Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1119/2022 ~ М-1075/2022 от 25.07.2022

УИД 05RS0013-01-2022-003800-09 № 2а-1119/2022 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

8 сентября 2022 г. г. Дербент

Дербентский районный суд Республики Дагестан в составе председа-тельствующего судьи Сурхаева М.Р., при секретаре Рамазановой Ф.Г.,

    с участием представителя административного истца - помощника прокурора Дербентской межрайонной природоохранной прокуратуры Гамидова А.М., представителя административного ответчика Админи-страции МР «Дербентский район» РД по доверенности Раджабова А.С. и представителя третьего лица ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Дербенте по доверенности Халилова А.Х.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Дербенте админи-стративное дело № 2а-1119/2022 г. по административному иску Дербент-ского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов и неопределенного круга лиц к администрации Дербентского муниципального района Республики Дагестан, о признании бездействия незаконными, обязании обустроить места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории <адрес> в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства,

установил:

Дербентский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав и законных интересов и неопределенного круга лиц администрации обратился в суд с административным иском к Дербентскому муниципальному району Республики Дагестан, о признании бездействия незаконным, обязании обустроить места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории <адрес> в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.

В обосновании административного иска указал, что Дербентской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проверки исполнения законодательства об обращении с отходами производства и потребления выявлены нарушения законодательства, допущенные администрацией Дер-бентского муниципального района при создании и содержании мест (пло-щадок) накопления твердых коммунальных отходов в <адрес> <адрес>.

Во исполнение требований ст.8 ФЗ от 24.06.1998 №89 ФЗ админи-страцией Дербентского муниципального района в указанных населенных пунктах были созданы места накопления твердых коммунальных отходов, которые включены в реестр мест накопления ТКО утвержденный постановлением главы администрации Дербентского муниципального района 04.03.2020 №63, данные сведения в установленном порядке размещены на сайте органа местного самоуправления.

Вместе с тем как показала проверка, созданные контейнерные площадки в вышеуказанных населенных пунктах требуют их привидения в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21.

Контейнерные площадки надлежащим образом не оборудованы, соглас-но территориальной схемы обращения с отходами РД от 29.12.2021 №350, большая часть созданных мест накопления твердых коммунальных отходов на территории Дербентского муниципального района не имеет твердого покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод.

Причиной отмеченных нарушений является отсутствие надлежащей организации работы в данном направлении руководством администрации района.

В указанной связи, природоохранной прокуратурой 20.04.2022 главе администрации Дербентского района РД внесено представление, которое рассмотрено и признано обоснованным, при этом мер, направленных на устранение нарушений не принято.

С учетом уточнений административного иска истец просит суд, признать незаконным бездействие администрации <адрес>, выразившееся в неисполнении требований законно-дательства в сфере обращения с отходами по обустройству мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории <адрес> в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законно-дательства.

Обязать администрацию Дербентского района Республики Дагестан в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обустроить места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в <адрес> в соответствии с требованиями СанПин 2.13684-21, утвержденных Постанов-лением главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3.

В судебном заседании помощник Дербентского межрайонного приро-доохранного прокурора Гамидов А.М. уточненные административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить. В подтверждение своих доводов привел обстоятельства, изложенные в административном иске.

Представитель административного ответчика администрации МР «Дербентский район» РД по доверенности Раджабова А.С. уточненные административные исковые требования не признал, в их удовлетворении просил отказать. Указывая на то, что бездействий со стороны администрации МР «Дербентский район» не имеется. Постановлением администрации Дербентского района от 04.03.2020 г. №63 утверждены: реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории района и схемы размещения мест сбора и мест накопления твердых коммунальных отходов. Заключен муниципальный контракт №030/22 от 25.07.2022 года на выполнение работ по обустройству площадок накопления твердых коммунальных отходов на территории сельских поселений МР «Дербентский район». Денежные средства по контракту в сумме 2500000 рублей выделены. В населенных пунктах <адрес> и в <адрес> площадки для установки контейнеров под твердые бытовые отходы огорожены и забетонированы.

Представитель третьего лица ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г.Дербенте по доверенности Халилов А.Х. уточненный административный иск поддержал, пояснил, что ФБУЗ «ЦГиЭ в РД в г.Дербенте в девяти муни-ципальных образованиях проведены санитарно-гигиенических обследований мест накопления твердых коммунальных отходов. На территории <адрес> отсутствуют площадки для установки контейнеров под твердые бытовые отходы и отсутствуют и контейнера. На территории <адрес> имеется одна площадка для установки контейнеров под твердые бытовые отходы, отсутствуют контейнера. На территории <адрес> имеется одна площадка для установки контейнеров под твердые бытовые отходы, площадка огорожена, забетонирована. Мусоросборные контейнеры не уста-новлены. На территории <адрес> имеются три площадки для установки контейнеров под твердые бытовые отходы, площадка огорожена, забетони-рована. Всего установлено 15 контейнеров без крышек. На момент обследования, имеет место скопление большего количества бытового мусора. На территории <адрес> имеются три площадки для установки контейнеров под твердые бытовые отходы, площадки не огорожены, не забетонированы. Мусоросборные контейнеры установлены на грунте. Всего установлено 7 контейнеров без крышек. На территории <адрес> имеется одна площадка для установки контейнеров под твердые бытовые отходы, площадка огоро-жена, забетонирована и установлен контейнер под твердые бытовые отходы.

    Суд, выслушав участников процесса и исследовав материалы дела, приходит к следующему.

     В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

    Таким образом, суд приходит к выводу о наличии полномочий прокурора Дербентской межрайонной природоохранной прокуратуры на подачу административного иска в интересах неограниченного круга лиц.

    Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

    Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружа-ющей среды".

    Согласно части 1 статьи 51 Закона № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", части 2 статьи 21, части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населе-ния" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которые должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских посе-лений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

    В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуп-равления" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захо-ронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

    С учетом положений ч. 5 ст. 15, ч. 2 ст. 34, ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на территории муници-пального образования «Дербентский район» исполнение полномочий осу-ществляет Администрация МР «Дербентский район».

    Согласно ч.2 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся помимо прочего создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключе-нием установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

    Таким образом, вопросы, связанные с организацией размещения твер-дых коммунальных отходов, относятся к компетенции Администрации муниципального образования «Дербентский район».

    Согласно статье 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (ч.1).

    Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образова-ний осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (ч. 2).

    В соответствии со ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответ-ствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидеми-ологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п. 1).

    Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (п. 3).

    Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отхо-дов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Россий-ской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накоп-ления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (п. 4).

    Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов (п. 5).

    Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 6).

    Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 г. № 1039, места (площад-ки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местно-го самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

    Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопле-ния твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образова-ния, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законода-тельства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

    Согласно пункту 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.

    Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями.

    В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатаци-онной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов.

    В соответствии с пунктом 8.2.5 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года № 64, для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насажде-ниями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.

    Положения данного пункта СанПиН не входят в противоречие с положениями п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88.

    В соответствии с п. 3.7.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений.

    На основании статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

    Таким образом, прямая обязанность по организации создания и содер-жания мест накопления твердых коммунальных отходов на территории муни-ципального образования возложена на органы местного самоуправления.

    Постановлением Администрации муниципального образования «Дербентский район» от 04.03.2020 года №63 «об утверждении реестра мест накопления и схемы размещения мест сбора и мест накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального района «Дербентский район», утвержден реестр мест накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального района «Дербентский район», утверждена схема размещения мест сбора и мест накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального района «Дербентский район»

    В ходе разбирательства дела, судом установлено, что в населенных пунктах <адрес> и <адрес> обустроены по одной площадке для установки контейнеров под твердые бытовые отходы огорожены и забетонированы.

    Администрацией МР «Дербентский район» на 2022 год в бюджете Администрации МР «Дербентский район» на обустройство контейнерных площадок и приобретение контейнеров для твердых коммунальных отходов предусмотрено 2500000 рублей, за счет которых на территориях сельских поселений будут обустроены контейнерные площадки.

    Заключен муниципальный контракт №030/22 от 25.07.2022 года на выполнение работ по обустройству площадок накопления твердых комму-нальных отходов на территории сельских поселений МР «Дербентский район». Денежные средства по контракту в сумме 2500000 рублей выделены.

    Из материалов дела следует и установлено судом, что специальные площадки для контейнеров не оборудованы, что подтверждается справкой о проведении проверки от 20.04.2022.

    Представитель третьего лица ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г.Дербенте по доверенности Халилов А.Х. в судебном заседании также подтвердил, что специальные площадки для контейнеров в населенных пунктах Дербентского района не оборудованы.

    Указанное свидетельствует о бездействии Администрации муници-пального образования «Дербентский район», в ненадлежащем исполнении возложенных на них обязанностей, что выражается в нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства.

    При изложенных обстоятельствах, доводы представителя администра-тивного ответчика Администрации МР «Дербентский район» о том, что в действиях администрации МР «Дербентский район» отсутствует факт без действия, ссылаясь на то, что денежные средства выделены и уже начаты работы по обустройстве площадок, контейнеров в населенных пунктах Дербентского района, суд считает не обоснованными.

    Таким образом, место временного хранения отходов на указанном участке местности противоречит требованиям п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10, предусматривающих, что площадка для установки контейнеров для твердых коммунальных отходов (места временного сбора отходов) должна соответствовать санитарным правилам.

    Очистка территорий населенных пунктов - одно из важнейших мероприятий, направленных на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды.

    В соответствии с частью 3 статьи 39 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

    Администрация муниципального образования «Дербентский район» является исполнительным органом местного самоуправления и в силу закона обязана принять участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, контролю за состоянием благоустройства, обеспечению чистоты и порядка на территории городского поселения в пределах своей компетенции.

    Администрация муниципального образования «Дербентский район», вопреки положениям ч.9, 11 ст.226 КАС РФ, не представила суду доказатель-ств соответствия места размещения контейнеров санитарным нормам и правилам.

    Такое бездействие административного ответчика, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей, о нарушении им Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благо-получии населения" от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п.2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88, п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 и нарушении прав и законных интересов неопределенного круга лиц, на благоприятную среду обитания.

    При таких обстоятельствах, требования прокурора подлежат удовлет-ворению.

    С учетом положений подп. 19 п.1 ст.333.36 НК РФ ответчик осво-божден от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

                        решил:

    Административное исковое заявление Дербентского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов и неопределенного круга лиц к администрации Дербентского муниципального района Республики Дагестан, о признании бездействия незаконными, и возложении обязанности по оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Дербентского муниципального района Республики Дагестан, выразившееся в неисполнении требований законодательства об отходах производства и потребления по обустройству мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории <адрес>; <адрес> в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.

Обязать администрацию Дербентского муниципального района Республики Дагестан в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обустроить места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в <адрес> в соответствии с требованиями СанПин 2.1.3684-21, утвержденных Постановлением Главного государствен-ного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3.

    Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Дагестан в течение месяца, со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Дербентский районный суд РД.

Судья М.Р. Сурхаев

    Решение в окончательной форме принято 12.09.2022 года.

2-1119/2022 ~ М-1075/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Дербентская межрайонная природоохранная прокуратура
Ответчики
Администрация МР "Дербентский район"
Другие
ТО Управления Роспотребнадзор в г. Дербент
Суд
Дербентский районный суд Республики Дагестан
Судья
Сурхаев Мугутдин Ризванович
Дело на странице суда
derbent-rs--dag.sudrf.ru
25.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.07.2022Передача материалов судье
28.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.08.2022Подготовка дела (собеседование)
10.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.08.2022Судебное заседание
24.08.2022Судебное заседание
08.09.2022Судебное заседание
12.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.01.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее