Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-92/2023 от 04.10.2023

Производство № 12 – 92/2023

Решение

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

27 ноября 2023 года                                                         р. п. Мокшан

Судья Мокшанского районного суда Пензенской области Устименкова О.В., с участием посредством ВСК с Ворошиловским районным судом г. Ростова-на-Дону защитника Черникова А.Ю. Долгополова Р.И., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении № 58RS0022-01-2023-001058-47 по жалобе Черникова Александра Юрьевича на постановление № 39 и.о. начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенская области от 30.08.2023 по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ в отношении Черникова Александра Юрьевича,

установил:

постановлением и. о. начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенская области от 30.08.2023 Черников А.Ю. привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ и подвергнут административному штрафу в размере 25000 рублей.

Защитник Черникова А.Ю. Черникова А.А. обжаловала указанное постановление. В обосновании жалобы указала, что постановление вынесено в отсутствие Черникова А.А. 30.08.2023, получено посредствам почтовой связи (случайно по бывшему адресу регистрации 13.09.2023 г.). Порядок привлечения к административной ответственности по делу, возбужденном в отношении Черникова А.Ю., не соответствует закону. 28 июня 2023 года государственным инспектором государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области составлен протокол осмотра № 86 в отсутствии собственника земельного участка, материалы административного производства не содержат сведений о надлежащем уведомлении собственника о дате и времени осмотра, что лишило его права удостовериться в законности и правильности проведения осмотра. 08 августа 2023 года государственным инспектором отдела государственного земельного надзора по Пензенской области Самохиным Р.А. на основании не законного протокола осмотра №86 от 28 июня 2023 г. был составлен протокол № 04-5 об административном правонарушении, в данном протоколе указано, что Черников А.Ю. не явился, уведомлен заказной почтовой корреспонденцией с треком номера . Однако, представителем Черникова А.Ю. было подано заявление об отложении ввиду того, что Черников А.Ю. находится за пределами РФ, а его представитель Черникова А.А. находилась в командировке в г. Москве, также в обоснование данного заявления были приложены подтверждающие документы и заявление об отложении направлено на адрес электронной почты. Также, в заявлении было указанно на то, что Черников А.Ю. желает присутствовать при составлении протокола со своим адвокатом, а также давать необходимые пояснения. Не обладая юридическими познаниями, Черников А.Ю. в соответствии со ст. 25.5 КоАП РФ обратился за квалифицированной помощью к адвокату, заявлением от 07.08.2023 г. адвокатом был направлен ордер и документы в подтверждение невозможности явки. Но при этом, в нарушении ст. 25.15 КоАП РФ, инспектор нарушил право Черникова А.Ю. на участие в составлении протокола и представления своих доказательств и обоснований, также как и участию своего адвоката способного защитить его законные права и интересы. При составлении протокола об административном правонарушении должностные лица обязаны обеспечить соблюдение прав лица, в отношении которого составляется протокол, в частности, заблаговременно известить это лицо о времени и месте составления протокола. В связи с нарушениями прав Черникова А.Ю. он был лишен возможности представлять свои доказательства, заявлять свои ходатайство о привлечении специалистов для взятии проб почвы, для привлечении кадастровых инженеров с целью точного определения границ обследуемых земельных участков, так как в данном материале административного правонарушения нет четкого понимания как и с помощью каких технических средств инспектор определил, что это именно тот земельный участок, который находится в пользовании Черникова А.Ю. Кроме того, Черников А.Ю. с 14.03.2023 г. прописан и проживает по другому адресу: <адрес>, однако, корреспонденция от Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области поступает по старому адресу, что лишает права Черникова А.Ю. своевременно получать корреспонденцию и предоставлять соответствующие документы. Просит признать незаконным и отменить постановление № 39 Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия и Пензенской области о признании Черникова А.Ю. виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ; производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Черников А.Ю. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом.

Защитник Черникова А.Ю. Долгополов Р.И. жалобу поддержала по доводам в ней изложенным. Дополнительно пояснил, что уведомление о рассмотрении дела 30.08.2023 он получил от прежнего собственника жилого помещения, которому он его продал, 13.09.2023, то есть после рассмотрения дела.

Представитель Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области в суд не явился, в заявлении от 13.11.2023 просил дело рассмотреть без его участия. В возражениях на жлобу просил постановление № 39 от 30.08.2023 г. по делу об административном правонарушении по ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ, вынесенное и.о. начальником отдела государственного земельного надзора по Пензенской области Г.Р. Рафиковой, оставить в силе, в удовлетворении жалобы Черникова А.Ю. отказать. В обосновании возражений указал, что 28.06.2023 в отношении Черникова А.Ю. проведено контрольное (надзорное) мероприятие – инспекционный визит без предварительного уведомления контролируемого лица и собственника производственного объекта. Согласно пункту 9 решения о проведении инспекционного визита № 86 от 14.06.2023 г. в отношении Черникова А.Ю. предусмотрены контрольные (надзорные) действия: осмотр; получение письменных объяснений; истребование документов. В силу части 2 статьи 76 Федерального закона от 31.07.2020 № 248 - ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» осмотр осуществляется инспектором в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи. В рассматриваемом случае осмотр в рамках проводимого инспекционного визита осуществлен с применением видеозаписи, что отражено в протоколе осмотра от 28.06.2023 г. Проведение осмотра с применением видеозаписи в отсутствие контролируемого лица соответствует требованиям части 2 статьи 76 Федерального закона от 31.07.2020 № 248 - ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». В связи с чем, довод Черникова А.Ю. о проведении осмотра земельного участка без его участия подлежит отклонению. В силу статьи 12 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 г. № 218 - ФЗ данные, содержащиеся в публичной кадастровой карте, воспроизводятся из Единого государственного реестра недвижимости; публичные кадастровые карты ведутся в электронной форме, размещаются на официальном сайте для просмотра без подачи запросов и взимания платы и предназначены для использования неограниченным кругом лиц. Как указано в части 6 статьи 65 Федерального закона от 31.07.2020 № 248 - ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в случаях, установленных положением о виде контроля, для фиксации инспектором и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио - и видеозапись, иные способы фиксации доказательств. Порядок фотосъемки, аудио - и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств устанавливается положением о виде контроля. Положением о федеральном государственном земельном контроле (надзоре), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. № 1081 для фиксации инспекторами и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, доказательств соблюдения (нарушения) обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации, проводимые должностными лицами, уполномоченными на проведение контрольного (надзорного) мероприятия. Решение о необходимости использования фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушений обязательных требований при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий принимается должностным лицом органа государственного надзора (его территориального органа) самостоятельно. В связи с чем, должностным лицом Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области в ходе проведения инспекционного визита земельного участка с кадастровым номером проведена фотосъемка с помощью фотоаппаратом Panasonic DMC -FS14, навигатором Garmin etrex 20, смартфон Samsung А10. Указанный земельный участок отмежеван на местности, тем самым имеет установленные границы и площадь. Поэтому факт несоблюдения обязательных требований земельного законодательства РФ в границах спорного земельного участка определялся публичной кадастровой картой, которая в режиме онлайн указывает местонахождение на местности. Должностным лицом установлены географические координаты местоположения (широта/долгота), с данных точек произведена фотосъемка, что исключает возможность фиксации на фототаблице иного участка. Черников А.Ю. привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ. При этом Управление отмечает, что состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ формальный, не предусматривает наступления в результате его совершения какого - либо общественно опасного, вредного последствия, в связи с чем, отбор проб почвенных образцов, проводить их исследование на предмет установления причинения вреда либо иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, не требуется. Дополнительно Управление считает необходимым сообщить, что все юридических значимые документы были направлены и получены Черниковым А.Ю. по адресу: <адрес>. 07.08.2023 г. на адрес электронной почты отдела государственного земельного надзора по Пензенской области от Черникова А.Ю. поступило заявление об отложении даты и времени составления протокола об административном правонарушении. По заявлению об отложении составления протокола государственным инспектором Самохиным Р.А. принято решение об отказе в удовлетворении ходатайства в связи с отсутствием оснований для отложения даты, времени составления протокола, в связи с наличием сведений о надлежащем уведомлении лица, привлекаемого к ответственности (почтовый идентификатор <данные изъяты>).

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Как следует из протокола об административном правонарушении № 04-5 от 08 августа 2023 года, 28.06.2023 года в 10 ч. 40 мин в ходе инспекционного визита на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, местоположение установлено <адрес>, выявлено административное правонарушение. Координаты участка <данные изъяты>. В ходе осмотра установлено, что участок зарастает древесно-кустарниковой растительностью (береза и др.) высотой от 0,5 до 8 м., сорной травянистой растительностью (пырей ползучий, пижма обыкновенная, полынь обыкновенная и др.). На участке имеются остатки сорной травянистой растительности прошлых лет. Признаков использования земельного участка для целей сельскохозяйственного производства не установлено.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 08.08.2023 государственным инспектором отдела государственного земельного надзора по Пензенской области Самохиным Р.А. в отношении Черникова А.Ю. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.

В силу ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

На основании ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в Определении от 16 июля 2013 года № 1217-О, часть 1 статьи 25.1 КоАП РФ, закрепляющая в качестве одного из процессуальных прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, право знакомиться со всеми материалами дела, направлена на конкретизацию гарантированного каждому статьей 24 (часть 2) Конституции Российской Федерации права знакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.

Частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ установлено, что о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ).

Согласно ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Согласно статьи 24.4 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело. Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения.

07.08.2023 в адрес Управления поступило ходатайство от защитника Черникова А.Ю. Черниковой А.А. об отложении составления протокола в связи с заключением Черниковым А.Ю. соглашения об оказании юридических услуг с адвокатом и занятостью адвоката в судебном заседании и нахождением Черникова А.Ю. за пределами РФ, просил перенести составление протокола об административном правонарушении на другую дату.

В материалах административного дела отсутствует определение о разрешении заявленного ходатайства, протокол составлен в отсутствие Черникова А.Ю.

При этом, в ходатайстве Черников А.Ю. указал свой новый адрес регистрации: <адрес> (л.д.101).

Согласно представленной копии паспорта Черников А.Ю. с 14 марта 2023 года зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> (л.д. 6).

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении (ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ).

Протокол об административном правонарушении и уведомление о рассмотрении дела об административном правонарушении направлены по прежнему адресу регистрации: <адрес>.

Как следует из жалобы и пояснений защитника уведомление о рассмотрении дела Черников А.Ю. получил после его рассмотрения от нового собственника, которому он продал свое жилое помещение, поэтому не мог присутствовать на рассмотрении дела об административном правонарушении.

Довод о том, что иное лицо получало уведомления и передавало их Черникову А.Ю., подтверждается имеющимися в деле уведомлениями, которые были вручены Азаровой А.В., а не лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (л.д. 61, 76).

Частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ установлено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Таким образом, административный орган, рассматривающий дело об административном правонарушении, с целью реализации предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обязан известить лицо, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2011 года № 431-О-О, от 16 июля 2013 года № 1174-О).

Частью 1 статьи 25.15 КоАП РФ предусмотрено, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Следовательно, рассмотрение дела об административном правонарушении должно осуществляться с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при этом административный орган обязан предоставить привлекаемому к административной ответственности лицу возможность реализовать гарантии защиты своих прав и законных интересов.

Указанные выше нормы права призваны обеспечить соблюдение процессуальных гарантий лица, привлекаемого к административной ответственности, так как без предоставления их данному лицу дело об административном правонарушении не может быть признано всесторонне, полно и объективно рассмотренным (статьи 24.1, 26.1 КоАП РФ).

В данном случае порядок рассмотрения дела об административном правонарушении был нарушен, ходатайство об отложении составления протокола не разрешено в порядке ст. 24.4 КоАП РФ, дело рассмотрено без участия Черникова А.Ю., при отсутствии сведений о том, что он извещен о месте и времени его рассмотрения заблаговременно и надлежащим образом, то есть должностным лицом административного органа не были созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренных ч. 2 ст. 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в результате чего право на защиту было нарушено.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Рассмотрение административного дела в отсутствие лица, в отношении которого составлен протокол, без надлежащего его извещения о дате, времени и месте рассмотрения дела, является существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ. При таких обстоятельствах, постановление нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем, оно подлежит отмене. С учетом того, что на момент рассмотрения жалобы срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ не истек, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

решил:

░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 30.08.2023 № 39 ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2 ░░░░░░ 8.7 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.

12-92/2023

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с возвращением на новое рассмотрение
Ответчики
Черников Александр Юрьевич
Другие
Черникова Анастасия Артуровна
Суд
Мокшанский районный суд Пензенской области
Судья
Устименкова Оксана Викторовна
Дело на сайте суда
mokshansky--pnz.sudrf.ru
04.10.2023Материалы переданы в производство судье
06.10.2023Истребованы материалы
17.10.2023Поступили истребованные материалы
13.11.2023Судебное заседание
27.11.2023Судебное заседание
28.11.2023Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
05.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.12.2023Направленная копия решения (определения) ВЕРНУЛАСЬ с отметкой о НЕВОЗМОЖНОСТИ ВРУЧЕНИЯ (п. 29.1 Пост. Пленума ВС от 19.12.2013 № 40)
30.12.2023Вступило в законную силу
09.01.2024Дело оформлено

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее