Дело № 2-1709/2023
УИД: 91RS0022-01-2023-001487-69
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
15 августа 2023 года г. Феодосия
Феодосийский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Чибижековой Н.В.,
с участием секретаря Аблязовой Э.Р.,
старшего помощника прокурора Горбачевской Н.А.,
представителя третьего лица Чиковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Заместителя прокурора города Феодосии Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации города Феодосии Республики Крым, Муниципальному казенному учреждению «Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым» (третьи лица – Отдел Министерства внутренних дел России по городу Феодосии, Государственное казенное учреждение Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым», Министерство транспорта Республики Крым, Муниципальное бюджетное учреждение муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым «Городское благоустройство») об обязании привести состояние дороги в соответствие с требованиями действующего законодательства, -
УСТАНОВИЛ:
В мае 2023 года Заместитель прокурора города Феодосии Республики Крым обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации города Феодосии Республики Крым, Муниципальному казенному учреждению «Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым», в котором просит обязать Администрацию города Феодосии Республики Крым и Муниципальное казенное учреждение «Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым» в соответствии с пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», введенного приказом Росстандарта от 26 сентября 2021 года № 1245-ст, пунктами «в, ж» пункта 2 части 6 раздела IV Приказа № 402, в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу провести работы по содержанию и приведению в соответствие дворового проезда по <адрес>, с проведением работ в виде: устранения деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок, шелушения, выкрашивания и других дефектов) покрытия, исправления кромок покрытия, устранения повреждений бордюров, заливки трещин на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях, восстановления и заполнения деформационных швов; восстановления изношенных верхних слоев асфальтобетонных покрытий.
В обоснование требований указано, что Прокуратурой города Феодосии Республики Крым, в связи с поступающими обращениями ФИО6, неоднократно с привлечением ОГИБДД ОМВД России по г. Феодосии, проводились обследования эксплуатационного состояния внутридворовой территории по <адрес>. В ходе обследования дворовой территории <адрес>, расположенных рядом на одной линии, собственником которой является Администрация города Феодосии Республики Крым, установлено, что покрытие проезжей части – асфальтобетонное. 01 декабря 2022 года и 30 января 2023 года в содержании проезжей части дворовой территории по <адрес> Прокуратурой города Феодосии Республики Крым с привлечением специалистов ОГИБДД ОМВД России по г. Феодосии выявлены многочисленные дефекты и повреждения в виде выбоин, размеры которых превышают допустимые значения в соответствии с требованиями п. 5.2.4 ГОСТ 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля». По результатам проведенного обследования Прокуратурой города Феодосии Республики Крым 08 декабря 2022 года в адрес Администрации города Феодосии Республики Крым было внесено представление для устранения выявленных недостатков в содержании дворовой территории по <адрес> <адрес> однако, исходя из ответа от 11 января 2023 года № 2-40/31435/7 данный вопрос не рассмотрен, какие-либо мероприятия до настоящего времени не разработаны и не приняты.
Ссылаясь на вышеприведенное, на положения статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» просил исковые требования удовлетворить.
Определением Феодосийского городского суда Республики Крым в порядке статьи 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены – Государственное казенное учреждение Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым», Министерство транспорта Республики Крым, Муниципальное бюджетное учреждение муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым «Городское благоустройство» и произведена замена ненадлежащего третьего лица – Отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Отдела Министерства внутренних дел России по городу Феодосии на надлежащего – Отдел Министерства внутренних дел России по городу Феодосии (протокол судебного заседания от 04 июля 2023 года).
В судебном заседании старший помощник прокурора города Феодосии Республики Крым – Горбачевская Н.А. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме и дала суду пояснения, аналогичные изложенным в иске.
Представитель третьего лица – Государственного казенного учреждения Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым» – Чикова А.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила принять решение на усмотрение суда.
Ответчик – Администрация города Феодосии Республики Крым о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, его представителем – Никифоровой Т.С., действующей на основании доверенности, подано ходатайство, в котором она просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации города Феодосии Республики Крым и в удовлетворении исковых требований заместителя прокурора города Феодосии Республики Крым к Администрации города Феодосии Республики Крым отказать в полном объеме.
Ответчик – Муниципальное казенное учреждение «Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым» о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, своего представителя для участия в судебном заседании не направил и о причинах его неявки суду не сообщил, каких-либо ходатайств суду не заявил.
Третьи лица – Отдел Министерства внутренних дел России по городу Феодосии, Министерство транспорта Республики Крым, Муниципальное бюджетное учреждение муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым «Городское благоустройство» о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, своих представителей для участия в судебном заседании не направили и о причинах их неявки суду не сообщили, каких-либо ходатайств суду не заявили.
Информация о дне и времени проведения судебного заседания заблаговременно размещена на официальном сайте Феодосийского городского суда Республики Крым в Интернет-портале.
Частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Принимая во внимание, что реализация участниками гражданского оборота своих прав не должна нарушать прав и охраняемых законом интересов других лиц и должна соответствовать принципу добросовестности, принимая во внимание, что ответчики по делу – Администрация города Феодосии Республики Крым и Муниципальное казенное учреждение «Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым» и третьи лица – Отдел Министерства внутренних дел России по городу Феодосии, Министерство транспорта Республики Крым, Муниципальное бюджетное учреждение муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым «Городское благоустройство», извещенные надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, в силу своего волеизъявления не воспользовались своим правом на участие в судебном заседании, суд, с учетом мнения явившихся лиц, в соответствии с требованиями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствие представителей ответчиков – Администрации города Феодосии Республики Крым и Муниципального казенного учреждения «Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым» и представителей третьих лиц – Отдела Министерства внутренних дел России по городу Феодосии, Министерства транспорта Республики Крым и Муниципального бюджетного учреждения муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым «Городское благоустройство».
Заслушав старшего помощника прокурора, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, всесторонне и полно выяснив все фактические обстоятельства и оценив представленные доказательства, имеющие значение для рассмотрения дела и разрешения спора по сути, суд полагает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, на основании представленных сторонами в порядке статей 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и оцененных судом в порядке статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствах.
В силу статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предмет и основания иска определяет истец. При этом к основаниям иска относятся не только нормы права, на которые указывает истец, но и фактические обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих требований.
В соответствии с требованиями статьи 148 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определение закона, которым следует руководствоваться при разрешении дела и установление правоотношений сторон, относится к компетенции суда.
В силу части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения.
В силу статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В силу части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Прокуратурой города Феодосии Республики Крым, в связи с поступающими обращениями ФИО6, с привлечением ОГИБДД ОМВД России по г. Феодосии, проведены обследования эксплуатационного состояния внутридворовой территории по <адрес>
В ходе обследования дворовой территории в г. <адрес>, расположенных рядом на одной линии, собственником которой является Администрация города Феодосии Республики Крым, установлено, что покрытие проезжей части – асфальтобетонное.
01 декабря 2022 года и 30 января 2023 года в содержании проезжей части дворовой территории по <адрес>Б Прокуратурой города Феодосии Республики Крым, с привлечением специалистов ОГИБДД ОМВД России по г. Феодосии, выявлены многочисленные дефекты и повреждения в виде выбоин, размеры которых превышают допустимые значения в соответствии с требованиями п. 5.2.4 ГОСТ 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», в том числе, при обследовании установлено, что размеры отдельных дефектов составляют: 1) длина – 0,9 м., ширина – 0,7 м., глубина – 5,5 см.; 2) длина – 3.2 м., ширина – 1,7 м., глубина 7,5 см.; 3) длина – 4 м., ширина – 1,2 м., глубина – 8,5 см.; 4) длина – 1,2 м., ширина – 1м., глубина – 7,5 см.; 5) длина – 1,3 м., ширина – 0,8 м., глубина – 6,5 см.
По результатам проведенного обследования Прокуратурой города Феодосии Республики Крым 08 декабря 2022 года в адрес Администрации города Феодосии Республики Крым было внесено представление для устранения выявленных недостатков в содержании дворовой территории по <адрес>, однако, исходя из ответа от 11 января 2023 года № данный вопрос не рассмотрен, какие-либо мероприятия до настоящего времени не разработаны и не приняты.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 ноября 2012 года № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» установлены состав и виды работ, в том числе при содержании автомобильных дорог, предназначенных для использования при планировании объёмов дорожных работ, исключительным уполномоченным органом по их выполнению, в соответствии с законодательством в сфере безопасности дорожного движения, является орган местного самоуправления.
В состав работ по дорожным одеждам, в силу подпунктов «в» и «ж» пункта 2 части 6 раздела IV Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 16 ноября 2012 года № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» входит: устранение деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок, шелушения, выкрашивания и других дефектов) покрытий, исправление кромок покрытий, устранение повреждений бордюров, заливка трещин на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях, восстановление и заполнение деформационных швов; восстановление изношенных верхних слоев асфальтобетонных покрытий.
Согласно таблицы 5.3 ГОСТ Р 50597-2017 повреждения (выбоины, просадки, проломы) площадью менее 0,06 кв.м., длиной менее 15 см., глубиной менее 5 см. на участке полосы движения длиной 100 м., площадью более 2,1 и 5.2 кв.м. на дорогах IV и V категории устраняются в срок от 14 до 20 суток, не более.
Проведенным Прокуратурой города Феодосии Республики Крым, с привлечением специалистов ОГИБДД ОМВД России по г. Феодосии, 16 мая 2023 повторным инструментальным обследованием дворового проезда по <адрес>, установлено, что протяженность участка от <адрес> составляет 205 метров, ширина проезжей части – 6.0 м., недостатки в содержании улично-дорожной сети не устранены, по-прежнему на дорожном полотне многочисленные дефекты и повреждения в виде выбоин, превышающие допустимы значения, в том числе: в районе <адрес>-Б – 1) длина – 1,8 м.; ширина – 80 см., глубина – 9 см.; 2) длина – 3,0 м., ширина – 110 см., глубина – 7 см.; 3) длина – 2,05 м., ширина – 180 см., глубина – 6 см.; 4) длина – более 3,0 м., ширина – 170 см.; глубина – 13,5 см.; 5) длина – 1,3 м., ширина – 150 см., глубина – 8 см.; в районе <адрес>-А – длина – 2,6 м., ширина – 175 см., глубина – 8 см.
Таким образом, несмотря на определенный действующим законодательством срок для устранения недостатков, на дворовом проезде по <адрес> органами местного самоуправления мероприятия по приведению в соответствии с ГОСТом дорожного покрытия не приняты.
Вышеуказанные повреждения дорожного покрытия дворовой территории свидетельствуют об отсутствии возможности неограниченного круга лиц в пользовании дворовой территорией в районе домов <адрес>, нарушают законные права на комфортную среду обитания жителей многоквартирных домов, лишают возможности проезду собственного автотранспорта к жилым домам, а также создают преграды для беспрепятственного проезда транспорта скорой помощи, МЧС и других социальных служб, составляют угрозу не только безопасности дорожного движения, но и жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а также принадлежащему им имуществу, в частности транспортным средствам.
Несоответствие дворовой территории установленным требованиям нарушает права и законные интересы граждан, так как обязанность по содержанию дорожного покрытия в границах городского округа лежит на органе местного самоуправления – Администрации города Феодосии Республики Крым и Муниципальном казенном учреждении «Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города ФИО2 Республики Крым», однако, возложенную на них законом обязанность, ответчики не исполняют.
В соответствии с требованиями ГОСТов проезжей части внутридворовой территории <адрес> согласно выводам специалистов ОГИБДД ОМВД России по г. ФИО2, с учетом требований приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 16 ноября 2012 года № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», выявленные недостатки улично-дорожной сети попадают под IV классификацию работ по содержанию автомобильных дорог.
Согласно статье 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» дорогой признается обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
В силу положений части 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», к полномочиям органов местного самоуправления муниципального округа или городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах соответственно муниципального округа или городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно статье 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Правоотношения, связанные с осуществлением дорожной деятельности, к которой отнесена деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, регламентированы Федеральным законом от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога – это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Положениями пункта 12 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что содержание автомобильной дороги – это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с частями 2,3 статьи 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ № 1245-ст утвержден ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», который устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Выполнение установленных настоящим стандартом требований обеспечивают организации, осуществляющие содержание дорог и улиц, владельцы железнодорожных путей и водопроводно-канализационного хозяйства (п. 4.1 ГОСТ Р 50597-2017).
Согласно пункту 4.2 ГОСТ Р 50597-2017 в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов.
ГОСТ Р 50597-2017 распространяется на группы улиц, которые определены в таблице 4.1 Национального стандарта, в том числе на: улицы и дороги местного значения (кроме парковых), главные улицы, улицы в жилой застройке основные, улицы в жилой застройке второстепенные, проезды основные.
В соответствии с 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью равной или более 0,06 кв. м. Таблицей 5.3 указанного пункта ГОСТ установлены размеры дефектов покрытия и сроки их устранения.
В соответствии с подпунктами 10.1, 11 и 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации автомобильные дороги являются линейными объектами; под территорией общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
«СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2016 года № 1034/пр, дает понятие улице и улично-дорожной сети, в том числе относит улично-дорожные сети к землям общего пользования транспортного назначения (подпункты 3.36, 3.37, 4.12), которые согласно пункту 8 статьи 28, пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Из смысла вышеуказанных норм действующего законодательства следует, что дворовые проезды относятся улично-дорожной сети, которые должны содержаться в соответствии с действующим законодательством.
Согласно пункту 20 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сохранность автомобильной дороги – состояние целостности автомобильной дороги как технического сооружения и имущественного комплекса, обеспечивающее поддержание ее эксплуатационных свойств и безопасное использование.
Таким образом, содержание автомобильной дороги является одним из мероприятий по обеспечению сохранности автомобильных дорог.
В силу статьи 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление муниципального контроля в дорожном хозяйстве, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог (часть 1 статьи 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
В соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с утвержденными правилами.
С учетом вышеуказанных норм действующего законодательства, содержания статей 6 и 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», статьи 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», на администрацию муниципального образования городской округ Феодосия, как на орган местного самоуправления, обязанность по содержанию автомобильных дорог, улично-дорожной сети общего пользования местного значения возложена законом.
В соответствии с пунктами 2.9 и 2.10 Положения о Муниципальном казенном учреждении «Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым», утвержденного решением Феодосийского городского совета от 28 февраля 2020 года № 88, Муниципальное казенное учреждение «Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым» является самостоятельным отраслевым органом Администрации города Феодосии Республики Крым задачами которого являются, в том числе, организация дорожной деятельности (за исключением строительства, реконструкции и капитального ремонта) в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым и обеспечение безопасности дорожного движения на них; организация ремонта и содержания дорог, освещения улиц.
В ходе судебного разбирательства судом достоверно установлено, что ответчиками мероприятия по приведению в соответствии с ГОСТом дорожного полотна по <адрес> не приняты. До настоящего времени выявленные нарушения требований действующего законодательства ответчиками не устранены, указанные обстоятельства не оспаривались и сторонами по делу.
Частью 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В силу положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Частью 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В силу части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений статей 46 (часть 1), 52, 53 и 120 Конституции Российской Федерации вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда (Определения от 17 июля 2007 года № 566-О-О, от 18 декабря 2007 года № 888-О-О, от 15 июля 2008 года № 465-О-О и др.). При этом предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Из приведенных положений закона следует, что суд оценивает не только относимость, допустимость доказательств, но и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности, эффективность правосудия по гражданским делам обуславливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделение равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности. То есть, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.
В ходе судебного разбирательства заявленные Заместителем прокурора города Феодосии Республики Крым исковые требования о возложении на Администрацию города Феодосии Республики Крым и Муниципальное казенное учреждение «Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым» обязанности в соответствии с пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», введенного приказом Росстандарта от 26 сентября 2021 года № 1245-ст, пунктами «в, ж» пункта 2 части 6 раздела IV Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 16 ноября 2012 года № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» провести работы по содержанию и приведению в соответствие дворового проезда по <адрес> с проведением работ в виде: устранения деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок, шелушения, выкрашивания и других дефектов) покрытия, исправления кромок покрытия, устранения повреждений бордюров, заливки трещин на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях, восстановления и заполнения деформационных швов; восстановления изношенных верхних слоев асфальтобетонных покрытий, ответчиками не оспорены, доказательств, свидетельствующих об обратном, в порядке статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суду не представлено и при рассмотрении дела не добыто, а также судом не установлено обстоятельств, с которыми закон связывает невозможность осуществления ответчиками возложенной на них, в силу норм действующего законодательства, обязанности осуществить указанные действия.
Проанализировав вышеизложенное, приняв во внимание вышеприведенные правовые нормы и их системное толкование, правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, дав надлежащую юридическую оценку правоотношениям по настоящему гражданскому делу, исследовав имеющиеся в деле доказательства, оценив их относимость, допустимость, достоверность, а также достаточность и взаимосвязь в их совокупности, установив фактические обстоятельства дела, а именно, что, в содержании проезжей части дворовой территории по <адрес>, выявлены многочисленные дефекты и повреждения в виде выбоин, размеры которых превышают допустимые значения в соответствии с требованиями п. 5.2.4 ГОСТ 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», Администрацией города Феодосии Республики Крым и Муниципальным казенным учреждением «Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым» какие-либо меры по устранению выявленных нарушений не предприняты, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для возложения на Администрацию города Феодосии Республики Крым и Муниципальное казенное учреждение «Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым» обязанности в соответствии с пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», введенного приказом Росстандарта от 26 сентября 2021 года № 1245-ст, пунктами «в» и «ж» пункта 2 части 6 раздела IV Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 16 ноября 2012 года № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» провести работы по содержанию и приведению в соответствие дворового проезда по <адрес> с проведением работ в виде: устранения деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок, шелушения, выкрашивания и других дефектов) покрытия, исправления кромок покрытия, устранения повреждений бордюров, заливки трещин на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях, восстановления и заполнения деформационных швов; восстановления изношенных верхних слоев асфальтобетонных покрытий, и, как следствие, для удовлетворения исковых требований Заместителя прокурора города Феодосии Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в полном объеме.
В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Суд полагает возможным установить ответчикам – Администрации города Феодосии Республики Крым и Муниципальному казенному учреждению «Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым» двухмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу для исполнения решения суда для проведения работ по содержанию и приведению в соответствие дворового проезда по <адрес>, с проведением работ в виде: устранения деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок, шелушения, выкрашивания и других дефектов) покрытия, исправления кромок покрытия, устранения повреждений бордюров, заливки трещин на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях, восстановления и заполнения деформационных швов, восстановления изношенных верхних слоев асфальтобетонных покрытий, в соответствии с пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», введенного приказом Росстандарта от 26 сентября 2021 года № 1245-ст, пунктами «в» и «ж» пункта 2 части 6 раздела IV Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 16 ноября 2012 года № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», о котором просит Заместитель прокурора города Феодосии Республики Крым, считая такой срок разумным.
Мотивированное решение составлено 21 августа 2023 года.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд –
РЕШИЛ:
Иск Заместителя прокурора города Феодосии Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц – удовлетворить.
Обязать Администрацию города Феодосии Республики Крым (№, ОГРН №) и Муниципальное казенное учреждение «Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым» (ИНН №, ОГРН № в соответствии с пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», введенного приказом Росстандарта от 26 сентября 2021 года № 1245-ст, пунктами «в» и «ж» пункта 2 части 6 раздела IV Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 16 ноября 2012 года № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу провести работы по содержанию и приведению в соответствие дворового проезда по <адрес> с проведением работ в виде: устранения деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок, шелушения, выкрашивания и других дефектов) покрытия, исправления кромок покрытия, устранения повреждений бордюров, заливки трещин на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях, восстановления и заполнения деформационных швов, восстановления изношенных верхних слоев асфальтобетонных покрытий.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья: подпись Чибижекова Н.В.