по делу №5-142/2024
УИД:73RS0003-01-2024-002341-47
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
город Ульяновск 08 августа 2024 года
Судья Железнодорожного районного суда города Ульяновска Резовский Р.С., при секретаре Андросовой А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.56 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Долгой ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной по адресу: <адрес>, ИНН: №, ОГРНИП: №,
У С Т А Н О В И Л:
21 мая 2024 года прокурором Железнодорожного района города Ульяновска вынесено постановление о возбуждении в отношении индивидуального предпринимателя Долгой Е.С. дела об административном правонарушении.
Согласно указанному постановлению в результате проведенной прокуратурой Железнодорожного района города Ульяновска проверке в отношении индивидуального предпринимателя Долгой Е.С. установлено, что ИП Долгая Е.С. осуществляет деятельность под наименованием «<данные изъяты>» по адресам: <адрес>, по заключению с гражданами договоров купли-продажи товара бывшего в употреблении, покупателем в данном комиссионном магазине выступает ИП Долгая Е.С., но фактически осуществляет завуалированную деятельность ломбарда, то есть выдачу займов гражданам под залог имущества, поскольку фактически передает денежные средства гражданам непосредственно при заключении договора купли-продажи.
Таким образом, ИП Долгой Е.С. вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.56 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно осуществление предусмотренной законодательством о потребительском кредите (займе) деятельности по предоставлению потребительских кредитов (займов) индивидуальным предпринимателем, не имеющим права на ее осуществление.
Старший помощник прокурора Железнодорожного района города Ульяновска Чванова Д.А. в судебном заседании полагала, что состав административного правонарушения имеется, в связи с чем, просила суд привлечь ИП Долгую Е.С. к административной ответственности.
ИП Долгая Е.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения была своевременно и надлежащим образом извещена, ходатайств об отложении дела не заявляло.
Опрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО, подтвердил ранее данные им письменные объяснения, и показал, что он обращалась в ломбард «<данные изъяты>» по <адрес>, для получения займа под залог имущества, телефона марки <данные изъяты>. Сумма займа составила 3 500 рублей 00 копеек. Намерения продавать имущество у нее не было, хотела получить заем под залог имущества. Менеджер ломбарда ему пояснил, что телефон они могут выкупить за 3 500 рублей 00 копеек, при этом комиссия ломбарда составит 450 рублей 00 копеек за 30 дней, 100 рублей в неделю. Кроме того, менеджер сообщил, что его телефон не будет выставляться на продажу в течение 30 дней.
Выслушав старшего помощника прокурора и свидетеля, исследовав в совокупности все материалы дела, судья приходит к выводу, о виновности ИП Долгой Е.С. в инкриминируемом ей правонарушении.
Свидетель Ч. подтвердила данные ею объяснения (л.д. 2) и показала, что она обращалась в ломбард "<данные изъяты>" по <адрес> для получения займа под залог имущества, золотой цепочки 585 пробы. Сумма займа составила 1500 рублей. Намерения продавать имущество у нее не было, хотела получить заем под залог имущества. Приемщик провел оценку имущества и выдал ей займ под залог на срок до 30 суток. При возврате заложенного имущества она оплатила 100 рублей в качестве процентов, о чем при заключении договора ей разъяснили и указали в памятке.
В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно статье 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии с частью 1 статьи 14.56 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществление предусмотренной законодательством о потребительском кредите (займе) деятельности по предоставлению потребительских кредитов (займов), в том числе обязательства заемщика по которым обеспечены ипотекой, юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, не имеющими права на ее осуществление, - влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до пятнадцати суток.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 21 декабря 2013 года N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов представляет собой деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме.
Статья 4 Федерального закона от 21 декабря 2013 года N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» устанавливает, что профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.
В частности, такая деятельность регламентируется Федеральными законами от 02 июля 2010 года N 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», от 18 июля 2009 года N 190-ФЗ «О кредитной кооперации», от 08 декабря 1995 года N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», от 19 июля 2007 года N 196-ФЗ «О ломбардах».
Согласно статье 358 Гражданского кодекса Российской Федерации, принятие от граждан в залог движимых вещей, предназначенных для личного потребления, в обеспечение краткосрочных займов может осуществляться в качестве предпринимательской деятельности специализированными организациями - ломбардами. Ломбард не вправе пользоваться и распоряжаться заложенными вещами. В случае невозвращения в установленный срок суммы займа, обеспеченного залогом вещей в ломбарде, ломбард по истечении льготного месячного срока вправе продать это имущество в порядке, установленном законом о ломбардах. После этого требования ломбарда к залогодателю (должнику) погашаются, даже если сумма, вырученная при реализации заложенного имущества, недостаточна для их полного удовлетворения.
Статьей 7 Федерального закона от 19 июля 2007 года N 196-ФЗ «О ломбардах» установлено, что по условиям договора займа ломбард (заимодавец) передает на возвратной и возмездной основе на срок не более одного года заем гражданину (физическому лицу) - заемщику, а заемщик, одновременно являющийся залогодателем, передает ломбарду имущество, являющееся предметом залога. Договор займа совершается в письменной форме и считается заключенным с момента передачи заемщику суммы займа и передачи ломбарду закладываемой вещи. Существенными условиями договора займа являются наименование заложенной вещи, сумма ее оценки, произведенной в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона, сумма предоставленного займа, процентная ставка по займу и срок предоставления займа.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 9 Федерального закона от 19 июля 2007 года N 196-ФЗ «О ломбардах», по условиям договора хранения гражданин (физическое лицо) - поклажедатель сдает ломбарду на хранение принадлежащую ему вещь, а ломбард обязуется осуществить на возмездной основе хранение принятой вещи. Существенными условиями договора хранения являются наименование сданной на хранение вещи, сумма ее оценки, произведенной в соответствии со ст. 5 указанного Федерального закона, срок ее хранения, размер вознаграждения за хранение и порядок его уплаты.
Частью 1 статье 2.6 Федерального закона от 19 июля 2007 года N 196-ФЗ «О ломбардах» установлено, что юридическое лицо приобретает статус ломбарда со дня внесения сведений о нем в государственный реестр ломбардов и утрачивает статус ломбарда со дня исключения сведений о нем из указанного реестра.
Общий контроль над субъектами профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов осуществляет Центральный банк Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Железнодорожного района города Ульяновска проведена проверка индивидуального предпринимателя Долгой Е.С., на предмет исполнения требований законодательства о потребительском займе, легализации доходов, полученных преступным путем.
Установлено, что у индивидуального предпринимателя Долгой Е.С. основным видом экономической деятельности является: «47.77.2» - торговля розничная ювелирными изделиями в специализированных магазинах. Индивидуальный предприниматель Долгая Е.С. не имеет разрешения на осуществление профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов. Кроме того, ИП Долгая Е.С. не состоит в государственном реестре ломбардов Центрального Банка Российской Федерации.
В ходе проверки установлено, что ИП Долгая Е.С. осуществляя деятельность под наименованием «Ломбард Корона» по адресам: <адрес>, по заключению с гражданами договоров купли-продажи товара бывшего в употреблении, покупателем выступает ИП Долгая Е.С., однако фактически осуществляет завуалированную деятельность ломбарда, то есть выдачу займов гражданам под залог имущества, поскольку фактически передает денежные средства гражданам непосредственно при заключении договора купли-продажи.
В судебном заседании установлено, что при обращении граждан в магазин оформляется договор купли-продажи, который помимо стандартных положений для договора купли-продажи имеет «Памятку», в которой содержит суммы выкупа товара после сдачи его в магазин, при этом цена увеличивается в зависимости от продолжительности нахождения товара в магазине.
В частности по договору купли-продажи № от 25 марта 2024 года, заключенному с ФИО, в собственность покупателя передана кольцо золотое за 1 447 рублей 00 копеек. Согласно памятке, по 23 апреля 2024 года розничная цена составит 1 620 рублей 64 копейки, по 28 апреля 2024 года – 2 025 рублей 80 копеек, с 29 апреля 2024 года – розничная цена товара свободная при наличии товара в магазине.
Аналогичные памятки содержать и в иных договорах.
Содержание договора купли-продажи свидетельствует о том, что он фактически является договором, заключаемым в порядке, предусмотренном статьей 358 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также статьёй 7 Федерального закона от 19 июля 2007 года N 196-ФЗ «О ломбардах».
Из письменных объяснений ФИО от 22 апреля 2024 года следует, что он работает у ИП Долгой Е.С. в комиссионном магазине «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>. При сдаче клиентам товара, он им разъясняет, что в течение 30 дней товар может быть выкуплен. Товар в среднем 30 дней не выставляется на продажу.
Таким образом, из фактически выполняемых действий ИП Долгой Е.С. по заключению с гражданами сделок с товарами бывшими в употреблении, следует, что им осуществляется завуалированная деятельность ломбарда, то есть выдача займов гражданам под залог имущества, поскольку фактически передает денежные средства гражданам непосредственно при заключении договора купли-продажи.
Поскольку профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов может осуществляться только определенным кругом юридических лиц, к которым ИП Долгая Е.С. не относится, в её действиях содержится состав административного правонарушения, предусмотренного часть 1 статьи 14.56 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно осуществление предусмотренной законодательством о потребительском кредите (займе) деятельности по предоставлению потребительских кредитов (займов) индивидуальным предпринимателем, не имеющим права на ее осуществление.
Установленные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: решением о проведении проверки № от 22 апреля 2024 года; письмом <данные изъяты> № от 18 апреля 2024 года с приложением; письменными объяснениями ФИО от 16 мая 2024 года и ФИО от 22 апреля 2024 года; рапортом старшего помощника прокурора Железнодорожного района города Ульяновска; фотоматериалами; постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 21 мая 2024 года;
Действия индивидуального предпринимателя Долгой Е.С. суд квалифицирует по части 1 статьи 14.56 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как осуществление предусмотренной законодательством о потребительском кредите (займе) деятельности по предоставлению потребительских кредитов (займов) индивидуальным предпринимателем, не имеющим права на ее осуществление.
В отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, санкция части 1 статьи 14.56 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает назначение административного наказания в виде административного штрафа от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до пятнадцати суток.
При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, смягчающих, отягчающих либо исключающих производство по делу, судом не установлено.
Оснований для освобождения ИП Долгой Е.С. от административной ответственности на основании положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях у суда не имеется, поскольку объектом посягательства совершенного ИП Долгой Е.С. правонарушения являются установленные действующим законодательством порядок осуществления предпринимательской деятельности при предоставлении потребительских кредитов гражданам, а также требования и ограничения обязательные к исполнению юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими профессиональную деятельность в области потребительского кредитования.
Нарушение ИП Долгой Е.С. установленного законодательством порядка осуществления профессиональной деятельности по кредитованию граждан посягает на защищаемые государством экономические интересы граждан, общества, государства, в связи с чем, оснований для признания его малозначительным не имеется.
С учетом вышеуказанных обстоятельств судья приходит к выводу о возможности назначения наказания, не связанного с приостановлением деятельности индивидуального предпринимателя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Признать индивидуального предпринимателя Долгую ФИО виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.56 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей.
Разъяснить лицу, привлекаемому к административной ответственность, что в соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 или 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам: <данные изъяты>, л/с: №); ИНН: №; КПП: №; ОКТМО: №; счет получателя: №; корр. счет: №; банк получателя: <данные изъяты>//<данные изъяты>; БИК: №, УИН: №;
Разъяснить лицу, привлекаемому к административной ответственность, что в соответствии со статьёй 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в установленный законом срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд города Ульяновска в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Резовский Р.С.