11RS0002-01-2022-001396-88
Дело №2-1303/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Воркутинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Боричевой У.Н.
при секретаре Акимовой П.А.
с участием представителя истца по доверенности Чергинской А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Воркуте
16 июня 2022 года дело по иску Чергинской Л.В. к администрации муниципального образования городского округа «Воркута» о восстановлении в списках граждан, претендующих на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера,
установил:
Чергинская Л.В. обратилась с иском, в обоснование которого указала, что с 29.12.1999 состояла в очереди на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами г.Воркуты по категории «пенсионеры». Письмом от 04.08.2021 №15-331 администрация МО ГО «Воркута» уведомила Чергинскую Л.В. об исключении из очереди на получение государственного жилищного сертификата. Основанием к снятию с соответствующего учёта указано отсутствие у истца необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на дату постановки на учет – 29.12.1999. Однако истец не согласна с этим решением, поскольку при подаче Чергинской Л.В. заявления должностные лица администрации МО ГО «Воркута», несмотря на отсутствие у неё требуемой продолжительности стажа, в постановке на учёт истцу не отказали, чем лишили её права подать соответствующее заявление позже. 18.12.2009 истцу назначена пенсия, в связи с чем она просит признать незаконным решение о снятии её с учета и обязать администрацию МО ГО «Воркута» восстановить её в списках очередности на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами г.Воркуты по категории «пенсионеры» с даты назначения пенсии, а именно с 18.12.2009.
Стороны и третье лицо, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебном заседании участия не принимали Ответчик просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
С учетом требований ст.167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Чергинская А.И. заявленные требования поддержала, приведя в обоснование доводы изложенные в иске.
Ответчик администрация МО ГО «Воркута» в отзыве на иск указал, что Чергинская Л.В. являлась очередником АО «Воркутауголь». Согласно акту от 26.09.2003 сведения об истце переданы в администрацию МО ГО «Воркута» для включения в общереспубликанский список граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, с датой постановки на учёт 29.12.1999 по категории «пенсионеры». 20.07.2021 истец обратилась в администрацию МО ГО «Воркута» с заявлением о включении её в состав участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». При проверке документов выяснилось, что у Чергинской Л.В. стаж работы в районах Крайнего Севера на 29.12.1999 составлял 12 лет 10 месяцев, в связи с чем истцу было отказано в признании её участником ведомственной программы с датой постановки на учет 29.12.1999 по категории «пенсионеры», а также принято решение о снятии её с учета с указанной даты. По доводу о ненадлежащей проверке работниками администрации МО ГО «Воркута» представленных Чергинской Л.В. документов, в отзыве указано, что истец являлась очередником АО «Воркутауголь». Сведения об очередниках указанного акционерного общества передавались в электронном виде без предоставления учетных дел. Следовательно, проверить правомерность постановки граждан на учет не представлялось возможным. Также надуманным является и довод Чергинской Л.В. о ежегодном подтверждении права и наличии желания быть участником основного мероприятия, так как истец не подавала такие заявления и не могла их подавать, поскольку участником, как ведомственной целевой программы, так и основного мероприятия истец не признавалась. Относительно довода истца о признании за ней права на постановку в очередь с 18.12.2009, то есть с даты назначения ей пенсии, ответчик указал, что постановка граждан на учёт носит заявительный характер. Заявление Чергинской Л.В. о постановке её на учет на получение социальных выплат, датированное 18.12.2009, в администрации МО ГО «Воркута» отсутствует. То есть истец не может быть поставлена на такой учет с этой даты. Чергинская Л.В. обратилась с соответствующим заявлением к ответчику 13.10.2021 и с названной даты состоит на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера, по категории «пенсионеры». На основании указанного ответчик просил отказать истцу в удовлетворении иска.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 1 Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» определены категории граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений.
В соответствии со ст.4 названного Закона право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.
Согласно ст.5 указанного Федерального закона для целей настоящего Федерального закона членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина.
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 №153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», в соответствии с подп. «а» п.17 которых применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети, родители, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с данным гражданином, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
В судебном заседании представитель истца затруднилась ответить на поставленный судом вопрос, сама ли истец, либо её отец – А. были впервые поставлены на учет граждан, претендующих на получение жилищной субсидии.
Вместе с тем, данный вопрос возник у суда, поскольку из представленных в материалы дела документов, усматривается, что первоначально Чергинская Л.В. сообщила администрации МО ГО «Воркута» о том, что на такой учет была поставлена она сама. Затем указала, что на этот учет был поставлен её отец, являвшийся работником ОАО «Воркутауголь». То есть её право на получение жилищной субсидии является производным от права А.
Действительно, из материалов дела следует, что А. являлся отцом истца (свидетельство о рождении серии II-ЕА ... выдано 19.10.2021 повторно).
В связи со вступлением в силу Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов крайнего Севера и приравненных к ним местностей» от 25.10.2002 125-ФЗ актом от 26.09.2003 ОАО «Воркутауголь» передало очередность ОАО «Воркутауголь» в количестве 13680 семей в администрацию города для слияния в единую очередь по г.Воркуте с последующей передачей очередников в общую республиканскую очередь в электронном виде без учетных дел.
В акте от 26.09.2003 отражено, что по сведениям ОАО «Воркутауголь» очередность велась согласно спискам, представленным структурными подразделениями без предоставления учетных дел, в связи с чем Общество просило считать датами постановки на учет даты, указанные на электронном носителе, переданные в администрацию города.
Из представленных документов следует, что истец Чергинская Л.В. являлась очередником ОАО «Воркутауголь» с датой постановки на учет 29.12.1999 по категории «пенсионеры». Однако сама Чергинская Л.В. на эту дау пенсионером не являлась.
Разрешая вопрос о праве истца состоять на учёте по категории «пенсионеры» в связи с постановкой на такой учет её отца – работника ОАО «Воркутауголь», суд исходит из следующего.
В соответствии со свидетельством о смерти серии I-ЕА ..., выданным 19.10.2021 повторно, А. умер <дата> в г.Воркуте.
На дату смерти А. был зарегистрирован по адресу: <адрес>. При этом сама истец на эту дату была зарегистрирована по адресу: <адрес>.
Доказательств совместного проживания истца с отцом на дату его смерти (19.11.1999) материалы дела не содержат.
Поскольку в силу Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 №153 для признания граждан членами одной семьи одного лишь факта кровного родства не достаточно, у суда не имеется оснований для вывода о том, что эти лица являлись членами одной семьи.
Следовательно, правомерность передачи ОАО «Воркутауголь» сведений об истце как о члене семьи умершего для включения её в общую республиканскую очередь вызывает у суда сомнения.
Более того, вызывает у суда сомнение и сам факт постановки на учёт А., поскольку, как уже отмечалось, согласно материалам дела умер он 29.11.1999, а на учёт поставлен 29.12.1999, то есть спустя месяц после даты смерти.
На запрос суда АО «Воркутауголь» представило сведения о том, что в акционерном обществе имеются только вышеуказанные сведения, а именно сведения о дате постановки на учет 29.12.1999. Сведения о том, кто подал это заявление в АО «Воркутауголь» отсутствуют.
На 29.12.1999 условия предоставления, а также порядок получения и размер жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, регулировались Федеральным законом от 25.07.1998 №131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Статья 1 указанного Федерального закона устанавливала, что правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации.
При исчислении общей продолжительности стажа работы и времени проживания пенсионеров или граждан, зарегистрированных более одного календарного года в качестве безработных, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях стаж работы в этих районах и местностях суммируется соответственно с половиной времени их нахождения на пенсии или проживания в качестве зарегистрированных безработных в этих районах и местностях. Для инвалидов с детства, родившихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, исчисление времени проживания в указанных районах и местностях для определения размера предоставляемых им жилищных субсидий ведется со дня рождения (ч.2 ст. 6 ФЗ от 25.07.1998 №131-ФЗ).
Таким образом, в соответствии со ст. 6 указанного Федерального закона от 25.07.1998 №131-ФЗ за северный стаж работы только для инвалидов с детства при постановке на учет учитывалось время проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Для граждан, встающих на учет по категориям «пенсионеры» и «безработные» при исчислении общей продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера стаж работы суммировался с половиной времени их нахождения на пенсии или проживания в качестве зарегистрированных безработных в этих районах и местностях. Иные граждане для постановки на учет должны были иметь северный стаж работы не менее 15 лет.
Истец на 29.12.1999 работала в ОАО «Воркутауголь» и не относилась ни к одной из иных перечисленных выше категорий граждан, следовательно, одним из условий её постановки на учет являлось наличие у неё стажа работы в районах Крайнего Севера не менее 15 лет.
Согласно ст. ст.11, 12 в связи со вступлением в силу с 01.01.2003 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с указанной даты (01.01.2003) Федеральный закон от 25.07.1998 №131-ФЗ признан утратившим силу.
Положениями ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Соответственно, как законом действовавшим на предполагаемую дату постановки истца на учет, так и действующим законом предусмотрено наличие у гражданина, претендующего на получение социальной выплаты, стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет.
Таким образом, самостоятельного права состоять на учете ни в очереди по категории «работающие», ни в очереди по категории «пенсионеры» на 29.12.1999 Чергинская Л.В. не приобрела, в связи с отсутствием требуемого северного стажа и права на получение пенсии, а сведения о постановке на такой учет её отца поставлены судом под сомнение с учетом даты его смерти. В то же время, решение суда не может быть основано на предположениях.
Из материалов учётного дела следует, что с заявлением о постановке её на учет Чергинская Л.В. обратилась в администрацию МО ГО «Воркута» 13.10.2021. С указанной даты она состоит на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера по категории «пенсионеры», о чем свидетельствует решение общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО «Воркута» от 15.10.2021, утвержденное постановлением администрации МО ГО «Воркута» от 20.10.2021 №1101.
В настоящее время истец просит признать за ней право на постановку её на такой учет с 18.12.2009, то есть с даты фактического признания её пенсионером.
Частью 2 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ установлено, что очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий.
Из приведенных положений закона следует, что постановка на учёт носит заявительный характер.
В материалах дела отсутствуют сведения об обращениях Чергинской Л.В. с заявлениями о постановке её на учёт вплоть до 13.10.2021. В связи с чем оснований для признания за истцом права на постановку её в очередь на переселение за пределы районов Крайнего Севера с более ранней даты, в том числе с даты признания её пенсионером (18.12.2009) у суда не имеется.
Вопреки доводам истца и её представителя, материалы учетного дела Чергинской Л.В. свидетельствуют о том, что впервые она обратилась к ответчику 20.07.2021. В указанную дату истцом было подано заявление о включении её в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами г.Воркуты по категории «пенсионеры» с составом семьи 1 человек и в состав участников ведомственной целевой программы с датой постановки на учет 29.12.1999.
Решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО «Воркута» от 02.08.2021, утвержденным постановлением администрации МО ГО «Воркута» от 03.08.2021 №867, истцу было отказано в удовлетворении её заявления по причине отсутствия на 29.12.1999 необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера, а также по причине отсутствия права состоять на таком учете по категории «пенсионеры».
В указанную выше дату – 20.07.2021 – истец не просила поставить её на учет, а обращалась с заявлением о выделении ей субсидии как лицу, состоящему на учёте с 29.12.1999.
До 20.07.2021 никаких обращений истца в администрацию МО ГО «Воркута» не поступало.
Таким образом, суд находит несостоятельным довод Чергинской Л.В. о том, что её право на своевременную постановку на учет было нарушено в результате действий должностных лиц администрации МО ГО «Воркута», которая на протяжении длительного периода времени подтверждала её право состоять на учете и получить жилищную субсидию.
При таких обстоятельствах, поскольку в судебном заседании не нашли подтверждения доводы истца, ни о наличии у неё права состоять на учете с 29.12.1999 (как по категории «пенсионеры, так и по категории «работающие»), ни о наличии неправомерных действий администрации МО ГО «Воркута», приведших к введению истца в заблуждение относительно её права состоять на учете с указанной даты, у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных Чергинской Л.В. требований о признании незаконным решения общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО «Воркута» от 02.08.2021, утвержденного постановлением администрации МО ГО «Воркута» от 03.08.2021 №867, а также о возложении на ответчика обязанности восстановить истца в списках граждан, претендующих на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера, с датой постановки на учет 18.12.2009 по категории «пенсионеры».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Отказать в удовлетворении требования Чергинской Л.В. к администрации муниципального образования городского округа «Воркута» о признании незаконным решения общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО «Воркута» от 02.08.2021, утвержденного постановлением администрации МО ГО «Воркута» от 03.08.2021 №867.
Отказать в удовлетворении требования Чергинской Л.В. к администрации муниципального образования городского округа «Воркута» о восстановлении в списках граждан, претендующих на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера, с датой постановки на учет 18.12.2009 по категории «пенсионеры».
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения, то есть с 17.06.2022.
Судья У.Н. Боричева