Производство №2-693/2023
УИД 91RS0021-01-2023-000792-73
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 сентября 2023 года г. Судак
Судакский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего-судьи – Иванова М.Г.,
при секретаре – Аталиковой Р.А.,
с участием: представителя истца – Абдулаева И.Б.,
представителя ответчика – Пугачевой Н.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Давидченко Татьяны Леонидовны к администрации города Судака Республики Крым о признании права пользования жилым помещением, обязательстве заключить договор социального найма,-
УСТАНОВИЛ:
Давидченко Т.Л. обратился в суд с иском к администрации города Судака Республики Крым о признании права пользования занимаемыми жилыми помещениями №33, площадью 10,5 кв.м. с кадастровым номером №, №32, площадью 14,9 кв.м. с кадастровым номером №, расположенными на 3 этаже здания по адресу: <адрес>, за Давидченко Т.Л. и обязании заключить с ней договор социального найма на указанное жилое помещение.
Исковые требования мотивированы тем, что в 1996 году истцу Давидченко Т.Л., как сотруднику аптеки № было предоставлено жилое помещение – комнаты №1 и №24 в общежитии по адресу: <адрес>, о чем выдан ордер на вселение. 13 октября 2023 года истец обратилась в администрацию города Судака с заявлением о заключении договора социального найма жилого помещения, администрацией г. Судака было отказано в заключении договора социального найма, поскольку истцом не предоставлен документ (основание), подтверждающий право пользования жилым помещением, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Истец Давидченко Т.Л. в судебное заседание не явилась, обеспечила явку своего представителя Абдулаева И.Б., который в судебном заседании поддержал исковые требования, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика – администрации г. Судака Республики Крым Пугачева Н.Л. в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных исковых требвоаний.
Суд, выслушав пояснения сторон, допросив свидетелей, исследовав доказательства, содержащиеся в материалах дела, приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.40 Конституции ЖК РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Статьей 10 ЖК РФ установлено, что жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В соответствии со ст.60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных названным Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
Статьей 19 ЖК РФ закреплено, что муниципальный жилищный фонд – это совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям. Жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).
Таким образом, для заключения договора социального найма жилого помещения необходимо наличие обязательного требования – право собственности на жилое помещение должно быть зарегистрировано за муниципальным образованием и входить в состав муниципального жилищного фонда.
На основании ч.2 ст.69 ЖК РФ члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности (ч.2 ст.60, ст.71, п.5 ч.1 ст.26, ст.70, ст.72, ст.76, ст.80, ст.81, ст.82 ч.2 ст.83 ЖК РФ), независимо от того, вселялись ли они в жилое помещение одновременно с нанимателем или были вселены в качестве членов семьи нанимателя впоследствии.
Частью 4 ст.445 ГК РФ регламентировано, что, если сторона, для которой в соответствии с указанным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, согласно ордера совхоз-завода «Морской», выданного 24 декабря 1996 года, Давидченко Т.Л. была предоставлена комната в общежитии по адресу: <адрес>
На основании акта обследования общежития по адресу: <адрес> от 22 июля 2022 года, составленного администрацией города Судака, Давидченко Т.Л. занимает жилые помещения №1,24 на 3 этаже.
Согласно технического паспорта общая площадь помещении №1 с кадастровым номером № составляется 10,5 кв.м., общая площадь помещения №24 с кадастровым номером № составляет 14,9 кв.м.
В соответствии с постановлением администрации города Судака от 29 мая 2023 года №663 «О присвоении адреса» помещению с кадастровым номером № присвоен адрес: <адрес>, здание 22, помещение 32, помещению с кадастровым номером № присвоен адрес: <адрес>, здание 22, помещение 33ж.
13 октября 2023 года истец обратился в администрацию г. Судака с заявлением о заключении договора социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>, ком.1,24.
Письмом от 13 декабря 2022 года администрацией г. Судака было отказано в заключении договора социального найма, поскольку истцом не предоставлен документ (основание), подтверждающий право пользования жилым помещением
Согласно положениям ст.92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Исходя из содержания приведенных правовых норм реализация уполномоченным органом права на исключение дома из специализированного жилищного фонда с отнесением его к жилищному фонду социального использования является основанием для применения к жилым помещениям правового режима, установленного для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Согласно чч.1-2 ст. 94 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов.
Согласно положениям статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Статьей 18 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" определено, что при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
При этом пунктом 1 приложения 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" установлено, что объекты государственной собственности (в том числе жилищный и нежилой фонд), расположенные на территории, находящейся в ведении соответствующего Совета народных депутатов, относятся к муниципальной собственности.
Из содержания указанных норм в их взаимосвязи следует, что включение объектов жилищного фонда, к которым относятся общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий не допускалось. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.
Введение в законодательство нормы статьи 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 3 июля 2007 года N 425-О-О, было обусловлено задачей защиты прав именно тех граждан, которые после передачи органам местного самоуправления общежитий, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям), выполнявшим в отношении указанных граждан функцию и наймодателя, и работодателя, оказались пользователями жилых помещений, принадлежащих другому наймодателю, не являющемуся их работодателем. Соответственно, распространяя на жилые помещения в общежитиях правовой режим социального найма и тем самым фактически предрешая вопрос о правовом режиме самих зданий, в которых они находятся, федеральный законодатель преследовал цель устранить неопределенность правовых последствий передачи этих зданий в ведение органов местного самоуправления.
Проживающие в жилых помещениях, находящихся в общежитиях, граждане, которым они были предоставлены на законных основаниях как работникам соответствующего государственного или муниципального предприятия (учреждения), - независимо от того, до или после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации эти граждане приобрели право пользования жилыми помещениями, а здание общежития передано в ведение органов местного самоуправления, - с точки зрения правового статуса составляют одну категорию субъектов жилищных правоотношений и, следовательно, равным образом подлежат защите при реализации своего конституционного права на жилище.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от любых проявлений дискриминации, означает - помимо недопустимости установления в законе какого-либо различия, исключения или предпочтения, основанного на признаках расы, пола, религии, политических убеждений, национальной принадлежности, социального происхождения или каких-либо других обстоятельств, - запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Исходя из этого государство должно гарантировать равенство прав граждан, находящихся в одинаковых условиях, в данном случае - проживающих на законных основаниях в жилых домах, ранее использовавшихся в качестве общежитий, независимо от даты передачи таких домов в ведение органов местного самоуправления (до или после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) и при условии законного вселения в жилое помещение и в тех случаях, если оно имело место после 1 марта 2005 года.
В связи с чем права нанимателя жилого помещения по договору социального найма жилого помещения не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления документов в отношении муниципального жилья.
Как установлено судом, спорное жилое помещение было предоставлено истцу Давидченко Т.Л. в 1996 году, т.е. до её передачи в муниципальную собственность территориальной громаде города Судака. С момента вселения истец постоянно проживает и использует помещения №32,33 по адресу: <адрес>, приняла на себя обязательства по содержанию спорных жилых помещений, пользуется ими, поддерживает в надлежащем состоянии, производит за свой счет расходы на их содержание, что дает ей законное право на заключение договора социального найма занимаемых ею помещений.
В соответствии с п.1 ст.209, п.1 ст.288 ГК РФ, ч.1 ст.30 ЖК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены ЖК РФ.
Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, Жилищным кодексом Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 ЖК РФ).
В силу ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
Судом достоверно установлено, что истец вселился в жилое помещение, добросовестно длительное время владеет и пользуется ею, заключил договоры с обслуживающими организациями, оплачивает коммунальные услуги, производит за свой счет расходы на его содержание, надлежащим образом осуществляет обязательства по его содержанию, меры по сохранению и защите от посягательств или притязаний третьих лиц, с момента своего законного вселения в квартиру и до настоящего времени он добросовестно, открыто и непрерывно владеет им как своим собственным на протяжении длительного времени, где постоянно проживает до настоящего времени, что подтверждается исследованными в судебном заседании письменными доказательствами по делу.
При таких обстоятельствах, требование о возложении обязанности на администрацию города Судака заключить с истцами договор социального найма, по мнению суда является обоснованным.
Изложенные выше обстоятельства и представленные суду доказательства в их совокупности прямо указывают на то, что истец являются нанимателем квартиры, поскольку был законно вселен в занимаемое им жилое помещение, длительное время правомерно и добросовестно пользуются им, с момента вселения их право на жилое помещение никогда и никем не оспаривалось, законность его проживания в квартире под сомнение никто не ставил, что свидетельствует о том, что между сторонами фактически сложились правоотношения, вытекающие из договора социального найма.
Доказательств, свидетельствующих о незаконности передачи спорной квартиры, истцу в ходе рассмотрения настоящего дела не представлено и в материалах дела не содержится, а само по себе отсутствие у них регистрации в спорном жилом помещении при изложенных выше обстоятельствах, не является основанием для отказа в заключении с ними договора социального найма.
Таким образом, учитывая, что предметом спора является не предоставление жилого помещения, а надлежащее оформление существующих отношений по социальному найму, судом достоверно установлены все юридически значимые обстоятельства по настоящему делу, а именно статус спорного жилого помещения на момент его предоставления нанимателям, основания вселения и проживания истца в квартире.
Доводы представителя администрации о прекращении государственной регистрации права собственности администрации города Судака в отношении здания общежития, которое принято в муниципальную собственность постановлением №217 от 26 февраля 2018 года и не выполнении администрацией города Судака мер по регистрации права собственности на помещения входящие в состав общежития, не должно влечь за собой неблагоприятные последствия для истца, выразившего намерение воспользоваться предоставленным ему правом на заключение договора социального найма и приватизации занимаемого жилого помещения, поскольку соблюдение законов Российской Федерации в равной мере является обязанностью как граждан, так и органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц (часть 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации).
При таких обстоятельствах, у истца возникло законное право пользования спорными жилыми помещениями, поскольку между сторонами фактически возникли и сложились правоотношения, вытекающие из договора социального найма, обязанность по оформлению которого лежит на наймодателе жилого помещения, вследствие этого, в силу прямого указания закона администрация города Судака обязана заключить с ними договор социального найма на спорную квартиру.
Данные обстоятельства нашли свое полное подтверждение в судебном заседании и никем не опровергнуты. Представителем администрации города Судака не приведено ни одного достоверного факта, не представлено ни одного убедительного довода, чтобы суд пришел к иному выводу по данному делу.
Представленные истцом доказательства являются относимыми, допустимыми, не вызывают у суда сомнения в их достоверности и в совокупности полностью подтверждают обстоятельства, на которые они ссылается как на основания своих исковых требований.
При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым исковые требования удовлетворить в полном объеме, признать за истцом право пользования занимаемыми жилыми помещениями №33, площадью 10,5 кв.м. с кадастровым номером №, №32, площадью 14,9 кв.м. с кадастровым номером №, расположенными на 3 этаже здания по адресу: <адрес>, и обязать администрацию города Судака заключить с ней договор социального найма указанного жилого помещения.
На взыскании судебных расходов с ответчика истец не настаивал.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,-
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Давидченко Татьяны Леонидовны к администрации города Судака Республики Крым о признании права пользования жилым помещением, обязательстве заключить договор социального найма – удовлетворить.
Признать за Давидченко Татьяной Леонидовной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>, право пользования занимаемыми жилыми помещениями №33, площадью 10,5 кв.м. с кадастровым номером №, №32, площадью 14,9 кв.м. с кадастровым номером №, расположенными на 3 этаже здания по адресу: <адрес>.
Обязать администрацию города Судака Республики Крым заключить с Давидченко Татьяной Леонидовной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>, договор социального найма жилых помещений №33, площадью 10,5 кв.м. с кадастровым номером №, №32, площадью 14,9 кв.м. с кадастровым номером №, расположенных на 3 этаже здания по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Судакский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме составлено 18 сентября 2023 года.
Председательствующий – судья М.Г. Иванов