Дело № 2-1518/2020
УИД 79RS0002-01-2020-001694-81
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 июня 2020 года г. Биробиджан
Биробиджанский районный суд ЕАО в составе
судьи Кривошеевой И.В.,
при секретаре Матюшенко С.И.,
с участием
представителя ответчиков Палаткиной Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сидоренко Сергея Николаевича к Управлению федеральной службы исполнения наказаний России по Еврейской автономной области, Федеральной службе исполнения наказаний России об обязании зачесть в стаж службы для назначения пенсии за выслугу лет периода службы судебным приставом исполнителем,
У С Т А Н О В И Л:
Сидоренко С.Н. обратился в суд с иском к Управлению федеральной службы исполнения наказаний России по Еврейской автономной области об обязании зачесть в стаж службы для назначения пенсии за выслугу лет периода службы судебным приставом исполнителем. Свои требования мотивировал тем, что в связи с принятием Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившего в силу 01.01.2020, им в УФСИН России по ЕАО было подано заявление об обязании зачесть в стаж службы в органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации периодf службы судебным приставом и назначении пенсии за выслугу лет по линии уголовно-исполнительной системы. Руководителем УФСИН России по ЕАО в удовлетворении заявления отказано, в связи с отсутствием права на пенсию. Считает данный отказ неправомерным, нарушающим его право на получение пенсии, поскольку в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил службу в Биробиджанском межрайонном специализированном отделе судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Еврейской автономной области в должности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Перед вступлением в должность он приносил присягу, имел форменное обмундирование и знаки различия, был обеспечен табельным огнестрельным оружием и специальными средствами. С учетом изложенного считает, что по роду своей деятельности он являлся сотрудником органов принудительного исполнения. Поскольку указанным федеральным законом улучшено положение сотрудников органов принудительного исполнения, то на основании ст. 54 Конституции РФ, данный закон имеет обратную силу, и, следовательно, должен распространяться на сотрудников, уволенных до его вступления в законную силу. Просит суд обязать УФСИН России по ЕАО зачесть в стаж его службы в органах уголовно-исполнительной системы период службы в УФССП России по ЕАО с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Определением суда от 18.05.2020 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Федеральная служба исполнения наказаний России.
В судебное заседание истец Сидоренко С.Н. не явился о времени и месте его проведения уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия.
В судебном заседании представитель ответчиков Палаткина Е.А., действующая на основании доверенностей, исковые требования не признала, суду пояснила, что изменения действующего законодательства, на которые ссылается истец, не предусматривают правовых оснований для включения стажа работы Сидоренко С.Н. в УФССП России в стаж его службы в органах УФСИН России. Просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объёме.
Выслушав пояснения лица, участвующего в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела установлено, что Сидоренко Н.С. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил федеральную государственную гражданскую службу в Биробиджанском межрайонном специализированном отделе судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Еврейской автономной области г. Биробиджан в должности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Сидоренко С.Н. проходил службу в Федеральном казенном учреждении Биробиджанская Воспитательная колония УФСИН России по Еврейской автономной области.
Согласно выписке из приказа ФКУ Биробиджанская ВК УФСИН России по ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ № старший сержант внутренней службы Сидоренко С.Н., младший инспектор отдела охраны федерального казенного учреждения «Биробиджанская воспитательная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Еврейской автономной области» уволен по статье 58 пункт «а» (по собственному желанию) Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, ДД.ММ.ГГГГ. Выслуга лет на день увольнения составила в календарном исчислении 12 лет 01 месяц 14 дней, в льготном исчислении 16 лет 11 месяцев 06 дней, для выплаты единовременного пособия 12 лет 01 месяц 14 дней.
ДД.ММ.ГГГГ Сидоренко С.Н. обратился к начальнику УФСИН России по ЕАО с заявлением о назначении пенсии по выслуге лет, ссылаясь на то, что в связи с принятием Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесением изменений в закон от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» у него возникло право на пенсию по выслуге лет, которая на момент увольнения, с учетом военной службы по призыву, по контракту в МЧС России по ЕАО, Федеральной службе судебных приставов, УФСИН России по ЕАО составила 24 года в льготном исчислении.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. №№ Сидоренко С.Н. разъяснено, что у него отсутствует право на назначение пенсии за выслугу лет по линии уголовно-исполнительной системы.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона от 19.07.2018 №197-ФЗ (ред. от 16.12.2019) «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее - Закон о службе) стаж службы (выслуга лет) в уголовно-исполнительной системе исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) (далее - надбавка за выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в уголовно-исполнительной системе, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 38 Закона о службе в стаж службы (выслугу лет) в уголовно-исполнительной системе включается, в том числе период прохождения гражданином военной службы, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации.
Порядок назначения, исчисление выслуги лет для назначения пенсий по линии уголовно-исполнительной системы регулируется Законом Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии, органах принудительного исполнения, и их семей» (далее по тексту - Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1), которым в абз. 3 ст. 18 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 установлено, что порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий при увольнении из уголовно-исполнительной системы определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с данной нормой закона принято Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации» (далее - Постановление от 22.09.1993 № 941), которым определены основные периоды, подлежащие зачету в выслугу лет для назначения пенсии, и порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях.
На момент увольнения Сидоренко С.Н. из органов уголовно-исполнительной системы, указанные законодательные акты не предусматривали возможность включения в выслугу лет для назначения пенсии по линии уголовно-исполнительной системы периодов службы в УФССП России.
ДД.ММ.ГГГГ принят Федеральный закон № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон о службе в органах принудительного исполнения). Предметом его регулирования, являются правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы принудительного исполнения, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника (ч. 1 ст. 2).
В соответствии с частью 14 статьи 92 Федерального закона о службе в органах принудительного исполнения в стаж службы (выслугу лет) сотрудникам в соответствии с настоящим законом засчитываются периоды замещения не позднее 1 июля 2020 года должностей судебного исполнителя (старшего судебного исполнителя) районных (городских) народных судов и народных судей, судебного пристава, который в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21.07.1994№ 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» поддерживал порядок в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) и (или) судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов подразделения судебных приставов службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, должностей гражданской службы в ФССП России и ее территориальных органах, а также иные периоды в случаях, установленных актами Президента Российской Федерации.
При этом в подп. 7 п. 1 ст. 1 Федерального закона о службе в органах принудительного исполнения, определено, что сотрудником является гражданин, проходящий в соответствии с названным Федеральным законом службу в органах принудительного исполнения в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания.
Согласно ст. 135 данного федерального закона он вступает в законную силу 1 января 2020 года.
При этом Федеральный закон о службе в органах принудительного исполнения не содержит положений, придающих его нормам обратную силу.
Также Постановлением Правительства РФ от 21.05.2020 № 723 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» внесены изменения в постановлении Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 941, которыми установлены периоды службы, дополнительно включаемые в выслугу лет для назначения пенсии лицам органов принудительного исполнения РФ, уволенным со службы после 1 января 2020 г.
В пункте 2 указанного постановления определено, что его нормы распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 г.
Следовательно, нормы права, установленные Федеральным законом № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 21.05.2020 № 723 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» не распространяются на сотрудников УФССП России уволенных, до их вступления в силу.
Исходя из выше приведенных норм права, учитывая, что Сидоренко С.Н. уволен с должности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Биробиджанского межрайонного специализированного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Еврейской автономной области ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для включения периода замещения Сидоренко С.Н. указанной должности в стаж службы в органах уголовно-исполнительной системы.
Доводы истца о том, что изменения, внесенные указанными выше нормативно-правовыми актами, подлежат применению к спорным правоотношениям подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
В силу абзаца 1 части 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Поскольку отсутствуют правовые основания для включения спорного периода в стаж службы Сидоренко С.Н. в органах уголовно-исполнительной системы, требование истца не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-1998 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Сидоренко Сергея Николаевича к Управлению федеральной службы исполнения наказаний России по Еврейской автономной области, Федеральной службе исполнения наказаний об обязании зачесть в стаж службы период службы в Управлении федеральной службы судебных приставов России по Еврейской автономной области оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд ЕАО в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья И.В. Кривошеева
Мотивированное решение изготовлено 22 июня 2020 г.