Дело № 2- 1936/ 2022 г.
УИД 33RS0014-01-2022-002608-19
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
22 сентября 2022 года
Муромский городской суд Владимирской области в составе
председательствующего судьи Синицыной О.Б.
при секретаре Руденко Т.В.,
с участием пом.прокурора Бектемировой Е.С., истца Кузьминой В.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании г. Муром Владимирской области гражданское дело по иску Муромского городского прокурора в интересах Кузьминой В.А. к администрации Муромского района о предоставлении жилого помещения,
установил:
Муромский городской прокурор в интересах Кузьминой В.А. обратился в суд с настоящим иском и просит обязать администрацию Муромского района обеспечить его жилым помещением специализированного жилищного фонда, отвечающим санитарным и техническим требованиям в виде жилого дома, квартиры, благоустроенных применительно к условиям Муромского района, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма за счет средств бюджета Владимирской области.
В обоснование заявленных требований указано, что Кузьмина В.А., (дата) года рождения, в несовершеннолетнем возрасте лишилась родительского попечения, в связи с тем, что (данные изъяты)
Постановлением главы администрации Муромского района от 7 декабря 2018 г. № 1119 утвержден протокол заседания жилищной комиссии при администрации Муромского района от 7 декабря 2018 г. № 14, которым принято решение о признании Кузьминой В.А. нуждающейся в жилом помещении и принятии на учет для обеспечения жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого фонда.
Кузьмина В.А. включена в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Муромского района.
По состоянию на 01 августа 2022 Кузьмина В.А. значится в списке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Муромского района под № 25, в областном списке под № 903.
Действующим законодательством не предусмотрено предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке очередности.
В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования по вышеизложенным основаниям.
Истец Кузьмина В.А. в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика администрации Муромского района надлежащим образом извещённый о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился, просит в иске отказать, а также рассмотреть дело в отсутствии представителя администрации Муромского района.
Представитель третьего лица Департамента образования администрации Владимирской области, будучи надлежаще извещенным, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие и представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, поскольку распределение субвенций местным бюджетам из бюджета Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта РФ по каждому муниципальному образованию и виду субвенций. Финансовые средства, передаваемые органам местного самоуправления для осуществления переданных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в составе областного бюджета в виде субвенций. Обязанности департамента образования администрации области по распределению субвенций в бюджете субъекта Российской Федерации не только по каждому муниципальному образованию, но и по каждому конкретному лицу из числа детей указанной категории Бюджетным кодексом РФ и законодательством Владимирской области в области бюджетных отношений не предусмотрено.
В соответствии с Законом Владимирской области от 23 декабря 2021 г. № 142-ОЗ «Об областной бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» на реализацию в 2022 г. вышеназванного государственного полномочия муниципальному образованию Муромский район выделены субвенции в сумме 11117,7 тыс. руб., планируется приобретение 9 квартир для лиц указанной категории. Кузьмина В.А. включен в областной сводный список, имеет порядковый номер № 874, в муниципальном списке - № 26. Формирование сводного списка исключает понятие очередности, однако, не исключает понятие «хронологический порядок».
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Статьей 40 Конституции РФ определено, что каждый имеет право на жилище.
Как закреплено в ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится жилищное законодательство.
На основании ч. 5 ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемых ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
Помещения предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Аналогичные нормы содержатся в Законе Владимирской области от 04 июня 2020 г. № 43-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно п.1 ст. 12 Закона Владимирской области от 04 июня 2020 г. № 43-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Постановлением Губернатора Владимирской области от 20 мая 2013 г. № 612 утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно п. 2 указанного Порядка жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с ч. 3 ст. 8 Закона Владимирской области «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Федеральным законом от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ (ч. 2 ст. 19).
Законом Владимирской области от 28 декабря 2005 г. № 201-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органам местного самоуправления муниципального образования Муромский район переданы следующие государственные полномочия Владимирской области по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
- обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в части формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- управление специализированным жилищным фондом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- принятие решений о включении (исключении) жилых помещений в специализированный жилищный фонд для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В судебном заседании установлено, что Кузьмина В.А., (дата) года рождения, в несовершеннолетнем возрасте лишилась родительского попечения, в связи с тем, что (данные изъяты)
Постановлением главы администрации Муромского района от 7 декабря 2018 г. № 1119 утвержден протокол заседания жилищной комиссии при администрации Муромского района от 7 декабря 2018 г. № 14, которым принято решение о признании Кузьминой В.А. нуждающейся в жилом помещении и принятии на учет для обеспечения жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого фонда.
Кузьмина В.А. включена в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Муромского района.
По состоянию на 01 сентября 2022 Кузьмина В.А. значится в списке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Муромского района под № 26, в областном списке под № 874.
Действующим законодательством не предусмотрено предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке очередности.
Таким образом, право на обеспечение жилым помещением, соответствующим установленным нормам, возникло у Кузьминой В.А., относящегося к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по достижении возраста 18 лет с (дата)
Однако жилым помещением специализированного жилищного фонда, отвечающим санитарным и техническим требованиям, он до настоящего времени не обеспечен.
При таких обстоятельствах у администрации Муромского района с (дата) возникла обязанность перед истцом о немедленном предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда за счет средств областного бюджета, не исполненная до настоящего времени, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил :
Исковые требования Муромского городского прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию Муромского района ОГРН 1053302138460 обеспечить Кузьмину В.А., (дата) года рождения, паспорт (номер), жилым помещением специализированного жилищного фонда, отвечающим санитарным и техническим требованиям, в виде жилого дома, квартиры, благоустроенных применительно к условиям Муромского района, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма за счет средств бюджета Владимирской области.
На решение могут быть поданы апелляционные жалоба и представление во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий О.Б. Синицына