УИД 45RS0004-01-2022-000086-55 Дело № 2-87/2022
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
Далматовский районный суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Рахимовой А.В.,
при секретаре судебного заседания Никитиной В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Далматово
2 марта 2022 года
гражданское дело по исковому заявлению Акционерного общества «Катайский насосный завод» к Иванчикову Владимиру Геннадьевичу о возложении обязанности,
установил:
АО «Катайский насосный завод» обратился в суд с иском, указав, что 14.10.2019 между истцом и ответчиком заключены договоры купли-продажи транспортных средств, согласно которым АО «Катайский насосный завод» продал ответчику автопогрузчик №*, **.**.**** выпуска и погрузчик универсальный **.**.****. До настоящего времени ответчик не зарегистрировал приобретенную технику в органах Гостехнадзора. Самостоятельно снять с учета проданную технику истец не имеет возможности, так как документы, регистрационные знаки переданы Иванчикову В.Г. При этом АО «Катайский насосный завод» обязан платить транспортный налог. Просит обязать Иванчикова В.Г. зарегистрировать на свое имя технику.
В судебном заседании представитель истца АО «Катайский насосный завод» Белоусов Ю.В. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске. Пояснил, что с заявлением о снятии техники с учета не обращались.
Ответчик Иванчиков В.Г. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщил, об отложении дела не просил.
Представитель ответчика Усков М.Г. исковые требования не признал, пояснил, что фактически транспортные средства отсутствуют, приобретались как металлолом, документов у ответчика также нет, в связи с чем зарегистрировать технику на свое имя Иванчиков В.Г. не имеет возможности.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Гостехнадзора Департамента агропромышленного комплекса Курганской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Исследовав и оценив представленные доказательства, суд пришел к следующему.
Согласно договору купли-продажи от 14.10.2019 АО «Катайский насосный завод» продал Иванчикову В.Г. автопогрузчик **.**.****, заводской номер машины (рамы) №*, номер двигателя отсутствует, цвет №*.
По договору купли-продажи от 14.10.2019 истец также продал ответчику погрузчик универсальный, **.**.****, заводской номер №*, №*, рег№*.
Карточками учета самоходных машин подтверждается, что владельцем №* №*, погрузчика универсальный, №* является АО «Катайский насосный завод».
В силу п.3 ст. 15 ФЗ от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует основнымположениямо допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент заключения договора купли-продажи) собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (далее именуются - владельцы транспортных средств), обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.
Регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов транспортных средств, паспортов самоходных машин и других видов техники или электронных паспортов транспортных средств со статусом "действующий", оформленных в системе электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств), а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
Согласно положениям Постановления Правительства РФ от 21.09.2020 № 1507 (в редакции, действующей на момент рассмотрения дела) «Об утверждении Правил государственной регистрации самоходных машин и других видов техники» Владелец техники обязан зарегистрировать ее или изменить регистрационные данные в органах гостехнадзора в течение срока действия государственного регистрационного знака "ТРАНЗИТ" или в течение 10 календарных дней со дня выпуска техники в свободное обращение в соответствии с правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, либо со дня выдачи паспорта техники или дня оформления электронного паспорта техники (для техники, не подлежащей таможенному декларированию), либо со дня временного ввоза техники на территорию Российской Федерации на срок более 6 месяцев, либо со дня приобретения прав владельца техники, снятия с учета, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Снятие с государственного учета техники в случае ее отчуждения осуществляется органом гостехнадзора на основании заявления прежнего владельца техники о снятии с государственного учета техники по формам, приведенным в приложениях № 1 и 2 к настоящим Правилам, с приложением документов, удостоверяющих личность заявителя, документов о заключении сделки, направленной на отчуждение техники, паспорта техники (выписки из электронного паспорта техники, представляемой по инициативе заявителя), государственного регистрационного знака и свидетельства о государственной регистрации техники, при условии отсутствия подтверждения государственной регистрации техники за новым владельцем.
Таким образом, регистрация транспортных средств имеет исключительно учетное значение, не подтверждая факт наличия права собственности, которое возникает у приобретателя по договору с момента их передачи на основании п.1 ст. 223 ГК РФ.
При этом, при осуществлении сделки в отношении техники, указанной в иске, существовала не только обязанность ответчика зарегистрировать транспортные средства в органах гостехнадзора, но и обязанность предыдущего собственника обратиться с заявлением о снятии техники с государственного учета. Сведений о том, что истец, либо ответчик обращались в органы гостехнадзора с какими-либо заявлениями относительно учета спорной техники, в материалы дела не представлено.
Исходя из названных выше норм права следует, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, поскольку собственник, приобретший право собственности на транспортные средства, в любом случае не сможет зарегистрировать ее в органах гостехнадзора до тех пор, пока предыдущий собственник не снимет ее с учета. Решение суда о возложении обязанности на Иванчикова В.Г. зарегистрировать на свое имя в органах гостехнадзора технику, фактически исполнимо не будет, тем более с учетом пояснений представителя ответчика об отсутствии транспортных средств (их уничтожении), и документов на них.
В силу части 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Гражданское процессуальное законодательство устанавливает, что в исковом заявлении должно быть указано требование истца к ответчику и обстоятельства, на которых истец основывает свое требование (статей 131, 151 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). В связи с этим, предметом иска является то конкретное материально-правовое требование, которое истец предъявляет к ответчику и относительно которого суд должен вынести решение по делу.
Право определения предмета иска принадлежит только истцу, который должен сам выбрать надлежащий способ защиты гражданских прав, в связи с чем, исходя из заявленных требований все иные формулировки и толкование данного требования судом, а не истцом означают фактически выход за пределы заявленного истцом к ответчику требования.
В части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отражен один из важнейших принципов гражданского процесса - принцип диспозитивности, согласно которому суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Абзацем 2 части 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» установлено, что выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, учитывая принцип диспозитивности, суд рассматривает требования истца в тех рамках и к тем лицам, к которым они были предъявлены.
Суд полагает, что истец АО «Катайский насосный завод» не лишен возможности обратиться в Управление Гостехнадзора по Курганской области с заявлением о снятии с регистрационного учета техники, а в случае принятия отрицательного решения, и несогласием с ним, обратиться в суд с соответствующим исковым заявлением.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Акционерного общества «Катайский насосный завод» к Иванчикову Владимиру Геннадьевичу о возложении обязанности отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного судасподачей апелляционной жалобы через Далматовский районный суд Курганской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.В. Рахимова
Мотивированное решение изготовлено 03 марта 2022 года.