева В.М. на постановление судьи судебного участка № 70 Санкт-Петербурга Чирковой О.В. по делу об административном правонарушении № 5-818/2019-70 от 30.07.2019 года подлежащей удовлетворению.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Из постановления мирового судьи следует, что Алексеев В.М., являясь должностным лицом - генеральным директором ООО «Комтрейд», в 00 часов 01 минуту 22 января 2019 года по адресу: <адрес>, совершил правонарушение, предусмотренное ст. 15.6 ч.1 КоАП РФ, а именно, не представил в установленный законодательством о налогах и сборах срок в налоговые органы сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год по состоянию на 01.01.2019 года, указанные сведения были предоставлены 28.01.2019 года, тогда как должны были быть предоставлены не позднее 20.01.2019 года.
Частью 1 ст. 15.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 ст. 15.6 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу ч. ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под должностным лицом в названном Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 - 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 указанного Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица.
Примечанием к статье 15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц в данной статье, статьях 15.4 - 15.9, 15.11 названного Кодекса, применяется к лицам, указанным в статье 2.4 указанного Кодекса, за исключением граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Решая вопрос о привлечении должностного лица организации к административной ответственности по статьям 15.5, 15.6 и 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо руководствоваться положениями пункта 1 статьи 6 и пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", в соответствии с которыми руководитель несет ответственность за надлежащую организацию бухгалтерского учета, а главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) - за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности (пункт 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"). В соответствии с ФЗ от 06.12.2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуется руководителем экономического субъекта.
Следовательно, для привлечения руководителя организации к административной ответственности по статье 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо установить, были ли им допущены нарушения, связанные с организацией представления в установленные сроки в налоговый орган документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.
Вместе с тем в ходе рассмотрения настоящего дела в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях мировой судьей не установлено, в чем именно выразилось неисполнение либо ненадлежащее исполнение генеральным директором ООО «Комтрейд» Алексеевым В.М. своих служебных обязанностей.
Судом при рассмотрении жалобы установлено, что в ООО «Комтрейд» предусмотрена должность главного бухгалтера, согласно приказу о назначении главного бухгалтера №б/н от 15.10.2018 года с 15.10.2018 года на должность главного бухгалтера назначена Царапенко Е.В. Согласно должностной инструкции главного бухгалтера общества от 15.09.2018 года, копия которой предоставлена при рассмотрении жалобы, в должностные обязанности главного бухгалтера входит осуществление своевременной сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности предприятия и в его подразделениях на основе максимальной централизации учетно-вычислительных работ и применения современных технических средств и информационных технологий и своевременное осуществление перечисления платежей в бюджет всех уровней и внебюджетные фонды, главный бухгалтер начисляет налоги по заработной плате в ПФР и ФСС, оформляет и предоставляет форму 4-ФСС расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в сроки, предусмотренные законодательством, оформляет и предоставляет форму РСВ-1 ПФР расчет, СЗВ-М по начисленным и уплаченным страховым взносам в сроки, установленные законодательством, оформляет и предоставляет в ИФНС декларации по налогам в сроки, установленные законодательством (п.2.5, 2.6, 2.7, 2.8, 2.9 должностной инструкции). Согласно разделу 4. названной должностной инструкции главный бухгалтер несет ответственность, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в соответствии с действующим трудовым законодательством, за правонарушения, совершенные в период осуществления своей деятельности, - в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством РФ.
В связи с вышеизложенным, в рассматриваемом случае ответственным лицом за своевременное предоставление документов и иных необходимых сведений в инспекцию является главный бухгалтер.
Таким образом, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, не соблюдены: доказательств того, что генеральным директором общества были допущены нарушения, связанные с организацией представления в установленные сроки в налоговый орган документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, не добыто.
При таких обстоятельствах суд полагает, что Алексеев В.М. не может быть привлечен к административной ответственности по ст. 15.6 ч. 1 КоАП РФ, поскольку не является субъектом указанного правонарушения, соответственно состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 15.6 ч. 1 КоАП РФ в данном случае отсутствует.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В связи с вышеизложенным, постановление судьи подлежит отмене на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, а производство по делу об административном правонарушении в отношении Алексеева В. М. - прекращению на основании ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 70 ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ № 5-818/2019-70 ░░ 30.07.2019 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 15.6 ░.1 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░. 2 ░░. 24.5 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░