Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-302/2023 ~ М-215/2023 от 10.05.2023

УИД 22RS0<номер>-66

№ 2-302/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Целинное               26 июня 2023 года

Целинный районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Дильмана В.В.,

при секретаре Зубковой М.А.,

с участием помощника прокурора Целинного района Алтайского края Зарва М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Целинного района Алтайского края, обратившегося в интересах Печенкиной Т.Н. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о признании незаконным бездействия по обеспечению техническими средствами реабилитации, о возложении обязанности по осуществлению ремонта технического средства реабилитации и компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

    Прокурор Целинного района Алтайского края обратился в суд с иском в интересах Печенкиной Т.Н. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о признании незаконным бездействия по обеспечению техническими средствами реабилитации, о возложении обязанности по осуществлению ремонта технического средства реабилитации и компенсации морального вреда.

    В обоснование иска указав, что Печенкина Т.Н. является <данные изъяты>. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации <номер> от <дата>, она подлежит обеспечению техническими средствами реабилитации, в том числе креслом-коляской с электроприводом и аккумуляторной батареей к ней. Печенкина Т.Н. <дата> обратилась с заявлением к ответчику о ремонте кресла-коляски с электроприводом и аккумуляторной батареи к ней.

    Однако в нарушение требований законодательства Отделением Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Алтайскому краю не предприняты все необходимые меры для размещения извещения о проведении закупки и заключении контракта на поставку индивидуальных средств реабилитации, жизненно требуемых Печенкиной Т.Н., что повлекло длительное бездействие по обеспечению гарантированных законом технических средств реабилитации инвалида.

    Вышеуказанное бездействие ответчика причинило моральный вред истцу, выразившийся в невозможности длительное время пользоваться гарантированными государством техническими средствами реабилитации, а также причиненным физическим дискомфортом.

    В судебном заседании истец - помощник прокурора Целинного района Зарва М.А. отказался от исковых требований в части признания незаконным бездействия по обеспечению техническими средствами реабилитации, возложения обязанности по осуществлению ремонта технического средства реабилитации и обращения решения к немедленному исполнению, поскольку в настоящее время ответчиком данные требования исполнены в добровольном порядке.

    Определением Целинного районного суда от 26.06.2023 производство по делу в части иска о признании незаконным бездействия по обеспечению техническими средствами реабилитации, о возложении обязанности по осуществлению ремонта технического средства реабилитации и об обращении решения суда к немедленному исполнению, прекращено, в связи с отказом истца от иска.

    Истец – помощник прокурора Целинного района Зарва М.А. в судебном заседании исковые требования, в части взыскания компенсации морального вреда поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.

    Материальный истец Печенкина Т.Н. в судебное заседание не явилась, 26.06.2023 направила в суд телефонограмму, в которой просила рассмотреть дело в её отсутствие.

    Представитель ответчика Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю в судебное заседание не явился по неизвестной причине. О времени и месте судебного разбирательства извещен своевременно и надлежащим образом.

    <дата> направил в суд письменные возражения относительно заявленных требований, в которых просил отказать в удовлетворении иска в полном объёме.

    В связи с чем, суд считает возможным рассмотрение дела при указанной явке по правилам ст. 167 ГПК РФ.

    Изучив материалы дела, выслушав помощника прокурора, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд считает иск подлежащим частичному удовлетворению, по следующим основаниям.

    В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Согласно ч. 14 ст. 11.1 названного Федерального закона технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.

В соответствии с абзацем 1 пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).

При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.

Как следует из материалов дела, Печенкина Т.Н. имеет <данные изъяты> бессрочно, нуждается в постоянном постороннем уходе, что подтверждается справкой <номер> от <дата> (л.д. 16, 17).

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида выданной <дата> ФКУ «<данные изъяты>», Печенкина Т.Н. подлежит обеспечению техническим средством реабилитации креслом-коляской с электроприводом (для инвалидов и детей инвалидов) и аккумуляторной батареи к ней 1 шт. (л.д. 10-12).

<дата> Печенкина Т.Н. обратилась в филиал N 5 Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением об обеспечении техническим средством реабилитации – ремонтом кресло-коляска с электроприводом (для инвалидов и детей-инвалидов) и аккумуляторной батареи к ней (л.д. 27-29).

<дата> Печенкина Т.Н. уведомлена о постановке на учет по обеспечению техническим средством реабилитации, что подтверждается уведомлением <номер> (л.д. 21).

<дата> составлено заключение медико-технической экспертизы по установлению необходимости ремонта технического средства, в связи с потерей емкости аккумуляторной батареи, рекомендована её замена (л.д. 22, 23).

На момент обращения Печенкиной Т.Н. с вышеуказанным заявлением к ответчику, отсутствовал действующий государственный контракт, в рамках исполнения которого возможно было выдать направление истцу на получение аккумуляторной батареи.

Вместе с тем, судом установлено, что в нарушение требований п. 5 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240, извещение ответчиком о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) было размещено в единой информационной системе в сфере закупок только <дата>, то есть значительно позднее 30 календарных дней, с даты подачи Печенкиной Т.Н. заявления (<дата>) (л.д. 15).

<дата> с ООО «Антея» был заключен государственный контракт <номер> на выполнение работ по осуществлению ремонта кресло – коляски с электроприводом (л.д. 49-56).

<дата> Печенкиной Т.Н. выдано направление на получение технических средств реабилитации (л.д. 57).

Всё это время (с момента получения ответчиком обращения Печенкиной Т.Н. и до получения направления) истец была лишена возможности передвижения с помощью рекомендованного ей технического средства реабилитации, испытывала чувство дискомфорта. В результате бездействия ответчика, выразившегося в не предоставлении истцу установленного программой реабилитации технического средства реабилитации, нарушены права Печенкиной Т.Н. как инвалида, не созданы необходимые для неё как инвалида условия, чем причинены моральные и нравственные страдания, что является основанием для взыскания компенсации морального вреда.

В статье 53 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В силу п. 1 ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Нематериальные блага защищаются в соответствии с названным Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения. В случаях, если того требуют интересы гражданина, принадлежащие ему нематериальные блага могут быть защищены, в частности, путем признания судом факта нарушения его личного неимущественного права, опубликования решения суда о допущенном нарушении, а также путем пресечения или запрещения действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения личного неимущественного права либо посягающих или создающих угрозу посягательства на нематериальное благо. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, нематериальные блага, принадлежавшие умершему, могут защищаться другими лицами (пункт 2 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 1 ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

По общему правилу, ответственность за причинение морального вреда возлагается на лицо, причинившее вред (п. 1 ст. 1064 ГК РФ). В случаях, предусмотренных законом, обязанность компенсировать моральный вред может быть возложена судом на лиц, не являющихся причинителями вреда (например, на Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации, муниципальное образование - за моральный вред, причиненный в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов (статьи 1069, 1070 ГК РФ) (п. 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда").

Определяя размер компенсации морального вреда, суду необходимо, в частности, установить, какие конкретно действия или бездействие причинителя вреда привели к нарушению личных неимущественных прав заявителя или явились посягательством на принадлежащие ему нематериальные блага и имеется ли причинная связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими негативными последствиями, форму и степень вины причинителя вреда и полноту мер, принятых им для снижения (исключения) вреда (п. 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда").

Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое, в том числе в виде предоставления технических средств реабилитации, порождает право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.

Так как Печенкина Т.Н. не была своевременно обеспечена ответчиком необходимыми ей техническими средствами реабилитации, а также учитывая, что предусмотренная законом процедура предоставления инвалидам технических средств реабилитации направлена на создание им достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья (состояния физического, психического и социального благополучия человека) и в связи с этим на обеспечение достоинства их личности, что и есть охраняемые законом нематериальные блага, нарушенные ответчиком, то на Отделении Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю лежит обязанность по компенсации истцу морального вреда.

Поскольку ответчиком не представлены доказательства надлежащего исполнения возложенных на него обязанностей по обеспечению Печенкиной Т.Н. необходимыми техническими средствами реабилитации, суд приходит к выводу о наличии в действиях Отделения Фонда вины в причинении истцу морального вреда.

Размер компенсации морального вреда, определяется судом с учетом требований разумности и справедливости, степени вины причинителя вреда, характера нравственных страданий, которые перенесла истец по вине ответчика, а также периода времени, в течение которого она была лишена возможности передвижения с помощью рекомендованного ей технического средства реабилитации и полагает, что он составляет 10 000 рублей.

Сам факт не обеспечения своевременно истца техническими средствами реабилитации является доказательством того, что инвалиду причинены нравственные и физические страдания, поскольку отсутствие рекомендованных средств реабилитации неизбежно влечет ограничение жизнедеятельности инвалида, создавая при этом дополнительные препятствия для его социальной адаптации. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое, в том числе в виде обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Доводы представителя ответчика, содержащиеся в письменном отзыве от <дата> о наличии у истца права на получение денежной компенсации в случае самостоятельного приобретения необходимых технических средств реабилитации, в том числе посредством электронного сертификата, судом во внимание приняты быть не могут, поскольку данное обстоятельство не освобождает Отделение Фонда от возложенных на него в силу закона обязанностей. Неисполнение указанной обязанности с соблюдением установленных законом сроков нарушает право инвалида на их своевременное получение в рамках гарантируемой государством социальной защиты, причиняя тем самым нравственные страдания. Наличие или отсутствие у инвалида возможности самостоятельно приобрести средства реабилитации не имеет правового значения для разрешения спора, поскольку заявление истца было зарегистрировано в органе социальной защиты, следовательно, ответчик обязан своевременно обеспечить инвалида средствами реабилитации согласно его заявления в установленный сроки в точном соответствии с назначенной конструкцией и параметрами. Истец выбрал способ реализации прав. Ответчик исполнил свои обязательства только после подачи иска истцом, но с нарушением предусмотренных законом сроков.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

    ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (<░░░░░>) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. (<░░░░░░ ░░░░░░>) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ 10 000 ░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 27 ░░░░ 2023 ░░░░

    

░░░░░

2-302/2023 ~ М-215/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Печенкина Тамара Николаевна
Прокуратура Целинного района Алтайского края
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального стахования РФ в Алтайском крае
Суд
Целинный районный суд Алтайского края
Судья
Дильман В.В.
Дело на сайте суда
celinniy--alt.sudrf.ru
10.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.05.2023Передача материалов судье
12.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.05.2023Подготовка дела (собеседование)
23.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.06.2023Судебное заседание
27.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.07.2023Дело оформлено
12.10.2023Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее