Дело № 2-3205/2022
УИД: 22RS0065-02-2022-002929-70
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 июля 2022 года г. Барнаул
Индустриальный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего: Симон Н.Б.
при секретаре: Запольской А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Швецова Юрия Николаевича к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю (государственное учреждение) о перерасчете размера пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Швецов Ю.Н. обратился в суд с указанным иском к ответчику, ссылаясь в его обоснование на необходимость перерасчета размера пенсии по сведениям о размере заработной платы по справке о заработной плате за период с 1981 года по 1985 год по справке от 09 июня 2010 года, выданной ОАО «Барнаульский радиозавод», поскольку указанное повлечет увеличение размера пенсии. Иных документов, подтверждающих сведения о заработной плате за указанный период времени не имеется.
Ссылаясь на указанные обстоятельства и с учетом уточнения требований, истец просит обязать ответчика произвести перерасчет его пенсии на основании сведений о заработной плате за период с 1981 года по 1985 год по справке от 09 июня 2010 года, выданной ОАО «Барнаульский радиозавод».
Истец Швецов Ю.Н. в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом, в предыдущем судебном заседании на удовлетворении иска настаивал, по основаниям в нем изложенным.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, представлен письменный мотивированный отзыв на иск с указанием на то, что обоснованность и достоверность сведений о заработной плате, содержащихся в справке от 09 июня 2010 года, не были подтверждены объективными доказательствами ввиду уничтожения документов пожаром, произошедшем в 2016 году на территории Барнаульского радиозавода.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы гражданского дела, пенсионного дела, суд приходит к следующему выводу.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В соответствии с ч. 2 ст. 2 указанного Закона страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ размер страховой пенсии по старости определяется путем умножения индивидуального пенсионного коэффициента на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости (ч. 1).
Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется как сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов за периоды до 01 января 2015 года и за периоды после 01 января 2015 года (ч.9).
Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, определяется исходя из размер страховой части трудовой пенсии по старости без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленный по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Полученный размер делится на стоимость одного пенсионного коэффициента, установленного правительством Российской Федерации (ч. 10).
Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года зависит от отчислений страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую пенсию по старости (ч. 11).
Согласно п. 3 ст. 36 Федерального закона "О страховых пенсиях" со дня вступления в силу настоящего закона нормы Федерального закона "О трудовых пенсиях" не применяются, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Положения статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривают правовой механизм оценки приобретенных до 1 января 2002 года пенсионных прав застрахованных лиц и регулируют порядок исчисления размера трудовых пенсий.
Из пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» следует, что расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
При этом варианты определения расчетного размера трудовой пенсии, предусмотренные пунктами 3 и 4 статьи 30 названного федерального закона, предполагают использование в соответствующих целях либо среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями или государственными (муниципальными) органами (абзац седьмой пункта 3 и абзац четвертый пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Таким образом, размер страховой пенсии по старости при обращении гражданина за назначением страховой пенсии по старости должен определяется пенсионным органом с учетом заработка (дохода), который фактически получал гражданин в период своей трудовой (иной общественно полезной) деятельности, предшествующий назначению пенсии. Право выбора наиболее выгодного периода работы, из которого для определения размера пенсии подлежит учету среднемесячный заработок, принадлежит гражданину.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, установленный положениями пункта 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" порядок исчисления расчетного размера трудовой пенсии при оценке приобретенных до 1 января 2002 года пенсионных прав застрахованных лиц в части, касающейся определения размера среднемесячного заработка застрахованного лица, в равной мере распространяется на всех лиц, у которых право на назначение трудовой (с 1 января 2015 года - страховой) пенсии по старости возникло после указанной даты, обеспечивает индивидуализацию размера трудовой (страховой) пенсии по старости, обусловленную правовой природой и целевым назначением данной выплаты, исключает возможность произвольного установления пенсионного обеспечения и, по существу, воспроизводит действовавший ранее порядок определения среднемесячного заработка в целях исчисления размера трудовых пенсий по старости, закрепленный статьей 102 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (определения от 4 апреля 2017 года N 696-О, от 28 ноября 2019 года N 3181-О).
До вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», то есть до 1 января 2002 года, правовое регулирование исчисления размера трудовой пенсии по старости осуществлялось по нормам Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
Согласно части первой статьи 102 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации» среднемесячный заработок при назначении пенсии определяется (по желанию обратившегося за пенсией): за 24 последних месяца работы (службы, кроме срочной военной службы) перед обращением за пенсией либо за любые 60 месяцев работы (службы) подряд в течение всей трудовой деятельности перед обращением за пенсией.
Среднемесячный заработок, определенный частями первой и второй статьи 102, за периоды до регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» устанавливается на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими государственными и муниципальными органами, организациями (часть 3 статьи 102 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации»).
Среднемесячный заработок за периоды после регистрации в качестве застрахованного лица устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 4 статьи 102 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации»).
Из приведенного правового регулирования порядка подтверждения среднемесячного заработка для исчисления размера трудовых пенсий по старости, действовавшего до регистрации гражданина в системе государственного пенсионного страхования, следует, что среднемесячный заработок подтверждается документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Действующий с 1 января 2015 года порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии, их назначения (установления) и перерасчета их размера, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.08.2021 № 538н (вступившим в силу с 01.01.2022) утвержден перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы (сведения), подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий».
Для перерасчета размера страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца, доли страховой пенсии по старости необходимы документы, подтверждающие наличие оснований для такого перерасчета, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях» (пункт 15).
Пунктом 54 приказа от 04.08.2021 № 538н установлено, что необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения.
Аналогичные положения также были предусмотрены и в Перечне документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденных Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года № 958н.
На основании статьи 30.3 Федерального закона "О трудовых пенсиях" застрахованное лицо имеет право на перерасчет размера трудовой пенсии в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих его среднемесячный заработок, который не был учтен при осуществлении указанному лицу оценки пенсионных прав в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона при установлении ему трудовой пенсии.
Согласно ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого расчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 данного закона.
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Согласно разъяснениям, данным Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионным фондом Российской Федерации в письме от 27.11.2001, при установлении пенсии, в том случае, если невозможно документально подтвердить среднемесячный заработок в связи с утратой работодателем первичных документов о заработке, в частности, (а не только) в случаях стихийных бедствий (наводнения, землетрясения, ураганы), могут быть представлены документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии. К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и др.
Вместе с тем, разъяснено, что документы должны быть такими, чтобы из них можно было сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Указанием от 20 мая 1992 N 1-68-У "О порядке оформления справки о заработной плате для назначения государственной пенсии" Министерства социальной защиты населения Российской Федерации утверждена и доведена до сведения всем предприятиям, учреждениям, организациям форма справки о заработке.
Из анализа указанных требований закона следует, что размер заработной платы работника подлежит установлению на основании первичных документов либо иных документов, с достоверностью подтверждающих индивидуальный характер заработка, выданных работодателем (компетентным должностным лицом работодателя) либо в случае ликвидации юридического лица государственными (муниципальными) органами.
Как следует из материалов пенсионного дела, на основании заявления Швецова Ю.Н. от 16.12.2019, УПФР в г.Барнауле Алтайского края принято решение о назначении пенсии №190000198894/1463409/19 в соответствии со ст. 8 Закона №400-ФЗ с 04.01.2020 бессрочно, суммарный размер пенсии составил 8 798,12 руб.
На дату рассмотрения настоящего спора в результате произведенных перерасчетов размер пенсии истца составляет 11 172,48 руб.
14.03.2022 истец обратился в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии за периоды до 01.01.2015 в связи с представлением документов о среднемесячном заработке.
К заявлению истцом были представлены: справка о заработной плате от 09.07.2010 № 75, выписка из приказа № 78-кот 23.09.1997.
Решением пенсионного органа от 21.04.2022 Шевцову Ю.Н. отказано в перерасчете страховой пенсии по старости в связи с отсутствием оснований для перерасчета, поскольку достоверность сведений о размере заработной платы по справке 09.07.2010 № 75 не подтверждена.
Таким образом, при рассмотрении заявления истца о перерасчете размера страховой пенсии заработная плата истца с 01.01.1981 по 31.12.1985 за период его работы на Барнаульском радиозаводе, указанная в упомянутой справке, пенсионным органом учтена не была.
Согласно записям в трудовой книжке, истец 07.02.1980 принят на работу подсобным рабочим в отдел капитального строительства Барнаульского радиозавода, с 21.02.1980 переведен фотолаборантом в участок печатных плат цеха покрытий металлических деталей гальваническим способом, с 01.06.1980 переведен фотолаборантом в цех по изготовлению печатных плат, с 01.01.1984 переведен фотолаборантом в отдел технической документации, с 04.01.1987 переведен фотографом в отдел технической информации, с 01.01.1988 - фотограф, с 10.06.1993 уволен в связи с сокращением численности.
КГКУ «Государственный архив Алтайского края» по запросу суда представлены: приказы Барнаульского радиозавода от 18.01.1984 №57к о переводе Швецова Ю.Н. - фотолаборанта цеха №68 в отд. 50 фотолаборантом без изменения условий оплаты труда с 01.01.1984; от 29.12.1986 № 234к - о переводе фотолаборантом 6 разряда в том же отделе; от 12.07.1989 № 509к - о возложении на истца обязанностей фотолаборанта на время очередного отпуска иного работника с доплатой в размере 50 % от основного тарифа с 10.07.1989; от 09.09.1992 № 645к - об отпуске фотолаборанта Щвецова Ю.Н.; от 02.06.1993 № 670к - об увольнении с 10.06.1993.
Согласно ответу на запрос суда КГКУ Государственного архива Алтайского края от 09.06.2022, в документах архивного фонда Барнаульского радиозавода, в приказах по личному составу, сформированных в одно дело за 27.09 - 31.12.1980 сведения о приеме Швецова Ю.Н. отсутствуют, в личных карточках (ф. Т-2) уволенных работников завода за 1993 год личная карточка (ф. Т-2) Швецова Ю.Н. отсутствует; в документах вышеназванного архивного фонда приказы директора завода по личному составу за 01.01.-26.09.1980, документы по заработной плате работникам завода, учредительные документы завода на хранение не поступали, документы по заработной плате утрачены во время ведомственного хранения при пожаре. Документы по основной деятельности Барнаульского радиозавода поступили на хранение по 1953 год, документы по личному составу за 1998-2010 годы находятся на хранении в архивном отделе администрации г.Барнаула.
По информации архивного отдела администрации г.Барнаула от 10.06.2022, на хранение в архивный отдел переданы документы по личному составу АО «Барнаульский радиозавод» за 1997-2016 годы. Согласно приказам генерального директора Общества по личному составу за 2010 год приказы подписывались генеральным директором Общества Гордеевым В.А. и временно исполняющим обязанности генерального директора Титовым В.А. В штатных расписаниях Общества по состоянию на 01.01.2009 и 22.10.2018 главным бухгалтером значится Лукина В.И. Штатные расписания Общества за 2010 год на хранение в архивный отдел администрации города не передавались. В личной карточке (ф.Т-2) Лукиной В.И. указана должность «главный бухгалтер», дата назначения - 04.08.1986, дата увольнения не указана. Приказом конкурсного управляющего Общества от 21.05.2020 № 12 Лукина В.И., главный бухгалтер, уволена по п.1 ч.1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно выписки из приказа № 78-к от 23.09.1997 Государственное предприятие Барнаульский радиозавод переименовано в ОАО «Барнаульский радиозавод».
Таким образом, проанализировав все имеющие документы, учитывая сведения трудовой книжки и первичных документов о работе истца в спорный период времени на Барнаульском радиозаводе, о переименовании Барнаульского радиозавода в ОАО «Барнаульский радиозавод» с 1997 года, справка о заработной плате, подписанная в 2010 году надлежащими руководителем Общества Гордеевым В.А. и главным бухгалтером Лукиной В.И., содержит сведения о заработной плате помесячно, выдана на основании расчетных ведомостей, содержит указание на фамилию имя и отчество истца в полном объеме, что с достоверностью подтверждает индивидуальный характер заработка истца.
С учетом изложенного, оснований ставить под сомнение сведения о заработной плате истца, указанные в справке от 09.07.2010, у суда не имеется.
Согласно представленному пенсионным органом расчету, в случае расчета страховой пенсии по старости с учетом заработной платы за спорный период с 01.01.1981 по 31.12.1985 по справке от 09.07.2010 сумма пенсии составит 14 551,21 руб., что превышает размер пенсии, которую получает в настоящее время истец, в связи с чем, имеются основания для перерасчета размера пенсии истцу с учетом заработной платы по сведениям указанной выше справки.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Заявление пенсионера о перерасчете страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 Закона.
Согласно приведенным правовым нормам, перерасчет пенсии носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления пенсионера, к которому прилагаются необходимые документы.
Поскольку при обращении с заявлением 14.03.2022 о перерасчете пенсии истцом были представлены все необходимые документы для перерасчета, то перерасчет размера страховой пенсии по старости истцу следует производить с 01.04.2022.
С учетом установленных судом обстоятельств, исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Швецова Юрия Николаевича удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю произвести перерасчет размера пенсии Швецову Юрию Николаевичу с 01 апреля 2022 года с учетом сведений о заработной плате за период с января 1981 года по декабрь 1985 год по справке от 09 июля 2010 года №75, выданной ОАО «Барнаульский радиозавод».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированного решения в Алтайский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Барнаула.
Председательствующий Н.Б. Симон