РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 сентября 2019 года Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Панковой М.А.,
при секретаре судебного заседания Усенко А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1755/2019 по административному исковому заявлению Искарова М.Д., Лаптевой И.П. к Правительству Самарской области, Управлению Росреестра по Самарской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Искаров М.Д., Лаптева И.П., ООО «Персональная творческая мастерская архитектора Маврычева А.А.», ООО «АиС» обратились в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, просили суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под административным зданием, площадью 592 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 10.01.2018 года в размере 3 518 848 рублей.
Требования мотивированы тем, что на вышеуказанном земельном участке расположено здание с кадастровым номером №, в котором находятся нежилые помещения, принадлежащее на праве собственности административным истцам. У административных истцов в соответствии со ст.39.20 ЗК РФ имеется исключительное право на приобретение земельного участка в собственность или в аренду. Кадастровая стоимость земельного участка по результатам государственной кадастровой оценки существенно превышает размер рыночной стоимости, тем самым затронуты права и обязанности административных истцов, как плательщиков арендной платы или выкупной стоимости.
В обоснование заявленных требований административные истцы ссылаются на отчет об оценке от 23.07.2019 года № №, выполненный ООО «Независимый кадастровый центр», согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № на дату оценки составляет 3 518 848 рублей.
На основании изложенного, административные истцы считают, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в судебном порядке.
Определением Самарского областного суда от 24 сентября 2017 года оставлено без рассмотрения административное дело по иску Искарова М.Д., Лаптевой И.П., ООО «Персональная творческая мастерская архитектора Маврычева А.А.», ООО «АиС» к Правительству Самарской области, Управлению Росреестра по Самарской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в части административных исковых требований ООО «Персональная творческая мастерская архитектора Маврычева А.А.», ООО «АиС» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
Представитель административных истцов по доверенностям от 08.07.2019 года № №, от 09.07.2019 года № № 04.07.2019 года №, от 04.07.2019 года № № Сафонов А.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске.
Представители Управления Росреестра по Самарской области, Правительства Самарской области, филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Администрация г.о. Самара, министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Представитель ФФГУП «ФКП Росреестра» по Самарской области представил письменные возражения, в которых разрешение заявленных требований оставил на усмотрение суда.
Иные лица, участвующие в деле, письменных возражений на административное исковое заявление не представили.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя административных истцов, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Часть 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определяет, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Положения пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ предусматривают, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 г. № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» утвержден порядок проведения государственной кадастровой оценки земли.
Согласно пункту 10 названных Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Установлено, что Искарову М.Д. на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости:
- нежилое помещение Часть объекта, площадью 114,9 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый номером №,
- нежилое помещение Часть объекта, площадью 68,4 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый номером №,
- нежилое помещение литера Ж 2 этаж: комнаты №№ 11-14, 16-18, площадью 51,2 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, комнаты №№ 11-14, 16-18, кадастровый номером №,
что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 02.07.2019 года.
Лаптевой И.П. на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости:
- нежилое помещение литера Ж 2 этаж: ком. № 15, 28, площадью 12 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый номером №,
- нежилое помещение литера Ж 2 этаж: ком. № 19, 20, площадью 45,1 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый номером №,
- нежилое помещение Часть объекта, площадью15,4 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, пом.21кадастровый номером №,
что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 02.07.2019 года.
Указанные объекты недвижимости входят в состав нежилого здания с кадастровым номером №, общей площадью 835,8 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 02.07.2019 года.
Нежилое здание с кадастровым номером № расположено на земельном участке с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под административным зданием, площадью 592 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: <адрес>.
Данное обстоятельство подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 02.07.2019 года.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 года № 610 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области» стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена по состоянию на 10.01.2018 года и составляет 4 590 527 рублей 84 копейки, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости от 02.07.2019 года.
В соответствии с пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 от 30 июня 2015 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Установление кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости направлено на защиту интересов административных истцов от недостоверной, экономически необоснованной базы для определения размера арендной платы или выкупной цены.
Согласно статье 24.18 Закона Российской Федерации от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
При этом основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Административными истцами в обоснование заявленных требований представлен отчет об оценке от 23.07.2019 года № №, выполненный ООО «Независимый кадастровый центр», согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № на дату оценки составляет 3 518 848 рублей.
Исследовав отчет об оценке, суд приходит к выводу о том, что он соответствует требованиям федерального законодательства об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки.
В силу ч. 1 ст. 3 Федерального Закона Российской Федерации от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.
На основании ст. 11 указанного Федерального закона, итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее также - отчет).
Отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
Согласно статье 12 ФЗ РФ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В соответствии с требованиями статьи 24.18 Федерального закона Российской Федерации «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», оценка выполнена на дату определения кадастровой стоимости спорного земельного участка по состоянию на 10.01.2018 года.
Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в Отчете об оценке выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости земельного участка основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к Отчету об оценке документами.
С учетом изложенного, оснований полагать, что представленный административными истцами Отчет об оценке не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, у суда не имеется.
Согласно статье 12 Закона N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которая в том числе распространяет свое действие и на дела о пересмотре кадастровой стоимости, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером №, содержащих сведения об иной их рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Правовых оснований для назначения судебной оценочной экспертизы по инициативе суда не имеется.
Суд считает возможным принять отчет об оценке, подготовленный оценщиком ООО «Независимый кадастровый центр», в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего величину рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 10.01.2018 года, и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанного отчета.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административных истцов об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 10.01.2018 года, подлежат удовлетворению.
Установление кадастровой стоимости в размере равном его рыночной стоимости на основании решения комиссии или суда является основанием для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости без принятия какого-либо дополнительного решения.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Из материалов дела следует, что датой обращения административных истцов в суд является 30 августа 2019 года, что подлежит указанию в резолютивной части решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.175-180, 249 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования Искарова М.Д., Лаптевой И.П. к Правительству Самарской области, Управлению Росреестра по Самарской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под административным зданием, площадью 592 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 10.01.2018 года в размере 3 518 848 рублей.
Датой подачи административного иска в суд считать 30 августа 2019 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 27 сентября 2019 года.
Председательствующий М.А.Панкова