Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
7 июля 2021 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.А.,
при секретаре Гуриной К.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-794/2021 по административному исковому заявлению Щербака В.Н., Челышева В.М., Челышевой Т.Б., Пышковой Т.Ю., ПетриноЙ Л.Г., Мхитарян С.А., Инюшевой Луизы Симоновны признании недействующими нормативных правовых актов в части,
с участием прокурора Мирошниченко Е.Б.
представителя административных истцов по доверенности Семеновой О.В.,
представителя Думы городского округа Самара Плотникова А.Ю.,
Департамента градостроительства г.о. Самары Беришвили В.Р.,
У с т а н о в и л :
Щербак В.Н., Челышев В.М., Челышева Т.Б., Пышкова Т.Ю., Петрина Л.Г., Мхитарян С.А., Инюшева Л.С. обратились в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом последнего уточнения просили признать недействующими с момента вступления решения суда Генеральный план городского округа Самары, утверждённый решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года № 539 в части установления на схеме № 1 «Карта функциональных зон городского округа Самара» функциональной зоны «планируемые парки, скверы, бульвары и набережные» на территории земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, а также решение Думы городского округа Самары от 29 декабря 2020 года № 45 « О внесении изменений в Постановление Самарской Городской Думы от 26.04.2001 г. № 61 «Об утверждении Правил застройки и землепользования в городе Самаре», в части изменения вида разрешенного использования на зону Р-2 земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №.
Требования мотивированы тем, что административные истцы являются собственниками вышеуказанных земельных участков. При утверждении Генерального плана г.о. Самара решением Думы от 20 марта 2008 года спорные земельные участки находятся в функциональной зоне «планируемые парки, скверы, бульвары и набережные». Решение Думы г.о. Самары № 45 от 29 декабря 2020 года принято для приведения в соответствие с Генеральным планом Правил застройки и землепользования. Однако, земельные участки располагаются на территории СНТ СН «Знамя Октября» для ведения садоводства, и правила их землепользования сложились с 50-х годов прошлого века, задолго до принятия оспариваемых нормативных правовых актов. Оспариваемые нормативные правовые акты нарушают права административных истцов на регистрацию права собственности на строящиеся на земельных участках объекты недвижимости и противоречат пункту 12 статье 70 Федерального закона от 13 июля 2015 года «О государственной регистрации недвижимости», пункту 2, 12 статьи 1, части 1 статьи 9 ГрК РФ, подпункту 5 пункта 1 статьи 1, пункту 12 статьи 85, пункту 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 209 ГК РФ.
В судебном заседании представитель административных истцов Семенова О.В. поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении, уточнении к иску, сославшись на то, что при принятии оспариваемых нормативных правовых актов не было учтено сложившееся землепользование; не обеспечен учет интересов граждан в целях обеспечения благоприятных условий проживания; земельные участки административных истцов не могут быть использованы в соответствии с утвержденным нормативными правовыми актами зонированием как места общего пользования для неопределенного круга лиц; при принятии решения № 45 от 29 декабря 2020 года не были учтены мнения граждан, высказанные на публичных слушаниях.
Представитель Думы городского округа Самары Плотников А.Ю. и представитель Департамента градостроительства г.о. Самары Беришвили В.Р. просили отказать в удовлетворении заявленных требований, указав на то, что изменения в Правила застройки и землепользования города Самары внесены в связи с необходимостью приведения их в соответствие с Генеральным планом; действующее градостроительное законодательство не содержит норм, обязывающих органы власти при принятии генерального плана определять функциональные зоны в соответствии с фактическим использованием территории; федеральное законодательство ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента,
Привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица Глава городского округа Самары не направил в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Относительно заявленных требований Дума г.о. Самары и Глава городского округа Самары представили письменные возражения.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования не подлежащими удовлетворению, суд считает, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
Согласно части 1 статьи 7, пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ( далее - Закон № 131-ФЗ) утверждение генерального плана поселения и правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона N 131-ФЗ).
Как следует из статьи 1 ГрК РФ, правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, а под территориальными зонами - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В силу единства норм части 3 статьи 9 и пункта 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ генеральный план как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решения, в том числе при разработке правил землепользования и застройки. При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).
Из системного толкования положений пунктов 2, 5-8 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны.
Согласно статье 22 Устава городского округа Самары, утверждённого решением Думы городского округа Самары от 10 июля 2006 года № 294, Дума городского округа Самара является представительным органом городского округа Самара.
В рамках предоставленных полномочий Решением Думы городского округа Самары от 20 марта 2008 года № 539 утвержден Генеральный план городского округа Самары.
Указанный нормативный правовой акт был принят с соблюдением процедуры его принятия, опубликован в изданиях "Самарская Газета", N 59(3852), 03.04.2008 (карты и схемы), "Самарская Газета", N 64(3857), 10.04.2008 и по процедуре его принятия административными истцами не оспаривается.
Постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 года № 61 утверждены Правила застройки и землепользования в городе Самаре.
Решением Думы городского округа Самары от 29 декабря 2020 года № 45 внесены изменения в Постановление Постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 года № 61 «Об утверждении Правил застройки и землепользования в городе Самаре».
Указанное Решение Думы опубликовано в газете «Самарская газета» № 287 (6724) от 31 декабря 2020 года.
Принятию данного нормативного правового акта предшествовало издание Администрацией городского округа Самара постановления от 27 августа 2020 года № 690 «О подготовке проекта о внесении изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные Постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 № 61».
На основании постановления Администрации городского округа Самары от 22 сентября 2020 года № 761 по проекту решения назначены публичные слушания в срок с 3 октября 2020 года по 10 ноября 2020 года.
Постановление о проведении публичных слушаний опубликовано в издании «Самарская газета» 24 сентября 2020 года № 205 (6642).
Публичные слушания состоялись 5 ноября 2020 года, что подтверждается протоколом от 5 ноября 2020 года.
По результатам публичных слушаний составлено заключение о публичных слушаниях от 6 ноября 2020 года, согласно которому комиссии по застройке и землепользованию при главе городского округа Самара рекомендовано принимать решение по проекту внесения изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.20001 № 61, с учетом поступивших в ходе публичных слушаний мнений, предложений и замечаний.
Заключение о публичных слушаниях опубликовано в «Самарской газете» от 10 ноября 2020 года № 243 ( 6680).
Из материалов административного дела следует, что Петриной Л.Г. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № площадью 638 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для садоводства, расположенный по адресу: <адрес>, и расположенное на этом земельном участке жилое строение с кадастровым номером №.
Челышеву В.М. и Челышевой Т.Б. на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № площадью 898 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>.
Щербаку В.Н. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № площадью 607 кв. м., расположенный по адресу: <адрес> и расположенное на земельном участке здание жилого дома с кадастровым номером №.
Инюшева Л.С. является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью 600 кв. м. расположенного по адресу: <адрес>.
Пышкова Т.Ю. является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью 600 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>. Мхитарян С.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью 600 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>.
4 февраля 2021 года Управлением Росреестра по Самарской области приостановлен Челышеву В.М. государственный кадастровый учет и регистрация права на созданный на земельном участке с кадастровым номером № объект недвижимости. Одним из оснований для приостановления кадастрового учета и регистрации прав явилось нахождение земельного участка в территориальной зоне Р-2, в отношении которой не установлены предельные параметры разрешенного строительства зданий и сооружений.
В соответствии со сведениями, содержащимися в информационной системе информационного обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара, схемой № 1 Основной чертеж. Проектное решение Генерального плана городского округа Самара, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 года № 539, земельные участки с кадастровыми номерами №, №, №, № находятся на территории – «панируемые парки, скверы, бульвары, набережные».
Согласно Карты правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 года № 61 в соответствии с Решением Думы городского округа Самары от 29 декабря 2020 года № 45 территориальная зона в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, № изменена на зону Р-2 –зона парков, бульваров, набережных.
До внесения этих изменений земельные участки располагались в двух территориальных зонах: часть в зоне Р-3 ( зона природных ландшафтов) и часть в зоне Р-5 ( зона садово-дачных участков и коллективных товариществ).
В отношении земельных участков с кадастровыми номерами № и № отсутствует каталог координат поворотных точек в системе координат, что делает невозможным определить местоположение или границы этих земельных участков, их расположение в той или иной зоне.
Одним из оснований для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений ( пункт 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ).
Внесение изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре обусловлено необходимостью приведения зонирования в соответствие с Генеральным планом города Самара.
Поскольку Генеральным планом функциональное назначение зоны установлено как "планируемые парки, скверы, бульвары и набережные»", то внесение изменений в Правила землепользования и застройки, определяющие зону для вышеперечисленных земельных участков как зону парков, бульваров, набережных, не противоречат ГрК РФ.
Генеральный план является документом территориального планирования, несёт функцию определения назначения территории, исходя из планов развития территории городского поселения в целом, и не направлен на фиксацию существующего положения.
Действующее градостроительное законодательство не содержит норм, обязывающих органы власти при принятии генерального плана городского поселения определять функциональные зоны в соответствии с фактическим использованием территории. Исходя из положений статьи 34 ГрК РФ, при установлении правилами землепользования и застройки территориальных зон учитывается не только фактически существующее землепользование, но и иные факторы, указанные в данной статье.
В этой связи доводы представителя административного истца о том, что при утверждении оспариваемых нормативных правовых актов не было учтено фактическое разрешенное землепользование, не могут быть приняты во внимание.
Пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования ( пункт 3 статьи 85 ГрК РФ).
В силу части 1 статьи 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Федеральное законодательство ограничивает права собственника по использования земельного участка необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента.
Вместе с тем, часть 8 статьи 36 ГрК РФ предусматривает возможность использования земельных участков или объектов капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Несостоятельными суд признаёт доводы представителя административного истца о несоблюдении при утверждении оспариваемых норм баланса частных интересов административных истцов, поскольку по смыслу части 1 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки призваны обеспечить не только права и законные интересы собственников и иных обладателей прав на земельные участки, но и публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территории муниципальных образований.
Доводы представителя административных истцов на то, что при принятии Решения Думы от 29.12.2020 года № 45 не было учтено мнение граждан на публичных слушаниях, в протоколе публичных слушаний не отражены выступления административных истцов, не могут быть приняты судом во внимание.
В соответствии с частью 1 статьи 5.1 ГрК РФ права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее также в настоящей статье - проекты) в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Частью 4 статьи 5.1 ГрК РФ предусмотрена процедура общественных обсуждений (оповещение о начале общественных обсуждений; размещение проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее в настоящей статье - официальный сайт) и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее также - сеть "Интернет"), либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг (далее в настоящей статье - информационные системы) и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта; проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях; подготовка и оформление протокола общественных обсуждений; подготовка и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений).
Процедура проведения публичных слушаний по проекту внесения изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре была соблюдена, о начале публичных слушаний жители оповещены через публикацию в газете; проект, подлежащий рассмотрению на публичных слушаниях, размещен на официальном сайте Администрации г.о. Самары в сети Интернет, экспозиция проекта проведена со 2 октября 2020 по 2 ноября 2020 года в Департаменте градостроительства г.о. Самары. В протоколе публичных слушаний подробно отражены мнения выступающих лиц; подготовка, опубликование заключения о результатах публичных слушаний произведено в соответствии с требованиями закона; внесение изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре произведено с учетом поступивших в ходе публичных слушаний мнений, предложений и замечаний.
Представленный представителем административных истцов протокол публичных слушаний от 10 декабря 2020 года не относится к допустимым по делу доказательством, поскольку публичные слушания по проекту внесения изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре состоялись 5 ноября 2020 года, а в повестку дня публичных слушаний от 10 декабря 2020 года вопрос о внесении изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре не вносился.
Сведения о том, что в настоящее время готовится проект внесения изменений в Генеральный план, в соответствии с которым для данной территории будет предусмотрено установление зоны «садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ», не являются основанием для признания недействующим оспариваемых нормативных правовых актов, поскольку вопрос о внесении изменений в Генеральный план соотносится с принятием в будущем нового нормативного правового акта.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые нормативные правовые акты не противоречат федеральному закону или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают прав и законных интересов административных истцов, в связи с этим на основании статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
В удовлетворении требований Щербака В.Н., Челышева В.М., Челышевой Т.Б., Пышковой Т.Ю., Петриной Л.Г., Мхитарян С.А., Инюшевой Луизы Симоновны признании недействующими Генерального плана городского округа Самары, утвержденного решением Думы городского округа Самары от 20 марта 2008 года № 539 в части установления функциональной зоны «планируемые парки, скверы, бульвары и набережные» в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, решения Думы г.о. Самары от 29 декабря 2020 года № 45 «О внесении изменений в Постановление Самарской Городской Думы от 26.04.2001 № 61 «Об утверждении Правил застройки и землепользования в городе Самаре», в части установления зоны Р-2 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, отказать.
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Т.А.Родина
Мотивированное решение изготовлено 14 июля 2021 года