Дело № 2-2063/2019
УИД: 55RS0004-01-2019-002356-28
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Октябрьский районный суд город Омска в составе председательствующего судьи Смирновой К.Н. при секретаре Романец О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 23 июля 2019 года в городе Омске гражданское дело по иску Головко И.И. к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска о признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Головко И.И. обратилась в суд с иском к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска, в котором просит признать за ней право собственности на земельный участок №, общей площадью 502 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> поскольку она использует его по целевому назначению, своевременно и в полном объеме оплачивает членские и целевые взносы, а также иные платежи в соответствии с решениями органов управления Товарищества. В досудебном порядке предоставлять участок в собственность ответчик отказался.
В судебном заседании истец Головко И.И. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика департамента имущественных отношений Администрации города Омска Салахова Н.Л., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, направила в адрес суда отзыв, согласно которому в удовлетворении заявленных требований просила отказать.
Представители третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайств об его отложении не заявлял.
Представитель третьего лица СНТ «Шинник-3» Карбаинов А.К., являющийся его председателем, в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований не возражал. Подтвердил, что участок истца находится в границах СНТ.
С учетом требований статей 167 и 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке заочного производства.
Выслушав присутствующих лиц, изучив материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ), гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), содержание которой следует рассматривать во взаимосвязи с положениями пункту 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статье 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу статьи 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом (пункт 1). Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества (пункт 2).
Обязательность государственной регистрации прав на объекты недвижимости была предусмотрена также статьей 4 Федеральный закон от 21 июля 1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (действовавшей до 1 января 2017 года).
Для осуществления государственной регистрации прав необходимо волеизъявление всех сторон и их присутствие в регистрационном органе. Государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом (статья 16 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», действовавшая до 1 января 2017 года).
В силу пункта 6 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
В статье 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрены основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
В силу положений статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно пунктам 2.7 и 2.8 статьи 3 Федерального закона от 21 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение; по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Земельный участок, который образован из указанного в абзаце втором настоящего пункта земельного участка и относится к имуществу общего пользования, предоставляется в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан бесплатно.
Если земельные участки на правах постоянного (бессрочного) пользования предоставлены садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан; организациям, при которых до вступления в силу Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее – Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан») были созданы (организованы) садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан, пользующиеся такими земельными участками, то права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. При этом право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется, как и право пожизненного наследуемого владения находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, приобретенное гражданином до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 2.1 статьи 3 Федерального закона от 21 октября 2001 года № 137-ФЗ)
В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года № 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним», свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 года № 493 «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей», свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 года № 177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения».
Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, изложенным в пункте 2.8 Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010 - 2013 год, для передачи земельного участка члену СНТ в собственность бесплатно необходимо, чтобы участок входил в территорию садоводческого объединения, выделенную до введения в действие названного федерального закона, и чтобы заинтересованное лицо, испрашивающее участок в собственность, являлось членом такого объединения.
Таким образом, существенное правовое значение в данном случае имеют три обстоятельства: испрашиваемый гражданином участок должен входить в состав территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения; данное некоммерческое объединение должно быть создано до вступления в силу Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»; гражданин, испрашивающий земельный участок в собственность бесплатно, должен являться членом данного некоммерческого объединения (партнёрства) и пользоваться этим участком на законных основаниях.На основании пункта 2 статья 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЗК РФ) граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. При этом земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно пункту 3 статьи 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. Одна из таких характеристик – описание местоположения земельного участка.
Из пункта 1 статьи 64 ЗК РФ следует, что земельные споры рассматриваются в судебном порядке. В частности, к таким спорам относятся споры смежных землепользователей о границах земельного участка.
Предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 ЗК РФ, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости; протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа. В случае, если ранее ни один из членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанные в абзаце первом настоящего пункта органы самостоятельно запрашивают: сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию этого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - орган регистрации прав), если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (в иных случаях такие сведения запрашиваются у заявителя); сведения об этом объединении, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц.
Положения статьей 20 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», действовавшего в момент возникновения спорных правоотношений, предусматривают, что органами управления садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением являются общее собрание его членов, правление такого объединения, председатель его правления.
Общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения является высшим органом управления такого объединения.
В силу статьи 21 данного закона в компетенцию общего собрания помимо прочего входит разрешение вопросов о принятии в члены СНТ или исключении из членов СНТ, а также выделение земельных участков членам садоводства.
Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ (редакция от 3 августа 2018 года) «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступивший в законную силу с 1 января 2019 года, содержит аналогичные положения относительно компетенции органов управления объединения.
Таким образом, иск о признании права относится к вещно-правовым способам защиты нарушенного права и представляет собой внедоговорное требование собственника имущества о констатации перед третьими лицами факта принадлежности субъекту абсолютного права на имущество. Такой иск подлежит удовлетворению в случае, если право собственности, о подтверждении которого просит истец, у него возникло, но по каким-либо причинам им не может быть подтверждено во внесудебном порядке или кем-либо оспаривается.
Согласно статье 11 ЗК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 29 ЗК РФ, действовавшей до 1 марта 2015 года, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В силу пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ, действующей с 1 марта 2015 года, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование на основании, в том числе, решения органа государственной власти или органа местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
На основании пункта 3 статьи 165 ГК РФ, если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда.
Распоряжением департамента имущественных отношений Администрации города Омска № 7344 от 08 мая 2018 года Головко И.И. отказано в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка: <адрес> в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок не образован из земельного участка, предоставленного СНТ «Шинник-3» или иной организации, при которой было создано или организованно такое товарищество, до дня вступления в силу Закона.
Полагая свои права нарушенными, истец обратилась с настоящим исковым заявлением в суд.
Суд полагает требования обоснованными.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, решением исполнительного комитета Омского районного совета народных депутатов от 22 октября 1987 года № 409/13 «Об отводе земельного участка производственному объединению «Омскшина» для коллективного садоводства из земель совхоза «Красное знамя»» отведен земельный участок для коллективного садоводства площадью 60 га.
Решением исполнительного комитета Омского районного совета народных депутатов от 27 ноября 1987 года № 430/14 «Об отводе земельного участка производственному объединению «Омскшина» для коллективного садоводства в границах землепользования совхоза «Красное знамя»» отведен земельный участок для коллективного садоводства площадью 40 га.
Государственным актом на право пользования землей серия А-1 № 388368 от 23 сентября 1988 года за садоводческим товариществом «Шинник» Шинного завода закреплен в бессрочное и бесплатное пользование земельный участок площадью 95,6 гектаров земли в границах согласно плану землепользования, для коллективного садоводства и огородничества.
Постановлением главы администрации Октябрьского района города Омска № 111 от 3 февраля 1992 года зарегистрирован Устав СТ «Шинник-3».
Согласно пункту 1 Устава СТ «Шинник-3», граждане добровольно объединяются в СТ «Шинник-3» для организации коллективного сада на земельном участке, представленном в бессрочное пользование ПО «Омскшина» решением Омского Горисполкома и Облисполкома от 27 ноября 1987 года № 430/14 общей площадью 60 га с количеством участков 938 размером 500 и 1000 кв.м.
Распоряжением Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области от 15 марта 2002 года зарегистрировано СНТ «Шинник-3», регистрационный номер 132-нк, регистрация устава СТ «Шинник-3», зарегистрированного постановлением главы администрации Октябрьского района города Омска № 111 от 3 февраля 1992 года аннулирована.
Согласно статье 7 Устава СНТ «Шинник-3» от 2002 года, СНТ «Шинник-3» является правопреемником СТ «Шинник-3», зарегистрированного администрацией Октябрьского района 3 февраля 1992 года регистрационный номер 111.
В 2008 году в Межрайонной инспекции № 12 ФНС России по Омской области зарегистрирован устав СНТ «Шинник-3», согласно статьями 6,7 которого товарищество создано путем преобразования СТ «Шинник-3» в СНТ «Шинник-3» в соответствии с требованиями Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66 и является правопреемником СТ «Шинник-3», зарегистрированного Постановлением главы Администрации Октябрьского района г. Омска от 3 февраля 1992 года № 111.
Таким образом, земельный участок, составляющий территорию СНТ «Шинник-3», закреплен в бессрочное и бесплатное пользование ПО «Омскшина», при котором до вступления в силу Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса РФ» создано СТ «Шинник-3», правопреемником которого является СНТ «Шиник-3».
Истец Головко И.И. является членом садоводческого некоммерческого товарищества «Шинник-3». Ей согласно выписке из протокола № 38 общего собрания членов СНТ «Шинник-3» от 01 апреля 2012 года распределен земельный участок №, расположенный в границах землеотвода СНТ.
Согласно представленному плану расположения земельных участков в СНТ «Шинник-3», испрашиваемый земельный участок находится в пределах СНТ на аллее 4.
На земельные участки, окружающие спорный, зарегистрировано право собственности физических лиц.
Головко И.И. пользуется выделенным ей земельным участком № в границах, обозначенных на плане садоводческого товарищества, которые не нарушают права и интересы смежных землепользователей, поскольку соответствуют порядку землепользования, фактически сложившемуся между сторонами.
Доказательств того, что спорный земельный участок относится к земельным участкам, изъятым из оборота или ограниченным в обороте, ответчик в нарушение статьи 56 ГПК РФ, суду не представил.
Разрешая исковые требования, суд находит установленным, что истец является членом СНТ, за ним в установленном порядке закреплен испрашиваемый участок, который находится в пределах границ садоводства, на землях, предоставленных садоводству (его правопредшественникам) до введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», доказательств обратного стороной ответчика не представлено.
С учетом приведенных норм права и обстоятельств дела, отсутствия иных правообладателей спорного земельного участка, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 233-237 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Головко И.И. к департаменту имущественных отношений Администрации города Омска удовлетворить.
Признать за Головко И.И. право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения, с соблюдением требований статьи 242 ГПК РФ.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в Омский областной суд через Октябрьский районный суд города Омска в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, – в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья п/п К.Н. Смирнова
Копия верна, решение в апелляционном порядке не обжаловалось, вступило в законную силу 10.09.2019.
Судья:
Секретарь: