ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 сентября 2019 года г. Макарьев
Судья Макарьевского районного суда Костромской области Фадеев А.Ю., рассмотрев исковое заявление администрации Кадыйского муниципального района Костромской области к администрации Паньковского сельского поселения Кадыйского муниципального района Костромской области о признании права муниципальной собственности Кадыйского муниципального района Костромской области на нежилые здания, расположенные на земельном участке с кадастровым номером № в силу приобретательной давности,
установил:
Администрация Кадыйского муниципального района Костромской области обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением к ответчику, которое мотивировано тем, что в соответствии с распоряжением Главы администрации Кадыйского района от 15.01.1994 №12 «О передаче школ и школьных столовых лесных поселков в ведение местных администраций» с 17.01.1994 имущество, помещения Текунской средней школы и школьной столовой было безвозмездно передано в ведение Паньковской сельской администрации. Главе Паньковской сельской администрации было приказано создать комиссию по передаче школы и школьной столовой, заключить договоры, составить акты передачи и представить их в структурные подразделения администрации Кадыйского района. Этим же распоряжением в платное расписание Текунской школы были введены дополнительно 3 ставки работников столовой. Кроме этого на основании распоряжения Главы администрации Кадыйского района от 15.01.1994 № 12 «О передаче школ и школьных столовых лесных поселков в ведение местных администраций» имущество, помещения Текунской средней школы (в том числе нежилое здание - здание школы общей площадью 236.3 кв.м; нежилое здание - здание школы общей площадью 343,0 кв.м; нежилое здание-здание спортзала, общей площадью 133,8 кв.м; нежилое здание - здание котельной общей площадью 59,4 кв.м.) были внесены в реестр муниципальной собственности Кадыйского района, что подтверждается Выпиской из Реестра муниципального имущества Кадыйского муниципального района по состоянию на 22.05.2019. С 15.01.1994 администрация Кадыйского района открыто, добросовестно и непрерывно владела и распоряжалась имуществом (здания, помещения и иное движимое имущество) Текунской школы, как своим, в том числе, нежилым зданием - зданием школы общей площадью 236,3 кв.м.; нежилым зданием - зданием школы общей площадью 343,0 кв.м.; нежилым зданием - зданием спортзала, общей площадью 133,8 кв.м.; нежилым зданием - зданием котельной общей площадью 59,4 кв.м. На тот момент Паньковская сельская администрация являлась административным территориальным органом управления Кадыйского района. В соответствии с постановлением главы самоуправления Кадыйского района Костромской области от 31.10.2005 №436а «О ликвидации поселковой и сельских администраций Кадыйского района» было принято решение о ликвидации Паньковской сельской администрации с 01.01.2006. В соответствии с постановлением главы администрации Кадыйского района Костромской области от 22.12.2005 г № 514 «Об изъятии муниципального имущества в связи с ликвидацией поселковой и сельских администраций Кадыйского района», имущество у Паньковской сельской администрации (в том числе имущество Текунской школы) было изъято из оперативного управления и передано в казну Кадыйского района. В соответствии с постановлением главы администрации Кадыйского района Костромской области от 22.12.2005 № 513 «О передаче муниципального имущества Кадыйского района на баланс районного отдела образования» имущество Текунской школы из казны Кадыйского района на праве оперативного управления было передано на баланс районного отдела образования, который являлся структурным подразделением администрации Кадыйского района.
Законом Костромской области от 22.11.2005 № 332-3KO «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных муниципальных образований со статусом «Городское поселение», «Сельское поселение» в Костромской области» был утвержден перечень объектов муниципального имущества, подлежащего передаче из собственности Кадыйского муниципального района в муниципальную собственность Паньковского сельского поселения. При этом имущество Текунской школы осталось в собственности Кадыйского муниципального района.
В силу Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Кадыйский муниципальный район Костромской области является правопреемником органов самоуправления Кадыйского района Костромской области. Право пользования, владения и распоряжения органов самоуправления Кадыйского района Костромской области, а затем Кадыйского муниципального района Костромской области, на имущество Текунской школы с 17.01.1994 до настоящего времени никем не оспаривалось. В настоящее время акты ввода в эксплуатацию вышеуказанных зданий отсутствуют. Данное обстоятельство исключает регистрацию права собственности на здание школы с кадастровым номером №, на здание школы с кадастровым номером №, на здание спортзала с кадастровым номером №, на здание котельной с кадастровым номером № в установленном законом порядке, так как отсутствуют правоустанавливающие документы. Установление права собственности Кадыйского муниципального района Костромской области на вышеуказанные здания возможно только в судебном порядке на основании норм ст. 234 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу приобретательной давности, так как Кадыйский муниципальный район Костромской области хотя формально не является собственником здания школы с кадастровым номером №, здания школы с кадастровым номером №, здания спортзала с кадастровым номером № и здания котельной с кадастровым номером №, но добросовестно, открыто и непрерывно владеет ими как своим собственным недвижимым имуществом более пятнадцати лет.
Истец просит суд признать право муниципальной собственности муниципального образования Кадыйский муниципальный район Костромской области на здание школы (инвентарный № от ДД.ММ.ГГГГ ГПКО «Костромаоблкадастр» - Областное БТИ), назначение - нежилое, расположенное по адресу: <адрес>, площадью <...> кв.м., имеющее кадастровый №; здание школы (инвентарный № от ДД.ММ.ГГГГ ГПКО «Костромаоблкадастр» - Областное БТИ), назначение - нежилое, расположенное по адресу: <адрес>, площадью 236,3 кв.м., имеющее кадастровый №; здание спортзала (инвентарный № от ДД.ММ.ГГГГ <...>), назначение - нежилое, расположенное по адресу: <адрес>, площадью <...> кв.м.,имеющее кадастровый №; здание котельной (инвентарный № от ДД.ММ.ГГГГ <...>), назначение - нежилое, расположенное по адресу: <адрес>, площадью <...>9 кв.м.,имеющее кадастровый № в силу приобретательной давности.
Изучив исковое заявление администрации Кадыйского муниципального района <адрес> и приложенные к нему документы, судья приходит к выводу, что оно не может быть принято к производству по следующим основаниям.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ, судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ, суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
В соответствии с ч. 3 ст. 22 ГПК РФ, суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.
В силу частей 1, 2 ст. 27 АПК РФ, арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).
На основании ст. 28 АПК РФ, арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами, за исключением дел, рассматриваемых Московским городским судом в соответствии с частью третьей статьи 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ №12/12 от 18.08.1992 «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам» разъяснено, что подведомственность заявленного требования суду или арбитражному суду определяется в соответствии с их компетенцией, установленной законодательными актами Российской Федерации. В случаях, когда в законодательном акте подведомственность определена альтернативно (суду или арбитражному суду) либо когда имеется указание о рассмотрении требования в судебном порядке, следует руководствоваться тем же правилом, исходя при этом из субъектного состава участников и характера правоотношений, если иное не предусмотрено законом.
Исходя из изложенного, отнесение дел к подведомственности арбитражного суда осуществляется на основе двух критериев в совокупности: по характеру спора и по субъектному составу участников спора.
В данном случае из искового заявления усматривается, что субъектами спорных правоотношений являются органы местного самоуправления, а предметом иска является признание права собственности недвижимое имущество, предназначенное для ведения образовательной деятельности.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Следовательно, признание права собственности на указанные в исковом заявлении объекты недвижимости имеет целью выполнение задач администрации Кадыйского муниципального района Костромской области в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Поскольку в рассматриваемом случае сторонами по делу выступают субъекты экономической деятельности – органы местного самоуправления, а заявленный спор носит экономический характер в виду реализации администрацией Кадыйского муниципального района Костромской области полномочий в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», данное дело подведомственно арбитражному суду.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 134, ст.ст. 224, 225 ГПК РФ, судья
определил:
Отказать администрации Кадыйского муниципального района Костромской области в принятии искового заявления к администрации Паньковского сельского поселения Кадыйского муниципального района Костромской области о признании права муниципальной собственности Кадыйского муниципального района Костромской области на нежилые здания, расположенные на земельном участке с кадастровым номером № в силу приобретательной давности.
Разъяснить заявителю его право обратиться для разрешения указанного спора в Арбитражный суд Костромской области.
На определение может быть подана частная жалоба в Костромской областной суд в течение 15 дней через Макарьевский районный суд Костромской области.
Судья: А.Ю. Фадеев