Судебный акт #1 (Решение) по делу № 7-189/2024 от 27.05.2024

КОПИЯ

УИД № 89RS0005-01-2024-001117-12

Дело № 12-159/2024

Судья Тихонова Е.Н.

Апелляционное дело № 7-189/2024

РЕШЕНИЕ

21 июня 2024 года                                                                                  г. Салехард

Судья суда Ямало-Ненецкого автономного округа Калашникова Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе должностного лица - руководителя направления по инфраструктуре «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» Каира Евгения Владимировича на решение судьи Ноябрьского городского суда ЯНАО от 23 апреля 2024 года, вынесенное в отношении должностного лица Каира Евгения Владимировича, по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 8.31, ч. 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника отдела Ноябрьское лесничество УЛХ ДПРиЭ ЯНАО - заместителя лесничего в лесничествах ЯНАО Бабиковой С.М. от 26 февраля 2024 года № 42/Н руководитель направления по инфраструктуре АО «Газпромнефть-ННГ» (далее - Общество) Каир Е.В. подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей за совершение выразившихся в допущенных им и выявленных 26 июля 2023 года в ходе проверки, проведенной природоохранной прокуратурой ЯНАО, нарушениях санитарной и пожарной безопасности в лесах путем загрязнения нефтесодержащей жидкостью лесного участка площадью 0,0094 га в районе кустовой площадки № 165 Карамовского месторождения за обвалованием в квартале 1777 выделе 25 Ноябрьского участкового лесничества, предоставленного Обществу на основании договора аренды №225/Л-21 от 17 июня 2021 года.

Решением судьи Ноябрьского городского суда ЯНАО от 23 апреля 2024 года указанное постановление оставлено без изменения

Каир Е.В. обратился в суд Ямало-Ненецкого автономного округа с жалобой, в которой просит решение судьи Ноябрьского городского суда отменить, постановление должностного лица административного органа - изменить, назначив ему за совершение 14 административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 8.31, ч. 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наказание в виде одного административного штрафа в размере 60 000 рублей. В обоснование заявленных требований автор жалобы ссылается на то, что решение суда первой инстанции не содержит мотивированных выводов, по которым его доводы, изложенные в жалобе на постановление, не приняты и отклонены, судом первой инстанции не исследован вопрос о применении термина государственный контроль (надзор) для целей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указывает, что действительно, прокурорский надзор осуществляется не в порядке, предусмотренном Федеральным законом №248-ФЗ, однако это обстоятельство не может являться основанием для неприменения положений ч. 5 ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дел об административных правонарушениях, выявленных в ходе осуществления прокурорского надзора, поскольку ч. 5 ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит отсылки к Федеральному закону N 248-ФЗ. В целях применения положений статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях понятие "государственный контроль (надзор)" следует рассматривать в широком смысле, не ограничивая его только рамками действия Федерального закона N 248-ФЗ, иное означало бы нарушение одного из основополагающих принципов равенства всех перед законом (статья 1.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Каир Е.В., Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор, а также лицо, вынесшее оспариваемое постановление, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщили, об отложении дела не просили, в связи с чем на основании ч. 2 ст. 25.1, п. 4 ч. 2 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, учитывая, что в соответствии с положениями ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме, прихожу к следующим выводам.

Частью 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров.

Часть 2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.1 - 3.4 статьи 8.2 настоящего Кодекса.

Леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с названным Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими федеральными законами (ч.1 ст. 60.12 ЛК РФ).

Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрены принципы хозяйственной и иной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, согласно которым такая деятельность должна осуществляться на основе соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, их ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Меры санитарной безопасности в лесах включают в себя лесозащитное районирование, государственный лесопатологический мониторинг, проведение лесопатологических обследований, предупреждение распространения вредных организмов и иные меры санитарной безопасности в лесах, а правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются Правительством Российской Федерации (ст.60.3 ЛК РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 декабря 2020 года N 2047 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах.

В соответствии с подп. "а" п. 20 Правил не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса, установленное законодательством об охране окружающей среды.

Согласно п.29 Правил не допускается ухудшение санитарного и лесопатологического состояния лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках, и лесных участках, прилегающих к ним, при использовании лесов для рекреационных целей, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов, переработки древесины и иных лесных ресурсов, а также для иных целей.

Приказом Минприроды России от 10 июля 2020 года № 434 утверждены Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.

Согласно п.15 указанных Правил при использовании лесов в целях эксплуатации линейных объектов не допускается загрязнение земель, на которых осуществляется использование лесов, и территорий, прилегающих к землям, на которых осуществляется использование лесов, химическими и радиоактивными веществами.

В соответствии с положениями п.18 Правил использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, утвержденных приказом Минприроды России от 7 июля 2020 года № 417, запрещается загрязнение площади земель, на которых осуществляется использование лесов и территории за ее пределами, химическими и радиоактивными веществами при осуществлении использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых.

Постановлением Правительства РФ от 7 октября 2020 года № 1614 утверждены Правила пожарной безопасности (далее - Правила №1614), согласно которым в лесах установлены единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах и при пребывании граждан в лесах, которые являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами.

Согласно подп.«а» п.3 и п.5 Правила №1614 предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров) как одна из мер пожарной безопасности в лесах на лесных участках, пре-доставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется использующими леса лицами. При этом при проведении работ по геологическому изучению недр, разведке и добыче полезных ископаемых в период пожароопасного сезона в лесах требуется содержать территории, отведенные под буровые скважины и другие сооружения в состоянии, свободном от горючих материалов и не допускать хранения нефти в открытых емкостях и котлованах, а также загрязнения предоставленной для использования прилегающей к площадке скважин территории горючими веществами (нефтью и нефтепродуктами) (подп.«а», «в» п.43), а полосы отвода и охранные зоны вдоль трубопроводов, проходящих через лесные массивы, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов (п.44).

В период с 10 мая 2023 года по 01 октября 2023 года на территории Ямало-Ненецкого автономного округа Постановлением Правительства ЯНАО от 3 февраля 2023 года № 79-П «О мероприятиях по защите населения и территорий Ямало-Ненецкого автономного округа от лесных и других ландшафтных (природных) пожаров в пожароопасный сезон 2023 года и об утверждении перечня населенных пунктов, территорий садоводства или огородничества Ямало-Ненецкого автономного округа, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров» установлен пожароопасный сезон, а в период с 26 мая 2023 года по 01 сентября 2023 года введен особый противопожарный режим, установленный Постановлением Правительства ЯНАО от 25 мая 2023 года № 447-П.

На основании решения Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора № 130 от 17 июля 2023 года в отношении АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» в период с 18 июля по 16 августа 2023 года проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды, лесного и земельного законодательства, законодательства о природопользовании, а также законодательства о промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.

В ходе проверки с левой стороны от въезда на кустовую площадку №165 Карамовского месторождения за обвалованием обнаружен земельный участок площадью 0,0094 га загрязненный веществом, по своим органолептическим свойствам сходным с нефтепродуктами (темный цвет, маслянистость, характерный запах), загрязненная территория отличается по цвету и состава покрова от смежных земельных участков с тундровой и лесной растительностью.

Загрязненный участок находится на участке недр, предоставленном Обществу на основании лицензии СЛХ №02117(НЭ), в границах земельного участка, предоставленного Обществу на основании договора аренды №225/Л-21 от 17 июня 2021 года.

С 24 декабря 2021 года Каир Е.В. занимает в Обществе должность руководителя направления по инфраструктуре, согласно должностной инструкции, с которой он ознакомлен, к его должностным обязанностям относятся:- участие в разработке, согласование мероприятий и контроль подготовки наземной инфраструктуры к эксплуатации скважин (п.6); - участие в разработке и согласовании перспективных и текущих планов развития и реконструкции производства, планов обустройства и ввода в эксплуатацию промысловых объектов, подготовки производства с учетом снижения трудозатрат, требований промышленной безопасности и охраны окружающей среды (п.17); - соблюдение и выполнение требований действующих норм, правил, а также нормативно-методических документов группы компаний «Газпром нефть» и локальных нормативных актов Общества в том числе по экологической безопасности, охране окружающей среды и рациональному природопользованию (п.46); - осуществление контроля за экологическим состоянием территории вверенных технологических объектов, а также разработка и контроль выполнения мероприятий по содержанию (выявлению и ликвидации загрязнений/захламлений) прилегающих к кустовым площадкам земель на расстоянии 500 м от них по всему периметру (п.55).

Выявленные в ходе проверки нарушения послужили основанием для вынесения в отношении должностного лица АО «Газпромнефть-ННГ» Каира Е.В. заместителем Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора постановления о возбуждении дел об административном правонарушении по ч. 2 ст. 8.31, ч. 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Определением от 12 февраля 2024 года материалы дела об административных правонарушениях в отношении должностного лица АО «Газпромнефть-ННГ» Каира Е.В. по признакам составов административных правонарушений, предусмотренных ч.2 ст.8.31 и ч.3 ст.8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, объединены в одно производство.

Постановлением № 42/Н заместителя начальника отдела Ноябрьское лесничество УЛХ ДПРиЭ ЯНАО - заместителя лесничего в лесничествах ЯНАО от 26 февраля 2024 года руководитель направления по инфраструктуре АО «Газпромнефть-ННГ» Каир Е.В. привлечен к административной ответственности за нарушение санитарной и пожарной безопасности в лесах путем загрязнения нефтесодержащей жидкостью лесного участка площадью 0,0094 га в районе кустовой площадки № 165 Карамовского месторождения за обвалованием в квартале 1777 выделе 25 Ноябрьского участкового лесничества по ч.2 ст.8.31 и ч.3 ст.8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Исходя из положений ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Каир Е.В. является должностным лицом, следовательно, допустив при осуществлении своих должностных обязанностей указанные выше нарушения законодательства, он обоснованно привлечен к административной ответственности.

Факт совершения должностным лицом административного правонарушения подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, получившими надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо при рассмотрении дела и судья городского суда при пересмотре дела по жалобе, пришли к обоснованному выводу о виновности Каира Е.В., а также к тому, что должностное лицо имело возможность для соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Оснований для иной оценки выводов о виновности и представленных в материалы дела доказательств не имеется.

Довод Каира Е.В. о том, что имеются основания для применения положений ч. 5 ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку понятие "государственный контроль (надзор)" следует рассматривать в широком смысле, не ограничивая его только рамками действия Федерального закона N 248-ФЗ, является не состоятельным, был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно отвергнут судьей как несостоятельный. Оснований не согласиться с указанным выводом судьи городского суда у суда второй инстанции не имеется.

В данном случае нарушения выявлены не в ходе контрольного мероприятия, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", каждое из нарушений образует самостоятельный состав административного правонарушения, поэтому должностное лицо административного органа и судья городского суда обоснованно не усмотрели оснований для применения положений ч. 5 ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Обстоятельства выявления нескольких нарушений в ходе одной проверки не свидетельствует об ошибочности выводов в данной части.

С учетом того, что нарушение природоохранного законодательства выявлено прокурором не в ходе контрольного мероприятия, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", при этом, каждое из выявленных нарушений образует самостоятельный состав административного правонарушения, основания для применения вышеуказанных положений ч. 5 ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствовали.

Буквальное толкование норм Федерального закона N 2202-1 и от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" позволяет прийти к выводу, что термины "государственный контроль (надзор)" и прокурорская проверка не являются тождественными, это разные по содержанию понятия, в связи с чем доводы о необходимости толкования приведенного в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях понятия "государственный контроль (надзор)" для целей применения положений с. 5 ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в более широком смысле, чем установлено положениями Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", с распространением применения данных норм на прокурорскую проверку, проводимую в соответствии с положениями Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", являются ошибочными, вызваны неправильным толкованием самим заявителем вышеуказанных положений закона.

При рассмотрении дела положения статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены. В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся сведения, предусмотренные статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Выводы, изложенные в постановлении, мотивированы.

Наказание назначено в соответствии с ч. 2 и п. 2 ч. 3, ч. 6 ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, определен административный штраф в размере 60 000 рублей.

При пересмотре дела судьей городского суда дело проверено в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исследованы все представленные в материалы дела доказательства.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных норм при производстве по делу не установлено.

С учетом изложенного оснований для или изменения состоявшихся по делу решений и удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь статьёй 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Решение судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 апреля 2024 года в отношении должностного лица - руководителя направления по инфраструктуре «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» Каира Евгения Владимировича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.31 и ч.3 ст.8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Судья                                                                                         Н.Н. Калашникова

7-189/2024

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Истцы
Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор
Ответчики
Руководитель направления по инфраструктуре АО "Газпромнефть-ННГ" Каир Евгений Владимирович
Суд
Суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Калашникова Наталья Николаевна
Статьи

ст.8.31 ч.2

ст.8.32 ч.3 КоАП РФ

Дело на странице суда
oblsud--ynao.sudrf.ru
27.05.2024Материалы переданы в производство судье
21.06.2024Судебное заседание
21.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.06.2024Дело оформлено
24.06.2024Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее