<номер>
Р Е Ш Е Н И Е
09 февраля 2022 года г. Астрахань
Судья Советского районного суда г. Астрахани <ФИО>4, при ведении протокола секретарем судебного заседания <ФИО>2, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу <ФИО>1 на постановление инспектора ДПС ОБДПС ГИБДД УМВД России по <адрес> от <дата> о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <ФИО>1,
у с т а н о в и л :
Постановлением инспектора ДПС ОБДПС ГИБДД УМВД России по <адрес> от <дата> <номер> <ФИО>1 признана виновной в совершении административного правонарушения о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением <ФИО>1 обратилась в суд с жалобой на указанное постановление, в которой указывает, что постановление по делу об административном правонарушении от 10 декабря года является незаконным, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, а также в связи отсутствием состава административного правонарушения.
В судебном заседании <ФИО>1 доводы, изложенные в жалобе и дополнениях к ней, поддержала, просила суд вышеуказанное постановление отменить, производство по делу прекратить по основаниям, изложенным в жалобе.
Должностное лицо, вынесшее постановление - инспектор ДПС ОБДПС ГИБДД УМВД России по <адрес> <ФИО>3, возражал против удовлетворения доводов жалобы, пояснил, что в действиях <ФИО>1 имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а допущенные им процессуальные правонарушения являются несущественными. Просил оставить постановление от <дата> без изменения, жалобу <ФИО>1 – без удовлетворения.
Суд, выслушав <ФИО>1, инспектора ДПС ОБДПС ГИБДД УМВД России по <адрес> <ФИО>3, допросив свидетеля, исследовав материалы дела приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно частям 1, 2 статьи 26.2 Кодекса доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Материалами дела установлено, что согласно протоколу об административном правонарушении <дата> в <данные изъяты> <ФИО>1, в нарушение п. 22.9 ПДД РФ перевозила ребенка, девочку 6 лет, в легковом автомобиле без детского удерживающего устройства (системы) соответствующего весу и росту и ребенка.
Постановлением инспектора ДПС ОБДПС ГИБДД УМВД России по <адрес> от <дата> <номер> <ФИО>1 признана виновной в совершении административного правонарушения о привлечении <данные изъяты> 3 000 рублей.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно п. 3 ст. 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч. 1, 3 и 4 ст. 28.6 названного Кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В силу ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно ч. 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Системный анализ ч. 4, 4.1, 6 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет прийти к выводу о том, что изменения сведений, ранее внесенных в протокол об административном правонарушении, производятся в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В его отсутствие такие изменения могут быть внесены в названный процессуальный акт только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица. Указанными выше нормами лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и его непосредственное участие при составлении протокола по делу об административном правонарушении и внесении изменений в него.
Иное толкование вышеприведенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В связи с изложенным должностное лицо административного органа не вправе в одностороннем порядке вносить изменения в названный протокол без участия лица, в отношении которого он составлен, и в отсутствие сведений о его надлежащем извещении.
Вместе с тем из материалов дела усматривается, что после составления протокола об административном правонарушении <дата> в него были внесены исправления в сведения о времени совершения правонарушения, в части приложения к протоколу и наличия (отсутствия) ходатайства о рассмотрении протокола по месту жительства лица привлекаемого к административной ответственности, в отсутствие <ФИО>1, которая о предстоящем внесении исправлений в протокол не извещалась.
Данные обстоятельства подтверждаются приобщенными к материалам дела копиями названных протоколов, в которых эти исправления отсутствуют. Должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении указанные обстоятельства не оспаривались.
Время совершения правонарушения составляет его существо, и внесение в протокол об административном правонарушении соответствующих исправлений возможно только либо в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности, либо в его отсутствие при условии надлежащего и заблаговременного уведомления о необходимости явки в ГИБДД для внесения изменений в протокол.
Вместе с тем в материалах дела не имеется данных, свидетельствующих о том, что изменения в протокол об административном правонарушении были внесены при составлении указанных процессуальных актов в присутствии <ФИО>1 Подписи названного лица об ознакомлении с внесенными изменениями не имеется. Отсутствуют и сведения об извещении <ФИО>1 о необходимости явки в подразделение ГИБДД для внесения изменений в названный протокол.
Тем самым лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, оказалось лишенным предоставленных законом гарантий защиты его прав, поскольку не могло квалифицированно возражать и давать объяснения по существу внесенных изменений в процессуальные акты.
Таким образом, оснований полагать, что изменения в протокол об административном правонарушении внесены должностным лицом с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, являются существенными, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также законность принятых по делу решений.
Согласно части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
На основании вышеизложенного протокол об административном правонарушении подлежат признанию недопустимым доказательством по настоящему делу об административном правонарушении, так как составлен с нарушением требований названного Кодекса.
Согласно частям 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Учитывая, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением требований названного Кодекса и является недопустимым доказательством, выводы о наличии в действиях <ФИО>1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являлись бы преждевременными.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
При таких обстоятельствах постановление инспектора ДПС ОБДПС ГИБДД УМВД России по <адрес> от <дата> <номер>, вынесенное в отношении <ФИО>1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 названного Кодекса - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л:
Жалобу <ФИО>1 на постановление инспектора ДПС ОБДПС ГИБДД УМВД России по <адрес> от <дата> о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <ФИО>1– удовлетворить.
Постановление инспектора ДПС ОБДПС ГИБДД УМВД России по <адрес> от <дата> <номер>, вынесенное в отношении <ФИО>1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях- отменить.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение десяти суток со дня получения копии постановления.
Судья Е.К. Бабушкина