УИД 11RS0001-01-2022-009571-60 Дело № 2-7357/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе судьи Машкалевой О. А.
при секретаре Ухановой М.С.,
с участием:
помощника прокурора Матвеевой С.А.,
представителя ответчика Кожайкиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре
19 июля 2022 г. гражданское дело по иску Прокурора г.Ухты Республики Коми в интересах Пантюшевой Натальи Михайловны к Министерству здравоохранения Республики Коми о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение лекарственного препарата, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Ухты Республики Коми в интересах Пантюшевой Н.М. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Коми о взыскании денежных средств в сумме ... рублей, затраченных на самостоятельное приобретение лекарственных препаратов, компенсации морального вреда в размере 10000 рублей. В обоснование требований указано, что прокуратурой проведена проверка по обращению Пантюшевой Н.М. о ненадлежащем обеспечении лекарственным препаратом. По результатам проверки установлено, что Пантюшева Н.М. имеет право на льготное лекарственное обеспечение в связи с имеющимся заболеванием «...». Для лечения ей рекомендован лекарственный препарат «...». 09.09.2020 Пантюшевой Н.М. был выписан рецепт на данный препарат в количестве 13 упаковок. При обращении в аптеку, лекарственного препарата не оказалось, рецепт был поставлен на отсроченное обслуживание. В связи с этим, лекарственный препарат был приобретен Пантюшевой Н.М. за счет собственных средств. Ответчиком не в полной мере осуществляются обязанности по организации обеспечения льготной категории граждан лекарственными препаратами. Убытки должны быть взысканы с ответчика.
В судебном заседании, начавшемся 13.07.2022 и продолжившемся 19.07.2022, представитель прокуратуры требования поддержала.
Представитель ответчика с требованиями не согласилась.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебном заседании отсутствуют, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Пункт 3 ст. 1 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» устанавливает полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья.
Из ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ усматривается, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе, в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Согласно ч. 3 ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан, в том числе, оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. Из данного нормативного правового акта следует, что бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.
В приложении № 1 к указанному Постановлению представлены категории заболеваний, при лечении которых гражданам гарантировано право на получение всех лекарственных средств, в перечень заболеваний включены, в том числе ....
Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 прямо предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Пунктом 1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 05.07.2012 № 283, установлено, что Министерство здравоохранения Республики Коми является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию и управлению в сфере охраны здоровья граждан на территории Республики Коми, фармацевтической деятельности, предоставлению государственных услуг в сфере охраны здоровья, а также уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми на осуществление государственного контроля на территории Республики Коми в сфере охраны здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следовательно, Министерство здравоохранения Республики Коми является органом исполнительной власти, отвечающим за своевременное и в полном объеме обеспечение населения лекарственными препаратами.
В соответствии с п. 6 Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, утвержденные приказом Минздрава России от 11 июля 2017 г. № 403н, отпуск лекарственных препаратов осуществляется в течение указанного в рецепте срока его действия при обращении лица к субъекту розничной торговли. В случае отсутствия у субъекта розничной торговли лекарственного препарата, указанного в рецепте, при обращении лица к субъекту розничной торговли рецепт принимается на обслуживание в следующие сроки (далее - отсроченное обслуживание), так рецепт на лекарственный препарат, входящий в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, обслуживается в течение пяти рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли; рецепт на лекарственный препарат, отпускаемый бесплатно или со скидкой и не вошедший в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, обслуживается в течение десяти рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли.
Из материалов дела следует, что Пантюшева Н.М. наблюдается в ГБУЗ РК «Ухтинская городская поликлиника» с диагнозом «...», связи с этим, она имеет право на льготное лекарственное обеспечение. Пантюшева Н.М. нуждается в лекарственном препарате «...».
09.09.2020 Пантюшевой Н.М. выписан рецепт на получение данного лекарственного препарата в количестве 13 упаковок.
При обращении Пантюшевой Н.М в аптеку лекарственного препарата не оказалось, в связи с чем рецепт был поставлен на отсроченное обслуживание.
Согласно сведениям ГУП РК «Государственные аптеки Республики Коми» лекарственным препаратом Пантюшева Н.М. обеспечена 14.10.2020.
Вместе с тем, так как Пантюшевой Н.М. необходим постоянный ежедневный прием данного препарата, то она 06.10.2020 самостоятельно приобретала лекарственный препарат на сумму ... рублей.
Таким образом, не обеспечение Министерством здравоохранения Республики Коми наличия в аптечных учреждениях необходимых лекарственных средств, повлекло нарушение прав и законных интересов Пантюшевой Н.М. Каких-либо объективных доказательств того, что Министерством здравоохранения Республики Коми было своевременно и в полном объеме организовано обеспечение указанными лекарственными препаратами, суду не представлено.
Доводы ответчика о том, что по состоянию на сентябрь-октябрь 2020 г. в аптечном складе имелся данный препарат в достаточном количестве, в связи с чем Пантюшевой Н.М. не было необходимости приобретать его самостоятельно, судом не принимаются.
Согласно сведениям ГУП РК «Государственные аптеки Республики Коми» по состоянию на 23.09.2020 и 06.10.2020 лекарственный препарат «...» в аптеке г.Ухты отсутствовал. По состоянию на 06.10.2020 на отсроченном обслуживании на данный препарат числилось 13 рецептов на 186 упаковки. А остаток на данный препарат в аптечной сети составлял 30 упаковок.
Среди способов защиты гражданских прав ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации называет возмещение убытков.
Таким образом, если гражданин, имеющий право на получение государственной помощи в виде бесплатного обеспечения лекарственными препаратами, не был ими обеспечен своевременно и в полном объеме и данное обстоятельство привело к необходимости оплаты гражданином либо членом его семьи стоимости этих лекарственных препаратов за счет собственных средств или средств его семьи, то потраченные средства, подтвержденные документально, должны быть возмещены за счет государственного органа, не исполнившего должным образом возложенные на него задачи по организации лекарственного обеспечения населения, на основании ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации как убытки, причиненные лицу, право которого было нарушено.
Принимая во внимание, что лекарственный препарат «...» является для Пантюшевой Н.М. жизненно важным, она не была обеспечена им, что свидетельствует о существенном нарушении прав на бесплатную медицинскую помощь, она приобрела лекарства за счет собственных средств, то денежные средства в размере ... рублей подлежат взысканию с Министерства здравоохранения Республики Коми.
Согласно ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», при рассмотрении требований о компенсации причиненного гражданину морального вреда необходимо учитывать, что размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального ущерба, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд исходит из степени вины ответчика, характера и объема, причиненных Пантюшевой Н.М., нравственных и физических страданий, связанных с нарушением ее прав на получение бесплатной медицинской помощи, принимая во внимание длительность нарушения ее прав на получение бесплатных лекарственных препаратов, суд полагает возможным определить ко взысканию компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей, считая ее разумной и справедливой.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Прокурора г.Ухты Республики Коми в интересах Пантюшевой Натальи Михайловны удовлетворить частично.
Взыскать с Министерство здравоохранения Республики Коми (...) в пользу Пантюшевой Натальи Михайловны (...) денежные средства в счет возмещения расходов на приобретение лекарственных средств в размере ... рублей, компенсацию морального вреда в размере 3000 (три тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Судья О.А. Машкалева
Мотивированное решение составлено 20.07.2022