Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-75/2022 ~ М-69/2022 от 21.02.2022

Дело № 2-75/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 апреля 2022 года поселок Эвенск                             

Северо-Эвенский районный суд Магаданской области в составе председательствующего судьи Леонтьевой Е.А.,

при секретаре Осокиной Н.Н.,

с участием истца – заместителя прокурора Северо-Эвенского района Магаданской области Перминова И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении Северо-Эвенского районного суда, расположенного по адресу: пос. Эвенск, ул. Победы, д. 19, гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Северо-Эвенского района Магаданской области, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к муниципальному образованию «Северо-Эвенский городской округ» в лице администрации Северо-Эвенского городского округа о возложении обязанности произвести финансирование и организовать капитальный ремонт (замену) электрических сетей,

У С Т А Н О В И Л:

Первоначально и.о. прокурора Северо-Эвенского района, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Северо-Эвенского городского округа о возложении обязанности произвести финансирование и организовать капитальный ремонт (замену) электрических сетей в селе Тополовка Северо-Эвенского района Магаданской области.

В обоснование иска прокурор указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения органом местного самоуправления требований действующего законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, по результатам которой установлено, что в собственности муниципального образования «Северо-Эвенский городской округ» находятся расположенные в селе Тополовка линии электропередач общей протяженностью 1793 метра. Данные линии электропередач нуждаются в капитальном ремонте, их износ составляет 100%. Неудовлетворительное состояние электрических сетей приводит к аварийному отключению электроэнергии, нерациональному ее использованию, также может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, к повреждению или уничтожению имущества жителей поселка, причинить вред их здоровью. Руководством округа представления прокурора об устранении выявленных в указанной сфере нарушений закона не исполнены, проведение капитальных работ электрических сетей собственником до настоящего времени не организовано.

Ссылаясь на положения статей 2, 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статью 14 Федерального закона от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», статьи 5, 35 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике», статьи 210, 539, 542 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденные Приказом Минэнерго России от 19 июня 2003 года №229, прокурор просил суд возложить на администрацию Северо-Эвенского городского округа обязанность в течение восемнадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести финансирование и организовать капитальный ремонт (замену) электрических сетей, расположенных в селе Тополовка Северо-Эвенского района Магаданской области.

На основании определения судьи от 25 февраля 2022 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены Комитет по управлению муниципальным имуществом Северо-Эвенского городского округа, Комитет жилищно-коммунального, дорожно-транспортного хозяйства, благоустройства и строительства Северо-Эвенского городского округа, Унитарное муниципальное предприятие «Коммунальная энергетика» Северо-Эвенского городского округа (далее – КУМИ Северо-Эвенского городского округа, Комитет ЖКХ Северо-Эвенского городского округа, УМП «Коммунальная энергетика»).

В судебном заседании прокурор, уточнив исковые требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, окончательно просил суд возложить на муниципальное образование «Северо-Эвенский городской округ» в лице администрации Северо-Эвенского городского округа обязанность произвести финансирование и организовать капитальный ремонт (замену) электрических сетей, расположенных в селе Тополовка Северо-Эвенского района Магаданской области, в течение восемнадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебное заседание представители администрации Северо-Эвенского городского округа, КУМИ Северо-Эвенского городского округа, Комитета ЖКХ Северо-Эвенского городского округа, УМП «Комэнерго», надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явились, в поступивших в суд отзывах на исковое заявление с требованиями прокурора согласились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

Руководствуясь положениями частей 4, 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие вышеуказанных лиц.

Выслушав объяснения прокурора, который на исковых требованиях настаивал, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об их удовлетворении по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктами 3, 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа, а также вопросы организации в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно пунктам 1, 4, 5 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон от 27 июля 2010 года №190-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится, в том числе: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду; в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации.

Пунктом 5 статьи 20 Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ установлено, что теплоснабжающие и теплосетевые организации обязаны обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб; организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей; осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии; обеспечивать качество теплоносителей; организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии; обеспечивать проверку качества строительства принадлежащих им тепловых сетей; обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.

Согласно статье 3 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Федеральный закон от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ) к объектам электросетевого хозяйства относятся лини, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.

Из анализа вышеприведенных положений закона следует, что ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями несут, в том числе, собственники объектов электросетевого хозяйства.

Основой системы надежного обеспечения потребителей электрической энергией являются надежная схема энергоснабжения и выполнение всех требований правил технической эксплуатации электростанций и сетей (пункт 2 статьи 38 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ).

Пункты 5.7.1 и 5.7.18 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19 июня 2003 года , устанавливают, что при эксплуатации воздушных линий электропередачи должны производиться техническое обслуживание и ремонт, направленные на обеспечение их надежной работы; капитальный ремонт воздушных линий электропередачи должен выполняться по решению технического руководителя организации, эксплуатирующей электрические сети, на воздушных линиях электропередачи с железобетонными и металлическими опорами - не реже 1 раза в 12 лет, с деревянными опорами - не реже 1 раза в 6 лет.

Как установлено судом и следует из материалов дела, сооружение электроэнергетики - линии электропередач, протяженностью 1793 метра, расположенные в селе Тополовка Северо-Эвенского района Магаданской области, с 28 декабря 2020 года являются собственностью муниципального образования «Северо-Эвенский городской округ». Вышеуказанные линии электропередач включены в реестр муниципального имущества Северо-Эвенского городского округа.

На основании распоряжения КУМИ Северо-Эвенского городского округа от 30 декабря 2015 года муниципальное имущество - линии электропередач села Тополовка переданы на праве хозяйственного ведения предприятию УМП «Комэнерго», которое осуществляет на территории округа деятельность по выработке, транспортировке и реализации электроэнергии, оказанию населению округа коммунальных услуг (пункт 2.2 Устава предприятия). Факт передачи УМП «Комэнерго» и пользование им имуществом – линиями электропередач села Тополовка подтверждается также актом инвентаризации основных средств, составленным УМП «Комэнерго» 14 июня 2017 года.

В ходе рассмотрения дела установлено, что линии электропередач села Тополовка, эксплуатация которых осуществляется УМП «Комэнерго», нуждаются в проведении капитального ремонта, финансирование указанных мероприятий бюджетом округа ни на 2021 год, ни на 2022 год не предусмотрено, что подтверждается письменными пояснениями представителя администрации Северо-Эвенского городского округа.

О неудовлетворительном состоянии объекта электросетевого хозяйства – линий электропередач – свидетельствуют 12 аварийных отключений электроэнергии с 2020 года по текущий период 2022 года по различным причинам (короткое замыкание, обрыв линий электропередач). Линии электропередач села Тополовка полностью изношены (на 100%), утвержденные для данного населенного пункта нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии потребителям не соблюдаются: в 2020 при нормативе потери электроэнергии в 15400 кВТ/ч фактические потери составили 83079 кВТ/ч, в 2021 году – при нормативе в 15080 кВТ/ч фактические потери составили 67488 кВТ/ч).

01 июня 2020 года и 01 июня 2021 года по вышеизложенным фактам прокурором района в адрес главы Северо-Эвенского городского округа внесены представления об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Пункт 2 статьи 125 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В то же время собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества (пункт 1 статьи 295 Гражданского кодекса РФ, подпункт 11 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 14 ноября 2002 года №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

В соответствии со статьями 36-38 Устава муниципального образования «Северо-Эвенский городской округ», принятого решением Собрания представителей Северо-Эвенского городского округа от 30 ноября 2015 года №44, пунктами 2.2, 2.4 Положения об администрации Северо-Эвенского городского округа, утвержденного решением Собрания представителей Северо-Эвенского городского округа от 25 ноября 2015 года №38, администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения городского округа, в том числе по организации теплоснабжения. Финансирование деятельности Администрации осуществляется за счет средств бюджета Северо-Эвенского городского округа.

С учетом анализа вышеприведенных требований закона, принимая во внимание установленные по делу конкретные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что ответчиком, который является собственником муниципального имущества - объектов электросетевого хозяйства (линий электропередач), нарушены требования действующего законодательства, как гражданского, так и в области электроэнергетики, о надлежащем содержании и своевременном ремонте данного объекта. В сложившейся ситуации возникает угроза аварийных ситуаций, нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Само по себе отсутствие в бюджете округа финансирования на проведение ремонтных работ электрических сетей не является основанием для освобождения ответчика от выполнения данной обязанности.

При таком положении, считая требования прокурора к муниципальному образованию «Северо-Эвенский городской округ» в лице администрации Северо-Эвенского городского округа о возложении обязанности произвести финансирование и организовать капитальный ремонт (замену) электрических сетей в селе Тополовка Северо-Эвенского района Магаданской области законными и обоснованными, суд приходит к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для их удовлетворения.

Предложенный прокурором срок исполнения обязанности (в течение восемнадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу), с учетом характера допущенных ответчиком нарушений, значимости рассматриваемого вопроса и необходимости скорейшего выполнения работ по капитальному ремонту линий электропередач, является разумным и достаточным.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования и.о. прокурора Северо-Эвенского района Магаданской области, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к муниципальному образованию «Северо-Эвенский городской округ» в лице администрации Северо-Эвенского городского округа о возложении обязанности произвести финансирование и организовать капитальный ремонт (замену) электрических сетей в селе Тополовка Северо-Эвенского района Магаданской области – удовлетворить.

Возложить на муниципальное образование «Северо-Эвенский городской округ» в лице администрации Северо-Эвенского городского округа обязанность в течение восемнадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести финансирование и организовать капитальный ремонт (замену) электрических сетей, расположенных в селе Тополовка Северо-Эвенского района Магаданской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Северо-Эвенский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Установить срок составления мотивированного решения суда – 14 апреля 2022 года.

Председательствующий Е.А. Леонтьева

21.02.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.02.2022Передача материалов судье
25.02.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.03.2022Судебное заседание
08.04.2022Судебное заседание
14.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.05.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее