УИД 11MS0009-01-2022-001750-87 |
Дело № |
12-1006/2022 |
РЕШЕНИЕ
Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Мосунова Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 июля 2022 года в г.Сыктывкар жалобу участкового уполномоченного полиции отдела УУП и ПДН ОП-1 УМВД России по г. Сыктывкару лейтенанта полиции Гаджиева Романа Мусаевича на постановление мирового судьи Петрозаводского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми от 20 мая 2022 года по делу № 5-357/2022 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Мазуренко Константина Леонидовича,
установил:
постановлением мирового судьи Петрозаводского судебного участка г.Сыктывкар Республики Коми от 20.05.2022 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, в отношении Мазуренко Константина Леонидовича, прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с указанным постановлением, участковый уполномоченный полиции УУП ОП-1 УМВД России по г.Сыктывкар Гаджиев Р.М. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, направить материал на новое рассмотрение.
Мазуренко К.Л., его защитник, участковый уполномоченный полиции УУП ОП-1 УМВД России по г.Сыктывкар Гаджиев Р.М., извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о времени и месте извещены надлежащим образом. Суд определил рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи и статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 10.02.2022 СР № 689262 21.01.2022 в 14 час. 37 мин. установлено, что Мазуренко К.Л., являясь директором ООО ..., возле ..., допустил накопление отходов производства и потребления от зимней уборки проезжей части дворовой территории и складирование на почве (в месте нахождения зеленых насаждений) на земельном участке кадастровый номер ..., которые относятся к твердым коммунальным отходам, что является нарушением требований статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Прекращая производство по делу, мировой судья исходил из того, что в материалах дела отсутствуют данные, подтверждающие, что снег, складируемый возле дома, был загрязненный и засоленный, имел в своем составе отходы производства и потребления, препятствовал свободному вывозу отходов, проезду автотранспорта, специальных машин и движению пешеходов.
Вместе с тем, мировым судье не учтено следующее.
Правовые основы обращения с отходами в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», предусматривающим, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4).
Пунктом 1 части 2 статьи 11 указанного Федерального закона предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 12 Федерального закона №89-ФЗ).
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 №607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.
Согласно положениям пункта 1 статьи 2, статей 11, 39 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения санитарных правил.
В силу статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 №242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» к коммунальным, подобным коммунальным на производстве и предоставлении услуг населению, отходам относятся отходы от зимней уборки улиц (код 7 31 210 00 00 0), то есть снег.
Пунктом 3.9.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 №170, предусмотрено, что на озелененных территориях запрещается устраивать свалки мусора, снега и льда, за исключением чистого снега, полученного от расчистки садово-парковых дорожек.
Таким образом, снеговая свалка, на которой размещается снег, собранный с территории придворовой территории, являются отходом код вида отхода (ФККО 7 31 210 00 00 0 - отходы от зимней уборки).
Подпунктом 4 пункта 10.1.8 решения Совета МО ГО «Сыктывкар» от 28.10.2017 № 24/201-330 наложен запрет на роторную переброску и перемещение загрязненного и засоленного снега, а также скола льда на газоны, цветники, кустарники и другие зеленые насаждения, в то время как объективной стороной состава указанного административного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
Учитывая изложенное, оснований для вывода о наличии исключающего производство по делу обстоятельства, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, у мирового судьи не имелось.
В нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о всесторонности, полноте и объективности выяснения обстоятельств каждого дела, разрешении его в соответствии с законом изложенные выше обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, оставлены мировым судьей без внимания, что повлияло на исход дела.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Допущенное мировым судьей нарушение процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным и повлияло на выводы, сделанные по данному делу об административном правонарушении, в связи с чем, постановление мирового судье от 20.05.2022 нельзя признать законным и обоснованным, данный судебный акт подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение мировому судье Петрозаводского судебного участка г.Сыктывкар Республики Коми.
При новом рассмотрении мировому судье следует учесть изложенное выше, дать надлежащую оценку доказательствам, и с учетом требований статей 24.1, 26.1 и 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принять обоснованное постановление.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
решил:
постановление мирового судьи Петрозаводского судебного участка г.Сыктывкар Республики Коми от 20 мая 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, в отношении Мазуренко Константина Леонидовича, отменить.
Дело об административном правонарушении в отношении Мазуренко Константина Леонидовича возвратить на новое рассмотрение мировому судье Петрозаводского судебного участка города Сыктывкара Республики Коми.
Судья |
Е.В.Мосунова |