Судья: Балова А.М. адм.дело № 33а-1007/2024 (33а-14694/2023)
№ 2а-1169/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 февраля 2024 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Ромадановой И.А.,
судей Мыльниковой Н.В., Пудовкиной Е.С.,
при секретаре Исмаилове Э.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам Поповой В.В. , Карповой И.Л. на решение Самарского районного суда г. Самары от 11 октября 2023 г. по административному делу № 2а-1169/2023 по административным искам Поповой В.В. , Карповой И.Л. к Управлению Росреестра по Самарской области о признании решений незаконными,
заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Ромадановой И.А., пояснения представителя административных истцов – Карпова И.Е., поддержавшего доводы апелляционных жалоб, представителя административного ответчика Владимерцевой Н.Н., возражавшей против доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Попова В.В. обратилась в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Самарской области, требуя с учетом измененных административных исковых требований признать незаконным решение Управления Росреестра по Самарской области от 03.07.2023 года № об отказе государственного кадастрового учета; обязать Управление Росреестра по Самарской области, не изменяя предусмотренного договором аренды вида использования земельного участка – осуществление рекреационной деятельности, на основании ч. 5 ст. 8 Федерального закона РФ от 13.07.2015 года № внести в ЕГРН в качестве дополнительных сведений основной вид разрешенного использования земельного участка из числа предусмотренных градостроительным зонированием – обеспечение занятий спортом в помещениях (код земельного участка 5.1).
Карпова И.Л. обратилась в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Самарской области, требуя с учетом измененных административных исковых требований признать незаконным решение Управления Росреестра по Самарской области от 20.06.2023 года № об отказе государственного кадастрового учета; обязать Управление Росреестра по Самарской области, не изменяя предусмотренного договором аренды вида использования земельного участка – осуществление рекреационной деятельности, основании ч. 5 ст. 8 Федерального закона РФ от 13.07.2015 года № внести в ЕГРН в качестве дополнительных сведений основной вид разрешенного использования земельного участка из числа предусмотренных градостроительным зонированием – обеспечение занятий спортом в помещениях (код земельного участка 5.1).
Определением Самарского районного суда г. Самары от 13.09.2023 года административные дела № по административному иску Поповой В.В. к Управлению Росреестра по Самарской области о признании решения незаконным и № по административному иску Карповой И.Л. к Управлению Росреестра по Самарской области о признании решения незаконным объединены в одно производство, объединенному административному делу присвоен №а-1169/2023.
В обоснование заявленных административных исковых требований с учетом их изменений административные истцы указали, что уведомлением Управления Росреестра по Самарской области от 04.04.2023 года № в отношении Поповой В.В. и уведомлением Управления Росреестра по Самарской области от 21.03.2023 года № в отношении Карповой И.Л. приостановлено осуществление действий по государственному кадастровому учету в связи с тем, что с заявлением о государственном кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо. Заявления об обжаловании решений о приостановлении Апелляционной комиссией к рассмотрению не приняты, поскольку заявления не являются предметом компетенции Апелляционной комиссии. Уведомлением Управления Росреестра по Самарской области от 03.07.2023 года № Поповой В.В., уведомлением Управления Росреестра по Самарской области от 20.06.2023 года № Карповой И.Л. было отказано в осуществлении действий по государственному кадастровому учету. В качестве причин отказа указано, что с заявлением о государственном кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо, а также в связи с тем, что в договор, заключенный по результатам проведения конкурса, внесение изменений относительно видов использования земельного участка не допускается, изменение вида разрешенного использования возможно правообладателем при наличии у него нотариальной доверенности. В уведомлении об отказе государственного кадастрового учета Карповой И.Л. государственный регистратор также отметил, что в договоре аренды не предусмотрено изменение вида разрешенного использования земельного участка, и выбираемый вид не соответствует ст. 25 ЛК РФ. Считают, что данные требования действующего законодательства при регистрации дополнительных характеристик земельных участков не применимы. В п. 2 договора аренды, заключенного с Поповой В.В., и в п. 2 договора аренды, заключенного с Карповой И.Л., зафиксировано, что земельный участок предоставлен для осуществления рекреационной деятельности. Раздел 5 Классификатора применительно к рекреационной деятельности содержит в себе ряд подразделов, в том числе 5.1 – размещение зданий и сооружений для занятия спортом. Согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара, о видах использования арендуемых административными истцами земельных участков, находящихся в зоне центра рекреационных территорий (Р-1), применительно к разделу 5, к числу основных видов использования земельных участков относится обеспечение занятий спортом в помещениях, что по своему содержанию совпадает с кодом 5.1. Полагают, что в данном случае речь идет не об изменении вида разрешенного использования земельных участков и внесении соответствующих изменений в договоры аренды, а о дополнении в ЕГРН понятия рекреационной деятельности конкретным его видом в соответствии с положениями п. 2 ст. 7 ЗК РФ, указанного выше классификатора и градостроительного регламента. Считая свои права нарушенными, административные истцы обратились в суд с указанными административными исковыми требованиями.
Решением Самарского районного суда г. Самары от 11 октября 2023 года в удовлетворении административных исковых требований Поповой В.В., Карповой И.Л. отказано (т. 3 л.д. 18-22).
В апелляционной жалобе Попова В.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований (т. 3 л.д. 33-36).
В апелляционной жалобе Карпова И.Л. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований (т. 3 л.д. 41-44).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административных истцов Поповой В.В., Карповой И.Л. по доверенности Карпов И.Е., доводы апелляционных жалоб поддержал.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Самарской области по доверенности Владимерцева Н.Н. возражала против удовлетворения апелляционных жалоб, с решением суда согласна.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что 09.10.2001 года между ГУ «Самарский лесхоз» Комитета природных ресурсов по Самарской области и Поповой В.В. по результатам лесного конкурса по приобретению права аренды участков лесного фонда Самарской области был заключен договор № аренды участка лесного фонда, площадью 0,06 га, в квартале 12 Пригородного лесничества для культурно-оздоровительных целей.
На основании решения комиссии Департамента лесного хозяйства Самарской области по приведению договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации от 31.12.2008 года между Департаментом лесного хозяйства Самарской области и Поповой В.В. 31.12.2008 года заключен договор № аренды лесного участка, площадью 0,06 га, для осуществления рекреационной деятельности, который имеет местоположение: Самарская область, Самарское лесничество, квартал №, категория земель: земли лесного фонда.
В соответствии с Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.06.2018 № 462 «Об определении количества лесопарков на землях населенных пунктов городского округа Самара Самарской области, занятых городскими лесами, и внесении изменений в приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 30.12.2008 № «Об определении количества лесничеств на территории Самарской области и установлении их границ», 28.12.2018 года между Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области и Департаментом управления имуществом городского Самара подписан акт приема-передачи договоров аренды лесных участков, расположенных в границах городского округа Самара, прошедших процедуру постановки на государственный кадастровый учет с категорией «земли населенных пунктов», в связи с чем, договор аренды лесного участка от 31.12.2008 года № передан из Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в Департамент управления имуществом городского Самара.
На основании п. 2 ст. 3.3. Федерального закона РФ от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа.
Постановлением Администрации городского округа Самара от 11.01.2017 года № 1 «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» полномочиями по администрированию доходов от договоров аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также контролю за соблюдением условий договоров наделен Департамент управления имуществом городского округа Самара.
Таким образом, права и обязанности арендодателя по договору аренды земельного участка от 31.12.2008 года № с 01.01.2019 года осуществляет Департамент управления имуществом городского округа Самара, о чем Департамент управления имуществом городского округа Самара уведомил Попову В.В., направив 15.03.2019 года уведомление № в адрес Поповой В.В.
Согласно выписке из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара от 14.02.2019 года № земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 600 кв.м., с кадастровым номером №, отнесенный к категории земель – земли населенных пунктов, не входит в границы Самарского лесопарка.
В связи с переводом земельного участка из категории земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов 08.10.2019 года между Департаментом управления имуществом городского Самара и Поповой В.В. было заключено дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка № от 31.12.2008 года, пунктом 4 которого определено, что предметом аренды является земельный участок с кадастровым номером № площадью 600 кв.м., по адресу: <адрес> категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для осуществления рекреационной деятельности.
Данные обстоятельства установлены вступившим в законную силу заочным решением Ленинского районного суда г. Самары от 21.10.2021 года по гражданскому делу № по иску Поповой В.В. к Департаменту управления имуществом городского округа Самара об обязании внести изменения в договор аренды земельного участка, произвести перерасчет арендной платы, которым в удовлетворении искового требования об обязании внести изменения в договор аренды земельного участка в части указания вида разрешенного использования земельного участка: для осуществления рекреационной деятельности – оказание услуг в сфере физической культуры и спорта, организации отдыха и укрепления здоровья граждан, в частности обеспечение занятий спортом в помещениях и на площадках для занятий спортом, отказано.
На основании заочного решения Ленинского районного суда г. Самары от 21.10.2021 года по гражданскому делу №, определения суда от 11.01.2023 года о разъяснении решения суда по гражданскому делу № между Департаментом управления имуществом городского Самара и Поповой В.В. 14.04.2023 года было заключено дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка от 31.12.2008 года №, которым слова «лесной участок» заменены на «земельный участок» в соответствующих падежах, исключены слова «находящийся в государственной собственности», изменены размер арендной платы и порядок ее внесения.
Попова В.В. обращалась в Департамент управления имуществом городского округа Самара 21.12.2022 года и 16.02.2023 года с заявлениями о выдаче доверенности на ее имя для обращения в Росреестр с целью государственного кадастрового учета и государственной регистрации фактического вида использования земельного участка из числа предусмотренных градостроительным регламентом применительно к рекреационной деятельности – обеспечение занятий спортом в помещениях (код земельного участка 5.1.2) и площадки для занятия спортом (код земельного участка 5.1.3), однако Департаментом управления имуществом городского округа Самара в адрес Поповой В.В. был направлен ответ от 24.03.2023 года № о невозможности рассмотрения данного вопроса по существу, так как функциональное назначение объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № не соответствует испрашиваемому виду разрешенного использования – обеспечение занятий спортом в помещениях и площадки для занятия спортом.
Из письменных возражений Департамента управления имуществом городского округа Самара на административный иск Поповой В.В. следует, что в результате проведенного Департаментом управления имуществом городского округа Самара осмотра земельного участка с кадастровым номером 63:01:0209001:8 выявлен факт использования земельного участка под размещение кирпичного здания (количество наземных этажей: 2), имеющего признаки капительного жилого дома, кирпичного гаража (количество этажей: 1) и прилегающую территорию, а, тем самым, нарушение условий договора аренды, выраженное в использовании земельного участка с нарушением цели и условий предоставления.
О возведении на данном земельном участке Поповой В.В. жилого дома свидетельствует обращение Поповой В.В. в Кировский районный суд г. Самары с иском к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области, ГУСО «Самарский лесхоз», Министерству имущественных отношений Самарской области, Министерству строительства и ЖКХ Самарской области о признании права собственности на жилой дом.
27.03.2023 года Попова В.В. обратилась в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № площадью 600 кв.м, по адресу: <адрес> с «Для осуществления рекреационной деятельности» на «Обеспечение занятий спортом в помещениях», предоставив также заявление от 27.03.2023 года, адресованное руководителю Управления Росреестра по Самарской области Маликову В.В. с просьбой осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию следующих основных видов использования земельного участка из числа предусмотренных градостроительным регламентом применительно к рекреационной деятельности – обеспечение занятий спортом в помещениях (код земельного участка 5.1.2) и площадки для занятия спортом (код земельного участка 5.1.3.), а также сведения ИСОГД г.о. Самара от 15.02.2021 года № разъяснения, связанные с определением кадастровой стоимости от 20.04.2022 года №, копию заочного решения Ленинского районного суда г. Самары от 21.10.2021 года по гражданскому делу №.
При этом, у суда не имеется оснований для признания указанного заявления Поповой В.В. недопустимым доказательством, о чем было заявлено ее представителем Карповым И.Е. в ходе рассмотрения настоящего административного дела, поскольку об ознакомлении с данным заявлением и о подтверждении указанных в заявлении сведений свидетельствует подпись Поповой В.В. в указанном заявлении, которая несет ответственность за достоверность указанных в заявлении сведений, подписывая данное заявление.
Кроме того, обращение в Управление Росреестра по Самарской области предусматривает определенную форму обращения, а признание заявления в указанной форме недопустимым доказательством будет свидетельствовать об отсутствии обращения Поповой В.В. в Управление Росреестра по Самарской области 27.03.2023 года за осуществлением государственного кадастрового учета.
Уведомлением Управления Росреестра по Самарской области от 04.04.2023 года № действия по государственному кадастровому учету в отношении земельного участка с кадастровым номером № площадью 600 кв.м., по адресу: <адрес> были приостановлены до 03.07.2023 года в соответствии с п. 2 и п. 33.1 ч. 1 ст. 26, п. 4 ч. 1, п. 2 ч. 4, ч. 5 ст. 29 Федерального закона РФ от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в связи с тем, что с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо; в заявлении правообладателя земельного участка, здания, сооружения о государственном кадастровом учете в связи с выбором таким правообладателем вида разрешенного использования данного объекта недвижимости указан вид разрешенного использования, не предусмотренный перечнем установленных применительно к соответствующей территории видов разрешенного использования объектов недвижимости, либо таким правообладателем не получено предусмотренное законом разрешение на условно разрешенный вид использования или согласие в письменной форме на использование земельного участка, здания, сооружения в соответствии с выбранным видом разрешенного использования, либо в соответствии с законом такой правообладатель не вправе использовать земельный участок в соответствии с видом разрешенного использования, указанным в заявлении. В уведомлении также указано, что соответствии с ч. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ, основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. Таким образом, изменение вида разрешенного использования возможно только по заявлению правообладателя земельного участка либо его представителя при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом (ч. 4 ст. 15 Федерального закона РФ от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»). При этом, согласно ч. 17 ст. 39.8 Земельного кодекса РФ, внесение изменений в заключенный по результатам аукциона или в случае признания аукциона несостоявшимся с лицами, указанными в пункте 13, 14 или 20 статьи 39.12 настоящего Кодекса, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в части изменения видов разрешенного использования такого земельного участка не допускается. Между тем, с заявлением обращается арендатор, при этом договор аренды заключен на основании протокола о результатах лесного конкурса. Тем самым, в соответствии с ч. 17 ст. 39.8 Земельного кодекса РФ не допускается изменение видов разрешенного использования такого земельного участка.
Уведомлением от 03.07.2023 года № Управление Росреестра по Самарской области отказало Поповой В.В. в государственном кадастровом учете на основании ст. 27 Федерального закона РФ от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в связи с истечением срока приостановления и неустранением причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета.
Из материалов объединенного административного дела также следует, что 31.12.2008 года между Департаментом лесного хозяйства Самарской области и Карповой И.Л. был заключен договор аренды № лесного участка, площадью 0,06 га.
Ранее тот же земельный участок был предоставлен Карповой И.Л. по договору аренды от 09.10.2001 года №, заключенному с Самарским лесхозом по результатам лесного конкурса, проведенного 09.10.2001 года на основании Распоряжения Губернатора Самарской области от 17.08.2001 года №-р «О проведении лесного конкурса по предоставлению в аренду участков лесного фонда».
В настоящее время данный земельный участок, являющий объектом аренды, поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный с присвоением кадастрового номера № имеет адрес: <адрес>
Данные обстоятельства установлены вступившими в законную силу решением Самарского районного суда г. Самары от 19.08.2004 года по гражданскому делу № по заявлению Карповой И.Л. о признании недействительным отказа в государственной регистрации договора аренды земельного участка и решением Ленинского районного суда г. Самары от 20.04.2021 года по административному делу № по административному иску Карповой И.Л. к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Управлению Росреестра по Самарской области об оспаривании решения, об обязании внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости.
Согласно материалам публичной кадастровой карты, часть границы земельного участка с кадастровым номером № арендуемого Поповой В.В., является смежной для земельного участка с кадастровым номером №, арендуемого Карповой И.Л.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером № находится в собственности Российской Федерации, категория земель – земли лесного фонда, вид разрешенного использования – для осуществления рекреационной деятельности.
Карпова И.Л. обращалась в Департамент управления имуществом городского округа Самара с заявлением 31.05.2023 года о согласовании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>
По результатам рассмотрении данного обращения Карповой И.Л. Департаментом управления имуществом городского округа Самара направлен ответ от 12.07.2023 года № о невозможности рассмотрения вопроса по существу обращения, поскольку, согласно сведениям ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером № площадью 600 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Российской Федерации, в связи с чем, согласование местоположения границ уточняемого земельного участка осуществляется Территориальным управлением Росимущества в Самарской области, куда ей было рекомендовано обратиться для рассмотрения вопроса по существу.
09.03.2023 года Карпова И.Л. в лице представителя Карпова И.Е. обратилась в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с установлением вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>Обеспечение занятий спортом в помещениях», предоставив доверенность, выписку из ИСОГД г.о. Самара от 06.03.2023 года №
Уведомлением Управления Росреестра по Самарской области от 21.03.2023 года № действия по государственному кадастровому учету в отношении земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> были приостановлены до 20.06.2023 года в соответствии с п. 2 и п. 33.1 ч. 1 ст. 26, п. 4 ч. 1, п. 2 ч. 4, ч. 5 ст. 29 Федерального закона РФ от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в связи с тем, что с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо; в заявлении правообладателя земельного участка, здания, сооружения о государственном кадастровом учете в связи с выбором таким правообладателем вида разрешенного использования данного объекта недвижимости указан вид разрешенного использования, не предусмотренный перечнем установленных применительно к соответствующей территории видов разрешенного использования объектов недвижимости, либо таким правообладателем не получено предусмотренное законом разрешение на условно разрешенный вид использования или согласие в письменной форме на использование земельного участка, здания, сооружения в соответствии с выбранным видом разрешенного использования, либо в соответствии с законом такой правообладатель не вправе использовать земельный участок в соответствии с видом разрешенного использования, указанным в заявлении. В уведомлении также указано, что в соответствии с ч. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ, основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. Таким образом, изменение вида разрешенного использования возможно только по заявлению правообладателя земельного участка либо его представителя при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом (ч. 4 ст. 15 Федерального закона РФ от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»). Между тем, с заявлением обращается арендатор, при этом договором аренды не предусмотрено изменение вида разрешенного использования. Более того, выбираемый вид не соответствует ст. 25 Лесного кодекса РФ (согласно актуальным сведениям, земельный участок относится к землям лесного фонда).
Уведомлением от 20.06.2023 года № Управление Росреестра по Самарской области отказало Карповой И.Л. в государственном кадастровом учете на основании ст. 27 Федерального закона РФ от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в связи с истечением срока приостановления и неустранением причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета.
Заявления Поповой В.В. и Карповой И.Л. об обжаловании решений о приостановлении Апелляционной комиссией к рассмотрению не приняты, поскольку заявления не являются предметом компетенции Апелляционной комиссии.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований суд первой инстанции исходил из того, что Попова В.В. и Карпова И.Л. не вправе требовать изменения вида разрешенного использования арендуемых ими земельных участков, в связи с чем, отказ Управления Росреестра по Самарской области в осуществлении государственного кадастрового учета является законным и обоснованным.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку выводы суда являются верными, подробно мотивированы со ссылками на установленные обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционных жалоб, поскольку основаны на неверном применении норм процессуального и материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии с п. 2 и п. 33.1 ч. 1 ст. 26 Федерального закона РФ от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо (п. 2); в заявлении правообладателя земельного участка, здания, сооружения о государственном кадастровом учете в связи с выбором таким правообладателем вида разрешенного использования данного объекта недвижимости указан вид разрешенного использования, не предусмотренный перечнем установленных применительно к соответствующей территории видов разрешенного использования объектов недвижимости, либо таким правообладателем не получено предусмотренное законом разрешение на условно разрешенный вид использования или согласие в письменной форме на использование земельного участка, здания, сооружения в соответствии с выбранным видом разрешенного использования, либо в соответствии с законом такой правообладатель не вправе использовать земельный участок в соответствии с видом разрешенного использования, указанным в заявлении (п. 33.1).
В силу ч. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 4.3 ч. 2 ст. 15 Федерального закона РФ от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению правообладателя здания, сооружения или земельного участка - при государственном кадастровом учете в связи с выбором таким правообладателем вида разрешенного использования указанного объекта недвижимости, если такой правообладатель в соответствии с законом вправе выбрать данный вид разрешенного использования.
В силу ст. 37 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (ч. 1).
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (ч. 2).
Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент (ч. 2.1).
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (ч. 3).
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (ч. 4).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К дополнительным сведениям об объекте недвижимого имущества, в том числе, относится вид (или виды) разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения, помещения (пункт 4 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 8 Федерального закона N 218-ФЗ к дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), сведения, которые в соответствии с частями 2 и 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке, а также иные сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Дополнительные сведения об объекте недвижимости могут изменяться в порядке государственного кадастрового учета в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно сведениям ИСОГД г.о. Самара от 15.02.2021 года № и от 06.03.2023 года № на которые ссылаются административные истцы, земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес> арендуемый Поповой В.В., и земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, арендуемый Карповой И.Л., расположены в зоне центра рекреационных территорий (Р-1), для которой в качестве основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства предусмотрены, в том числе обеспечение занятий спортом в помещениях, площадки для занятий спортом.
Установлено, что земельные участки принадлежат административным истцам на праве вышеуказанных договоров аренды.
В соответствии с п. 1 ст. 615 ГК РФ, арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
Согласно п. 3 ст. 85 ЗК РФ, градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В силу п. 17 ст. 39.8 ЗК РФ внесение изменений в заключенный по результатам аукциона или в случае признания аукциона несостоявшимся с лицами, указанными в пункте 13, 14 или 20 статьи 39.12 настоящего Кодекса, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в части изменения видов разрешенного использования такого земельного участка не допускается.
Согласно п. 2 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018 года, арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не вправе требовать изменения вида разрешенного использования такого участка и внесения соответствующих изменений в договор аренды, заключенный по результатам торгов.
В отличие от собственника арендатор при использовании земельного участка ограничен не только актами, определяющими правовой режим этого участка, но и, являясь стороной договора аренды, должен выполнять его условия, в том числе в части целевого использования участка. Кроме того, внесение изменений в условия договора аренды о виде разрешенного использования земельного участка не должно привести к нарушению норм земельного законодательства о предоставлении публичных участков в целях строительства.
Приняв на себя права и обязанности по указанным договорам аренды, заключенным по результатам лесных торгов, административные истцы как арендаторы выразили свое согласие на использование земельных участков в соответствии с установленным видом разрешенного использования, тем самым реализовав свое право, предусмотренное п. 3 ст. 85 ЗК РФ.
Воля арендатора как обладателя обязательственного права, направленная на использование земельного участка иным образом, нежели установленным в договоре, не является абсолютной и не может ущемлять права собственника земельного участка. Иное толкование положений статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации противоречило бы фундаментальным положениям гражданского законодательства о правах собственника и необоснованно ограничивало бы его права.
Приведенные в апелляционных жалобах доводы направлены на иное толкование правовых положений, не содержат новых обстоятельств, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции в постановленном решении суда, сводятся к оспариванию обоснованности выводов суда об установленных фактических обстоятельствах, и не являются основаниями для отмены судебного акта в апелляционном порядке.
Иных доводов, которые ставили бы под сомнение выводы суда либо свидетельствовали о нарушении норм материального и процессуального права, жалоба не содержит.
Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
В рассматриваемом случае, такая совокупность не установлена.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Самарского районного суда г. Самары от 11 октября 2023 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Поповой В.В. , Карповой И.Л. – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Мотивированное определение изготовлено 20.02.2024.
Председательствующий:
Судьи: