Материал №13-299/2024
УИД 09RS0001-01-2022-000227-12
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 июля 2024 года г.Черкесск КЧР
Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Хубиевой Р.У.,
при секретаре судебного заседания Семеновой А.В.,
с участием заявителя (представителя истца Тлисова С.И.) Такушинова Ш.Н.,
представителя заинтересованного лица (ответчика прокуратуры Томской области) Туевой В.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством обеспечения участия представителя ответчика с использованием видеоконференц-связи заявление Такушинова Ш.Н., действующего в интересах истца Тлисова С.Н., об индексации присужденных судом денежных сумм,
установил:
Такушинов Ш.Н., действуя в интересах истца Тлисова С.Н., обратился в суд с заявлением, в котором содержится просьба произвести индексацию взысканной по решению суда от 02.10.2023 года по делу № с прокуратуры Томской области суммы среднего заработка Тлисова С.И. за время вынужденного прогула с 27.08.2020 года по 08.03.2022 года, на сумму 402 245 рублей 35 копеек. По мнению заявителя в связи с несвоевременной выплатой ответчиком денежных средств Тлисову С.И. присужденная сумма подлежит индексации за вышеуказанный период в порядке статьи 208 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Из письменного отзыва представителя прокуратуры Томской области на заявление об индексации взысканных судом денежных сумм усматривается, что направленный судом исполнительный лист по гражданскому делу поступил в Управление Федерального казначейства по Томской области 27.02.2024 года. Соответствующее уведомление о получении исполнительного документа поступило в прокуратуру 01.03.2024 года. Письмом от 06.03.2024 года №10-02-2024 прокуратура уведомила руководителя Управления Федерального казначейства по Томской области о том, что задолженность по исполнительному листу образовалась за счет средств федерального бюджета по 2 кодам бюджетной классификации (на сумму 5000 рублей по взысканию в пользу Тлисова С.И. компенсации морального вреда и на сумму 1500569,30 рублей - по заработной плате за время вынужденного прогула. Также в этом письме было указано, что ввиду отсутствия финансирования по коду бюджетной классификацию по компенсации морального вреда, решение суда будет исполнено после поступления на счет прокуратуры области денежных средств, заявка на которые направлена главному распорядителю Генеральной прокуратуре Российской Федерации 04.03.2024 года. Присужденные судом денежные средства в размере 1500569,30 рублей и 5000,00 рублей перечислены Тлисову С.И. соответственно 12.03.2024 года и 13.03.2024 года. Прокуратурой Томской области судебный акт исполнен в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации в установленный законом срок, следовательно, отсутствуют основания для индексации присужденных судом денежных сумм на день исполнения решения суда. Заявитель указывает о необходимости индексации взысканной судом суммы вынужденного прогула за сам период вынужденного прогула, вместе с тем, такое требование противоречит положениям ст.208 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и не может быть удовлетворено.
Определением суда от 22.07.2024 года отказано в принятии дополнений к заявлению представителя истца Тлисова С.И. Такушинова Ш.Н. об индексации присужденных судом денежных сумм от 08.04.2024 года и уточнений к ним, поступивших в суд 22.07.2024 года. В связи с чем, содержащиеся в материалах дела дополнения к заявлению об индексации взысканных денежных сумм от 08.04.2024 года, уточнения к заявлению, поступившие 22.07.2024 года, и отзыв представителя прокуратуры на дополнения к заявлению об индексации взысканных судом сумм при разрешении настоящего заявления судом во внимание не принимаются (документы поданы в электронном виде, в связи с чем, не возвращены заявителям).
В настоящее судебное заседание не явился истец по делу Тлисов С.И., направил своего представителя по доверенности Такушинова Ш.Н. Неявка Тлисова С.И. в силу требований ст.203.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения настоящего заявления.
В судебном заседании Такушинов Ш.Н., действующий в интересах истца Тлисова С.И., поддержал заявление, просил его удовлетворить по изложенным в нём доводам и произвести индексацию взысканной решением суда денежной суммы именно за период, указанный в заявлении,- с 27.08.2020 года по 08.03.2022 года, на сумму 402245,35 рублей.
Представитель прокуратуры Томской области Туева В.Ф. просила отказать в удовлетворении заявления по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Выслушав представителей сторон, изучив заявление, исследовав материалы дела, имеющие значение для разрешения вопроса об индексации присужденных судом денежных сумм, приходит к следующему.
Решением Черкесского городского суда КЧР от 02.10.2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда КЧР от 31.01.2024 года, исковое заявление Тлисова С.И. к прокуратуре Томской области о взыскании среднего заработка и компенсации морального вреда удовлетворено частично. С прокуратуры Томской области в пользу Тлисова С.И. взысканы сумма среднего заработка, исчисляемую в соответствии со статьёй 139 Трудового кодекса Российской Федерации, за время вынужденного прогула с 27.08.2020 года по 08.03.2022 года в размере 1 500 569,30 рублей и компенсация морального вреда в сумме 5000 рублей.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 16.05.2024 года вышеуказанные судебные акты судов первой и апелляционной инстанций оставлены без изменения. Решение Черкесского городского суда КЧР от 02.10.2023 года вступило в законную силу 31.01.2024 года.
Согласно части 1 статьи 208 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по заявлению взыскателя или должника суд, рассмотревший дело, может произвести индексацию присужденных судом денежных сумм на день исполнения решения суда.
Отношения, связанные с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, к которым относятся и органы федерального казначейства, через которые выплачиваются денежные средства органов прокуратуры, регулируются главой 24.1 "Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с данным кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов. К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя (реквизитов банковского счета взыскателя при предъявлении исполнительного документа в порядке, установленном статьей 242.2 данного кодекса), на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя (пункт 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) по денежным обязательствам федерального казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган Федерального казначейства для исполнения за счет средств, учитываемых на лицевом счете для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) федерального казенного учреждения - должника либо в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 10 настоящей статьи, органа, который осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя средств соответствующего бюджета и в ведении которого находится должник. Орган Федерального казначейства не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя (пункты 1 и 2 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган Федерального казначейства информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу государственной власти (государственному органу, органу управления государственным внебюджетным фондом), осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган Федерального казначейства (пункт 5 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Органы Федерального казначейства наделены полномочиями по организации исполнения исполнительных документов, предусматривающих взыскание денежных средств с казенных учреждений, имеющих лицевые счета в органах Федерального казначейства, и с главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся указанные юридические лица, при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенным учреждениям для исполнения их денежных обязательств (пункт 7 статьи 161 БК РФ), - за счет средств соответствующего бюджета (статьи 242.3 - 242.6 БК РФ). Имущественные требования подлежат удовлетворению с выступающих самостоятельно в суде в качестве ответчиков казенных учреждений, осуществляющих свою деятельность за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и обеспечивающих исполнение денежных обязательств (пункты 2, 8, 9 статьи 161 Кодекса), а также с главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся эти учреждения, поэтому в резолютивной части судебных актов не содержится указания о взыскании денежных сумм за счет казны публично-правового образования (пункт 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации").
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлен Бюджетным кодексом Российской Федерации, которым определен специальный правовой режим - иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в силу которого обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, кроме случаев, прямо поименованных в Бюджетном кодексе Российской Федерации. Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации не предусматривают добровольного исполнения вступивших в законную силу судебных постановлений по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации до предъявления судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем исполнительного листа к исполнению в соответствии со статьей 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и с соблюдением требований, предусмотренных данной нормой. Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляется в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение в соответствующий финансовый орган.
Как следует из материалов гражданского дела №2-2594/2023 по исковому заявлению Тлисова Станислава Индрисовича к прокуратуре Томской области о взыскании среднего заработка и компенсации морального вреда, на основании заявления истца Тлисова С.И. от 05.02.2024 года, поданного его представителем по доверенности Такушиновым Ш.Н., Черкесским городским судом КЧР 21.02.2024 года в адрес Управления Федерального казначейства по Томской области направлены для исполнения копия вступившего в законную силу решения от 02.10.2023 года и исполнительный лист (т.4 л.д. 152). Согласно отчету об отслеживании отправления данное письмо получено адресатом 27.02.2024 года (т.5 л.д.149).
28.02.2024 года Управлением Федерального казначейства по Томской области в адрес прокуратуры Томской области направлено уведомление о поступлении исполнительного документа (исх.№26499).
04.03.2024 года прокуратурой Томской области направлено письмо главному распорядителю бюджетных средств - Генеральной прокуратуре Российской Федерации о перераспределении лимитов бюджетных обязательств.
06.03.2024 года прокуратурой Томской области в адрес Управления Федерального казначейства по Томской области направлен ответ на уведомление (исх.№10-02-2024), в котором сообщается об источнике образования задолженности и и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы бюджета по исполнению исполнительного документа.
12.03.2024 года согласно заявке на кассовый расход №387 прокуратурой Томской области взыскателю Тлисову С.И. перечислено 1500569,30 руб. (взысканная решением суда сумма среднего заработка за время вынужденного прогула).
13.03.2024 года согласно заявке на кассовый расход №393 прокуратурой Томской области взыскателю Тлисову С.И. перечислено 5000,00 руб. (взысканная решением суда сумма компенсации морального вреда).
Таким образом, исходя из даты получения Управлением Федерального казначейства по Томской области исполнительного документа, а также дат перечисления взыскателю присужденных судом в его пользу денежных сумм, суд приходит к выводу о том, что нарушения трехмесячного срока исполнения судебного акта со дня предъявления исполнительного листа в органы Федерального казначейства не допущено.
Заявитель просит произвести индексацию присужденной решением суда от 02.10.2023 года суммы за период с 27.08.2020 года по 08.03.2022 года, на сумму 402 245 рублей 35 копеек, при этом представлен расчет испрашиваемой суммы.
Между тем, в соответствии с частью 2 статьи 208 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом, присужденные денежные суммы индексируются со дня вынесения решения суда, или, если решением суда предусмотрена выплата присужденной денежной суммы в предстоящем периоде, с момента, когда такая выплата должна была быть произведена.
Из содержания данной правовой нормы следует, что индексация выступает процессуальной гарантией защиты имущественных интересов взыскателя и должника от инфляционных процессов в период с момента вынесения судебного решения до его реального исполнения и направлена на поддержание покупательской способности присужденных денежных сумм.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 13.02.2018 года N 249-О, в системе действующего регулирования предусмотрен специальный - трехмесячный срок на исполнение судебных актов по искам к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, исчисляемый со дня поступления соответствующих исполнительных документов, направление которых обусловлено активными действиями со стороны самого взыскателя. Механизм индексации взысканных
по судебному решению денежных сумм направлен на поддержание покупательской способности данных сумм, не является мерой гражданской или иной ответственности и применяется вне зависимости от вины лица, обязанного выплатить денежные средства, в задержке их выплаты. Единственным основанием для индексации взысканных сумм является их обесценивание на день фактического исполнения решения суда. Моментом присуждения денежных сумм является день вынесения судебного акта, которым эти суммы были взысканы, поскольку процессуальные аспекты, связанные со вступлением решения суда в силу, лишь служат гарантией соблюдения его законности, не влияя при этом на права участников спора, в отношении которых был вынесен акт правосудия, подтвердивший на дату своего принятия существование соответствующего права.
В рассматриваемом случае, установлено, что решение суда исполнено в предусмотренный трехмесячный срок с момента поступления исполнительного листа, что отвечает положениям статей 242.1, 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Кроме того, в силу требований статьи 208 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом рассматриваются заявления об индексации относительно денежных сумм, уже взысканных по решению суда, реальное исполнение которых задержалось на определенное время. Именно с момента присуждения судом денежных сумм до дня фактического исполнения решения производится индексация указанных сумм. Соответственно, индексация присужденных судом денежных сумм за период, указанный заявителем, статьёй 208 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не предусмотрена. При таких обстоятельствах у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения рассматриваемого заявления.
Руководствуясь статьями 203.1, 224, 225 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
отказать в удовлетворении заявления Такушинова Ш.Н., действующего в интересах истца Тлисова С.Н., об индексации присужденной решением Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 02.10.2023 года по гражданскому делу №2-2594/2023 с прокуратуры Томской области суммы среднего заработка Тлисова С.И. за время вынужденного прогула за период с 27.08.2020 года по 08.03.2022 года, на сумму 402 245 рублей 35 копеек.
Настоящее определение может быть обжаловано в Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики через Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в течение пятнадцати дней со дня его вынесения.
Судья Черкесского городского суда КЧР Р.У. Хубиева
Мотивированное определение изготовлено 23 июля 2024 года.