Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4345/2021 ~ М-3681/2021 от 06.10.2021

Дело № 2-4345/2021

УИД 44RS0001-01-2021-007515-52

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 декабря 2021 года                             г. Кострома

Свердловский районный суд города Костромы в составе судьи Сопачевой М.В., при ведении протокола помощником судьи Зотовой Н.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шевченко Игоря Тарасовича к департаменту по труду и социальной защите населения Костромской области о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда»,

установил:

Шевченко И.Т. обратился в суд с иском к департаменту по труду и социальной защите населения о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда». В обоснование требований указал, что в период с <дата> по <дата> занимал должность главы администрации Кологривского муниципального района Костромской области. Приказом Федеральной службы государственной статистики от <дата> он награжден медалью «За активное участие во Всероссийской сельскохозяйственной переписи <дата> года». <дата> он, как лицо, имеющее ведомственную награду и необходимый трудовой стаж для назначения пенсии по старости, обратился к ответчику с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда». Однако департаментом по труду и социальной защите населения Костромской области в присвоении ему звания «Ветеран труда» отказано со ссылкой на то, что деятельность лиц, привлеченных к участию в сельскохозяйственной переписи, представляет собой не постоянную трудовую деятельность, а временное участие в сборе статистической информации в краткосрочный период на основании срочного трудового договора на выполнение определенных работ, носивших разовый характер, а потому награждение медалью «За активное участие во Всероссийской сельскохозяйственной переписи <дата> года» не в рамках осуществления трудовой деятельности не может расцениваться как награждение ведомственным знаком отличия за длительный и безупречный труд и являться основанием для присвоения звания «Ветеран труда». С таким отказом он не согласен, поскольку по смыслу подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» к числу лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, относятся все лица, решение о награждении которых такими знаками принималось в соответствии с нормами действующего законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке. В соответствии с пунктом 1 приложения к Приказу Росстата от <дата> «О ведомственных наградах Федеральной службы государственной статистики за подготовку и проведение Всероссийской сельскохозяйственной переписи <дата> года» нагрудным знаком «За активное участие во Всероссийской сельскохозяйственной переписи <дата> года» награждаются, в том числе работники федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов государственной власти и местного самоуправления субъектов Российской Федерации, проявившие себя в подготовке и проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи <дата> года. С учетом изложенного Шевченко И.Т. просит признать незаконным решение департамента по труду и социальной защите населения Костромской области об отказе в присвоении ему звания «Ветеран труда», обязать ответчика присвоить ему звание «Ветеран труда», возложить на ответчика понесенные по делу судебные расходы.

В судебное заседание истец Шевченко И.Т. не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика департамента по труду и социальной защите населения Костромской области Смирнова Е.Б. в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать. При этом указала, что награждение медалью «За заслуги в проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи <дата> года» не может служить основанием для присвоения истцу звания «Ветеран труда», поскольку этой медалью Шевченко И.Т. награжден не за отличия в труде, так как он не состоял в трудовых отношениях с Федеральной службой государственной статистики, а за выполнение краткосрочной деятельности.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О ветеранах» с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств, ветераны военной службы, ветераны труда.

В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Согласно пункту 1.1 этой же статьи названного Федерального закона порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Пунктом 4 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» предусмотрено, что порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В порядке реализации указанного правомочия в Костромской области приняты Закон Костромской области от <дата> -ЗКО «О мерах социальной поддержки ветеранов труда в Костромской области», содержащий положения, аналогичные тем, что приведены в Федеральном законе «О ветеранах», а также постановление губернатора Костромской области от <дата> «О присвоении званий «Ветеран труда» и «Ветеран труда Костромской области».

Согласно подпункту 3 пункта 2 Положения о порядке присвоения звания «Ветеран труда» и «Ветеран труда Костромской области», утвержденного вышеуказанным постановлением губернатора Костромской области, основанием для присвоения звания «Ветеран труда» являются документы, подтверждающие награждение орденом или медалью, либо присвоение почетного звания СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственным знаком отличия в труде (удостоверение к награде, архивная справка).

Таким образом, по смыслу приведенных правовых норм в качестве основания признания гражданина ветераном труда предусматривается наличие одновременно двух условий: наличие награды, указанной в законе или ином официальном акте уполномоченного органа государственной власти, и соответствующего трудового стажа.

При этом к числу лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, относятся лица, решение о награждении которых такими знаками принималось в соответствии с нормами действовавшего (действующего) законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке.

Отнесение тех или иных наград к ведомственным, а также порядок оформления и заполнения документов о награждении ведомственными знаками отличия в труде определяются нормативными актами министерств и ведомств, которые осуществляют награждение этими знаками и их вручение гражданам.

Как следует из материалов дела, с <дата> по <дата> Шевченко И.Т. занимал должность главы Кологривского муниципального района Костромской области.

Помимо основной трудовой деятельности Шевченко И.Т. в <дата> осуществлял краткосрочную работу, связанную с подготовкой и проведением Всероссийской сельскохозяйственной переписи, без зачисления в штат органа государственной статистики, что подтверждается копией трудовой книжки истца и не оспаривалось сторонами при рассмотрении дела.

Приказом Федеральной службы государственной статистики от<дата> года Шевченко И.Т. награжден медалью «За заслуги в проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи <дата> года».

<дата> Шевченко И.Т., имея общий трудовой стаж более 33 лет, обратился в департамент по труду и социальной защите населения Костромской области с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда».

Письмом первого заместителя директора департамента по труду и социальной защите населения Костромской области от <дата> истцу сообщено, что в присвоении звания «Ветеран труда» ему отказано, так как деятельность лиц, привлеченных к участию в сельскохозяйственной переписи, представляет собой не постоянную трудовую деятельность, а временное участие в сборе статистической информации в краткосрочный период на основании срочного трудового договора на выполнение определенных работ, носивших разовый характер, а потому награждение медалью «За заслуги в проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года» не в рамках осуществления трудовой деятельности не может расцениваться как награждение ведомственным знаком отличия за длительный и безупречный труд и являться основанием для присвоения звания «Ветеран труда».

Оснований не согласиться с решением департамента по труду и социальной защите населении Костромской области об отказе в присвоении истцу звании «Ветеран труда» суд не усматривает.

По смыслу статей 1 и 7 Федерального закона «О ветеранах» определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении звания «Ветеран труда» в данном случае имеет критерий продолжительного, добросовестного труда, за осуществление которого гражданин и награжден ведомственным знаком отличия в труде.

При этом труд подразумевает трудовые отношения, которые в соответствии со статьей 15 Трудового кодекса РФ основываются на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Приказом Росстата от <дата> «О ведомственных наградах Федеральной государственной службы статистики за подготовку и проведение Всероссийской сельскохозяйственной переписи <дата> года» учреждены медаль «За заслуги в проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи <дата> года» и нагрудный знак «За активное участие во Всероссийской сельскохозяйственной переписи <дата> года». Медалью «За заслуги в проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи <дата> года» награждаются работники системы Федеральной службы государственной статистики, работники внештатных Служб по подготовке и проведению Всероссийской сельскохозяйственной переписи, временный переписной персонал, а также работники федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов государственной власти и местного самоуправления субъектов Российской Федерации, работники предприятий и организаций, независимо от форм собственности, внесшие значительный вклад в подготовку и проведение Всероссийской сельскохозяйственной переписи <дата> года (пункт 1 Положения о медали «За заслуги в проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи <дата> года»).

Как указано в преамбуле приказа, ведомственные награды учреждены в целях поощрения и морального стимулирования лиц, принимавших активное участие в подготовке и проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи <дата> года.

Таким образом, данная награда является ведомственным знаком отличия для граждан, осуществляющих трудовую деятельность (службу) в системе Федеральной службы государственной статистики. Для иных лиц награждение этой медалью служит формой поощрения за оказание содействия в решении задач, возложенных на Федеральную службу государственной статистики.

Поскольку медалью «За заслуги в проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи <дата> года» Шевченко И.Т. награжден не за отличия в труде, так как он не состоял в трудовых отношениях с Федеральной службой государственной статистики, а за выполнение краткосрочной деятельности по сбору сведений об объектах сельскохозяйственной переписи в целях получения статистической информации, суд полагает, что награждение указанной медалью не может служить основанием для присвоения истцу звания «Ветеран труда».

В этой связи, учитывая, что оспариваемое решение вынесено департаментом по труду и социальной защите населения Костромской области в соответствии с требованиями действующего законодательства, суд полагает, что заявленные Шевченко И.Т. исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Шевченко Игоря Тарасовича к департаменту по труду и социальной защите населения Костромской области о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья М.В. Сопачева

Мотивированное решение изготовлено 22 декабря 2021 года.

2-4345/2021 ~ М-3681/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Шевченко Игорь Тарасович
Ответчики
Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области
Суд
Свердловский районный суд г. Костромы
Судья
Сопачева Марина Владимировна
Дело на сайте суда
sverdlovsky--kst.sudrf.ru
06.10.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.10.2021Передача материалов судье
08.10.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.10.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
29.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.12.2021Судебное заседание
22.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.04.2022Дело оформлено
04.04.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее