УИД: 26RS0010-01-2022-000583-79
УД №1-128/2022
ПРИГОВОР
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Георгиевск 8 апреля 2022 года
Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Чернышова А.А.,
при секретаре Пальвинской И.С.,
с участием государственного обвинителя Ли Е.А.,
подсудимого Шокарева М.А.,
его защитника – адвоката Чернова А.В.,
рассмотрев уголовное дело в отношении
Шокарева Михаила Анатольевича, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, не имеющего регистрации, проживающего по адресу: <адрес>, гражданина Российской Федерации, с неполным средним образованием, неженатого, имеющего одного малолетнего ребенка, неработающего, судимого:
- 21 октября 2021 года Кировским районным судом Ставропольского края по ч. 1 ст. 157 УК РФ к 6 месяцам исправительных работ с удержанием 10% из заработной платы, постановлением этого же суда от 7 февраля 2022 года наказание заменено на 2 месяца лишения свободы с отбыванием в колонии-поселении, постановлено о следовании к месту отбывания наказания самостоятельно, к отбыванию наказания не приступившего,
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1
ст. 228 УК РФ,
УСТАНОВИЛ:
2 ноября 2021 года примерно не позднее 14 часов Шокарев М.А., находясь по месту жительства в <адрес> в <адрес>, имея прямой умысел на незаконное приобретение наркотических средств, используя мобильный телефон, посредствам интернет-сайта «<адрес>» заказал наркотическое средство, содержащее в своем составе ?-пирролидиновалерофенон – производное наркотического средства N-метилэфедрона, оплатив за него через платежную систему «Qiwi», после чего получив на мобильный телефон информацию о местонахождении тайника с приобретенным наркотическим средством, в тот же день прибыл на участок местности c географическими координатами <адрес> градусов северной широты и <адрес> градусов восточной долготы в пределах дачного общества «<адрес>» <адрес>, где, продолжая преступный умысел, направленный на незаконное приобретение наркотического средства, примерно в 15 часов из тайника извлек, тем самым незаконно приобрел, сверток с находящимся в нем веществом, содержащим ?-пирролидиновалерофенон – производное наркотического средства N-метилэфедрона массой 0,74 гр., что является значительным размером, а в тот же день в период времени с 15 часов 40 минут до 16 часов 30 минут указанное наркотическое средство обнаружено и изъято сотрудниками полиции на участке местности в <адрес> метров от дорожного знака «Главная дорога» на автодороге «<адрес> <адрес>» на <адрес> метров на территории дачного общества «<адрес>» <адрес> c географическими координатами <адрес> градусов северной широты и <адрес> градусов восточной долготы, куда наркотическое средство при виде полицейских выбросил Шокарев М.А.
В судебном заседании подсудимый Шокарев М.А. вину в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 228 УК РФ, признал полностью и показал, что наркотическое средство «Соль» он употреблял не часто, периодически. 2 ноября примерно в 13 часов со своего телефона по месту жительства на сайте «<адрес>» он заказал это наркотическое средство, оплатил 3 000 рублей через терминал «Qiwi» в магазине «Магнит» в
<адрес>. На телефон ему прислали фотографию и координаты тайника – место закладки наркотиков. К данному месту он поехал на такси, прибыл к месту примерно в 15 часов по присланным координатам. Это место находится около дачного общества «<адрес>» по объездной дороге
<адрес>. Сверток, обмотанный красной изолентой, нашел под деревом, положил его в карман. Отойдя по направлению обратно к такси на дорогу, перед трассой увидел полицейских, испугался, выбросил наркотическое средство. Однако это увидели сотрудники полиции.
Кроме признания подсудимым вины в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 228 УК РФ, его вина в содеянном подтверждается также следующими исследованными доказательствами.
Показаниями свидетеля Свидетель №2 о том, что 2 ноября сотрудники полиции его пригласили для участия в качестве понятого. Примерно в 15 часов 30 минут он с полицейскими поехал на объездную дорогу <адрес>, где находился Шокарев М.А. Со слов полицейских, те увидели, что Шокарев что-то выбросил. На месте был обнаружен сверток, завернутый красной изолентой. Шокарев подтвердил, что в свертке находится наркотическое вещество «Соль», приобретенное на стайте «<адрес>».
Показаниями свидетеля Свидетель №1 о том, что 2 ноября 2021 года примерно в 15 часов 30 минут он принимал участие понятым на объездной дороге <адрес>, куда был приглашен полицейскими. Там находился Шокарев М.А. Рядом лежал пакет, завернутый в красную изоленту. Шокарев сказал, что в пакете «Соль», приобрел её для себя.
Показаниями свидетеля Свидетель №3, ранее данными в ходе предварительного расследования, оглашенными в соответствии с ч. 1 ст. 281 УПК РФ, о том, что он является командиром мобильного взвода ОР ППСП ОМВД России по Георгиевскому городскому округу. 2 ноября 2021 года во время патрулирования на территории дачного общества «<адрес>» в пределах <адрес>, примерно в 15 часов 15 минут был замечен ранее неизвестный мужчина, как позже выяснилось Шокарев М.А., который что-то искал под деревьями, в связи с чем было принято решение установить его личность. Когда полицейские подошли к Шокареву, тот стал нервничать, что-то достал из кармана, отвернулся и выбросил в сторону сверток. Так как эти действия были очевидны, Шокарев сказал, что в свертке находится наркотическое средство «Соль», приобретенное для личного употребления.
Заключением эксперта от 3 ноября 2021 года №75-э, согласно которому вещество, массой 0,74 гр., содержит ?-пирролидиновалерофенон – производное наркотического средства N-метилэфедрона, на смывах с рук Шокарева М.А. обнаружены следы пирролидиновалерофенона – производного наркотического средства N-метилэфедрона.
(Том №1, л.д. 27 – 29)
Протоколом осмотра места происшествия от 2 ноября 2021 года, из которого следует, что осмотрен участок местности c географическими координатами <адрес> градусов северной широты и <адрес>,<адрес> градусов восточной долготы в <адрес>-ти метрах от объездной автодороги «<адрес>», где обнаружен сверток. Участвующий в осмотре Шокарев М.А., пояснил, что в свертке находится наркотическое средство «Соль».
(Том №1, л.д. 5 – 6)
Протоколом получения образцов для сравнительного исследования от
2 ноября 2021 года, согласно которому у Шокарева М.А. получены образцы смывов с рук, на которых согласно вышеуказанному заключению эксперта обнаружены следы пирролидиновалерофенона – производного наркотического средства N-метилэфедрона.
(Том №1, л.д. 14)
Протоколом осмотра предметов, из которого следует, что осмотрен пакет с наркотическим средством, приобретенный Шокаревым М.А.
(Том №1, л.д. 57 – 58)
Протоколом проверки показаний на месте от 27 декабря 2021 года, согласно которому Шокарев М.А. в присутствии защитника указал на участок местности, расположенный в пределах дачного общества «<адрес>» <адрес>, где взял пакет с наркотическим средством, а также на участок в <адрес> метров от дорожного знака «Главная дорога» на автодороге «Западный обход
<адрес>» на <адрес> метров, куда наркотическое средство при виде полицейских выбросил Шокарев М.А.
(Том №1, л.д. 53 – 54)
Стороной обвинения в качестве доказательства также представлен протоколом осмотра предметов от 27 декабря 2021 года (том №1, л.д. 50– 51), однако суд данное доказательство признает не имеющим отношение к уголовному делу, поскольку сведения, изложенные в нем, не оправдывают и не уличают Шокарева М.А.
Органом предварительного расследования действия Шокарева М.А. квалифицированы по ч. 1 ст. 228 УК РФ, как незаконное приобретение и хранение без цели сбыта наркотических средств в значительном размере.
Вместе с тем, суд исключает из обвинения Шокарева М.А. квалифицирующий признак – незаконное хранение, поскольку суду не было предоставлено достоверных и достаточных доказательств, свидетельствующих о совершении незаконного хранения наркотического средства.
В соответствии с п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2006 года №14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами», под незаконным хранением без цели сбыта наркотических средств следует понимать действия лица, связанные с незаконным владением этими средствами, в том числе для личного потребления (содержание при себе, в помещении, тайнике и других местах). При этом не имеет значения, в течение какого времени лицо незаконно хранило наркотическое средство.
Как следует из представленных сторонами доказательств и обвинения, изложенного в обвинительном акте, местом приобретения наркотического средства является участок местности c географическими координатами <адрес> градусов северной широты и <адрес> градусов восточной долготы в пределах дачного общества «<адрес>» <адрес>. Более подробно данное место ни в обвинении, ни в представленных доказательствах, не указано. Наркотическое средство было изъято на участке местности c географическими координатами <адрес> градусов северной широты и <адрес> градусов восточной долготы в
<адрес> метров от дорожного знака «Главная дорога» на автодороге «Западный обход <адрес>» на <адрес> метров, куда наркотическое средство при виде полицейских выбросил <адрес> М.А.
Как следует из показаний свидетеля Свидетель №3, к Шокареву М.А. полицейские подошли в тот момент, когда тот что-то искал под деревьями.
Таким образом, из исследованных доказательств нельзя сделать достоверный вывод о перемещении Шокарева М.А. с хранящимся наркотическим средством от места его приобретения до места обнаружения полицейскими, различие мест у суда вызывает сомнение, а географические координаты этих мест, указанные в обвинении, которые полностью совпадают, напротив, свидетельствуют, что это одно и тоже место.
Об этом же указывают сведения, содержащиеся в предъявленном обвинении, которое в силу требований ст. 252 УПК РФ судом изменено быть не может, о том, что Шокарев М.А. приобрел наркотическое средство, стал незаконно хранить в кармане брюк до момента обнаружения и изъятия сотрудниками ОВД, после чего, дословно: «в 15 часов 15 минут,
Шокарев М.А. продолжая находиться на участке местности, где он приобрел наркотическое средство, был задержан сотрудниками полиции, после чего Шокарев М.А., желая избежать привлечения к уголовной ответственности, в это же время, достал из заднего кармана надетых на нем джинсовых брюк сверток с находящимся внутри него наркотическим средством ?-пирролидиновалерофенон – производное наркотического средства N-метилэфедрона, и, не имея реальной возможности распорядиться находящимися при нем наркотическим средством иным способом, предвидя возможность наступления общественно-опасных последствий, пытаясь действовать незаметно, выкинул данный сверток с наркотическим средством в строну». То есть фактически Шокареву М.А. предъявлено обвинение, что он избавился от наркотического средства в месте его приобретения.
Исследованные судом доказательства в полной мере свидетельствуют о незаконном приобретении Шокаревым М.А. наркотического средства, которое тот выбросил при виде сотрудников полиции, фактически не владел этим средством, что исключает в его действиях наличие квалифицирующего признака – незаконное хранение.
Обвинение в этой части является противоречивым, необоснованным, вызывающим сомнение, а в силу требований ч. 3 ст. 14 УПК РФ, все сомнения в виновности Шокарева М.А., толкуются в пользу подсудимого.
При таких обстоятельствах, проанализировав приведенные доказательства, суд в соответствии со ст. 88 УПК РФ признает их допустимыми и достоверными, а в своей совокупности достаточными и свидетельствующими о доказанности вины подсудимого в содеянном, действия Шокарева М.А. судом квалифицируются по ч. 1 ст. 228 УК РФ, как незаконное приобретение без цели сбыта наркотических средств в значительном размере.
Оснований для освобождения Шокарева М.А. от уголовной ответственности за данное преступление в соответствии с примечанием к
ст. 228 УК РФ не имеется, поскольку наркотическое средство изъято сотрудниками полиции принудительно в ходе осмотра места происшествия, после того, как виновное лицо пыталось от него избавиться.
При назначении наказания в соответствии с ч. 3 ст. 60 УК РФ суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного подсудимым преступления, данные о его личности, в том числе обстоятельства смягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на его исправление и на условия жизни его семьи.
Как обстоятельства, смягчающие наказание, суд в соответствии с п. «г» ч. 1 ст. 61 УК РФ признает наличие у Шокарева М.А. малолетнего ребенка, в соответствии с п. «и» ч. 1 ст. 61 УК РФ признает, что Шокарев М.А. активно способствовал раскрытию и расследованию преступления, поскольку обо всех обстоятельствах приобретения наркотического средства, органу предварительного расследования стало известно исключительно от виновного.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 УК РФ к иным обстоятельствам, смягчающим наказание, суд относит признание вины, раскаяние в содеянном, наличие заболеваний.
К данным о личности суд относит, что Шокарев М.А. по месту жительства характеризуется удовлетворительно, на учете у врачей психиатра и нарколога не состоит.
С учетом изложенных обстоятельств, в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления подсудимого и предупреждения совершения им новых преступлений, суд приходит к выводу, что Шокареву М.А. должно быть назначено реальное наказание в виде лишения свободы, с учетом положений ч. 1 ст. 62 УК РФ.
Принимая во внимание характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновного, суд не находит оснований для применения ст. 73 УК РФ, не находит также исключительные обстоятельства, связанные с целями и мотивами преступления, для применения к Шокареву М.А. ст. 64 УК РФ.
Поскольку Шокарев М.А. не приступил к отбыванию наказания в виде лишения свободы, назначенного по приговору Кировского районного суда от
21 октября 2021 года с учетом постановления этого же суда от
7 февраля 2022 года, а преступление по настоящему уголовному делу совершено после вынесения этого приговора и вступления его в законную силу, окончательное наказание подлежит назначению по правилам ст. 70 УК РФ.
В соответствии с п. «а» ч. 1 ст. 58 УК РФ, поскольку Шокарев М.А. осужден к лишению свободы за умышленное преступление небольшой тяжести, ранее не отбывал лишение свободы (решение о замене исправительных работ по предыдущему приговору на лишение свободы вынесено после совершения преступления по настоящему уголовному делу, к отбыванию наказания до настоящего времени не приступил), назначенное окончательное наказание определить к отбытию в колонии-поселении. Оснований для определения местом отбывания наказания в исправительной колонии общего режима, суд не находит.
Не находит суд также оснований для изменения Шокареву М.А. меры пресечения и заключения под стражу в соответствии с ч. 4 ст. 75.1 УИК РФ для направления в колонию-поселение под конвоем, поскольку
Шокарев М.А. от суда не уклонялся, меру пресечения в виде подписке о невыезде не нарушал, имеет постоянное место жительство.
Вещественные доказательства: мобильный телефон «Honor», в виду того, что в нем какие-либо сведения, имеющие значение для уголовного дела, не обнаружены, в соответствии с п. 6 ч. 3 ст. 81 УПК РФ подлежит возвращению по принадлежности Шокареву М.А.; наркотическое средство ?-пирролидиновалерофенон – производное наркотического средства N-метилэфедрона массой 0,73 гр. необходимо оставить храниться в камере хранения вещественных доказательств ОМВД России по Георгиевскому городскому округу до принятия окончательного решения по выделенному материалу по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 228.1 УК РФ.
Процессуальные издержки, связанные с расходами на оплату адвоката в судебном заседании, участвующему по назначению суда, отнести за счет средств федерального бюджета ввиду материального положения
Шокарева М.А.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 303, 304, 307-
309 УПК РФ, суд
ПРИГОВОРИЛ:
Признать Шокарева Михаила Анатольевича виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 228 УК РФ, и назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на 11 (одиннадцать) месяцев.
На основании ст. 70 УК РФ, по совокупности приговоров путем частичного присоединения к назначенному наказанию неотбытой части наказания по приговору Кировского районного суда Ставропольского края от 21 октября 2021 года с учетом постановления этого же суда от
7 февраля 2022 года, окончательно назначить Шокареву М.А. 1 (один) год лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении.
Меру пресечения в виде подписки о невыезде Шокареву М.А. оставить без изменения до вступления приговора в законную силу.
В соответствии с ч. 2 ст. 75.1 УИК РФ осуждённому Шокареву А.М. следовать в колонию-поселение самостоятельно за счет государства в соответствии с предписанием, выданным территориальным органом уголовно-исполнительной системы по месту жительства.
Срок отбывания наказания исчисляется со дня прибытия осуждённого в колонию-поселение. При этом время следования осуждённого
Шокарева М.А. к месту отбывания наказания в соответствии с предписанием, предусмотренным ч. 1 ст. 75.1 УИК РФ, засчитывается в срок лишения свободы из расчета один за один день.
Вещественные доказательства: мобильный телефон «Honor» – вернуть по принадлежности Шокареву М.А.; наркотическое средство ?-пирролидиновалерофенон – производное наркотического средства N-метилэфедрона массой 0,73 гр. – хранить в камере хранения вещественных доказательств ОМВД России по Георгиевскому городскому округу до принятия окончательного решения по выделенному материалу по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 228.1 УК РФ.
Процессуальные издержки, связанные с расходами на оплату труда адвоката в судебном заседании, отнести за счет средств федерального бюджета.
Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд в течение 10 суток со дня его провозглашения через Георгиевский городской суд.
В случае подачи апелляционной жалобы осуждённый вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции.
Председательствующий: А.А. Чернышов