Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-320/2023 ~ М-336/2023 от 07.08.2023

Дело № 2- 320/2023

УИД59RS0022-01-2023-001168-80

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 сентября 2023 года г.Кизел

Кизеловский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Балуевой Е.В.,

при секретаре судебного заседания Кольмаковой И.С.,

с участием истца Якимовой В.Н.,

представителя ответчика Администрации городского округа «Город Кизел» Новиковой О.Н., действующей по доверенности от 09.01.2023г.,

рассмотрев в открытом судебном заедании гражданское дело по иску Якимовой В. Н. к администрации городского округа «Город Кизел» об уточнении списка, включении в список граждан проживающих в ветхом жилье, и о предоставлении социальной выплаты,

у с т а н о в и л:

Истец Якимова В.Н. обратились в суд с иском к Администрации городского округа «Город Кизел» Пермского края об уточнении списка граждан проживающих в ветхом жилье, включении в список граждан проживающих в ветхом жилье, и о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья.

Требования мотивированы тем, что с июня 2003 г. истец проживала в двухкомнатной квартире, общей площадью 56.4 кв.м., по адресу: <адрес>.Указанная квартира принадлежала её бабушке Николенко Н.Д. на основании договора купли- продажи от 11.06.2003г. 03.08.2009г. данную квартиру бабушка подарила истцу на основании договора дарения. В 2012году у истца родилась дочь, которую она также зарегистрировала по данному адресу. В квартире жить было невозможно поскольку был забит дымоход, частое отключение воды, не работала канализация, зимой температура была 10-15 градусов, происходила осадка бревен, дом управляющей компанией не обслуживался в апреле 2012 года истец вынуждена была переехать в г.Пермь, где проживала на съемной квартире. 09.09.2023г. у истца родился сын, которого она также зарегистрировала в данной квартире. Истец обращалась в администрацию с целью предоставления жилого помещения или социальной выплаты для приобретения жилья, на обращения получала разные ответы. В связи с отсутствием фактически проживающих граждан, дом был разрушен, дата его разрушения неизвестна. За ней закреплено право на предоставления жилья на основании постановления администрации Кизеловского городского поселения №45 от 17.01.2017г., порядковый номер в очереди 1121.

Истец Якимова В.Н. поддержала доводы иска в полном объеме, пояснила, что первоначально она проживала в доме по <адрес> с родителями. Потом в 2003г. была прописана и проживала у бабушки по <адрес>. В 2009г. бабушка подарила ей данную квартиру. Она много раз обращалась в администрацию с заявлениями о включении её в списки и предоставлении социальной выплаты, но ей было отказано. Она написала заявление о постановке на учет в качестве нуждающейся, её поставили в очередь. Дом в настоящее время разрушен, другого жилья у неё нет, проживает в г.Перми на съемном жилье.

Представитель ответчика Новикова О.Н. с исковыми требованиями не согласна, пояснила, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года, содействие переселяемых граждан осуществляется в форме предоставления социальных выплат. В соответствии с эталоном проекта ликвидации шахты, переселению подлежат жители ветхих домов не зависимо от форм собственности, проживающие и зарегистрированные на момент принятия решения, ликвидации шахты в данных жилых помещениях. Постановлением 428 предусматривается содействие в форме предоставления социальных выплат и список основания для корректировки является исключительным. Полагает, что оснований для корректировки списка нет. Истец на момент принятия решения о ликвидации Шахты Ленина на 13.06.1997 не была зарегистрирована по адресу: Разведчиков, 4а-2. На момент принятия решения, она проживала по другому адресу. Якимова является собственником по договору дарения от 03.08.2009, право собственности зарегистрировано 02.09.2009. Регистрация по Разведчиков, 4а-2 у истца с 15.07.2003. Шахта им.Ленина ликвидирована в 1997 году. Заключением Уральского филиала ВНИМИ 28.12.2009 данный дом Разведчиков, 4а был признан не пригодным для проживания по критериям безопасности. Если смотреть на нормы закона, чтобы скорректировать списки, данный дом на 1997 год не был признан не пригодным для проживания. С требованиями о предоставлении жилья вне очереди истец не обращалась.

Третье лицо Министерство энергетики РФ о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходи к следующему.

Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации социальные выплаты устанавливаются законом, то есть находятся в компетенции органов законодательной власти.

Основы государственной политики в области добычи ( переработки) и использования угля ( горючих сланцев), отношения, возникающие при осуществлении и деятельности в этой области, регулируются Федеральным законом « О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности от 20.06.1996 года № 81-ФЗ.

Настоящий Федеральный закон под реструктуризацией угольной промышленности понимает комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера.

В соответствии с положениями статьи 5 названного Закона перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за № 840 " О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона " О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности " утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, п. 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428 (с изменениями в редакции Постановления Правительства РФ от 28.09.2016 года № 976) межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.

Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике.

Основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются:

рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;

государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению;

снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье;

проживание гражданина в не учтенных при разработке проектов ликвидации угольных шахт и разрезов домах, являющихся ветхим жильем, на день принятия решения о ликвидации угольной промышленности;

фактическое отсутствие гражданина, зарегистрированного по месту жительства в ветхом жилье и владеющего правом собственности или иным законным правом на него, в таком ветхом жилье на дату утверждения списка граждан, подлежащих переселению.

Предусмотренный настоящим пунктом перечень оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, является исчерпывающим.

Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением «ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308 (с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.

В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.

В материалах проекта ликвидации шахты на каждый ветхий дом, непригодный для проживания по критериям безопасности и находящийся в зоне влияния горных работ ликвидируемой шахты должны быть приведены:

-планы горных работ с нанесением всех жилых домов попавших в зоны подработки, в том числе выделены ветхие дома, непригодные для проживания по критериям безопасности;

-подтверждение маркшейдерской службы шахты о попадании дома в зону влияния горных работ;

-заключение Бюро технической инвентаризации, подтверждающий технический износ дома ;

-заключение ВНИМИ о степени влияния горных работ на состояние жилого дома.

Анализ вышеуказанных норм права позволяет сделать вывод о том, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения (строительства) жилья за счет средств федерального бюджета.

Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками, либо нанимателями ветхих жилых помещений, либо членами семьи собственника (нанимателя).

Комплексом мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности России в 2006-2010 годах, утвержденных приказом № 177 Минэнерго России от 27 июля 2006 года, предусмотрено переселение только включенных в действующий список переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденного проекта ликвидации шахт ОАО « Кизелуголь». При этом, пункт 8 Правил предоставления социальных выплат предусмотрел основания уточнения списков граждан, подлежащих переселению, перечень которых является исчерпывающим.

В судебном заседании установлено следующее. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 02.07.2003г. Николенко Н.Д. являлась собственником жилого помещения по адресу: <адрес>.

Согласно договору дарения от 03.08.2009 Николенко Н.Д. подарила данную квартиру своей внучке Кожановой В.Н., 02.09.2009г. Якимовой(Кожановой) В.Н. было получено свидетельство о государственной регистрации права(л.д.8-10).

Согласно выписке из ЕГРН квартира по адресу: <адрес> принадлежит Якимовой В.Н. на основании договора дарения от 03.08.2009г.(л.д.11).

Истец зарегистрирована в квартире по <адрес> с 15.07.2003г., данный факт подтверждается справкой о зарегистрированных лицах, копией паспорта, адресной справкой (л.д. 6,25,33); иного жилья в собственности не имеет, равно как и её дети, что подтверждается сведениями из ЕГРН (л.д.51-53).

Шахта им.Ленина была ликвидирована 13.06.1997г., что подтверждается приказом №157(л.д.62).

Из ответа администрации городского округа «Город Кизел» от 14.07.2014г. на обращение Якимовой В.Н. следует, что оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, не имеется, поскольку отсутствует подтверждение факта регистрации в ветхом жилье по <адрес>, на момент принятия решения о ликвидации шахты им.Ленина ОАО «Кизелуголь». Имеются сведения о регистрации по данному адресу с 2003г. Рекомендовано с вопросом об улучшении жилищных условий обратиться в уполномоченный орган- администрацию Кизеловского городского поселения.

Согласно заключению Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» от 28.12.2009г. «О степени влияния горных работ на жилые дома, находящиеся на территории Кизеловского муниципального района Пермского края, расположенные на шихтных полях ОАО «Кизелуголь», жилые дома из списка, представленного Администрацией Кизеловского муниципального района, приведенные в Приложении 1,2 и3 и не отмеченные звездочкой, следует признать подлежащими сносу как ветхие, ставшие в результате ведения горных работ непригодными для проживания по критериям безопасности. Согласно приложению №1 дом по <адрес> значится в указанном списке.(л.д.63-66).

Согласно справке администрации городского округа «Город Кизел» семья Якимовой В.Н. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на основании постановления администрации Кизеловского городского поселения №45 от 17.01.2017г., номер очереди -1072(л.д.67).

Из совокупности перечисленных выше норм законодательства следует, что Правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в домах на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем оказания содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности. Предоставление социальных выплат в данном случае является способом зашиты прав граждан, проживавших в указанных домах, порядок и условия предоставления которых регулируются специальным нормами закона и принятых во их исполнение иных нормативно-правовых актов. Эти нормы действуют и имеют распространение лишь на конкретных субъектов, указанных в этих актах.

Таким образом, для рассмотрения настоящего спора юридически значимыми обстоятельствами являются: включение гражданина в список лиц, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, составленном на момент принятия решения о ликвидации шахты, а также признание жилого помещения ветхим непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемом предприятии угольной промышленности именно на дату принятия решения о ликвидации шахты.

Между тем, вопреки положениям статьи 56 ГПК РФ истцом не представлено доказательств тому, что она либо её родители ( в том числе и бабушка Николенко Н.Д.) которой первоначально принадлежало жилое помещение, были включены в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте им В.И.Ленина ОАО «Кизелуголь» на момент принятия решения о ликвидации шахты (13.06.1997). Не представлено доказательств тому, что жилой дом №4а по ул.Разведчиков г.Кизела был признан ветхим непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте именно на дату принятия решения о ликвидации шахты.

Представленное заключение Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» от 28.12.2009. эти обстоятельства с очевидностью не подтверждает, поскольку в данном заключении содержатся выводы о непригодности дома для проживания по состоянию на 2009 год в нем не содержится выводов о том, что многоквартирный дом по <адрес> был признан ветхим(пришел в ветхость) в результате ведения горных работ именно на дату принятия решения о ликвидации шахты.

Кроме того, в силу положений п. 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков в редакции постановления Правительства РФ от 28.09.2016 № 976, перечень оснований для уточнения ранее составленных списков, является исчерпывающим. Таким образом, в силу действующего на момент разрешения спора законодательства, уточнение (корректировка) возможна только списков, составленных на день принятия решения о ликвидации шахты, и только в случаях, прямо предусмотренных пунктом 8 Правил.

Как следует из материалов дела, ранее ни истец, ни её родители не признавались участниками специализированной программы предоставления жилого помещения в связи с повреждением объекта их проживания в результате деятельности ликвидированной шахты, из представленного заключения Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» не усматривается, что многоквартирный дом по <адрес> был признан ветхим непригодным для проживания на день принятия решения о ликвидации шахты, истцом таких доказательств суду также не представлено, на момент ликвидации шахты истец не проживала и не была зарегистрирована по данному адресу, поэтому новых обстоятельств, для включения истца в число участников данной программы в данном случае не усматривается.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, поэтому Якимовой В.Н. в удовлетворении иска к Администрации городского округа «Город Кизел» Пермского края следует отказать в полном объеме.

Суд отмечает, что истец не лишена возможности защиты своих жилищных прав в ином порядке.

руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░; ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░; ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 29 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░.

░░░░░ ░.░.░░░░░░░

2-320/2023 ~ М-336/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Якимова Виктория Николаевна
Ответчики
Администрация городского округа "Город Кизел"
Другие
Министерство энергетики Российской Федерации
Суд
Кизеловский городской суд Пермского края
Судья
Балуева Елизавета Владимировна
Дело на сайте суда
kizel--perm.sudrf.ru
07.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.08.2023Передача материалов судье
08.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.08.2023Подготовка дела (собеседование)
24.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.09.2023Судебное заседание
29.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.10.2023Дело оформлено
02.11.2023Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее