Судья Бедняков И.Л. № 21-1472/2022
РЕШЕНИЕ
07 декабря 2022 года г. Самара
Судья Самарского областного суда Гулевич М.И.,
с участием:
представителя должностного лица ООО «СтройБытСервис» Рудаковой Л.А., - Деревянко Е.Д.,
представителя Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям Дмитриевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя должностного лица ООО «СтройБытСервис» Рудаковой Л.А. на решение судьи Ленинского районного суда г. Самары от 22.09.2022 которым оставлено без изменения постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областям от 14.12.2021 о привлечении должностного лица ООО «СтройБытСервис» Рудаковой Л.А. к административной ответственности, по ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № 566 -пл старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областям Шевцова А.К. от 14.12.2021 должностное лицо ООО «СтройБытСервис» Рудакова Л.А. признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с привлечением должностного лица ООО «СтройБытСервис» к административной ответственности, защитник Деревянко Е.Д. обратилась в Ленинский районный суд г. Самары с жалобой, по результатам рассмотрения которой судьей Ленинского районного суда г.Самары 22.09.2022 постановлено вышеуказанное решение.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Самарский областной суд, защитник Деревянко Е.Д., действующая в интересах должностного лица ООО «СтройБытСервис» Рудаковой Л.А., просит постановление должностного лица и решение суда отменить, производство по делу прекратить.
Проверив представленные материалы дела, выслушав защитника, представителя Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ) отходы производства и потребления (далее также - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Федеральным законом; накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 N 7) хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ запрещено захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации.
Распоряжением Правительства РФ от 25.07.2017 N 1589-р "Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается" утвержден перечень таких отходов. Запрещается размещать следующие виды отходов: отходы полиэтиленовой тары незагрязненной - код ФККО 3 43110 04 51 5, шины пневматические автомобильные отработанные - 921 110 01 50 4, камеры пневматических шин автомобильных отработанные - 9 21 120 01 50 4.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что в период с 20.10.2021 по 02.11.2021 Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Самарской и Ульяновским областям проведена плановая выездная проверка от 19.10.2021 №74КНМ в отношении ООО «СтройБытСервис» на объекте негативного воздействия на окружающую среду – полигон твердых бытовых отходов.
На момент проведения плановой выездной проверки полигона ТБО р.ц. Кинель-Черкассы – <адрес> (кадастровый номер земельного участка №) полигон твердых бытовых отходов, выявлено наличие отходов, запрещенных Распоряжением правительства РФ от 25.07.2017 №1589-р «Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается", а именно: шины пневматические автомобильные отработанные (в значительном количестве); камеры пневматических шин автомобильных отработанные (в значительном количестве), отходы полиэтиленовой тары незагрязненной (в значительном количестве).
22.10.2022 в присутствии представителя юридического лица составлен проколол осмотра с фототаблицей к нему, согласно которому на теле полигона ТБО р.п. Кинель-Черкассы выявлено наличие отходов, запрещенных к размещению Распоряжением Правительства РФ от 25.07.2017 № 1589-р «Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается», а именно: Шины пневматические автомобильные отработанные (в значительном количестве), Камеры пневматических шин автомобильных отработанные (в значительном количестве), Отходы полиэтиленовой тары незагрязненной (в значительном количестве). При составлении протокола осмотра каких-либо замечаний от представителя юридического лица – участвовавшего в осмотре не поступило.
29.10.2021 по результатам проведения плановой выездной проверки был составлен акт, в котором зафиксированы выявленные нарушения, выдано предписание №87-пл от 29.10.2021г.
Указанные обстоятельства явились основанием для вынесения протокола об административном правонарушении и постановления об административном правонарушении от 14.12.2021 и привлечения должностного лица – главного инженера ООО «СтройБытСервис» Рудаковой Л.А. к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ.
Факт совершения должностным лицом - главным инженером ООО «СтройБытСервис» Рудаковой Л.А. административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: решением о проведении плановой выездной проверки от 19.10.2021 (л.д. 24), протоколом осмотра полигона твердых бытовых отходов (л.д. 27); приказом о назначении на должность инженера ООО «СтройБытСервис» Рудаковой Л.А. ответственным лицом (л.д. 37), актом плановой выездной проверки от 29.10.2021 (л.д. 41-46); предписанием об устранении выявленных нарушений (л.д. 28-29), протоколом об административном правонарушении (л.д. 47-48), постановлением о назначении административного наказания (л.д. 30-32), и иными материалами дела, которым должностным лицом и судом первой инстанции дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы, в ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В ходе рассмотрения дела, не нашло своего подтверждение наличие у ООО «СтройБытСервис» мест для накопления и хранения отходов. Представленные в материалы дела заключение экологической экспертизы по проекту «Полигон твердых бытовых отходов в р.ц. Кинель-Черкассы» и сам проект, не подтверждают доводов заявителя о том, что полигон предусматривает места для накопления и хранения ТБО. В связи с этим, и схему полигона, суд во внимание не принимает как доказательство, подтверждающее наличие соответствующих объектов хранения и накопления на полигоне.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под размещением отходов понимается "хранение и захоронение отходов" (далее - Закон N 89-ФЗ).
При этом "хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения", а "захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду". К объектам размещения отходов согласно данной статье относятся - "специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов"; к объектам захоронения отходов - "предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I - V классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах".
Одновременно данной статьей Закона N 89-ФЗ установлено, что накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Пунктом 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, определено, что складирование отходов (крупногабаритных и твердых коммунальных) осуществляется в бункерах и контейнерах. "Контейнерная площадка" - место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Следует отметить, что накопление ТКО на территории Самарской области осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства Самарской области от 07.07.2020 N 471 (ред. от 29.10.2021) "О признании утратившими силу постановлений Правительства Самарской области от 06.08.2018 N 449 "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов, в том числе их раздельного накопления, на территории Самарской области" и от 18.09.2019 N 645 "О внесении изменения в постановление Правительства Самарской области от 06.08.2018 N 449 "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов, в том числе их раздельного накопления, на территории Самарской области" и об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Самарской области", законодательством Российской Федерации об отходах производства и потребления, охране окружающей среды, обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения, территориальной схемой обращения с отходами Самарской области, утверждаемой приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (далее - Территориальная схема), и должно быть безопасным для населения и окружающей среды.
Как видно из фотоматериалов выявленные отходы, содержащие полезные компоненты, не находятся в месте накопления, хранения отходов, а разбросаны по территории полигона, то есть предназначались для захоронения.
Учитывая вышеуказанное, суд апелляционной инстанции не находит оснований признать обоснованными доводы жалобы о том, что имело место хранение или накопление отходов, поскольку они опровергаются совокупностью имеющихся в деле доказательств, которые объективно подтверждают наличие в действиях должностного лица ООО «СтройБытСервис» состава вышеуказанного административного правонарушения.
Вопреки доводам жалобы, обоснованно установлены нарушения требований, предъявляемых к ООО «СтройБытСервис» в связи с деятельностью по обращению с отходами, что достоверно подтверждается материалами дела.
Несогласие защитника с оценкой имеющихся в деле доказательств и установленных судом обстоятельств, основанием к отмене состоявшихся по делу актов не является. Новых доводов, имеющих правовое значение и не учтенных при рассмотрении дела об административном правонарушении, в жалобе не содержится.
Доводы жалобы о том, что захоронение отходов на полигоне не осуществлялось, поскольку отходы не закопаны и не утрамбованы и находятся на поверхности, судом апелляционной инстанции не могут быть приняты во внимание, поскольку опровергаются фактическими обстоятельствами рассматриваемого дела, и последующим устранением выявленных нарушений, что подтверждается фотоматериалами, приобщенными представителем должностного лица в материалы дела.
Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ должны быть истолкованы в пользу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не усматривается.
Законность и обоснованность вынесенного старшим государственным инспектором Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям в полном объеме проверены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 30.6 КоАП РФ, доводы жалобы, имеющие правовое значение, получили надлежащую оценку.
Проанализировав представленные доказательства, полагаю, что должностное лицо и суд первой инстанции обоснованно пришли к выводу о наличии в деянии должностного лица ООО «СтройБытСервис» - главного инженера Рудаковой Л.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, что соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Доводы, изложенные в жалобе о замене административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение, в соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ были предметом рассмотрения судьей районного суда и им дана надлежащая правовая оценка, с которой соглашается суд апелляционной инстанции.
Обстоятельств, которые могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, при рассмотрении жалобы не установлено. Оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7-30.9 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Решение судьи Ленинского районного суда г. Самары от 22.09.2022, постановление № 566-пл старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областям Шевцова А.К. от 14.12.2021, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении должностного лица ООО «СтройБытСервис» - главного инженера Рудаковой Л.А. оставить без изменения, жалобу защитника Деревянко Е.Д., без удовлетворения.
В соответствии со ст. ст. 30.12-30.14 КоАП РФ, решение Самарского областного суда может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья
Самарского областного суда (подпись) М.И. Гулевич
-----------------------------------------¬
¦"КОПИЯ ВЕРНА" ¦
¦подпись судьи _______________________ ¦
¦ ¦
¦Наименование должности ¦
¦уполномоченного работника аппарата ¦
¦федерального суда общей юрисдикции ¦
¦ ¦
¦ ______________ _ ¦
¦ (Инициалы, фамилия) ¦
¦"__" _____________ 20__ г. ¦
L-----------------------------------------