Дело № 2-243/2023
УИД 86RS0013-01-2023-000238-53
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 июня 2023 года город Радужный
Радужнинский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Кривошеевой М.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Стреловой А.А., с участием представителя истца - заместителя прокурора Кочурова М.В., представителя ответчика Кирилова А.П., представителя третьего лица Нуриевой О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-243/2023 по исковому заявлению Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора действовавшего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к публичному акционерному обществу НК «Русснефть» (третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений и Департамент недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры) об устранении нарушений,
УСТАНОВИЛ:
Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ПАО НК «Русснефть».
Требования мотивированы тем, что Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратурой в рамках анализа состояния законности в сфере охраны земель от негативного воздействия выявлен факт непринятия Нижневартговским филиалом ПАО НК «Русснефть» своевременных мер, направленных на восстановление нарушенных земель. Анализ сообщений о техногенных событиях показал, что в результате эксплуатации опасного производственного объекта «<данные изъяты>» 14.04.2022 произошло техногенное событие, в результате чего допущено загрязнение земель лесного фонда на площади 0,02 га в координатах <данные изъяты>.
По факту допущенного загрязнения в адрес руководителя юридического лица 31.10.2022 вынесено представление, которое рассмотрено 22.11.2022. Учитывая, что разлив образован 14.04.2022, установленный законом семи месячный срок на подготовку, согласование проекта рекультивации и начало восстановительных работ истек 15.11.2022. Вместе с тем, по состоянию на 22.11.2022 обязательства Обществом не исполнены. Контроль за устранением ранее выявленных нарушений показал, что и по состоянию на 27.12.2022 проект рекультивации загрязненного участка отсутствует, на согласование в уполномоченные органы не предоставлялся, восстановительные работы на основании данного документа не начаты. Таким образом, вопреки основополагающим принципам охраны окружающей среды, ПАО НК «Русснефть» на протяжении длительного времени причиняется вред компонентам окружающей среды, к которым, согласно ст. 1 Федерального закона 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среда», относится почва.
В соответствии с п. 5 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утв. постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800, рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Пунктом 6 Правил установлено, что рекультивации в обязательном порядке подлежит нарушение земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, Лесным кодексом РФ, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.
Согласно п. 3, п. 8 Правил, разработка проекта и рекультивация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, а рекультивация земель осуществляется в соответствии с утвержденным проектом путем проведения технических и (или) биологических мероприятий. Кроме того, пп. «б» п. 26 Правил предусмотрено, указанные лица обязаны обеспечивать разработку проекта рекультивации земель и приступить к рекультивации земель в срок не позднее, чем 7 месяцев со дня совершения действия, в результате которого произошла деградация земель. Учитывая указанные положения, ПАО НК «Русснефть» не позднее 7 месяцев обязано приступить к рекультивации нарушенных земель. При этом по настоящее время Обществом проект рекультивации указанных нефтезагрезненных лесных участков не разработан, к работам по рекультивации юридическое лицо не приступило. Вместе с тем, длительное непринятие ответчиком мер по рекультивации нефтеразливов создает угрозу возникновения пожаров в лесах на загрязнённой нефтью территории, приводит к деградации почв и наносит необратимый вред объектам экологической системы на территории лесного фонда. Не проведение своевременно рекультивации загрязнённых лесных земель и восстановления земельных ресурсов напрямую затрагивают интересы РФ в области охраны окружающей среды, а также права неопределенного круга лиц, какими являются лица, постоянно или временно проживающие на территории ХМАО-Югры, на благоприятную окружающую среду.
С учетом уточнением исковых требований в соответствии со ст. 39 ГПК РФ истец в окончательном варианте просит суд обязать публичное акционерное общество НК «Русснефть» рекультивировать земельный участок, площадью 0,5560 га, загрязненный в результате техногенного события, произошедшего 14.04.2022 на объекте «<данные изъяты>», путем его восстановления в соответствии с проектом рекультивации, согласованным Департаментом недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры уведомлением от 25 мая 2023 №12.07-Исх-741 (л.д. 5-12, 148-149).
В отзыве на исковое заявление представитель ответчика Кирилов А.П. не отрицает факта разлива нефтепродуктов в связи с произошедшим техногенным событием результате эксплуатации опасного производственного объекта «<данные изъяты>» 14.04.2022 года. При этом указывает, что ответчиком проведена дополнительная техническая диагностика на аварийном участке с привлечением собственной лаборатории дефектоскопии и анализа металлов. Пересмотрен график обходов трубопроводов в пользу увеличения количества проводимых обходов. В части устранения последствий ответчиком приняты меры по выбору контрагента и заключению договора на проведение рекультивационных работ загрязненного участка. Проводиться процедура оформления загрязненного участка в аренду, а также разработка и согласование проекта рекультивации. Ориентировочный срок выполнения вышеуказанных мероприятий до 31 мая 2023 года. Работы по рекультивации загрязненного земельного участка запланированы ответчиком на период с 01.06.2023 по 31 августа 2023. Сдача рекультивационного земельного участка запланирован на период с 01.09.2023 по 31.10.2023 (л.д. 67-68).
В письменных пояснениях по делу представитель ответчика Кирилов А.П. указывает, что на данный момент ответчиком получен проект рекультивации земель, который согласован надлежащим образом с Департаментом недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры. Проект освоения лесов разработан надлежащим образом, получено положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесной участок, утвержденное Департаментом недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры (л.д. 150-151).
Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры дала письменные пояснения, согласно которых указывает на то, что ответчик в силу закона обязан разработать проект рекультивации нефтезагрязненного спорного лесного участка и провести рекультивацию участка, подвергшегося загрязнению. Длительное непринятие ответчиком мер по рекультивации нефтезагрязненного участка создает угрозу возникновения пожаров в лесах на загрязненной нефтью территории, приводит к деградации почв и наносит необратимый вред объектам экологической системы на территории лесного фонда. Считает, что требования истца о возложении на Общество обязанности по разработке проекта рекультивации и об обязании его восстановить естественное состояние спорного лесного участка, путем проведения рекультивационных работ, законным и обоснованы (л.д. 102-105).
В судебном заседании представитель истца – заместитель прокурора Кочуров М.В. заявленные требования с учетом их уточнения поддержал, по доводам изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Кирилов А.П. возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что проект рекультивации загрязненного земельного участка разработан, согласован и ответчик уже приступил к рекультивации земельного. Сдача рекультивированного земельного участка согласно проекту определена на август – сентябрь 2023 года. При этом документы подтверждающие начало работ по рекультивации представителем ответчика не были представлены суду, со ссылкой на то, что рекультивацией занимается подрядная организация, а не ответчик.
Представитель третьего лица Департамента недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (Депнедра и природных ресурсов Югры) Нуриева О.М. заявленные исковые требования просила удовлетворить, ссылаясь на их законность и обоснованность.
Третье лицо Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры, о дате и времени судебного заседания было извещено надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание для участия не направило, просило рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица (л.д. 136-137).
С учетом требований ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданское дело рассмотрено в отсутствие представителя указанного третьего лица.
Заслушав лиц участвовавших в судебном заседании, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, что Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по результатам которой установлено, что 14.04.2022 при эксплуатации опасного производственного объекта «<данные изъяты>» произошло техногенное событие, повлекшее загрязнение лесного фонда ПАО НК «Русснефть».
По факту допущенного загрязнения в адрес руководителя ПАО НК «Русснефть» 31.10.2022 Ханты-Мансийским природоохранным прокурором вынесено представление (л.д. 14-18).
22.11.2022 ПАО НК «Русснефть» во исполнение названного представления представлены сведения, из которых следует, что по вопросу отказа на трубопроводе «<данные изъяты>» в части недопущения подобных случаев, была проведена дополнительная техническая диагностика на аварийном участке с привлечением собственной лаборатории дефектоскопии и анализа металлов; пересмотрен график обходов трубопроводов в пользу увеличения количества проводимых обходов. В части устранения последствий приняты меры по выбору контрагента и заключению договора на проведение рекультивационных работ загрязненного участка. Одновременно сообщено, что работодателем в установленном порядке будет рассмотрен вопрос о применении дисциплинарного взыскания к работнику филиала, допустившему несвоевременную разработку проекта рекультивации земель, о чем будет сообщено дополнительно в месячный срок (л.д. 19-22).
Письмом от 05.12.2022 № 50-4521 ПАО НК «Русснефть» сообщило истцу о том, что по результатам рассмотрения вопроса о применении дисциплинарного взыскания к работнику Нижневартовского Филиала ПАО НК «Русснефть», допустившему несвоевременную разработку проекта рекультивации земель за ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей к дисциплинарной ответственности в виде замечания привлечен заместитель начальника управления промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды Филиала ФИО8 (л.д. 22).
Согласно письму о предоставлении сведений от 27.12.2022 № 50-4839 в ответ на запрос исх. № 03-09-2022/849-22-20711022 от 20.12.2022 ответчиком представлена истцу информация по вопросу отказа 14.04.2022 года на трубопроводе «<данные изъяты>», эксплуатацию которого осуществляет ПАО НК «Русснефть» о том, что площадь в соответствии с оперативным сообщением составляет 0,02 га. Проект рекультивации загрязненного земельного участка разрабатывается силами ООО «СервисЛес» в рамках договора № 44-21 от 25.10.2021 «На выполнение комплекса работ по оформлению разрешительной документации в области лесного хозяйства». Срок разработки проекта и его согласования в уполномоченных органах, в соответствии с календарным графиком договора до 06.06.2023. Выполнение работ по рекультивации участка запланировано в летний период 2023 года, сдача участка уполномоченному органу – сентябрь-октябрь 2023 года. Претензий о возмещении ущерба, с приложением расчета ущерба, причиненного компонентам природной среды, до настоящего времени не предъявлялось (л.д. 23).
Таким образом, проверкой установлено, что ПАО НК «Русснефть» на протяжении длительного времени причиняется вред компонентам окружающей среды, к которым, согласно ст. 1 Федерального закона 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среда», относится почва.
В силу ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений (ч. 5 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации).
В пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почв" (постановление Правительства РФ N 140) предусмотрено, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами при проведении всех видов строительных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.
В ГОСТ 17.5.1.01-83 "Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения" (далее - ГОСТ 17.5.1.01-83) указано, что рекультивация - это комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды, выполняемых в два последовательных этапа: технический и биологический.
Пунктом 4 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Комитета Российской Федерации по земельных ресурсам и землеустройству от 22.12.1995 N 525/67 действовавших до 25.12.2018 (далее - Основные положения), пунктом 1.8 ГОСТ 17.5.3.04-83 "Общие требования к рекультивации земель" (далее - ГОСТ 17.5.3.04-83) также предусмотрено, что рекультивация нарушенных земель для сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других целей, требующих восстановления плодородия почв, должна осуществляться в два последовательных этапа: технический и биологический.
При этом биологический этап должен осуществляться после полного завершения технического этапа (пункт 1.13 ГОСТ 17.5.3.04-83).
Действующее в настоящее время постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 (далее - постановление Правительства РФ N 800) об утверждении Правил проведения рекультивации и консервации земель содержит аналогичные требования к рекультивации земель, которая должна осуществляться на основе разработанного проекта, включающего в себя проведение технических и (или) биологических мероприятий.
Таким образом, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и приведенными нормативными правовыми актами земли сельскохозяйственного назначения, подвергшиеся техногенному воздействию с нарушением плодородного слоя почвы, подлежат рекультивации, включающей в обязательном порядке два этапа (технический и биологический) с целью их дальнейшего использования в качестве сельскохозяйственных угодий.
Согласно пункту 5 Правил рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения (пункт 6 Правил).
Согласно п. 3, п. 8 Правил, разработка проекта и рекультивация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, а рекультивация земель осуществляется в соответствии с утвержденным проектом путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.
В соответствии с пунктом 8 Правил рекультивация земель должна осуществляться в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель.
Проект рекультивации земель подготавливается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, если такие строительство, реконструкция приведут к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, или в виде отдельного документа в иных случаях (пункт 10 Правил).
Разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (пункт 3 Правил).
Согласно пункту 2 Правил под деградацией земель понимается ухудшение качества земель в результате негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности, природных и (или) антропогенных факторов.
Разрешая заявленный спор, суд, учитывает следующие обстоятельства.
В судебном заседании представитель ответчика, указал, что ответчиком проект рекультивации земель по объекту «Рекультивация нефтезагрязненного земельного участка «трубопроводы» общей площадью 0,5560 га для ПАО НК «Русснефть» разработан, согласован и утвержден с Департаментом недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры уведомлением от 25 мая 2023 №12.07-Исх-741, в порядке предусмотренном Правилами (утвержденный проект рекультивации земель и уведомление о согласовании проекта рекультивации земель приложен к письменным пояснениям на заявленные исковые требования).
Действительно в материалы дела предоставлен указанный проект (л.д. 159-199). Между тем, доказательств того, что ответчиком были соблюдены требования законодательства в части своевременного устранения последствий аварии произошедшей на трубопроводе «<данные изъяты>», эксплуатацию которого осуществляет ПАО НК «Русснефть» материалы дела не содержат. Напротив из материалов дела явно следует, что все работы по устранению разлива начались после вынесения истцом в адрес ответчика представления. Таким образом, материалами дела подтверждено длительное неисполнение ответчиком требований законодательства по устранению последствий причиненных аварией на трубопроводе. При этом суд так же учитывает, что на момент рассмотрения дела рекультивация земельного участка не проведена, земельный участок не принят компетентными органами. Согласно представленному стороной ответчика проекту рекультивации земельного участка сдача земельного участка запланирована на август-сентябрь месяц. Доказательств того, что ответчиком начаты работы по рекультивации земельного участка, материалы дела не содержат.
Разрешая при указанных обстоятельствах возникший спор, суд, приходит к выводу, что исковые требования истца подлежат удовлетворению, поскольку доказательств рекультивации земельного участка, в полном объеме, исходя из площади загрязнения, материалы дела не содержат. Доказательств обратного стороной ответчика суду не представлено.
В силу положений ст. 98 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 руб., от уплаты которой истец был освобожден в силу действующего законодательства.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░» (░░░ 7717133960 / ░░░░ 1027717003467) ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ 0,5560 ░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ 14.04.2022 ░░ ░░░░░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>», ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 25 ░░░ 2023 №12.07-░░░-741.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░» (░░░ 7717133960 / ░░░░ 1027717003467) ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 000 (░░░░░ ░░░░░) ░░░. 00 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 16 ░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ /░░░░░░░/ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2-243/2023 (░░░ 86RS0013-01-2023-000238-53) ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░. 16.06.2023
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░