№...
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 июля 2024 года адрес
Октябрьский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Бородиной Н.Ю., при секретаре судебного заседания Зайцеве Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №... по иску ООО «ЭкоСтройРесурс» к Ульянову Алексею Александровичу о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, встречному иску Ульянова Алексея Александровича к ООО «ЭкоСтройРесурс» о признании услуг оказанными ненадлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
ООО «ЭкоСтройРесурс» обратилось в Куйбышевский районный суд адрес с вышеуказанным иском к Ульянову Алексею Александровичу о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО.
В обоснование заявленных требований истец указал, что ООО «ЭкоСтройРесурс» по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного соглашения с Министерством энергетики, и жилищно-коммунального хозяйства адрес от 01.11.2018 осуществляет деятельность в качестве Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории адрес. В соответствии со ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором. Типовая форма Договора, содержащая положения о предоставлении услуг по обращению с ТКО утверждена Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 г. № 641». Согласно пунктам 8(4) - 8(17) Правил № 1156, Договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-ый рабочий день после размещения Региональным оператором предложения о заключении указанного Договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Предложение о заключении Договора по обращению с ТКО и типовой договор были опубликованы Региональным оператором на своем официальном сайте: https://ecostr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 23.12.2018, а также опубликовано 25.12.2018 в средствах массовой информации - в газете «Волжская коммуна», выпуск №343 (30578) от 25.12.2018. Таким образом, в силу своей публичности договор с Региональным оператором считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи Потребителя (ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также согласно ст. 425 ГК РФ оказываемые Потребителю услуги, вне зависимости от даты заключения договора подлежат оплате с 01.01.2019, то есть с даты фактического оказания Региональным оператором услуг Потребителю.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 18.12.2018 № 846, а также приказом департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 28.03.2019 № 95 утвержден предельный тариф на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО на 2019 год для населения в сумме - 598,16 руб./м3 (с учетом НДС).
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29.12.2018 № 1023 утвержден норматив накопления ТКО на территории городских округов Самарской области: Жигулевск, Кинель, Новокуйбышевск, Октябрьск, Отрадный, Похвистнево, Самара, Сызрань, Тольятти, Чапаевск на 1 кв. метр общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домов и составляет 0,091 м3 в год.
Ответчик является собственником объекта недвижимости, расположенного по адресу: г. Самара, г. Самара, ул. Волгарей, д. 16, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. Общая площадь объекта недвижимости составляет – 352, 1 кв. м.
Сумма ежемесячной платы за коммунальную услугу для потребителя составляет: 1 597 руб. 14 коп.
С 01.01.2019 Региональный оператор принимал ТКО, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть фактически оказывал услуги по обращению с ТКО надлежащим образом. В адрес ответчика региональным оператором направлены платежные документы на оплату оказанных услуг с указанием ФИО ответчика, адреса регистрации, суммы задолженности, периода просрочки оплаты, номера лицевого счета, реквизитов для оплаты. По своему содержанию направленные ответчику платежные документы являются письменным требованием, адресованным ответчику об устранении нарушений исполнения обязательства, то есть претензией. Таким образом, направление ответчику платежных документов (квитанций) является доказательством соблюдения Региональным оператором досудебного порядка урегулирования спора.
Однако, до настоящего времени обязательство по оплате оказанных Региональным оператором услуг не исполнено ответчиком, в связи с чем, на дату обращения в суд размер задолженности, согласно нижеприведённому расчёту, составляет 63 885, 60 руб. за период с 01.01.2019 по 30.04.2022.
ООО «ЭкоСтройРесурс» было подано заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с Ульянова Алексея Александровича задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019 по 30.04.2022 в размере 63 885 руб. 60 коп.
11.01.2023 мировым судьей судебного участка №... Куйбышевского судебного района адрес судебный приказ №... от дата о взыскании с Ульянова Алексея Александровича задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019 по 30.04.2022. в размере 63 885 руб. 60 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 059 рублей. Судебный приказ был отменен по заявлению должника.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнений, ООО «ЭкоСтройРесурс» просил суд взыскать с Ульянова А.А. сумму задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО в размере 23 957, 10 руб., за период с 01.02.2021 по 30.04.2022, расходы по уплате государственной пошлины в размере 919 руб.
Определением Куйбышевского районного суда адрес от 20.02.2024 гражданское дело передано по подсудности в Октябрьский районный суд адрес.
В ходе судебного разбирательства ответчиком было подано встречное исковое заявление, в котором он просил признать услуги по вывозу ООО «ЭкоСтройРесурс» ТКО по адресу: адрес оказанными ненадлежащим образом. Соразмерно уменьшить на 60% плату, взыскиваемую ООО «ЭкоСтройРесурс», в связи с ненадлежащим оказанием услуг по вывозу ТКО.
В судебное заседание представитель ООО «ЭкоСтройРесурс» не явился, извещался надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.
В судебном заседании Ульянов А.А. возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям письменных возражений и дополнениям к ним, просил встречный иск удовлетворить.
Суд, выслушав ответчика по первоначальному иску, истца по встречному, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» твердые коммунальные отходы – отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Согласно ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 30 Жилищного кодекса РФ, собственники ТКО (физические, юридические лица, индивидуальные предприниматели) обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором.
Согласно п.8(4) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
При отсутствии такой заявки и в соответствии с п. 8(17) Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, Региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступные способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.
В соответствии с п. 1 ст. 426 Гражданского кодекса РФ, публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.
В случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-ый рабочий день после размещения Региональным оператором предложения о заключении указанного Договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
На основании ст. 210 Гражданского кодекса РФ, собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ, обращение с ТКО является видом коммунальной услуги.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса РФ, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В соответствии с п. п. 63, 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальные услуги, представляемые региональным оператором.
Как усматривается из материалов дела, Ульянов А.А. является собственником объекта недвижимости, расположенного по адресу: адрес, общей площадью 352,1 кв.м.
В свою очередь, ООО «ЭкоСтройРесурс» по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного с Министерством энергетики, и жилищно-коммунального хозяйства по Самарской области соглашения об осуществлении деятельности Регионального оператора по обращению с ТКО на всей территории Самарской области от 01.11.2018 присвоен статус Регионального оператора по обращению с ТКО на территории Самарской области.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 18.12.2018 № 846, а также Приказом департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 28.03.2019 № 95 утвержден предельный тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на 2019 год для населения в сумме - 598,16 руб./м3 (с учетом НДС).
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29.12.2018 № 1023 утвержден норматив накопления ТКО на территории городских округов Самарской области: Жигулевск, Кинель, Новокуйбышевск, Октябрьск, Отрадный, Похвистнево, Самара, Сызрань, Тольятти, Чапаевск на 1 кв. м, общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домов составляет 0,091 м3 в год.
Расчет стоимости оказываемых Региональным оператором услуг произведен по формуле: Единица измерения (площадь объекта недвижимости) х годовой норматив накопления ТКО (0,091 м3) х предельный тариф (598,16 руб./м3) / 12 (количество месяцев в году).
Согласно вышеприведенной формуле расчета, сумма ежемесячной оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО для ответчика составляет 1 597, 14 руб.
Также судом установлено, что с 01.01.2019 Региональный оператор принимал ТКО, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, т.е. фактически оказывал услуги по обращению с ТКО надлежащим образом.
ООО «ЭкоСтройРесурс» в адрес Ульянова А.А. выставлены квитанции - платежные документы, однако ответчиком обязанности по своевременной оплате оказанных услуг не исполнены, в результате чего, у него образовалась задолженность, которая согласно представленному истцом расчету, за период с 01.02.2021 по 30.04.2022 составила 23957,10 рублей.
11.01.2023 мировым судьей судебного участка №... Куйбышевского судебного района адрес судебный приказ №... от 19.08.2022 о взыскании с Ульянова Алексея Александровича в задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019 по 30.04.2022 в размере 63 885 руб. 60 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 1059 рублей. Судебный приказ был отменен по заявлению должника.
До настоящего времени вышеуказанная задолженность ответчиком Ульяновым А.А. не погашена, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Разрешая уточненные исковые требования ООО «ЭкоСтройРесурс», суд исходит из следующего.
Согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с п. 1 ст. 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Из названных положений Кодекса следует, что оплате подлежат только фактически оказанные услуги.
Услуга по обращению с ТКО не может считаться оказанной только ввиду образования отходов как неизменного фактора, сопутствующего жизнедеятельности человека, если при этом не соблюдаются требования к организации исполнения данной услуги, предусмотренные действующим законодательством.
В силу требований действующего законодательства региональный оператор вывозит ТКО со всех контейнерных площадок, включенных в реестр мест накопления и территориальную схему.
В случае если место накопления ТКО и (или) источник образования отходов не включены в территориальную схему обращения с отходами, региональный оператор должен доказывать факт реального оказания услуг собственнику ТКО.
Если собственник ТКО докажет, что региональный оператор фактически вывоз отходов не осуществлял, в иске последнего о взыскании платы за оказание услуг должно быть отказано.
Согласно статье 24.6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта РФ обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (пункт 1). Зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта РФ, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с настоящей статьей, и определяется в территориальной схеме обращения с отходами (пункты 7, 8).
Содержание территориальной схемы обращения с отходами определено Правилами разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 № 1130.
В соответствии с пунктом 5 данных Правил территориальная схема включает, кроме прочего, следующие разделы: нахождение источников образования отходов; места накопления отходов; места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов; схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
При этом раздел «Места накопления отходов» содержит данные о нахождении мест накопления отходов (с нанесением их на карту субъекта РФ) в соответствии со схемами размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и реестрами мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также данные о необходимом количестве контейнеров и бункеров в соответствующей зоне деятельности регионального оператора, данные о количестве контейнеров и бункеров, планируемых к приобретению региональным оператором по годам (пункт 9 названных правил).
Согласно подпункту «а» пункта 12 этих же правил раздел «Схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов» содержит графическое отображение движения отходов от источников образования отходов и мест накопления отходов до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов и расположенных в границах территории субъекта РФ.
В силу требований пункта 10 статьи 24.6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта РФ, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.
Из приведенных положений следует, что вопреки позиции представителя ООО «ЭкоСтройРесурс», услуга по обращению с ТКО не может считаться оказанной только ввиду образования таких отходов как неизменного фактора, сопутствующего жизнедеятельности человека, если при этом не соблюдаются требования к организации исполнения данной услуги, предусмотренные действующим законодательством.
Довод истца о том, что для граждан, проживающих по адрес, оборудованы места (площадки) накопления ТКО в соответствии с утвержденной схемой расположения площадок для размещения ТКО, предположив, что ответчик имеет возможность воспользоваться данными площадками для складирования отходов, суд находит несостоятельным ввиду следующего.
Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» определено, что целью государственного регулирования в области обращения с отходами производства и потребления является предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Достижение указанной цели, в частности, предполагает, что движение ТКО должно контролироваться на каждом этапе, начиная от источника их образования, заканчивая утилизацией, размещением или переработкой. Одновременно любому гражданину или организации, в деятельности которых образуются такие отходы, должна быть предоставлена возможность избавления от них способом, предусмотренным законом, который, исходя из целей и принципов регулирования в области обращения с отходами производства и потребления, рассматривается как наиболее экологичный и бережный по отношению к человеку и окружающей среде.
Из взаимосвязанных положений пункта 2 статьи 24.7 Федерального закона и пунктов 9, 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, следует, что региональный оператор осуществляет прием ТКО от потребителей в месте (площадке) накопления ТКО, определенном договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. Региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
Правилами предоставления коммунальных услуг (пункт 17 приложение № 1) установлено требование к качеству коммунальных услуг в виде обеспечения своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).
Требования к расположению контейнерных площадок установлены пунктом 3.7.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, пунктом 4 СанПиН 2.1.3684-21, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 (ранее действовали СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утв. Минздравом СССР 05.08.1988 N 4690-88), согласно которым площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 метров, но не более 100 метров.
Вместе с тем, представитель истца не представил доказательств фактического оказания услуги по вывозу ТКО с указанием места накопления в соответствии с реестром и территориальной схемой накопления ТКО (в которую входит адрес ответчика).
Согласно ответа на запрос суда, полученного из адрес г.о. Самара, а так же ООО «ЭкоСтройРесурс» в спорный период ближайшие контейнерные площадки для сбора ТКО к дому №... по адрес расположены по следующим адресам: адрес.
Таким образом, при установленных фактических обстоятельствах дела, суд приходит к выводу, что между собственником жилого дома по адресу адрес ООО «ЭкоСтройРесурс» договорные отношения не сложились.
Из имеющейся в материалах дела информации следует, что от жилого дома ответчика Ульянова А.А. расположенного по адресу: адрес расстояние до ближайших контейнерных площадок в оспариваемый период составляет более 100 метров.
В силу приведенного выше пункта 9 Правил разработки территориальной схемы в области обращения с ТКО реестр размещения мест (площадок) накопления ТКО является источником для сведений, включаемых в раздел "Места накопления отходов" территориальной схемы.
Таким образом, отсутствовала контейнерная площадка для сбора бытовых отходов и мусора на расстоянии не более 100 м от принадлежащего ответчику жилого дома, ответчик не являлся потребителем услуги по обращению с ТКО. Других доказательств оказания услуг ответчику, помимо указания на возможность использовать любую площадку на территории адрес, истцом в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ, не представлено. Истец не представил доказательств того, что предоставление коммунальной услуги было обеспечено и без использования соответствующих площадок в порядке, предусмотренном подпунктом "в" пункта 10 Правил обращения с ТКО (сбор в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором).
С учетом установленных фактических обстоятельств по делу, суд приходит к выводу, что истцом не представлено доказательств фактического оказания ответчику услуг по обращению с ТКО в спорный период, в связи с чем, заявленные ООО «ЭкоСтройРесурс» требования о взыскании с Ульянова А.А. суммы задолженности за услуги по обращению с ТКО удовлетворению не подлежат.
В связи с тем, что ООО «ЭкоСтройРесурс» отказано в удовлетворении основных требований о взыскании задолженности, суд не находит оснований для удовлетворения производных от них требований в части взыскания госпошлины.
Разрешая встречные исковые требования Ульянова А.А. суд приходит к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения, поскольку судом в ходе рассмотрения дела установлен факт не оказания ООО «ЭкоСтройРесурс» услуг Ульянову А.А. по обращению с ТКО, основания для признании таких услуг оказанными ненадлежащим образом отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ООО «ЭкоСтройРесурс» к Ульянову Алексею Александровичу о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг – оставить без удовлетворения.
Встречные исковые требования Ульянова Алексея Александровича ООО «ЭкоСтройРесурс» – о признании услуг оказанными ненадлежащим образом - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд адрес в течении одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 22.07.2024.
Судья п/п Бородина Н.Ю.
Копия верна:
Судья:
Секретарь: