дело № 2-394/2023 УИД: 48RS0022-01-2023-000412-04
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 июля 2023 года г.Елец
Елецкий районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Юдаковой Л.В.,
при секретаре Пищулиной Ю.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Елецкого района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ОГУП «Елецводоканал» о возложении обязанности провести работы по ликвидации скважины,
у с т а н о в и л :
Прокурор Елецкого района, действующий в соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ОГУП «Елецводоканал» о возложении обязанности провести работы по ликвидации скважины.
В обоснование иска указывает, что в ходе проверки соблюдения законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения в деятельности ОГУП «Елецводоканал» на территории Елецкого муниципального района Липецкой области установлены 11 недействующих скважин, которые не ликвидированы. Прокуратурой района 20.06.2022 в адрес Управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения, которое рассмотрено и удовлетворено. Вместе с тем, из 11 недействующих скважин ликвидировано всего 6. Так, недействующая водозаборная скважина № по ГВК 42201648, расположенная в д. Урывки Елецкого района (год бурения 1974), до настоящего времени не ликвидирована.
С учетом изложенного прокурор Елецкого района просит суд возложить на ОГУП «Елецводоканал» обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести ликвидацию вышеуказанной скважины.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Управление ЖКХ Липецкой области.
Помощник прокурора Елецкого района Терезанова А.С. исковые требования поддержала и просила удовлетворить.
Представитель ответчика ОГУП «Елецводоканал» по доверенности Клепова Л.В. письменно известила суд о рассмотрении дела в отсутствие представителя, указав, что 26 июня 2023 года предприятием заключен договор № 251 с ИП ФИО6 на выполнение работ по подготовке проекта по ликвидационному тампонажу водозаборной скважины, расположенной в д. Урывки Елецкого района Липецкой области, № по ГКВ 42201648, глубиной 100 м, в срок до 31 октября 2023 года.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Управление ЖКХ Липецкой области своего представителя в судебное заседание не направили.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении иска прокурора по следующим основаниям.
Согласно статье 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416 «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям.
На органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
В силу положений ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия по организации водоснабжения и водоотведения на территории сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Вместе с тем, полномочия по организации водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования переданы органам государственной власти субъекта на основании Закона Липецкой области от 26.12.2014 № 357-03 «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Липецкой области и органами государственной власти Липецкой области».
Согласно Положению об управлении жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области, утвержденного распоряжением Администрации Липецкой области от 26.07.2010 № 272-р, к функциям Управления ЖКХ Липецкой области (далее- Управление) относится осуществление мониторинга показателей технико-экономического состояния систем водоснабжения и водоотведения, в том числе показателей физического износа и энергетической эффективности объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения (п. 2.43), утверждение схемы водоснабжения и водоотведения поселений (п. 2.44), организации холодного водоснабжения и водоотведения населения муниципальных районов (п. 2.49), согласование вывода объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации муниципальных районов (п. 2.51), утверждение технического задания на разработку инвестиционных программ организаций, осуществляющих холодное водоснабжения и (или) водоотведение муниципальных районов, согласование указанных программ (п. п. 2.52, 2.53).
Приказом Управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области от 24.01.2018 №01-03/10 ОГУП «Елецводоканал» наделено статусом гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение и эксплуатирующей водопроводные и канализационные сети на территории Елецкого муниципального района.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Согласно Уставу ОГУП «Елецдоканал», утвержденному Управлением ЖКХ Липецкой области от 06.10.2021, предприятие является недропользователем, так как осуществляет деятельность по добыче и разработке подземных вод.
В соответствии со ст.8 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах) пользование недрами на территориях населенных пунктов и зон с особыми условиями использования территорий может быть ограничено или запрещено в случаях, если это пользование может создать угрозу безопасности жизни и здоровья населения, охране окружающей среды, сохранности зданий и сооружений, включая сохранность горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами.
В соответствии со ст. 26 Закона о недрах буровые скважины и иные сооружения, связанные с пользованием недрами, подлежат ликвидации или консервации по истечении установленного лицензией на пользование недрами срока пользования участком недр или при досрочном прекращении пользования недрами.
На основании п. 3.5. Постановления главного санитарного врача Российской Федерации от 25 июля 2001 № 19 «О введении в действие санитарных правил - СП.2.1.5.1059-01» буровые скважины на воду, в том числе поисковые, разведочные, эксплуатационные, наблюдательные, которые непригодны к эксплуатации или использование которых прекращено, должны быть ликвидированы или законсервированы в установленном порядке.
В соответствии с п. 16 Постановления Правительства РФ от 11.02.2016 № 94 «Об утверждении Правил охраны подземных водных объектов» ликвидация аварийных и непригодных к дальнейшему использованию скважин, а также консервация неиспользуемых скважин осуществляются пользователями недр в соответствии с проектной документацией на ликвидацию или консервацию указанных скважин.
В соответствии со ст. 18 Федерального Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Судом установлено, подтверждено материалами дела и не оспорено ответчиком, что на территории Елецкого муниципального района Липецкой области недействующая водозаборная скважина № по ГВК 42201648, расположенная в д. Урывки Елецкого района (год бурения 1974), до настоящего времени не ликвидирована.
Учитывая вышеизложенные нормы права, установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о возложении на ОГУП «Елецводоканал» обязанности провести ликвидацию вышеуказанной скважины. Ненадлежащее исполнение ОГУП «Елецводоканал» полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения противоречит основным принципам и целям государственной политики в указанной сфере, нарушает права жителей Елецкого района на охрану здоровья и улучшения качества жизни путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.
Срок, предложенный прокурором для устранения нарушений законодательства, с учетом объяснений представителя ответчика является разумным и достаточным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 320-321 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Иск прокурора Елецкого района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ОГУП «Елецводоканал» о возложении обязанности провести работы по ликвидации скважины удовлетворить.
Обязать ОГУП «Елецводоканал» в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести ликвидацию водозаборной скважины № по ГВК 42201648, расположенной в д. Урывки Елецкого района Липецкой области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Липецкого областного суда в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Елецкий районный суд.
Председательствующий -
Решение в окончательной форме принято судом 02.08.2023г.
Председательствующий -