Судья Конькова Е.В. № 7р-567/2021
РЕШЕНИЕ
город Йошкар-Ола 28 октября 2021 года
Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Салихова Э.И.,
при секретаре Богомоловой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда жалобу Эшполдиной М.В. на постановление государственного инспектора отдела общепромышленного и государственного энергетического надзора по Республике Марий Эл Приволжского управления Ростехнадзора Степанова В.В. от 9 июля 2021 года № <№>, решение судьи Советского районного суда Республики Марий Эл от 2 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
главы Ронгинской сельской администрации Советского муниципального района Республики Марий Эл Эшполдиной М.В., <дата>, уроженки <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес>, состоящей в браке, имеющей на иждивении малолетнего ребенка, ранее не привлекавшейся к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,
у с т а н о в и л:
постановлением государственного инспектора отдела общепромышленного и государственного энергетического надзора по Республике Марий Эл Приволжского управления Ростехнадзора Степанова В.В. от 9 июля 2021 года № <...> глава Ронгинской сельской администрации Советского муниципального района Республики Марий Эл Эшполдина М.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.
Решением судьи Советского районного суда Республики Марий Эл от 2 сентября 2021 года постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл, Эшполдина М.В. просит постановление должностного лица административного органа и решение судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью совершенного правонарушения. В жалобе указывает на то, что пункты 2, 3, 4 предписания от 28 апреля 2021 года исполнены, пункт 1 предписания не выполнен в установленные сроки в связи с загруженностью и большим объемом работ по разработке Правил эксплуатации гидротехнических сооружений. Правила разработаны и утверждены администрацией Ронгинского сельского поселения и направлены на согласование в Ростехнадзор 6 июля 2021 года, но возвращены на доработку. Повторно Правила отправлены на согласование 17 августа 2021 года, но снова возвращены на доработку с замечаниями. Полагает, что поскольку допущенное нарушение не содержит существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям, не повлекло за собой каких-либо негативных последствий, Правила эксплуатации гидротехнических сооружений не были разработаны в силу объективных причин, производство по делу может быть прекращено в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
Выслушав объяснения Эшполдиной М.В., поддержавшей доводы жалобы, представителя Приволжского управления Ростехнадзора Шагимарданова И.В., полагавшего, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений определяет Федеральный закон от 21 июля 1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».
В соответствии с частью 1 статьи 9 названного закона собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны, в частности создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации.
Из материалов дела следует, что по результатам плановой выездной проверки Приволжским управлением Ростехнадзора в отношении администрации Ронгинского сельского поселения Советского муниципального района Республики Марий Эл вынесено предписание от 28 апреля 2021 года № <...> устранить в срок до 17 июня 2021 года выявленные в ходе проверки следующие нарушения:
пункт 1 – в нарушение статьи 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» отсутствуют правила эксплуатации гидротехнических сооружений на ручье без названия у д. Кугенер, согласованные с Ростехнадзором;
пункт 2 – в нарушение статьи 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» не созданы собственником (эксплуатирующей организацией) финансовые резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнических сооружений;
пункт 3 – в нарушение статьи 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» не созданы собственником (эксплуатирующей организацией) материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнических сооружений;
пункт 4 – в нарушение пункта 6.1 «СП 58.13330.2012. Свод правил. Гидротехнические сооружения. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 33-01-2003», утвержденного Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года № 623, не определены уполномоченные лица, ответственные за состояние и безопасную эксплуатацию гидротехнических сооружений.
На основании распоряжения заместителя руководителя Приволжского управления Ростехнадзора от 18 июня 2021 года № РП-291-906-О проведена внеплановая документарная проверка в отношении администрации Ронгинского сельского поселения Советского муниципального района Республики Марий Эл с целью проверки исполнения предписания от 28 апреля 2021 года № 43-18-13/157/21-257, срок исполнения которого истек 17 июня 2021 года.
По результатам проверки установлено, что нарушения, указанные в пунктах 2-4 предписания, устранены в ходе проверки 25 июня 2021 года, то есть с нарушением установленного предписанием срока, а нарушение, указанное в пункте 1 предписания, не устранено.
В связи с невыполнением в установленный срок требований предписания от 28 апреля 2021 года № 43-18-13/157/21-257 в отношении главы Ронгинской сельской администрации Советского муниципального района Республики Марий Эл Эшполдиной М.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в частности протоколом об административном правонарушении от 6 июля 2021 года <№>, предписанием от 28 апреля 2021 года <№>, распоряжением о проведении внеплановой документарной проверки юридического лица от 18 июня 2021 года № <№>О, актом проверки от 25 июня 2021 года № <№>, распоряжением председателя Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций администрации Ронгинского сельского поселения от 13 июня 2021 года № 10 «О назначении ответственным за состояние и безопасную эксплуатацию гидротехнических сооружений», выпиской Финансового управления администрации Советского муниципального района от 18 июня 2021 года № 102 из бюджетной росписи расходов бюджета Ронгинского сельского поселения Советского муниципального района Республики Марий Эл на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, договором поставки № <№> от 10 октября 2016 года, заявлением о согласовании правил эксплуатации гидротехнического сооружения от 5 июля 2021 года № 355, которым должностным лицом Ростехнадзора и судьей районного суда дана надлежащая правовая оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности.
При рассмотрении дела об административном правонарушении должностное лицо Приволжского управления Ростехнадзора и судья районного суда пришли к правильному выводу о наличии в действиях главы Ронгинской сельской администрации Советского муниципального района Республики Марий Эл Эшполдиной М.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в невыполнении в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений.
Довод жалобы о том, что требования предписания не были выполнены своевременно в связи с недостаточностью предоставленного для устранения нарушений срока, не свидетельствует об отсутствии вины в совершенном правонарушении, поскольку заявителем мер по продлению срока исполнения предписания не предпринималось, сведения о частичном выполнении требований предписания в установленный срок в административный орган не сообщались, доказательств, подтверждающих обратное, не представлено.
Довод жалобы о малозначительности деяния не может быть принят во внимание ввиду следующего.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с разъяснением, приведенным в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в его Постановлении от 14 февраля 2013 года № 4-П, возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения (статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) допустима лишь в исключительных случаях, поскольку иное способствовало бы формированию атмосферы безнаказанности и было бы несовместимо с принципом неотвратимости ответственности правонарушителя.
Отсутствие негативных последствий в качестве характеристики малозначительности рассматриваемого административного правонарушения не может быть принято во внимание, поскольку состав административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного признака наступление каких-либо общественно опасных последствий.
Совершенное правонарушение посягает на общественные отношения, связанные с эксплуатации гидротехнического сооружения, создает угрозу безопасной эксплуатации гидротехнического сооружения, может повлечь негативные последствия и привести к недопустимому риску для жизни и здоровья людей. Существенная угроза общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий в результате совершения административного правонарушения, а в несоблюдении законодательства в сфере безопасности опасных объектов, что непосредственно влияет на безопасность эксплуатации гидротехнического сооружения, а также в пренебрежительном отношении заявителя, являющегося должностным лицом, ответственным за состояние и безопасную эксплуатацию гидротехнических сооружений, к исполнению своих должностных обязанностей.
Учитывая в совокупности обстоятельства совершенного правонарушения, его общественную значимость, считаю, что в данном случае нет оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Постановление о привлечении главы Ронгинской сельской администрации Советского муниципального района Республики Марий Эл Эшполдиной М.В. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел. Процедура привлечения к административной ответственности не нарушена.
Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией части 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является минимальным.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
постановление государственного инспектора отдела общепромышленного и государственного энергетического надзора по Республике Марий Эл Приволжского управления Ростехнадзора Степанова В.В. от 9 июля 2021 года № 42-18-2021-1185, решение судьи Советского районного суда Республики Марий Эл от 2 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы Ронгинской сельской администрации Советского муниципального района Республики Марий Эл Эшполдиной М.В. оставить без изменения, жалобу Эшполдиной М.В. – без удовлетворения.
Судья Э.И. Салихова