Дело № 2-400/2020 г.
16RS0027-01-2020-001167-69
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
п.г.т. Богатые Сабы 16 сентября 2020 года
Сабинский районный суд Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Р.Я. Шафигуллина,
при секретаре Г.И. Маулиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Л.Г. Закирова к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Сабинском районе Республики Татарстан (межрайонному) о признании права на досрочную страховую пенсию,
У С Т А Н О В И Л :
Л.Г. Закиров обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Сабинском районе Республики Татарстан (межрайонному) о признании права на досрочную страховую пенсию, указав в обоснование, что решением ответчика за № от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, что этим решением отказано во включении в этот специальный стаж периодов его нахождения на курсах повышения квалификации периодов его нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в период работы в должности стоматолога-хирурга неотложной помощи отделения челюстно-лицевой хирургии <данные изъяты> и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в период работы в должности врача-челюстно-лицевого хирурга отделения челюстно-лицевой хирургии <данные изъяты>.
Не согласившись с решением пенсионного органа, истец просил: признать решение ответчика за № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и отменить; включить в его стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, вышеуказанные периоды его нахождения на курсах повышения квалификации; обязать ответчика назначить ему досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Л.Г. Закиров и его представитель по заявлению в порядке ч. 6 ст. 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации– ФИО3 поддержав заявленные требования, дополнительно просили включить периоды нахождения на курсах повышения в специальный стаж в льготном порядке – 01 год как 01 год и 06 месяца, поскольку эти периоды приравнены к времени основной трудовой деятельности работника.
Представитель ответчика – Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Сабинском районе Республики Татарстан (межрайонного) ФИО4, действующий на основании доверенности, иск не признал по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление (л.д. 27 – 28).
Выслушав объяснения истца, его представителя и представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 30 ч. 1 подп. 20 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются:
н) при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно.
Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года за № 781, предусмотрена должность оперирующих врачей-специалистов всех наименований в отделениях челюстно-лицевой хирургии (стоматологическое).
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации (в прежней редакции) в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Положениями ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 03 июля 2016 года № 239-ФЗ) предусматривается, что при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее – независимая оценка квалификации), с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. В случаях предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работником определенных видов деятельности (ч.ч. 1, 4 ст. 196 Трудового кодекса Российской Федерации).
Как усматривается из материалов дела, истец Л.Г. Закиров с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в период работы в должности стоматолога-хирурга неотложной помощи отделения челюстно-лицевой хирургии <данные изъяты> и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в период работы в должности врача-челюстно-лицевого хирурга отделения челюстно-лицевой хирургии <данные изъяты> находился на курсах повышения квалификации (л.д. 12, 39 – 41, 43). Пенсионным органом данные периоды не включены в стаж его работы по специальности, а периоды работы в вышеназванных должностях засчитаны в льготный стаж в кратном исчислении – 01 год как 01 год и 06 месяца (л.д. 7, 35 – 36).
Поскольку период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, вышеперечисленные периоды нахождения Л.Г. Закирова на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий ему право на досрочное пенсионное обеспечение.
Учитывая, что периоды обучения истца на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж работы по специальности, учитываемой при досрочном назначении страховой пенсии по старости, и что эти периоды по правовым последствиям приравнены к времени основной трудовой деятельности работника, период нахождения Л.Г. Закирова на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также должны засчитываться в стаж работы по специальности в льготном исчислении – 01 год как 01 год и 06 месяцев, а потому при кратном исчислении времени обучения на курсах повышения квалификации продолжительность специального стажа в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составит 7 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 02 месяца 27 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 02 месяца, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 02 месяца 28 дней и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 01 месяц 13 дней (л.д. 20).
Поэтому оспариваемое решение пенсионного органа за № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении Л.Г. Закирову досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения должно быть признано незаконным и отменено в части отказа во включении в льготный стаж по специальности вышеперечисленных периодов его нахождения на курсах повышения квалификации.
Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.
Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 05 декабря 2001 года 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.
С 01 января 2019 года вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии»), в части изменения сроков назначения пенсий, в том числе досрочных. Страховая пенсия по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста, с 01 января 2019 года назначается с применением положений части 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.
Приложением 7 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ определены сроки назначения страховой пенсии по старости в отношении лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости независимо от возраста. В соответствии с указанным Приложением, если годом возникновения права на страховую пенсию по старости является 2019 год, то срок назначения такой пенсии по старости определен не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
Федеральным законом от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» установлено, что повышение пенсионного возраста будет происходить поэтапно, начиная с 2019 года. В течение каждого календарного года предусмотрено увеличение на 12 месяцев пенсионного возраста, равно как и периода ожидания назначения досрочной страховой пенсии по старости со дня возникновения права на нее для тех категорий граждан, которым эта пенсия назначается независимо от возраста.
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии», гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 – 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Из анализа приведенных норм следует, что с 01 января 2019 года право на страховую пенсию по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона
№ 400-ФЗ для лиц, которые в период с 01 января 2019 года по 31 декабря
2020 года приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может быть назначена на шесть месяцев раньше сроков, предусмотренных Приложением 7 к указанному Федеральному закону.
При этом закон связывает возникновение у гражданина права на назначение досрочной пенсии по старости как с наличием объективных обстоятельств, связанных с достижением определенного возраста, наличием необходимого стажа на соответствующих видах работы, так и с личным заявлением этого гражданина о назначении пенсии.
Поскольку по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у истца Л.Г. Закирова с учетом включения вышеперечисленных периодов нахождения на курсах повышения квалификации был выработан стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах продолжительностью более 30 лет, то на ДД.ММ.ГГГГ – дату обращения истца в пенсионный орган по поводу назначения досрочной страховой пенсии у него в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии» у него имелось право на страховую пенсию по старости (26 ноября 2019 года + 12 месяцев – 6 месяцев).
При таких обстоятельствах на ответчика должна быть возложена обязанность назначить Л.Г. Закирову досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Л.Г. Закирова к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Сабинском районе Республики Татарстан (межрайонному) о признании права на досрочную страховую пенсию удовлетворить частично.
Признать решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Сабинском районе Республики Татарстан (межрайонного) за № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении Л.Г. Закирову досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения незаконным в части отказа во включении в льготный стаж по специальности периодов его нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности стоматолога-хирурга неотложной помощи отделения челюстно-лицевой хирургии <данные изъяты> и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-челюстно-лицевого хирурга отделения челюстно-лицевой хирургии <данные изъяты> и отменить решение в этой части.
Включить в стаж работы Л.Г. Закирова, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, в льготном порядке – 01 год как 01 год и 06 месяца периоды его нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности стоматолога-хирурга неотложной помощи отделения челюстно-лицевой хирургии <данные изъяты> и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-челюстно-лицевого хирурга отделения челюстно-лицевой хирургии <данные изъяты>.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сабинском районе Республики Татарстан (межрайонное) назначить Л.Г. Закирову досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части исковых требований Л.Г. Закирова отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Сабинский районный суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 23 сентября 2020 года.
Судья: Р.Я. Шафигуллин