Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-596/2023 ~ М-510/2023 от 02.06.2023

Гражданское дело

УИД: 05RS0-48

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

«11» августа 2023 года <адрес>

Избербашский городской суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего-судьи Исаева И.М.,

с участием помощника прокурора <адрес> Керимова М.А.,

представителя ответчика ГБПОУ РД «Профессионально - педагогический колледж им. М.М. Меджидова» Магомедова М.Ш. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ .,

при секретаре судебного заседания Магомедовой З.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> РД Акимова Ф.З., поданному в суд в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к ГБПОУ РД «Профессионально-педагогический колледж им. М.М.Меджидова» <адрес>, Министерству образования и науки РД о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по обеспечению антитеррористической защищенности и пожарной безопасности образовательного учреждения, обязании ответчиков устранить выявленные нарушения,

установил:

заместитель прокурора <адрес> обратился в суд с указанным исковым заявлением, в обоснование которого указал следующее.

Прокуратурой города во исполнение задания прокуратуры Республики Дагестан с привлечением специалистов Межрайонного отдела вневедомственной охраны по <адрес> – филиала Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес>» (далее – МОВО по <адрес>) и отдела надзорной деятельности и профилактической работы по <адрес> и <адрес> Республики Дагестан проведена проверка соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности и о пожарной безопасности в ГБПОУ РД «Профессионально-педагогический колледж им. М.М.Меджидова», расположенном по адресу: <адрес>.

В ходе проверки в деятельности ГБПОУ РД «Профессионально-педагогический колледж им. М.М.Меджидова» выявлены нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности.

В силу ч. 6 ст. 28 Федерального закон от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Пунктом 8 ч. 1 ст. 41 ФЗ № 273-ФЗ в охрану здоровья обучающихся включено обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к её компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч. 7 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ).

Согласно пп. «а, б, в» п. 4 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ) под противодействием терроризму в указанном законе понимается деятельность органов государственной власти, местного самоуправления, физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма (ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ).

Под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек (п. 6 ст. 3 ФЗ № 35-ФЗ).

При этом ст. 5 ФЗ № 35-ФЗ определены организационные основы противодействия терроризму, в соответствии с которой на Правительство Российской Федерации возложены обязанности по установлению требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форма паспорта безопасности таких объектов (территорий).

В этой связи Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее – Требования).

Требования к защищенности объектов устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации, объектов (территорий) Министерства просвещения.

Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территорий) (п. 5 Требований).

Разделом III Требований к защищенности объектов определены мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территории).

Согласно пп. «г» п. 22 Требований обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий), достигается посредством подготовки и переподготовки должностных лиц по вопросам работы со служебной информацией ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), и служебной информацией ограниченного распространения об антитеррористической защищенности объекта (территории).

В силу пп. «д» п. 24 Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются мероприятия по оборудованию объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Согласно пп. «а, б» п. 26 Требований в отношении объектов (территорий) второй категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 24 и 25 настоящих требований, осуществляются мероприятия по оборудованию объектов (территорий) системой контроля и управления доступом; оснащению въездов на объект (территорию) воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении.

Таким образом, достижение цели обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, предполагает необходимость комплексного подхода к решению данных задач, то есть конкретные меры по обеспечению в образовательном учреждении должны определяться с учетом результатов оценки уязвимости и защищенности объекта, наличие иных мер по предупреждению терроризма.

Между тем, согласно информации начальника Межрайонного отдела вневедомственной охраны по <адрес> – филиал ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ в ГБПОУ РД «Профессионально-педагогический колледж им. М.М.Меджидова» вышеуказанные требования законодательства об антитеррористической защищенности не выполняются.

В частности, в ГБДОУ РД «Профессионально-педагогический колледж им. М.М.Меджидова» обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий) не достигается посредством подготовки и переподготовки должностных лиц по вопросам работы со служебной информацией ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), и служебной информацией ограниченного распространения об антитеррористической защищенности объекта (территории); объект (территория) не оборудован системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средством) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; объект (территория) не оборудован системой контроля и управления доступом; въезд на объект (территорию) не оснащен воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении.

Также, в ходе проверки в ГБПОУ РД «Профессионально-педагогический колледж им. М.М.Меджидова» выявлены нарушения требований федерального законодательства о пожарной безопасности.

Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Согласно ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 123-ФЗ) пожарная безопасность объекта считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах.

Между тем, согласно информации врио начальника ОНД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС России по РД ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ в ГБПОУ РД «Профессионально-педагогический колледж им. М.М.Меджидова» (далее – объект защиты) имеются нарушения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ – ФЗ и Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее - Правила), а именно:

1. На объекте защиты в здании класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 (Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2) система пожарной сигнализации не дублирует подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации (ч. 7 ст. 83 Федерального закона № 123-ФЗ).

2. На объекте защиты отсутствует исполнительная документация на установки (системы) противопожарной зашиты (проект, заключение, лицензия) (п. 54 Правил);

3. На объекте защиты не организованы работы по техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности (систем автоматической пожарной сигнализации и системы дублирования сигнала) (п. 54 Правил).

4. На объекте защиты при эксплуатации эвакуационных путей (выходов) не обеспечено на путях эвакуации работоспособность знаков пожарной безопасности (табло «Выходы» не горят) в соответствии с требованиями статьи 84 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» Федерального закона №123-ФЗ (п. 23 Правил).

5. В рамках реализации мер пожарной безопасности в отношении объекта защиты не представлена декларация пожарной безопасности (ст. 64 Федерального закона № 123-ФЗ).

6. На объекте защиты отсутствует журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (п. 54 Правил).

7. Руководитель организации не обеспечил размещение на объекте защиты знаков пожарной безопасности "Курение и пользование открытым огнем запрещено" (п 11 Правил).

8. На объекте защиты с массовым пребыванием людей не обеспечено проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок по эвакуации лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте защиты с массовым пребыванием людей, а также посетителей, покупателей, других лиц, находящихся в здании, сооружении (п 9 Правил).

9. Разработанные инструкция о мерах пожарной безопасности не соответствуют требованиям, установленными, с учетом специфики взрывопожароопасных и пожароопасных помещений в указанных зданиях, сооружениях (п. 2 Правил).

10. Здание не обеспечено источником противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (ст. 62 Федерального закона N 123-ФЗ).

11. Руководитель организации не представил подтверждение соответствия монтажа, ремонта, технического обслуживания и работоспособности, продление сроков эксплуатации установок пожарной сигнализации (ст.ст. 144,145 Федерального закона N 123-ФЗ).

Указанные нарушения федерального законодательства являются недопустимыми и не могут оставаться без соответствующего реагирования.

Выявленные нарушения требований федерального законодательства создают угрозу безопасности несовершеннолетних детей и работников данного учреждения, а также нарушают их права на безопасные условия обучения, их содержание в соответствии с установленными нормами, обеспечивающих их жизнь и здоровье.

Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее заявление, непостоянна и персонально меняется.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.     Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Предъявление настоящего искового заявления обусловлено необходимостью защиты интересов неопределенного круга лиц, поскольку в результате невыполнения мероприятий антитеррористической защищенности и пожарной безопасности ГБПОУ РД «Профессионально-педагогический колледж им. М.М.Меджидова», являющегося средне-специальным профессиональным образовательным учреждением, создаются предпосылки к причинению вреда жизни и здоровью обучающихся и работников, что свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц на безопасность, в случае возникновения пожара и совершения террористического акта.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», просит суд:

Признать незаконным бездействие ГБПОУ РД «Профессионально-педагогический колледж им. М.М.Меджидова», выразившееся в непринятии мер по обеспечению антитеррористической защищенности и пожарной безопасности образовательного учреждения.

Признать бездействие Министерства образования и науки Республики Дагестан, осуществляющего функции собственника и учредителя образовательного учреждения, выразившееся в необеспечении достаточного финансирования мероприятий по антитеррористической защищенности и пожарной безопасности ГБПОУ РД «Профессионально-педагогический колледж им. М.М.Меджидова».

Обязать ГБПОУ РД «Профессионально-педагогический колледж им. М.М.Меджидова» устранить выявленные нарушения законодательства о противодействии терроризму, а именно:

- обеспечить достижение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий) посредством подготовки и переподготовки должностных лиц по вопросам работы со служебной информацией ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), и служебной информацией ограниченного распространения об антитеррористической защищенности объекта (территории);

- объект (территорию) оборудовать системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средством) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;

- объект (территорию) оборудовать системой контроля и управления доступом;

- въезд на объект (территорию) оснастить воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении.

Кроме того, обязать устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно:

1. На объекте защиты в здании класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 (Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2) систему пожарной сигнализации обеспечить дублированием подачи светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.

2. На объекте защиты обеспечить наличие исполнительной документации на установки (системы) противопожарной зашиты (проект, заключение, лицензия).

3. На объекте защиты организовать работы по техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности (систем автоматической пожарной сигнализации и системы дублирования сигнала).

4. На объекте защиты при эксплуатации эвакуационных путей (выходов) обеспечить на путях эвакуации работоспособность знаков пожарной безопасности (табло «Выходы» не горят) в соответствии с требованиями статьи 84 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» Федерального закона №123-ФЗ.

5. В рамках реализации мер пожарной безопасности в отношении объекта защиты представить декларацию пожарной безопасности.

6. На объекте защиты обеспечить наличие журнала эксплуатации систем противопожарной защиты.

7. Обеспечить размещение на объекте защиты знаков пожарной безопасности "Курение и пользование открытым огнем запрещено".

8. На объекте защиты с массовым пребыванием людей обеспечить проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок по эвакуации лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте защиты с массовым пребыванием людей, а также посетителей, покупателей, других лиц, находящихся в здании, сооружении.

9. Разработать инструкцию о мерах пожарной безопасности соответствующую требованиям, установленным с учетом специфики взрывопожароопасных и пожароопасных помещений в указанных зданиях, сооружениях.

10. Обеспечить здание источником противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.

11. Обеспечить наличие подтверждения соответствия монтажа, ремонта, технического обслуживания и работоспособности, продление сроков эксплуатации установок пожарной сигнализации.

Обязать Министерство образования и науки Республики Дагестан профинансировать проведение мероприятий по устранению нарушений законодательства о противодействии терроризму и о пожарной безопасности на объекте защиты – ГБПОУ РД «Профессионально-педагогический колледж им. М.М.Меджидова».

Помощник прокурора <адрес> Керимов М.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ГБПОУ РД «Профессионально - педагогический колледж им. М,М. Меджидова» Магомедов М.Ш. по доверенности от 27.07.2023г. в судебном заседании исковые требования признал частично, указывая на то, что некоторые пункты нарушений, указанных в исковом заявлении, ими уже устранены.

Ответчик - Министерство образования и науки РД, будучи надлежаще извещено о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, об уважительных причинах неявки представителя не сообщило, об отложении или о рассмотрении дела без участия своего представителя не просило.

Третье лицо - Межрайонный отдел вневедомственной охраны по <адрес> – филиал ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес>», будучи надлежаще извещено о времени и дате судебного заседания, в суд своего представителя не направило; в заявлении, адресованном суду от ДД.ММ.ГГГГ, представитель по доверенности ФИО8 просила рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования поддерживает, просит их удовлетворить в полном объеме по изложенным в них основаниям.

Третье лицо - ОНД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС России по РД, будучи надлежаще извещено о времени и дате судебного заседания, в суд своего представителя не направило, уважительных причин неявки суду не сообщило, об отложении или о рассмотрении дела в отсутствии представителя не просило.

В связи с чем, суд в силу ст.167 ГПК РФ рассмотрел дело без участия представителей ответчика и третьих лиц.

Огласив исковое заявление, заслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

В соответствии со ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" целями государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Согласно п.п.2, 15 ч.3 ст.28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся.

В соответствии с п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Частью 7 ст.28 данного федерального закона установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся.

Охрана здоровья обучающихся включает в себя, среди прочего, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (ст.41 федерального закона).

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, в соответствии с Уставом ГБПОУ РД «Профессионально-педагогический колледж им. М.М. Меджидова» учредителем учреждения и собственником его имущества является <адрес>; функции и полномочия учредителя учреждения осуществляются Министерством образования и науки РД. Согласно подп.5.9. Устава, финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за Учреждением учредителем или приобретенных им за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения, по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Согласно подпункту "д" статьи 11 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утв. Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, основными задачами противодействия терроризму являются, в том числе обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

В соответствии с частями 3, 3.1 ст.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" на органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления возложена обязанность по принятию надлежащих мер по противодействию терроризму в пределах своих полномочий, а на юридические лица выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов. Невыполнение требований названного закона свидетельствует о бездействии указанных органов.

Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма (п.4 ст.3 ФЗ ).

Согласно п.1 ч.13 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Согласно ст. 1 Федерального закона № 69-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О пожарной безопасности" под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.

В силу ст.20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ "О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

В силу положений ст.37, ст.38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, прокуратурой <адрес> во исполнение задания Прокуратуры РД проведена проверка соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности и о пожарной безопасности в ГБПОУ РД «Профессионально-педагогический колледж им. М.М. Меджидова».

В ходе проведенной совместно с представителями МОВО по <адрес> – филиалу ФГКУ Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по РД и ОНД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС России по РД проверки в зданиях и помещениях ГБПОУ РД «Профессионально-педагогический колледж им. М.М. Меджидова» выявлены следующие нарушения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ и Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее - Правила), Свода правил "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденные Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 194 " (далее - "СП 1.13130.2020), в частности:

- не выполняется обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий) не достигается посредством подготовки и переподготовки должностных лиц по вопросам работы со служебной информацией ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), и служебной информацией ограниченного распространения об антитеррористической защищенности объекта (территории);

- объект (территория) не оборудован системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средством) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;

- объект (территория) не оборудован системой контроля и управления доступом;

- въезд на объект (территорию) не оснащен воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении;

- на объекте защиты в здании класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 (Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2) система пожарной сигнализации не дублирует подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации (ч. 7 ст. 83 Федерального закона № 123-ФЗ);

- на объекте защиты отсутствует исполнительная документация на установки (системы) противопожарной зашиты (проект, заключение, лицензия) (п. 54 Правил);

- на объекте защиты не организованы работы по техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности (систем автоматической пожарной сигнализации и системы дублирования сигнала) (п. 54 Правил);

- на объекте защиты при эксплуатации эвакуационных путей (выходов) не обеспечено на путях эвакуации работоспособность знаков пожарной безопасности (табло «Выходы» не горят) в соответствии с требованиями статьи 84 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» Федерального закона №123-ФЗ (п. 23 Правил);

- в рамках реализации мер пожарной безопасности в отношении объекта защиты не представлена декларация пожарной безопасности (ст. 64 Федерального закона № 123-ФЗ);

- на объекте защиты отсутствует журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (п. 54 Правил);

- руководитель организации не обеспечил размещение на объекте защиты знаков пожарной безопасности "Курение и пользование открытым огнем запрещено" (п. 11 Правил);

- на объекте защиты с массовым пребыванием людей не обеспечено проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок по эвакуации лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте защиты с массовым пребыванием людей, а также посетителей, покупателей, других лиц, находящихся в здании, сооружении (п. 9 Правил);

- разработанные инструкции о мерах пожарной безопасности не соответствуют требованиям, установленными, с учетом специфики взрывопожароопасных и пожароопасных помещений в указанных зданиях, сооружениях (п. 2 Правил);

- здание не обеспечено источником противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (ст. 62 Федерального закона N 123-ФЗ);

- руководитель организации не представил подтверждение соответствия монтажа, ремонта, технического обслуживания и работоспособности, продление сроков эксплуатации установок пожарной сигнализации (ст.ст. 144,145 Федерального закона N 123-ФЗ).

Из объяснений представителя ответчика ГБПОУ РД «Профессионально - педагогический колледж им. М.М. Меджидова» Магомедова М.Ш. в судебном заседании следует, что часть выявленных нарушений указанных в исковом заявлении были устранены, о чем суду были представлены документы, а именно: копия декларации пожарной безопасности -ГУ-00754 от 07.10.2021г., копия информации о проведении Всероссийского открытого урока от 29.04.2022г., от 08.10.2022г., от 02.03.2023г., от 28.04.2023г.; копии акта об итогах проведения Всероссийского открытого урока от 29.04.2022г., 08.10.2022г., 01.03.2023г., 28.04.2023г.; копии плана проведения тренировки по эвакуации сотрудников и обучающихся ГБПОУ РД «ППК им. М.М. Меджидова» при ЧС от 29.04.2022г., 01.03.2023г., 28.04.2023г.; копии формы отчета о проведении открытых уроков по основам БЖД в ГБПОУ РД «ППК им. М.М. Меджидова» от 29.04.2022г., 28.04.2023г., и б/д; копия приказа о проведении Всероссийского открытого урока -п от 29.04.2022г.; распечатка фотографии Всероссийского открытого урока, копия рабочей документации автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией от 2022 года, копия приказа о мерах по защите информации при разработке и хранении паспорта безопасности и других документов, содержащих информацию ограниченного распространения -П от 22.01.2022г., копия удостоверения о повышении квалификации ФИО9 от 05.06.2023г.; копия удостоверения о повышении квалификации Магомедова М.Ш. от 05.06.2023г.

Судом в целях установления обстоятельств, имеющих значение для всестороннего, правильного рассмотрения и разрешения дела, 20.07.2023г. в адрес ОНД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС России по РД и МОВО по <адрес> – филиалу ФГКУ Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по РД были запрошены сведения об устраненных учреждением нарушений требований законодательства о пожарной безопасности и об антитеррористической безопасности учреждения.

Из содержания ответа врио начальника МОВО по <адрес> – филиалу ФГКУ Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по РД ФИО10 от 26.07.2023г. следует, что в соответствии с судебным запросом была проведена проверка на предмет устранения выявленных нарушений требований законодательства об антитеррористической безопасности учреждения, в ходе которой установлено, что из вышеперечисленных недостатков не устранены следующие нарушения: объект (территория) не оборудован системой контроля и управления доступом; въезд на объект (территорию) не оснащен воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении; объект (территория) не оборудован системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средством) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Таким образом, в судебном заседании нашли подтверждение доводы представителя ответчика о частичном устранении выявленных проверкой нарушений требований антитеррористической защищенности и пожарной безопасности образовательного учреждения.

Каких-либо иных доказательств, опровергающих эти сведения либо свидетельствующих о полном устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности и об антитеррористической защищенности учреждения в период с момента их выявления по день вынесения судом решения, материалы дела не содержат и ответчиком в нарушение положений ст.56 ГПК РФ не представлены.

Наличие указанных выше нарушений требований законодательства РФ о пожарной безопасности, может повлечь за собой человеческие жертвы ввиду того, что жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, работающих на данном объекте, а также посещающих его, подвергаются опасности. Одним из основных принципов противодействия терроризму в РФ названы принципы приоритета мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, то есть на основании ст. 3 ФЗ № 35-ФЗ - выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих совершению террористических актов.

Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь положениями Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Федерального закона "О противодействии терроризму", Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований заместителя прокурора <адрес>.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление заместителя прокурора <адрес> РД Акимова Ф.З., поданное в суд в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к ГБПОУ РД «Профессионально-педагогический колледж им. М.М.Меджидова» <адрес>, Министерству образования и науки РД о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по обеспечению антитеррористической защищенности и пожарной безопасности образовательного учреждения, обязании ответчиков устранить выявленные нарушения, удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие ГБПОУ РД «Профессионально-педагогический колледж им. М.М.Меджидова», выразившееся в непринятии мер по обеспечению антитеррористической защищенности и пожарной безопасности образовательного учреждения.

Признать бездействие Министерства образования и науки Республики Дагестан, осуществляющего функции собственника и учредителя образовательного учреждения, выразившееся в необеспечении достаточного финансирования мероприятий по антитеррористической защищенности и пожарной безопасности ГБПОУ РД «Профессионально-педагогический колледж им. М.М.Меджидова».

Обязать ГБПОУ РД «Профессионально-педагогический колледж им. М.М.Меджидова» устранить выявленные нарушения законодательства о противодействии терроризму, а именно:

- объект (территорию) оборудовать системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средством) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

- объект (территория) оборудовать системой контроля и управления доступом;

- въезд на объект (территорию) оснастить воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении.

Кроме того, обязать устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно:

- на объекте защиты в здании класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 (Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2) систему пожарной сигнализации обеспечить дублированием подачи светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации;

- на объекте защиты обеспечить наличие исполнительной документации на установки (системы) противопожарной зашиты (проект, заключение, лицензия);

- на объекте защиты организовать работы по техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности (систем автоматической пожарной сигнализации и системы дублирования сигнала);

- на объекте защиты при эксплуатации эвакуационных путей (выходов) обеспечить на путях эвакуации работоспособность знаков пожарной безопасности (табло «Выходы» не горят) в соответствии с требованиями статьи 84 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» Федерального закона №123-ФЗ;

- на объекте защиты обеспечить наличие журнала эксплуатации систем противопожарной защиты.

- обеспечить размещение на объекте защиты знаков пожарной безопасности "Курение и пользование открытым огнем запрещено";

- разработать инструкцию о мерах пожарной безопасности соответствующую требованиям, установленным с учетом специфики взрывопожароопасных и пожароопасных помещений в указанных зданиях, сооружениях;

- обеспечить здание источником противопожарного водоснабжения для тушения пожаров;

- обеспечить наличие подтверждения соответствия монтажа, ремонта, технического обслуживания и работоспособности, продление сроков эксплуатации установок пожарной сигнализации.

Обязать Министерство образования и науки Республики Дагестан профинансировать проведение мероприятий по устранению нарушений законодательства о противодействии терроризму и о пожарной безопасности на объекте защиты – ГБПОУ РД «Профессионально-педагогический колледж им. М.М.Меджидова».

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи жалобы в Избербашский городской суд.

Судья И.М. Исаев

мотивированное решение

составлено 15.08.2023г.

2-596/2023 ~ М-510/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор г.Избербаш
Ответчики
Министерство образования и науки РД ( Минобрнауки РД )
ГБПОУ РД "Профессионально-педагогический колледж им. М.М. Меджидова"
Другие
ОНД и ПР №11 УНД и ПР ГУ МЧС России по РД
Межрайонный отдел вневедомственной охраны по г.Избербаш ( войска национальной гвардии )
Суд
Избербашский городской суд Республики Дагестан
Судья
Исаев Иса Магомедович
Дело на странице суда
izberbashskiy--dag.sudrf.ru
02.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.06.2023Передача материалов судье
06.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.06.2023Подготовка дела (собеседование)
23.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.07.2023Судебное заседание
27.07.2023Судебное заседание
27.07.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
11.08.2023Судебное заседание
15.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.11.2023Дело оформлено
24.11.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее