Дело № 2-424/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 июля 2019 г. р.п. Москаленки Омской области
Москаленский районный суд Омской области в составе:
председательствующего судьи - Дроздова А.В.,
при секретаре - Панкратовой В.В.,
с участием помощника прокурора Москаленского района Омской области – Федоркина С.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Москаленского района Омской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Ивановского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Москаленского района Омской области обратился в суд исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Ивановского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области, в котором просит обязать ответчика устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно:
- создать в целях пожаротушения условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в с. Ивановка (на водопроводной сети не установлены пожарные гидранты);
- выполнить подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м. для установки пожарных автомобилей в любое время года в с. Ивановка, д. Спартак.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности, в ходе которой выявлены нарушения данного законодательства со стороны администрации Ивановского сельского поселения, выразившиеся в том, что не созданы в целях пожаротушения условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в с. Ивановка (на водопроводной сети не установлены пожарные гидранты), тем самым нарушены ст. 19 Федерального Закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», статьи 4, 6, 62, 63, 68 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, (утвержден Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ), пункты 15, 55, 80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390, п.п. 4.1, 8.6 СП 8.13130.2009, кроме того, водоемы, из которых проводится забор воды для целей пожаротушения, не имеют подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м. для установки пожарных автомобилей в любое время года в с. Ивановка, д. Спартак (ст. 4 Федерального Закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», п. 9.4 СП 8.13130.2009). в связи с чем прокурор обратился в суд с настоящими исковыми требованиями.
В судебном заседании помощник прокурора Москаленского района Омской области Федоркин С.Д. заявленные исковые уточнил, просит суд обязать ответчика выполнить подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м. для установки пожарных автомобилей в любое время года в с. Ивановка, д. Спартак, уточненные исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям, дополнительно суду пояснив, что нарушения на момент рассмотрения дела в суде не устранены, просит предоставить ответчику срок для исполнения решения суда шесть месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Представитель администрации Ивановского сельского поселения Москаленского муниципального района в судебном заседании участия не принимал, в представленном суду отзыве просит рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования признает.
Суд определил: рассмотреть дело при данной явке.
Исследовав материалы дела с учетом доводов сторон, суд приходит к следующему выводу.
Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства, при этом, в соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Исходя из положений ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или не совершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно статье 57 ГПК РФ, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства, о чем судом указано сторонам в определении от 01.07.2019 о принятии искового заявления к производству суда и подготовке дела к судебному разбирательству.
В силу Федерального Закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон), пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Как указано в статье 19 Закона, к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в частности, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Положениями ст. 37 Закона предусмотрено, что руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Как указано в статье 38 Закона, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
В части 1 статьи 6 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, который утвержден Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ (далее – Регламент), указано, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
В силу требований, приведенных в статье 62 Регламента, территории населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.
В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).
Необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом.
Как указано в статье 63 Регламента, первичные меры пожарной безопасности включают в себя:
1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;
3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;
5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;
6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;
7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;
8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;
9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
В соответствии со ст. 68 Регламента, на территориях поселений должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения.
К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся:
1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами;
2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) противопожарные резервуары.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
По результатам проверки в деятельности ответчика установлены нарушения Правил противопожарного режима в Российской Федерации, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 (далее – Правила):
- не созданы в целях пожаротушения условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в с. Ивановка (на водопроводной сети не установлены пожарные гидранты), чем нарушены пункты Правил: пункт 16 – на территории поселений обеспечивается наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, телефонной связи, а также запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; пункт 55 – руководитель организации обеспечивает исправное состояние пожарных гидрантов и резервуаров, являющихся источником противопожарного водоснабжения, их утепление и очистку от снега и льда в зимнее время, а также доступность подъезда пожарной техники и забора воды в любое время года.
Направление движения к пожарным гидрантам и резервуарам, являющимся источником противопожарного водоснабжения, должно обозначаться указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения; пункт 80 - органами местного самоуправления поселений для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности".
При наличии на территории объекта защиты или вблизи него (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
Приказом МЧС России от 25.03.2009 №178 утвержден Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности СП 8.13130.2009, в пункте 4.1 которого указано, что наружное противопожарное водоснабжение должно предусматриваться на территории поселений и организаций. Наружный противопожарный водопровод, как правило, объединяется с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.
Как указано в пункте 8.6 СП 8.13130.2009, пожарные гидранты надлежит предусматривать вдоль автомобильных дорог на расстоянии не более 2,5 м от края проезжей части, но не ближе 5 м от стен зданий; допускается располагать гидранты на проезжей части.
Пожарные гидранты следует устанавливать на кольцевых участках водопроводных линий. Допускается установка гидрантов на тупиковых линиях водопровода с учетом указаний п. 8.4 и принятием мер против замерзания воды в них.
Расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания, сооружения или его части не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более и одного - при расходе воды менее 15 л/с с учетом прокладки рукавных линий длиной не более указанной в п. 9.11 по дорогам с твердым покрытием.
Пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года.
У гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, стойких к воздействию атмосферных осадков и солнечной радиации). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.
- водоемы, из которых проводится забор воды для целей пожаротушения, не имеют подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м. для установки пожарных автомобилей в любое время года в с. Ивановка, д. Спартак (пункт 9.4 СП 8.13130.2009, где указано, что водоемы, из которых производится забор воды для целей пожаротушения, должны иметь подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года, а также пункт 80 Правил - при наличии на территории объекта защиты или вблизи него (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года).
По данным фактам территориальным отделом надзорной деятельности и профилактической работы (Марьяновского и Москаленского районов) Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России в адрес ответчика было вынесено предписание об устранении требований пожарной безопасности, которое в установленные предписанием сроки не исполнено.
Выявленные в ходе проверки нарушения, затрагивают права неопределенного круга лиц, которые проживают на территории сельского поселения, ставят под угрозу их жизнь и здоровье, в связи с чем указанные нарушения должны быть устранены.
Отсутствие в бюджете денежных средств не освобождает ответчика от решения вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий, возложенных на них законом с наличием финансовой возможности.
Суд приходит к выводу, что неисполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению пожарной безопасности является обязанностью органа местного самоуправления, который должен создать безопасные условия для проживания и осуществления жизнедеятельности граждан.
Выполнение этих обязанностей направлено на обеспечение безопасности граждан, данные меры являются профилактическими мерами.
При этом суд исходит из того, что имеющиеся нарушения на комплексной безопасности лиц, проживающих на территории поселения, поскольку не обеспечивается надлежащая противопожарная безопасность объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение возникновения пожаров и чрезвычайных ситуаций.
Осуществление деятельности администрации Ивановского сельского поселения при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области противопожарной безопасности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу.
Доказательств, свидетельствующих о технической невозможности устранения нарушений, ответчиком представлено не было.
Согласно статье 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Основываясь на приведенной норме Закона, суд полагает возможным при удовлетворении заявленных исковых требований, указать в резолютивной части решения на срок, в течение которого ответчикам необходимо выполнить действия – шесть месяцев с момента вступления судебного акта в законную силу, находя указанный срок обоснованным с учетом характера заявленных исковых требований, а также на основе исследованных в судебном заседании материалов дела.
Принимая решение по существу, суд учитывает помимо прочего, что представитель ответчика исковые требования признал.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание ответчиком иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В силу ст. 173 ГПК РФ признание иска ответчиком заносится в протокол судебного заседания и подписывается ответчиком. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Принимая во внимание, что признание иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, суд, с учетом мнения помощника прокурора Москаленского района Омской области, принимает признание иска ответчиком.
В соответствии с часть 4 статьи 198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Разрешая гражданско-правовой спор в условиях конституционных принципов состязательности и равноправия сторон и связанного с ним принципа диспозитивности, осуществляя правосудие как свою исключительную функцию (ч. 1 ст. 118 Конституции РФ), суд не может принимать на себя выполнение процессуальных функций сторон.
В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности, эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается, в первую очередь, поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.
С учетом установленных в судебном заседании фактических обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме, при этом выводы суда основаны как на материалах дела, исследованных в судебном заседании, так и на положениях части 5 статьи 10 ГК РФ, согласно которой добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются. Иное материалами дела не подтверждено.
Вместе с тем, суд полагает возможным отметить, что ответчик не лишен возможности обращения в суд в порядке ст.ст. 203 и 434 ГПК РФ о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения решения суда при наличии к тому уважительных обстоятельств. Применение отсрочки исполнения решения суда допустимо после вступления решения суда в законную силу.
По правилу, установленному пунктом 19 статьи 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются, вследствие чего с администрации Ивановского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области государственная пошлина взысканию не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 39, 173, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Москаленского района Омской области удовлетворить.
Обязать администрацию Ивановского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области в срок шесть месяцев с даты вступления решения суда в законную силу выполнить подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м. для установки пожарных автомобилей в любое время года в с. Ивановка, д. Спартак.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Москаленский районный суд Омской области в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья подпись А.В. Дроздов
Подлинное решение подшито в материалы гражданского дела № 2-424/2019 Москаленского районного суда Омской области. Решение вступило в законную силу «___» ____________2019 г. Судья _________________________А.В. Дроздов |
"КОПИЯ ВЕРНА" подпись судьи ______________________ __Секретарь судебного заседания_______ (Наименование должности работника аппарата суда) _Панкратова В.В.___ (инициалы, фамилия) 17.07.2019 |