Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-360/2024 (33-13302/2023;) от 25.10.2023

Судья: Гутрова Н.В. гр. дело № 33-360/2024

(гр.дело № 2-3-254/2023)      (33-13302/2023)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

25 января 2024 года                 г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Серикова В.А.,

судей Катасонова А.В., Кривошеевой Е.В.,

при помощнике Петровой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации м.р. Шенталинский Самарской области на решение Исаклинского районного суда Самарской области от 12 сентября 2023 года, которым постановлено:

    «Исковые требования прокурора Шенталинского района Самарской области в интересах Долговой Л.А. к администрации м.р. Шенталинский Самарской области, администрации с.п. Артюшкино м.р. Шенталинский Самарской области, ГБУ СО «Самаралес» о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма удовлетворить частично.

Обязать администрацию м.р. Шенталинский Самарской области предоставить Долговой Л.А., ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи 2 человека, благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда во внеочередном порядке в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении исковых требований к администрации с.п. Артюшкино м.р. Шенталинский Самарской области, ГБУ СО «Самаралес» отказать».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Серикова В.А., выслушав пояснения представителя ответчика Мавлянбердиевой З.Р., прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Шенталинского района Самарской области в интересах Долговой Л.А. обратился в суд с иском к администрации м.р. Шенталинский Самарской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой Шенталинского района проведена проверка исполнения администрацией м.р. Шенталинский Самарской области требований законодательства в сфере обеспечения граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями, по результатам которой установлено, что в соответствии с постановлением администрации м.р. Шенталинский Самарской области от 27.09.2019 № 472-П «О внесении изменений в постановление администрации м.р. Шенталинский от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении списков очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» Долгова Л.А. (<адрес> с составом семьи 2 человека, включена в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по договору социального найма от даты подачи заявления 16.09.2019г. В соответствии с заключением об оценке соответствия помещения требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 02.09.2019г. межведомственной комиссией, назначенной распоряжением администрации м.р. Шенталинский от ДД.ММ.ГГГГ -р, обследовано помещение по адресу: <адрес>. Согласно описанию состояния жилого помещения: здание 1952 года постройки, фундамент (деревянные столбы) - пораженные гнилью, разрушение столбов (износ 50%); стены - деревянные, рубленные, имеется деформация стен, нарушение жесткости сруба, поражение гнилью (износ 55 %); перекрытия деревянные, имеется поражение гнилью, прогибы балок и прогонов (износ 100%); крыша асбестоцементная, имеется ослабление крепления отдельных листов, поражение гнилью; полы- деревянные, дощатые, имеется поражение гнилью, прогибы и разрушение полов (износ 95%); окна- двойные, створные, переплеты, коробка поражены гнилью (износ 90%); двери- дощатые, дверные полотна осели, имеют неплотный притвор. Отопление, водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение - отсутствуют. Общий износ строения составляет -75%. При наличии указанных обстоятельств состояние жилого помещения по адресу: <адрес>, создает угрозу для жизни и здоровья Долговой Л.А.

В силу распоряжения администрации м.р. Шенталинский Самарской области от 06.09.2019г. -р «О признании части индивидуального жилого дома непригодным для проживания» часть жилого дома по адресу: <адрес> признана непригодной для проживания.

Согласно списку граждан, признанных нуждающимися в обеспечении жилыми помещениями во внеочередном порядке, направленному администрацией м.р. Шенталинский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ в адрес заместителя министра социально-демографической и семейной политики Самарской области, Долгова Л.А. поставлена на учет данной категории граждан на основании проживания в непригодном для проживания жилье. Право на приватизацию жилых помещений Долговой Л.А., ФИО20 не реализовывалось.

Прокуратурой района 27.10.2022г. главе м.р. Шенталинский Самарской области внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства.

Согласно ответу администрации от 24.11.2022г. представление прокуратуры рассмотрено, выявленные нарушения проанализированы и приняты к сведению. Свободные жилые помещения в муниципальном жилищном фонде, в том числе в маневренном жилищном фонде, для предоставления Долговой Л.А., отсутствуют. Денежные средства в бюджете района на строительство или приобретение муниципального жилья социального использования и маневренного фонда не заложены, в связи с их отсутствием по причине дотационности местного бюджета.

Несмотря на то, что Долгова Л.А. состоит в списке граждан, нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма, во внеурочном порядке с 16.09.2019г., являющаяся пенсионером по старости и ветераном труда Самарской области, жилым помещением до настоящего времени не обеспечена.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, (с учетом изменений в порядке ст. 39 ГПК РФ) прокурор Шенталинского района Самарской области в интересах Долговой Л.А. просил возложить на администрацию м.р. Шенталинский Самарской области, администрацию с.п. Артюшкино м.р. Шенталинский Самарской области обязанность предоставить Долговой Л.А., ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи 2 человека, благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда во внеочередном порядке в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Определением суда от 22.08.2023г. (в протокольной форме) к участию в деле в качестве ответчиков привлечены администрация с.п. Артюшкино м.р. Шенталинский Самарской области, ГБУ СО «Самаралес», третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, - министерство имущественных отношений Самарской области, Долгов А.В., Долгов А.А., Лазарева М.В., Долгова Е.С.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе администрация м.р. Шенталинский Самарской области просит решение отменить как незаконное и необоснованное и прекратить производство по делу, ссылаясь в жалобе на то, что при принятии решения судом не принято во внимание, что на момент рассмотрения дела Долгова Л.А. с составом семьи два человека не подтвердила статус малоимущей в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма, а предоставление таких помещений и принятие на учет нуждающихся в таких помещениях производится только, если гражданин в установленном порядке признан малоимущим, ввиду чего оснований для удовлетворения иска не имелось. Также ответчик указывает на то, что Долгова Л.А. включена в число лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании постановления Администрации м.р. Шенталинский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ -н с даты поданного ею заявления - 16.09.2019г. На момент рассмотрения дела Долгова Л.А. состояла в очереди под номером 57, а исполнение решения суда о предоставлении истцу жилого помещения вне указанной очередности нарушит права граждан, поставленных на учет ранее Долговой Л.А.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Мавлянбердиевой З.Р., действующая на основании доверенности, доводы, изложенные в апелляционной жалобе поддержала.

Помощник прокурора Самарской области Сергеева Е.С. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили.

Судебная коллегия, в соответствии со ст.167, 327 ГПК РФ пришла к выводу о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, проверив и оценив фактические обстоятельства дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Материалами дела установлено, что Долгова Л.А. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: <адрес>, по данному адресу также зарегистрированы ФИО16 (муж) - с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО7 (сын), ФИО8 (внук), ФИО9 (дочь), ФИО12,ДД.ММ.ГГГГ.р. (внучка), ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ.р. (внучка), ФИО10 (сноха), что подтверждается справкой администрации с.п. Артюшкино м.р. Шенталинский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ (т.1, л.д. 152).

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ ГБУ СО «Самаралес» является собственником жилого дома, площадью 98,5кв.м, с кадастровым номером , по адресу: <адрес> право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ (т.1, л.д. 133-134).

Из заключения об оценке соответствия помещения требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> признано непригодным для проживания. При этом установлено, что здание 1952года постройки, фундамент (деревянные столбы) – поражение гнилью, разрушение столбов (износ 50%), стены – деревянные, рубленые, имеется деформация стен, нарушение жёсткости сруба, поражение гнилью (износ 55%); перекрытия – деревянные, имеется поражение гнилью, прогибы балок и прогонов (износ 100%); крыша асбестноцементная, имеется ослабление крепления отдельных листов, поражен гнилью; полы – деревянные, дощатые, имеется поражение гнилью, прогибы и разрушение (износ 95%); окна – двойные, створные, переплёты, коробка поражены гнилью (износ 90%); двери – дощатые, дверные полотна осели, имеют неплотный притвор. Отопление, водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение – отсутствуют. Общий износ строения составляет – 75 %. (т.1, л.д. 38-39).

Распоряжением администрации м.р. Шенталинский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ -р часть жилого дома по адресу: <адрес> признана непригодной для проживания (т.1, л.д.35).

ДД.ММ.ГГГГ Долгова Л.А. обратилась в администрацию м.р. Шенталинский Самарской области с заявлением о принятии на регистрационный учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий (состав семьи 2 человека)(т.1,л.д. 9-13).

Из сообщения ГКУ СО «Главное управление социальной защиты населения северного округа» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Долгова Л.А., ДД.ММ.ГГГГ.р., проживающая по адресу : <адрес>, является получателем социальных выплат «Ветеран труда Самарской области» (т.1,л.д. 20).

Согласно справке УПФР м.р. Сергиевский Самарской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ Долгова Л.А. является получателем страховой пенсии по старости и фиксированной выплате к страховой пенсии по старости с учетом повышений фиксированной выплаты к указанной страховой пенсии (т.1,л.д. 21-22).

Супругом Долговой Л.А. является ФИО16, что подтверждается свидетельством о заключении брака (т.1,л.д. 23).

ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ.р., является инвалидом 3 группы по общему заболеванию бессрочно, что подтверждается справкой ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России БМСЭ от ДД.ММ.ГГГГ (т.1,л.д. 29).

Право приватизации жилья Долгова Л.А., ДД.ММ.ГГГГ.р., ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ.р., проживающие по адресу: <адрес> не использовали, что подтверждается справками комитета по управлению имуществом, архитектуры, капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации м.р. Шенталинский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ (т.1, л.д. 31, 32).

Долгова Л.А., ДД.ММ.ГГГГ.р., ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ.р., строений и жилья на территории Шенталинского района Самарской области не имели, правовая регистрация не осуществлялась и по данным архивного фонда сведений по приватизации жилого фонда не содержит, что подтверждается справками ГУП СО «ЦТИ» (т.1,л.д. 33, 34).

Согласно уведомлениям об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО20., ДД.ММ.ГГГГ.р., Долговой Л.А., ДД.ММ.ГГГГ.р., за период с 16.09.2014 по 16.09.2019 объекты недвижимости не зарегистрированы (т.1, л.д. 36, 37).

Согласно заключению главного специалиста администрации м.р. Шенталинский Самарской области ФИО14 от ДД.ММ.ГГГГ Долгова Л.А. с составом семьи 2 человека признана малоимущей в целях постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма (т.1, л.д. 40).

На основании постановления администрации м.р. Шенталинский Самарской области от 27.09.2019 № 472-П «О внесении изменений в постановление администрации м.р. Шенталинский от 08.05.2019 № 240-П «Об утверждении списков очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» Долгова Л.А. (<адрес> с составом семьи 2 человека, включена в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по договору социального найма от даты подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ (т.1, л.д. 41-42).

16.12.2022г. между администрацией с.п. Артюшкино м.р. Шенталинский Самарской области и администрацией м.р. Шенталинский Самарской области заключено соглашение о передаче администрацией с.п. Артюшкино м.р. Шенталинский Самарской области администрации м.р. Шенталинский Самарской области осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения на 2023 год, в частности переданы полномочия по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля в объеме, согласно приложению 5 к настоящему соглашению (п.п. 5 п. 1.2 соглашения) (т.1, л.д. 43-45).Согласно приложению 5 к соглашению от ДД.ММ.ГГГГ к обязанностям администрации м.р. Шенталинский Самарской области относится, в частности, предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, исходя из положений ст. 57 ЖК РФ и, принимая во внимание, что Долгова Л.А. и ее супруг ФИО16 в представленном ГБУ СО «Самаралес» жилом помещении – части дома по адресу: <адрес> признанном непригодным для проживания, обусловлено опасностью для их жизни и здоровья, а также принимая во внимание, что Долгова Л.А. и ее супруг ФИО16 собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> не являются, другого жилья, пригодного для проживания, не имеют, Долгова Л.А. с составом семьи 2 человека, включена в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по договору социального найма от даты подачи заявления 16.09.2019г., и до настоящего времени из указанного списка не исключена, ФИО9 (дочь истца) право пользования Долговыми Л.А. и ФИО20 принадлежащим ей и ее супругу ФИО15 на праве собственности жилым помещением, площадью 28,5кв.м, с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, не признает, полномочия на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда переданы ответчику – администрации м.р. Шенталинский Самарской области, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что исковые требования прокурора к администрации м.р. Шенталинский Самарской области следует удовлетворить, соответственно в удовлетворении иска к администрации с.п. Артюшкино м.р. Шенталинский Самарской области, ГБУ СО «Самаралес» следует отказать.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1 статьи 40).

В целях реализации приведенных конституционных положений частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном жилищным законодательством порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.

В соответствии с положениями части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Пунктом 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Из содержания статьи 86 ЖК РФ следует, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В силу статьи 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Согласно пункту 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 14 от 2 июля 2009 г. "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ", по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

При выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются (абзац 4 пункта 37 приведенного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации).

В силу пунктов 1, 8, 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).

В силу вышеприведенных правовых положений определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.

Вместе с тем, само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статья 86 ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в разделе третьем Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2014 г., если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

Таким образом, незамедлительное решение вопроса о переселении граждан из аварийных домов обусловлено наличием реальной опасности для их жизни и здоровья, связанного с проживанием в таких домах.

Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

Согласно пункту 33 данного Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации либо в результате чрезвычайной ситуации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

В случае признания жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредоносного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан, орган местного самоуправления выносит предписание о незамедлительном выселении граждан.

Выселение в таких случаях из жилых помещений, занимаемых гражданами как по договору социального найма, так и на праве собственности, производится с предоставлением им другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, которое согласно статье 89 ЖК РФ должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям, находиться в черте данного населенного пункта.

Суд, первой инстанции, установив, что жилое помещение, в котором проживает Долгова Л.А. и член ее семьи, признано непригодным для проживания и подлежащим сносу, состояние его конструкций угрожает жизни и здоровью граждан, и он не подлежит ремонту, пришел к выводу, что Долгова Л.А. с составом семьи два человека подлежит обеспечению равнозначным жилым помещением

Суд апелляционной инстанции соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на верном понимании норм материального и процессуального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

В связи с наличием реальной угрозы проживания истца и члена ее семьи в спорном жилом помещении, осуществление мероприятий по расселению не может быть поставлено в зависимость от установленного срока расселения, в связи с чем, оно должно производиться незамедлительно.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, свидетельствующие о том, что проживание граждан в занимаемом жилом помещении представляет угрозу для их жизни и здоровья, доводы апелляционной жалобы администрации м.р. Шенталинский Самарской области о том, что истец и члены ее семьи не являются малоимущими, не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных в их интересах прокурорм требований.

Кроме того, предоставление жилых помещений в связи с расселением из аварийного жилья регулируется специальными нормами, в связи с чем, признание граждан малоимущими и принятие их на учет нуждающихся в жилых помещениях при разрешении спора о предоставлении жилого помещения в порядке, предусмотренном статьями 86 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, не требуется.

Как указал Конституционный Суда РФ в Постановлении от 25 апреля 2023 г. N 20-П, что внеочередное обеспечение жильем граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, носит компенсаторный характер. Цель законодателя в данном случае не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение имеющейся обеспеченности жильем (чтобы права граждан при выселении не были ущемлены) с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

Доводы апелляционной жалобы не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом, они направлены на субъективное толкование норм законодательства и на переоценку выводов суда, что не является в силу ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.

Вместе с тем, судебная коллегия полагает необходимым изменить решение, указав на площадь жилого помещения, которое должно быть предоставлено Долговой Л.А. и члену ее семьи, принимая во внимание пояснения, данные сторонами в суде апелляционной инстанции о том, что площадь занимаемого Долговой Л.А. жилого помещения, признанного непригодным для проживания, оставляет 28 кв.м., следовательно жилое помещение, подлежащее предоставлению взамен признанного непригодным для проживания должно составлять не менее 28 кв.м.

Также, поскольку жилое помещение предоставляется истцу вне очереди, ввиду того, что занимаемое жилое помещение по договору социального найма признано непригодным для проживания как представляющее угрозу жизни и здоровья граждан, из резолютивной части подлежит исключение указание на его предоставление в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Исаклинского районного суда Самарской области от 12 сентября 2023 года изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:

«Исковые требования прокурора Шенталинского района Самарской области в интересах Долговой Л.А. к администрации м.р. Шенталинский Самарской области, администрации с.п. Артюшкино м.р. Шенталинский Самарской области, ГБУ СО «Самаралес» о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма удовлетворить частично.

Обязать администрацию м.р. Шенталинский Самарской области предоставить Долговой Л.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с составом семьи два человека, благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда во внеочередном порядке, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, площадью не менее 28 кв. м

В удовлетворении исковых требований к администрации с.п. Артюшкино м.р. Шенталинский Самарской области, ГБУ СО «Самаралес» отказать».

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

33-360/2024 (33-13302/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)
Истцы
Долгова Л.А.
Прокурор Шенталинского района С/о
Долгов В.А.
Ответчики
Администрация с.п. Артшкино м.р. Шенталинский С/о
ГБУ СО "Самаралес"
Администрация м.р. Шенталинский С/о
Другие
Долгова Е. С.
Долгов А. В.
Министерство имущественных отношений Самарской области
ППК Роскадастр
Долгов А. А.
Лазарева М. В.
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
26.10.2023[Гр.] Передача дела судье
30.11.2023[Гр.] Судебное заседание
21.12.2023[Гр.] Судебное заседание
25.01.2024[Гр.] Судебное заседание
15.02.2024[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.02.2024[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее