Дело № 12/1-133/2019 76RS0022-01-2019-001852-61
Р Е Ш Е Н И Е
07 ноября 2019 года г.Ярославль
Судья Заволжского районного суда г.Ярославля Пивоварова Т.В., при секретаре Рыцаревой А.С., рассмотрев дело по жалобе Мосеева Дмитрия Владимировича на постановление главного государственного инспектора отдела общего надзора по Ярославской и Костромской областям Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.07.2019 № 6.2-Пс/0173я-06-6607вн-2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАП РФ,
у с т а н о в и л :
Постановлением главного государственного инспектора отдела общего промышленного надзора по Ярославской и Костромской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.07.2019 № 6.2-Пс/0173я-06-6607вн-2019 главный инженер АО «Ярославские ЭнергоСистемы» Мосеев Д.В. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе на данное постановление Мосеев Д.В. указал, что дело об административном правонарушении, несмотря на неоднократные ходатайства лица, привлекаемого к административной ответственности, было рассмотрено не по месту его совершения в г. Ярославле, как это предусмотрено частью 1 ст. 29.5 КоАП РФ, а в городе Рыбинске, поскольку техническая возможность рассмотрения дела в г. Ярославле отсутствовала. Отделом общего надзора по Ярославской и Костромской областям Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Управление Ростехнадзора) неверно квалифицировано правонарушение по части 1 ст. 9.1 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условии лицензии, тогда как проверкой выявлен факт осуществления АО «Ярославские ЭнергоСистемы» предпринимательской деятельности с использованием (эксплуатацией) опасного производственного объекта в отсутствие соответствующей лицензии, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 ст. 14.1 КоАП РФ. Кроме того заявитель указывает, что в период с 26.03.2018 по 06.04.2018 Управлением Ростехнадзора в отношении АО «Ярославские ЭнергоСистемы» была проведена внеплановая выездная проверка с целью государственного контроля (надзора) за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта «Участок трубопровода теплосети» рег. № А18-04100-0003 четвертого класса опасности, расположенного в Заволжском районе г. Ярославля. По результатам проверки составлен акт от 06.04.2018 № 6.2-216вн-А/0034я-2018 и выдано предписание об устранении выявленных нарушений, которым обществу предписывалось провести правильную идентификацию опасного производственного объекта (далее – ОПО) и представить документы для регистрации в государственном реестре. Актом проверки от 06.12.2018 Управлением Ростехнадзора был зафиксирован факт исполнения предписания в части правильной идентификации ОПО. 24.01.2019 Общество подало в Управление Ростехнадзора заявление о выдаче лицензии на эксплуатацию ОПО третьего класса опасности, которая до настоящего времени не получена по независящим от АО «Ярославские ЭнергоСистемы» обстоятельствам. Заявитель просит постановление административного органа от 25.07.2019 № 6.2-Пс/0173я-06-6607вн-2019 отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава правонарушения.
В судебном заседании представитель заявителя Мосеева Д.В. по доверенности Титова Т.И. доводы жалобы поддержала, дополнительно указала, что административным органом нарушен срок привлечения Мосеева Д.В. к административной ответственности, т.к. датой выявления вменяемого заявителю правонарушения является 06.04.2018, т.е. дата составления акта внеплановой выездной проверки, постановление о привлечении лица к административной ответственности вынесено 25.07.2019. т.е. в срок, превышающий 1 год.
Помощник прокурора г. Ярославля Брюзгина Т.А. против удовлетворения жалобы возражала, считает, привлечение Мосеева Д.В. к административной ответственности по части 1 ст. 9.1 КоАП РФ законным и обоснованным.
Центральное Управление Ростехнадзора в судебное заседании не явилось, представило в суд письменные возражения по доводам жалобы, в которых указало, что одним из требований, предусмотренных частью 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ), к организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, является обязанность иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. В связи с этим осуществление обществом деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов без лицензии само по себе свидетельствует о нарушении требований промышленной безопасности, установленных Законом N 116-ФЗ, и, следовательно, наличии в действиях общества признаков состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ. Поскольку правонарушение совершено должностным лицом Мосеевым Д.В. на территории Ярославской области, то дело могло быть рассмотрено на территории Ярославской области в г. Рыбинске, права заявителя нарушены не были.
Заслушав представителя заявителя, помощника прокурора г. Ярославля, изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
В силу ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Установлено, что прокуратурой города Ярославля в соответствии с заданием прокуратуры Ярославской области № 7-27-2019 от 13.03.2019 проведена проверка соблюдения АО «Ярославские ЭнергоСистемы» законодательства в сфере промышленной безопасности опасных производственных объектов. Проверкой установлено, что АО «Ярославские ЭнергоСистемы» осуществляет эксплуатацию опасного производственного объекта III класса опасности – участка трубопровода теплосети без лицензии. Ранее при проведении внеплановой выездной проверки Центральным управлением Ростехнадзора 06.04.2018 было установлено, что Обществом неверно произведена идентификация опасного производственного объекта в сведениях, представленных для регистрации в государственном реестре ОПО «Участок трубопроводов теплосети», а именно: неверно определен класс опасности ОПО: в сведениях, представленных для регистрации, указан IV класс опасности, тогда как данный объект относится к III классу опасности.
Согласно п.12 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее Закон 99-ФЗ) деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности подлежит лицензированию.
В силу абз.4 п.1 ст.9 Закона 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, следует согласиться с позицией заявителя, что уже по окончании внеплановой выездной проверки 06.04.2018 акт проверки № 6.2-21бвн-А/0034я-2018 Центральному управлению Ростехнадзора было известно о том, что АО «Ярославские ЭнергоСистемы» осуществляет эксплуатацию опасного производственного объекта III класса опасности без лицензии. Более того, за совершение административного правонарушения, связанного с эксплуатацией ОПО III класса опасности, в отношении Мосеева Д.В. был составлен протокол об административном правонарушении № 6.2-21бвн-Пр/0060я-2018 по части 1 ст. 9.1 КоАП РФ, а впоследствии, согласно пояснениям представителя заявителя, Мосеев Д.В. привлечен к административной ответственности.
В силу части 1, части 2 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено за нарушение законодательства Российской Федерации о промышленной безопасности по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Поскольку днем обнаружения административного правонарушения (неправильная идентификация ОПО) является дата окончания внеплановой выездной проверки (дата составления акта проверки) 06.04.2018, то срок для привлечения лица к административной ответственности истек 06.04.2019, фактически постановление о привлечении Мосеева Д.В. к административной ответственности вынесено 25.07.2019, т.е. по истечении срока.
Согласно п. 13.1. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в соответствии с п. 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности.
Следовательно, производство по делу об административном правонарушении в отношении Мосеева Д.В. подлежит прекращению на основании п.6 части 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
В случае, когда постановление о прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности либо решение по результатам рассмотрения жалобы на это постановление обжалуется лицом, в отношении которого составлялся протокол об административном правонарушении, настаивающим на своей невиновности, то ему не может быть отказано в проверке и оценке доводов об отсутствии в его действиях (бездействии) состава административного правонарушения в целях обеспечения судебной защиты прав и свобод этого лица (часть 3 статьи 30.6, часть 3 статьи 30.9 КоАП РФ).
Заявитель указывает на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 9.1 КоАП РФ, с чем согласиться нельзя.
Одним из требований, предусмотренных частью 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ), к организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, является обязанность иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В связи с этим осуществление обществом деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов без лицензии само по себе свидетельствует о нарушении требований промышленной безопасности, установленных Законом N 116-ФЗ, и, следовательно, наличии в действиях общества либо должностного лица признаков состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ. Данная позиция отражена в пункте 3 Обзора судебной практики "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.12.2017.
В части 1 ст. 29.5 КлАП РФ закреплено общее правило, в соответствии с которым дело рассматривается по месту совершения правонарушения. Местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер, - место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.
Общая территориальная подсудность в соответствии с частью 1 статьи 29.5 КоАП РФ может быть изменена по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о передаче дела для рассмотрения по месту жительства данного лица.
При этом КоАП РФ не предусматривает безусловной обязанности административного органа удовлетворить данное ходатайство. Центральное управление Ростехнадзора было вправе отказать в удовлетворении ходатайства Мосеева Д.В. о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту его жительства в г. Ярославле с учетом конкретных обстоятельств дела, в том числе при отсутствии к тому технической возможности.
Поскольку отдел общего промышленного надзора по Ярославской и Костромской областям Центрального управления Ростехнадзора расположен в Ярославской области по адресам: г. Ярославль, Московский проспект, д. 41 и Ярославская обл. г. Рыбинск, ул. Свободы, д. 14, то дело о привлечении к административной ответственности Мосеева Д.В. обоснованно рассмотрено на территории Ярославской области по адресу: г. Рыбинск, ул. Свободы, д. 14.
На основании изложенного и, руководствуясь п.6 части 1 ст. 24.5, п.3 ч.1 ст.30.7, ст.30.9 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
Жалобу главного инженера АО «Ярославские ЭнергоСистемы» Мосеева Дмитрия Владимировича на Постановление главного государственного инспектора отдела общего промышленного надзора по Ярославской и Костромской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.07.2019 № 6.2-Пс/0173я-06-6607вн-2019 удовлетворить.
Постановление главного государственного инспектора отдела общего промышленного надзора по Ярославской и Костромской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.07.2019 № 6.2-Пс/0173я-06-6607вн-2019 в отношении главного инженера АО «Ярославские ЭнергоСистемы» Мосеева Дмитрия Владимировича отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении Мосеева Дмитрия Владимировича по части 1 ст. 9.1 КоАП РФ прекратить ввиду истечения срока давности привлечения лица к административной ответственности.
Судья Т.В.Пивоварова